Год назад в Рыбинске открылся частный литературный музей. «Литерратура» побеседовала с его руководителем, Александром Карамышевым.Александр Карамышев родился в Рыбинске в 1991. Специалитет Экономика и управление, аспирантура. Сейчас аттестованный гид-экскурсовод по Рыбинску, директор музея "Литературный город Рыбинск", руководитель рыбинского отделения Совета молодых литераторов при Союзе писателей России. Помимо этого играет в театре, тренирует футбольную команду, ведет блог "Прогулки по Рыбинску". Автор курса "Креативный туризм" для РГБ. Член координационного совета по туризму при главе Рыбинска.Сергей Пронин: Как возникла идея создания Литературного музея в Рыбинске?Александр Карамышев: Идея витала давно, ещё с конца 80-х, но в силу разных обстоятельств не удавалось е материализовать. Только сейчас сложились факторы: наличие инициативной команды - ключевую роль сыграли Александр Рыжков, Алексей Субботин, Сергей Хомутов, а также финансирования и подходящего помещения. Освободилась аренда в бывшей гостинице “Столбы”, где останавливались на ночлег Островский, Салтыков-Щедрин, Куприн, Сухово-Кобылин, Успенский, Короленко, Фурманов, Устинов. Концепт родился довольно быстро: поскольку Музей расположен в бывшей проездной арке внутрь двора, это узкое, длинное пространство разбили на три зала: дореволюционного писателя, советского писателя и современного. Человек заходит с улицы, пересекает три эпохи и попадает в антуражный внутренний двор полуколодезного типа. Сейчас активно работаем над реализацией.
С.П.: Какие авторы, связанные с Рыбинском, представлены в вашем музее? Почему вы решили сосредоточиться именно на этих именах?А.К.: Названные выше персоны, кто гостил непосредственно в “Столбах”. Кроме того, увековечиваем и популяризируем творчество уроженцев наших мест - Льва Ошанина, Алексея Суркова, Михаила Рапова, Алексея Ухтомского, а также тех, кто провел значительную часть жизни в Рыбинске, как Николай Якушев. Добавляем к ним тех, в чьем творчестве Рыбинск нашел отражение - Гиляровский, Аксаков, Горький и другие.
Конечно, освещаем и рыбинский этап жизни широко известных деятелей вроде Солженицына, который около года работал в шарашке при нашем моторном заводе, или Иоанна Кронштадтского, множество раз приезжавшего по разным поводам. Поэтому круг довольно широкий - выявлено уже более полусотни фигур, связанных с Рыбинском.
С.П.: Каковы основные цели и задачи музея на ближайшие годы?А.К.: Музей частный, поэтому ключевая задача - вывод проекта на самоокупаемость, чтобы он не был завязан на личном участии создателей. Для этого будем плотнее работать со школами, здесь широкое поле как для общеразвивающих экскурсий, так и для более узко заточенных под конкретные темы школьной программы.
Другая большая задача - консолидация на базе Музея всей творческой интеллигенции, читающей публики Рыбинска. Для этого проводим широкий спектр активностей, а главное - в ближайшее время в большей части помещений первого этажа откроется литературный ресторан. Это увеличит приток посетителей и в Музей. В более отдаленной перспективе планируем создание ещё и литературной гостиницы на третьем этаже в формате бутик-отель с номерами в стилистике тех писателей, что реально гостили в “Столбах”.
С.П.: Какие образовательные программы и мероприятия проводятся в музее?А.К.: У нас есть регулярные мероприятия и разовые. Из регулярного трижды в месяц проходят встречи Книжного клуба, где обсуждаем русскую, зарубежную и нехудожественную литературу. Дважды в месяц собирается наше литературное объединение “Солнечный круг”, которым руководит Людмила Симонова - секции поэзии и прозы. Стараемся делать 1-2 литературных лектория в месяц, хотя бы одну презентацию книги современных писателей. Это встреча с автором и автограф-сессия. Весь год ведем большой проект “Заслуженный собеседник” - встречи с лидерами других творческих сообществ города, на основе интервью с которыми мы формируем смысловую карту Рыбинска. Приурочено это к 150-летию Алексея Ухтомского, автора концепции заслуженного собеседника. Кроме того ежемесячно на базе Музея проходят встречи реабилитационного центра для участников СВО, которые модерирует Александр Разумов. Есть два больших фестиваля - всероссийский имени Ошанина и областной имени Якушева. Это уже серьезная программа на несколько дней, конкурсный отбор авторов, проживание, питание, обучение, культурная программа.
С.П.: Каким образом музей использует современные технологии для работы с аудиторией?А.К.: Не могу сказать, что мы что-то серьезно оцифровали. Пока современные технологии эксплуатируем скорее для информирования и продвижения. Экспозиция только формируется, но естественно планируем внедрять достижения технического прогресса для её усиления. Особенно это актуально для работы со школьниками.
С.П.: Что вы думаете о литературном туризме? На что литературному туристу следует обратить внимание в Рыбинске?А.К.: На мой взгляд, это нишевая история. Интересно тем, кто варится в этой теме - сам пишет, либо глубоко погружен в контекст. Для первого знакомства с городом вариант не приоритетный. Иное дело - повторные посещения. Тут уже у литературного туризма серьезный потенциал, поскольку он позволяет взглянуть на те же самые объекты под другим ракурсом и дополнительно подтянуть объекты показа второго плана, которые на базовых обзорках не покажут.
Рыбинск в целом интересен в первую очередь цельностью архитектурного ансамбля - вся историческая застройка, а это 47 кварталов, уместилась в интервал с 70-х годов 18 века по 1917. Важное логистическое значение делало его местом притяжения. Точно есть смысл погулять по набережной, Крестовой, Бульварной улицам. Эти локации описаны Островским, Куприным, Салтыковым-Щедриным, Гиляровским, Успенским, Короленко, Готье, Леонидом Андреевым. Сохранились и дома, где жили писатели. Кроме “Столбов” это дома где жили и работали Ошанин, Сурков, Якушев, Родион Путятин, Иван Козлов, Иоанн Кронштадтский, Иван Аксаков и другие писатели.
С.П.: Что для вас самое важное в работе с музейной аудиторией? Как вы выбираете темы для выставок и мероприятий?А.К.: Выше рассказывал о регулярных мероприятиях, но есть и разовые. Следим за тем, что происходит и на слуху. Например, делали круглый стол о феномене сериала “Слово пацана”, когда он вышел и хайпанул. Разбирали с точки зрения культуры и литературы. Летом проводили круглый стол по проблемам сохранения историко-культурного наследия в городе. Главное, чтобы эта аудитория была и была активной - задавала вопросы, как-то менялась после посещения наших активностей. Нам важно именно офлайн-присутствие на площадке.
С.П.: Музей часто кажется этакой фиксацией прошлого и настоящего, а как вы смотрите в будущее? Какое влияние литературные музеи оказывают или могут оказать на развитие литературы?А.К.: Музей - это в первую очередь пространство. Во всяком случае, наш. Например, Ярославский совет молодых литераторов вынужден ютиться на птичьих правах в библиотеках. Мы делаем свои мероприятия так как хотим - и по формату, и по времени. Ни от кого не зависим и ни под кого не прогибаемся. Это живой литературный процесс. Поэтому влияние тут прямое. Место для общения, работы, творчества. Создания и поддержания атмосферы. Точка притяжения для литературных гостей. Уже сейчас нам регулярно поступают предложения о презентациях, творческих, литературно-музыкальных вечерах.
С.П.: Что вас лично вдохновляет в работе с литературным наследием и что вас поддерживает в вашей работе?А.К.: Вдохновляет любовь к городу и его истории, желание вновь сделать его значимой точкой на карте страны. В том числе и литературной. А поддерживают, конечно, люди, которые к нам приходят и испытывают в хорошем смысле культурный шок. 99% в восторге, что кто-то взял и сделал такую площадку. Хвалят нас, рекомендуют, несут новость о музее в массы.
скачать dle 12.1