На актуальные вопросы современного литпроцесса отвечают авторы из Тбилиси, Барнаула и Москвы.
Составитель и автор идеи Галина Калинкина1. Назовите 1-3 из своих достижений в литературном творчестве. В каком жанре вы пишете? Это позволит шире представить вас читателю.Надежда АнтоноваДостижения: Роман «От отца» (Эксмо, 2022), финал конкурса поэзии «Отцовский след» (Тольятти, 2022), публикация сборника рассказов «Взаперти» (журнал «Знамя», 2023).
С жанрами сложнее. Мне кажется, что не я их выбираю, а они меня. Пишу то, что пишется. Пока в основном малая и большая проза (18+), стихи, недавно получилась монопьеса.
Анастасия ШевченкоПоскольку я много лет была литнегром, потом принципиально писала под псевдонимом и только недавно вышла из сумрака, особых достижений, наверное, нет. Считаюсь апологетом малой прозы — и это, пожалуй, правда: работаю с ней, чаще всего пишу ее. Так что, мой жанр — малая форма, чаще реализм и немного мистики или фантдопущений. Но неожиданно известнее всего мой рассказ в фантастическом борнике
для подростков «Школа Шредингера».
Екатерина ЗлаторунскаяДо недавнего времени я писала только рассказы, и считала, что это
единственная форма, с которой я могу и хочу работать, но вопреки
представлениям о своих возможностях я написала внушительную
повесть (скандинавский детектив «Осенняя охота»), несколько пьес (одна из них идёт на театральной сцене Питера), и сейчас пишу роман в жанре антиутопии с элементами психологической прозы.
Денис СорокотягинДостижение, (конечно, только мое личное, не в рамках общего литературного ландшафта), что-то автобиографическое, отнюдь не регулярное письмо, к которому я всё реже из-за большой занятости в театре прибегаю, вдруг складывается в книги, которые свидетельствуют и обобщают не только мой опыт, но и опыт, проживаемый моим поколением. Я пишу чаще всего о себе и говорю от первого лица, местами это напоминает вырванные листки из дневника, но в то же время мои тексты не для личного пользования, они как длинный, единый монолог о жизни и смерти, детстве и неминуемом взрослении. Я автор книг «Во всем виноват Бэнкси», «Синдром Шишигина», «Изменение формы» и др.
Анастасия РозановаНачалось все сразу с публикации большого романа «Влюбленные в Барби» в издательстве АСТ в 30 000 экземпляров. Никакого «сложного пути автора» по сути не было. Каково же было мое удивление, когда главред сказал, что прочел роман за одну ночь, что он отлично написан и они его берут и переписывать ничего не нужно. Потом был еще момент встречи со своей книгой в магазине, в Доме книге на Арбате, и в метро, тогда еще книги продавали в переходах и мне случалось подписывать свои прямо там, на книжном лотке, рядом с другим лотком, где пахло дешевым кофе и пирожками. В 2018 году после школы «Хороший текст» мы с подругой основали блог «Поместье Медиа» и некоторые из моих эссе набирали от двадцати до пятидесяти тысяч читателей, в общей сложности моя аудитория это где-то 300 000 человек. В современном интернет-пространстве без вложений в рекламу, это довольно хороший результат, и я им горжусь. Но если говорить о любимых детях — то это недавняя новелла «Сеньора Розария», которая была опубликована в литературном журнале «Дегуста» и получила много хороших отзывов. Я не отношусь к авторам, которые много отправляют свои произведения в журналы и ждут ответа. Мне важно - написать, доступность читателя через блоги и соцсети меня вполне удовлетворяет, и я перехожу к новым темам
Мой жанр называют литературным импрессионизмом, магическим реализмом, гротеском, женской прозой, семейными историями, психологической прозой, социальной драмой, честно говоря, я затрудняюсь его определить однозначно.
Екатерина БлынскаяДостижения. Я очень медленный автор. Поступила в Литинститут в 36 лет, издала первую повесть в 38. Достижения — громкое слово. Считаю большим достижением, что мои рассказы о Сибири достигли Европы,
получили премию Исаака Бабеля, и ещё у меня есть медаль за вклад в литературу от Центрального Дома Литераторов и Литературной газеты.
Жанр. В основном реализм. Есть мистический реализм, немного нон- фикшн, много нон-фикшн, дневники.
Валериан МаркаровНесомненным достижением считаю, что мои книги публикуется в России, Грузии, Армении, Германии, Италии, Финляндии, Дании, Бельгии, Греции, США и Канаде. Книги «Всему своё время»,
«Гении тоже люди… Леонардо да Винчи», «Легенда о Пиросмани», «Личный дневник Оливии Уилсон», «Трамвай ее желания» переведены на языки этих стран.
Являюсь лауреатом «Золотого Витязя», премий им. Марка Алданова и им. Марка Твена (США), «Лучшая книга года» (Германия), обладателем «Золотого Пера Руси». финалист премии им. Э. Хемингуэя (Канада).
Пишу в самых разных жанрах: арт-детектив, исторический роман, психологический роман, фэнтези... Не одно и то же — когда пишешь, скажем, о событиях, имевших место в эпоху Ренессанса или о жизни современной американской девочки-подростка, пережившей травлю в школе и свою первую любовь.
Свое писательское «я» не ищу, но постоянно пребываю в сложном творческом поиске тематики. И когда он, этот трудный поиск, увенчивается успехом — я отправляю Вселенной сообщение, что
«всерьез берусь за воплощение очередной писательской мечты».
Галина КалинкинаОчень хочется сказать, что мои достижения ещё впереди. Но это будет неблагодарностью по отношению к тем, кто помог моей саге о старообрядцах — «Лист лавровый в пищу не употребляется» — быть изданной и тем самым попасть в лонг-лист премии «Ясная Поляна»-2023; тем, кто включил мои стихи в спектакль Театра Камбуровой «Без вины виноватые в 21-м веке»; тем, кто выпустил сборник малой прозы с текстами, которые прочитала
охотница за хорошими рассказами, актриса Светлана Копылова, с текстами, получившими просмотр более чем 100 тысяч зрителей на Ютюбе.
Несмотря на то, что занимаюсь литкритикой и рецензирую прозу коллег, выпускаю сборники повестей и рассказов, всё же, как мне кажется, я автор лонгридов. Пишу исторические романы; в жанре реализма написан и роман о галлиполийском стоянии «Голое поле», на данный момент находящийся в работе питерского издательства. В том же жанре задумана новая книга, которой сейчас заняты все мои мысли, мои дни, мои сны — об одном событии из московской жизни 1918 года. Кажется, это снова будет эпопея. Я, как скульпторы-монументалисты, живу головой назад. И самое интересное для меня — находить в актуальном улики прошлого.
2. Что для вас идеальное издательство?Надежда АнтоноваИдеальное издательство верит в своих авторов и занимается их продвижением. Но если руководствоваться этой максимой, то в некоторых случаях работа с автором будет больше похожа не на бизнес, а на подвижничество. А к подвижничеству никого принуждать нельзя.
Анастасия ШевченкоТакое, в котором писатель не ресурс, а человек.
Екатерина ЗлаторунскаяСейчас работаю с «Азбукой-Аттикус», и меня все радует.
В моем понимании главное — это уважение к рукописи автора и
профессионализм в переходе от рукописи к книге.
Денис СорокотягинТакое издательство находится в непрерывном диалоге с автором и с его текстом. Сейчас непростой период в книгоиздании (когда он был простым): на пути рукописи к готовой книге выстраивается целый ряд препятствий, которые необходимо решать сообща. Сейчас это вопросы о том, о чем можно говорить, а о чем не рекомендуется, и, конечно, вопрос с отодвигаемыми сроками издания. Автору приходится ждать, и порой долго. Экологичные, честные отношения между издательством и автором помогают пережить период томительной отсрочки.
Анастасия РозановаИдеальное издательство это подруга-партнер. Я так могу это определить. Где автор и издатель одинаково ценны друг для друга, бережны и понимают тонкости деятельности каждого. Конечно, в хорошем случае, это как в кино, где издатель и автор встречаются в кафе за бокалом вина, обсуждают конъюнктуру, результаты работы и решают, что делать дальше. Яркие примеры из таких содружеств —Акунин-Захаров, издатель Стивена Кинга, о котором он пишет в своей автобиографии, такими издателями были Некрасов и Панаев для Тургенева и Достоевского, Сабашниковы для Брюсова и Бунина. Хорошие художники-оформители, деликатные и грамотные редакторы, механизм продаж и презентаций, отстроенный согласно личности и психотипу автора.
Екатерина БлынскаяКоманда, которая меня не разочарует. Те, кто меня поймут. Этого достаточно.
Валериан МаркаровИдеальное издательство — это место, где встречаешь единомышленников. Оно должно создавать автору возможности для создания продукта, на котором можно зарабатывать. Оно должно быть профессиональным, эффективным, понимать перспективу, в том числе и для авторов.
Наряду с положительным опытом взаимодействия с издательствами, был у меня однажды и неудачный опыт: в некоем издательстве мне зачем-то принялись указывать что писать, давали дедлайны, требуя по частям присылать текст на одобрение. В таких условиях сотрудничество не сложилось, ведь, как известно, талант лакея плохо сочетается с талантом творца. К моему удовольствию, я пишу, когда хочу и о чем хочу.
Галина КалинкинаТо издательство, которое неравнодушно к книге и после её издания. То издательство, которое не оставляет книгу на всех циклах её жизни. Которое имея тысячные тиражи, с книгой работает в ручном режиме (не из непрофессионализма, это ручная работа). То издательство, которое ориентировано на рынок в степени сохранения собственного кредо. Идеально то издательство, которое вечные темы ставит выше конъюнктурных. Я фантазёрка, да?
3. Должен ли автор работать над целевой аудиторией?Надежда АнтоноваДумаю, что это зависит от целей автора. Мне как читателю интереснее писатели, которые над целевой аудиторией не работают, они просто с ней встречаются на территории своего текста. Происходит это обычно не сразу, но тем лучше, потому что глубокая привязанность к автору и его текстам – дело не быстрое и добровольное.
Анастасия ШевченкоВопрос с подвохом, так и тянет сказать, что никто никому ни черта не должен, но это лукавство. Ты как минимум в общих чертах представляешь, для кого ты пишешь, и не пойдешь со своей средневозрастной российской безысходностью в молодежное издательство, специализирующееся на фэнтези. Не знаю, насколько это про работу с аудиторией, но про здравый смысл точно.
Екатерина ЗлаторунскаяНе уверена, что должен. Тексты создаются из эфемерного замысла, и замысел ведет автора до конца неподвластной изворотливостью. Я часто задумываюсь одно развитие сюжета, а выходит совсем иначе. Главное для меня, как для автора, пройти свой путь, и читатель появляется в финале, когда рукопись закончена. Кто он будет – я не знаю.
Денис СорокотягинРабота над целевой аудиторией важна, особенно если автор выстраивает, даже уместнее сказать режиссирует, (чаще всего возможная модель развития предлагается именно издательством) свой писательский имидж. Успешная книга или серия книг — это выверенный механизм, который должен точно работать на аудиторию. Свою первую художественную книгу «Во всем виноват Бэнкси» я написал для подростков. Она о стрит-арте, и, кажется, должна была иметь локальную аудиторию, что вызывало немалые сомнения у многих издательств, которым я предлагал рукопись, но книга чудом сумела преодолеть эту герметичность и вышла к широкому кругу юных читателей.
Анастасия РозановаЗависит от автора и от аудитории. Мне, например, не составляет труда вести соцсети и аудитория прирастает сама по себе. То есть я не рассматриваю это, как работу. В то время, как общение оффлайн с малознакомыми людьми для меня скорее выход из зоны комфорта и неприятная обязанность. А есть писатели, которые не ведут соцсети, когда я с ними об этом говорю, они рассказывают, что это отнимает силы и время, которое они хотят посвятить работе над большим произведением в тишине своего кабинета. А на встречи ездят с радостью и обожают беседовать с читателями оффлайн. А есть еще пример Элены Ферранте, которая отказалась называть себя и показаться людям даже ради получения самой престижной литературной премии мира. Ее не стали от этого меньше читать и экранизировать. Все зависит от жанра, от жизни, которую ведет автор и от того, за что он интересен читателю.
Екатерина БлынскаяЦелевая аудитория. Автор не должен об этом думать. Если он думает об этом, он становится продажником, однодневкой. Да, его двигают и печатают. Возможно, такой автор очень рад издать хоть что-нибудь своё, неважно что, и гордится этим. Для меня важно качество, исполнение и наполнение текста. Этого нельзя добиться, думая об аудитории.
Валериан МаркаровДолжен. Потому что ЦА — это твои потенциальные читатели. Для того, чтобы книга стала успешной, чтобы ее читали и разбирали на цитаты, она должна быть понятной, должна решать проблемы читателя и соответствовать его уровню.
Галина КалинкинаУ кого-то из современных литераторов слышала, что, если автор погрузился в работу над целевой аудиторией, он более не писатель.
Как по мне, первична всё же бушующая мощная энергия текста, которая полностью подчиняет бытование автора, находящегося в процессе. А потом уже за последней точкой следует выдох и осмотр окрестностей литературного поля: для кого это написано? кому адресовано? Оригинальничать в угоду нет желания. Скорее, уйду в исследование узкой темы. Но такое, казалось бы, «игнорирование» проблемы ЦА нисколько с моей стороны не умаляет уважения к человеку по имени Читатель.
4. Идеальный читатель, кто он? Или кто вообще ваш читатель?Надежда АнтоноваПока это в основном другие пишущие. Идеальный читатель — это тот, кто автору верит.
Анастасия ШевченкоИдеальный читатель кто он? Или кто вообще ваш читатель?
Очень удивилась, когда узнала, что меня читают не только друзья и коллеги. Как правило, это мои ровесники — люди за 40 с погрешностью лет в 5 в обе стороны, объективно с изрядным опытом начитанностью и достаточно абстрактным чувством юмора.
Екатерина ЗлаторунскаяТатьяна Толстая на лекции в школе «Хороший текст», где я училась,
сказала – никто не совпадёт с вами, кроме вас. Идеальный читатель своей рукописи – это сам автор. Маршак говорил, что настоящему писателю нужен настоящий читатель. Наверное, настоящий читатель — чувствующий, думающий, внимательный к слову и любящий его.
Денис СорокотягинИдеальный читатель способен услышать автора и понять его. Он растёт, меняется вместе с автором, с доверием следует за ним, это обоюдный процесс, работа души и сердца.
Анастасия РозановаИдеальный читатель – это мужчина-абьюзер, который лежит на диване, обругав жену и детей, и вдруг, прочитав мою «Сеньору Розарию» или «Развод», познав тайны женского сердца, идет на кухню, обнимает близких и готовит им ужин. Это конечно шутка, но только доля. Я сама читаю книги по настроению, состоянию души, жизненной ситуации, на которую мне требуется чужая рефлексия. Так что главное в читателе — чтобы умел читать, не в смысле разбирал буквы, конечно, и чтобы испытывал душевную рефлексию. Иногда, прочитав мое произведение, мне люди пишут и рассказывают свои жизненные истории, которые всплыли у них во время чтения и что они посмотрели на все иначе.
Екатерина БлынскаяИдеальный читатель. Мой, это думающий человек, который умеет отличить хорошее от плохого. Человек, который дышит со мной в унисон и улавливая дыхание моего текста, делает его своим. Это любящий красоту русского слога человек.
Валериан МаркаровИдеальный читатель… Это тот, для кого я пишу, придумываю название, делаю обложку. Тот, кто со мной на одной волне, кто разделяет мои эмоции: смеется вместе со мной или плачет вместе со мной. Поэтому я давно отказался от идеи понравиться всем или притворяться тем, кем
не являюсь. Идеальный читатель выбирается по любви, здесь нет и не может быть расчета.
Галина КалинкинаКогда прочитавший книгу, обращается к Википедии, в Интернете отыскивает автобиографию писателя, другие его издания, когда спешит поделиться с друзьями открытием нового имени, когда стремится прийти на творческую встречу или даже прилететь самолётом из другого города, чтобы обсудить героев и персонажи — вот такого читателя я могу назвать идеальным. И у меня такой читатель есть, действительно прилетевший из Челябинска в Москву на презентацию романа. Это особый случай. Но ведь идеальное — это нещечко, а не безделица, это редкость, а не регулярность. Если их будет много, самолётов не хватит.
Или вот ещё случай. На выставке фоторабот меня представили, как автора саги о старообрядцах и один из посетителей вдруг сказал, что перед выставкой заезжал на Тверскую в магазин «Фаланстер» за моей книгой. Увы, она распродана. Я не могла упустить такой случай и отдала свой экземпляр. Идеальный читатель даётся тебе Небом, он с тобой верит в одного Бога.
5. Открыли ли вы секрет продвижения? Кто, на ваш взгляд, более ответственен за донесение произведения до широкой публики: издатель, литагент или сам автор?Надежда АнтоноваНет, конечно же, секретом продвижения я не владею. Литагента у меня никогда не было, но уверена, что умелые литагенты могут помочь. В целом, если нужно продвинуть книгу, участвовать в этом процессе лучше всем. Пусть так и будет.
Анастасия Шевченко Нет, не открывала, потому что из издательской среды понимаю, насколько все индивидуально и порой стихийно. Как консервативный книжник считаю, что продвижение — если речь не о самиздате, — все же забота издателя и/или агента.
Екатерина ЗлаторунскаяНе открыла и я боюсь, что и не открою. Современный литературный мир так устроен, что продвижение книги без фигуры автора мало возможно, но все же издательство или литературные агенты знают, как помочь книге выйти на рынок, и без этой помощи даже самому хорошему автору будет трудно. Но все же, я надеюсь, главный секрет в продвижении книги — это написать хорошую книгу. Для меня это самое важное. Но не буду лукавить, важно и продвижение, и читательский интерес, и признание книги.
Денис СорокотягинКак бы автор не вертелся на пупе (иначе не скажешь), без помощи издательства, механизмов продвижения, больших финансовых вложений в проект, автору и книге не выйти в большое литературное плавание. Успех первой книги, взлёт интереса дает карт-бланш новому тексту, выстраивая чуть более проторенную дорогу, но каждый последующий текст должен быть на уровне предыдущего, чтобы читательские ожидания оправдались, а это очень непросто: удержать читателя. Каждый должен заниматься своим делом: автор писать хорошие тексты, издательство и литературные агентства заниматься их продвижением
Анастасия Розанова«Никакого секрета тут нет», — как поется в известной песне «Наутилус Помпилиус». Если вещь ценная, она, как вода, найдет себе дорогу. Другое дело, что многие авторы себя переоценивают и считают, что они создали нечто важное для человечества, в то время как они недостаточно образованы и откровенно скучны, и пишут плохо — все чаще замечаю, что стало стыдно об этом заявлять напрямую и все друг друга хвалят, а потом удивляются, что их не печатают, или печатают, но книги пылятся на полках магазинов. Секрет продвижения – в работе над произведением и над собой, в ежедневном труде, осмыслении происходящего в большом и малом. А кто за это ответственен? Думаю, это командная работа, и литагент, и издатель, но «из ничего и выйдет ничего», так что прежде всего сам автор за это ответственен. Хотя, ему нужна поддержка и забота, и ощущение, что его работа важна. Вот в этом вопросе вклад литагента трудно переоценить. Практически все успешные в России писатели имели связи или работу в литературном мире, это же касается и успешных переводчиков. Сложнее назвать тех, кто этих связей не имел.
Екатерина БлынскаяСекреты продвижения. Их много, и я их все знаю. Но сознательно не пользуюсь ни одним из них. Я уверена, что талантливый писатель всегда найдёт своего читателя. А если не найдёт, то пусть будет так. Я предпочитаю работать над словом, над собой и над своими произведениями. Так выхожу к читателю, но не с горстью овсянки, а с кувшином отборных зёрен.
Валериан МаркаровСкажу банальные вещи: качественный, интересный контент вкупе с яркой, притягательной обложкой и правильным шрифтом, продающей аннотацией, вложение в рекламу, маркетинг, ретаргетинг, рецензии и отзывы на книгу — это и многое другое может принести автору успех.
Думаю, что если книгу выпустило крупное издательство, имеющее серьезные ресурсы, то оно более ответственно за продвижение, тем более что именно оно забирает у автора большую часть денег.
А что может сделать автор, у которого ограничены возможности? Пожалуй, лишь рассказывать о своей книге лично и через интернет, давать ссылку в соцсетях на ее страницу и публиковать
отзывы читателей и отрывки из книги. Но насколько это эффективно?
Галина КалинкинаВсё дело в добром облаке. Оно должно встать над автором и пролить на него свой благодатный дождь — тогда всё получится. Но доброе облако проливается благодатным дождём, увы, не над каждым писателем.
6. Что вас мучает, чего вам как писателю не достаёт в данный момент?Надежда АнтоноваАвтор обязан мучиться, иначе он ничего не напишет. Если серьезно, то у меня много вопросов к современному литпроцессу, но озвучивать их я не буду.
Анастасия ШевченкоНе достаёт времени. Банально нет времени и профессиональная сфера — я редактор, литобозреватель и продюсер книжных проектов — идет внахлест с личной. Чувствую себя как сварщик из мема: о боже, я никогда не уеду в дом на озере, чтобы закончить роман.
Как у Михаила Яснова в его великом цикле «12»:
Бросил писать, потому что схватился сдуру
за халтуру: редактуру и корректуру.
Было уже не до славы, но хотя бы побыть на плаву.
Ринулся в прозу. Месяц за месяцем мучил главу
повести, так и застрявшей на первых страницах.
Вскоре халтуры прибавилось. Разве что ночью приснится
зыбкое нечто, влекущее нечто, – казалось, вот-вот...
Сон исчезал. И манили аванс и расчет.
Правил. Писал на полях. Относился с душой.
Но поля были собственностью. Чужой.
Екатерина ЗлаторунскаяЯ бы хотела большего круга читателей для своих книг. Все остальное есть: замыслы, желание и силы писать. Да, и, конечно, хочется спокойствия, гарантии будущего у нас и наших детей.
Денис СорокотягинМне не хватает свободного, незамутненного посторонними думами, времени, чтобы написать большой текст (повесть, роман), необходимо набрать достаточное количество воздуха, чтобы пройти долгую дистанцию, пока короткое дыхание и бесконечные перебежки. И, конечно, мучительный поиск нового языка говорения о том, что болит и не проходит. Не хочется повторяться, но ценность слов и ответственность за написанное увеличилась в разы. Кажется, что какой-то текст без перебоя выстукивается внутри, но быть обнародованным пока не может, есть риск, что он так и останется текстом «внутреннего пользования».
Анастасия РозановаЧто мучает меня как писателя? - Я пишу об отношениях и эмоциях, поэтому меня волнует тема родовой памяти, о том, как наши предки живут в нас, как не отпускает прошлое. Тема воспитания детей, семейных конфликтов, редких успешных долговременных отношений. Как люди проходят время. Проживают вот этот наш цикл. Потому что даже с 2000 по 2024 столько всего произошло и изменилось, что как будто нас переместили в далекое будущее. Но главная моя тема — свобода, как человеку, женщине сохранять ее физически и психологически. Как находить время и силы на творчество. Как оставаться независимой. Один мой знакомый писал диссертацию в Сорбонне о жизни улиток в палеолите, и это оказалась большая тема. А моя - жизнь современной женщины, кажется, намного больше!
Екатерина БлынскаяМеня мучает несправедливость, конечно. Но не то, чтобы мучает: волнует. Что писатели, которые сами себя так называют, развращают читателя. Хотя! Моего читателя нельзя сманить и купить чтивом. Ещё хотелось бы, чтоб и судьи имели хоть какое-то понятие о том, кого и как они судят.
Валериан МаркаровЕсть ли у меня литературные способности? Сомневаясь в себе, этот вопрос задаю самому себе с завидной регулярностью. К счастью, никакие другие демоны меня не мучают.
Галина КалинкинаНе славы прошу, не почестей, быть прочитанной просто хочется.
Быть пОнятой тоже хочется. Мне мало писать в стол. И для меня литература не факультатив, без неё в моем воздухе острый недостаток кислорода (не нашлась, как снизить градус пафоса).
И ещё одно мучительное сомнение. Обычно в моменте я одновременно занимаюсь чтением, рецензированием, расшифровкой интервью, опросом, редактированием и т.д. — тем, что меня увлекает, но что, в свою очередь, отдаляет от работы над собственной прозой. Страх совлечь с себя все лит.долги, обрести время и…расслышать в себе тишину. Ушел текст. Вот этого я опасаюсь, хотя, может, и зря. «
Забыть на час, на день свое дыханье И только тишину беречь в груди»Опытная кухарка сырое яйцо разобьёт без ножа, о любую поверхность, и не прольёт ни капли белка, не обронит скорлупку на сковороду. В творчестве тоже важно не потерять мышцу письма.
И ещё, нужно сохранить гамму своих ощущений времени, о котором надо будет честно всё рассказать, произвести пересортицу.
7. Кто для вас писатель первого ряда (можно ответить односложно, но из современников, или развёрнуто, теоретически)Надежда Антонова Не хочется называть фамилий, но такие писатели сегодня есть, и это успокаивает, живем.
Анастасия ШевченкоЯ вообще не люблю делить на ряды, потому что не знаю, от какого критерия отталкиваться в каком конкретном случае. Боюсь таких вопросов о современниках, потому что некоторое время спустя лестничным умом понимаю: кого-то да забыла — неловко, я ведь с многими из них знакома, работаю, приятельствую или даже дружу. Есть
авторы, у которых я читаю и перечитываю практически все, видимо, это и есть мой персональный первый ряд, потому что любила их тексты 15–20 лет назад, когда они в большинстве еще не были мейнстримными или заслуженными: Эдуард Веркин, Алексей Сальников, Шамиль Идиатуллин, Леонид Юзефович, Роман Сенчин, Владимир Медведев.
Из классиков — я прежде всего человек Чехова, ОБЭРИУ, Булгакова (причем, рассказов), Коваля.
Екатерина ЗлаторунскаяВсе мои любимые писатели. Любовь нельзя объяснить. Она приходит
извне, я не могу конкретизировать — почему это авторы первого ряда, а
это второго. Но критерий такого деления – только любовь.
Самый мой любимый писатель Чехов.
Денис СорокотягинНе раз повторял, что моя оптика первого взгляда на текст профдеформирована театром: я цепляюсь за драматургию, мне всегда хочется увидеть стройность, выверенность завязки, развития, кульминации, развития героев и.т.д. Многие тексты попали в меня именно по этим параметрам, и чаще всего при повторном перечитывании, когда тебе уже известна сюжетная линия, ты понимаешь, что язык, которым рассказана история, не так уж строен, и ты мгновенно теряешь интерес к самому тексту и к драматургии, за которую ты первоначально зацепился. Поэтому писателей первого ряда (для меня) отличает хороший язык и слог, и, конечно, честность и подлинность, без которых не может быть рассказана ни одна история. Имен называть не буду. В разные периоды жизни – разные имена и тексты, но, если текст проходит с тобой через всю жизнь и не только не теряет радости первой встречи, но и преумножает свою глубину и дает всё новые поводы для осмысления, такой текст встаёт в первый ряд, и автор, стало быть, тоже.
Анастасия РозановаПисатель первого ряда? Прозу все-таки стоит поделить на женскую и мужскую, хотя есть писатели, которые бьют сразу во всю аудиторию. Но их настолько мало, что процитирую Леонида Юзефовича «женщины пишут иначе». Поэтому я скажу о женщинах. Елена Долгопят — это литературный импрессионизм. Ещё люблю Марию Метлицкую, конечно, Анну Матвееву, но больше за «Перевал Дятлова» - а это все-таки нон-фикшн. Марию Степнову, но за «Женщины Лазаря». Это те, кого я читаю с наслаждением. Еще Сергей Лукьяненко. Писатель первого ряда – это тот, кто у всех на слуху, кто пишет новое и его ждут, кто попробовал себя в разных жанрах, под разными фамилиями, и смог достойно жить на свои гонорары и роялти. В этой категории лидер из живущих, конечно, Стивен Кинг, которого у нас воспринимают больше, как автора фэнтези и хоррора, забывая, что он написал глубокие социальные романы, за которые его любят на родине. О домашнем насилии, о коррупции, о пандемии и закрытом тоталитарном обществе. Переосмыслил убийство Кеннеди. И много чего другого. Это настоящий большой писатель. Я часто видела, как морщатся литераторы, когда упоминаешь его, как большого автора, но, если спросить, что они читали, выясняется, как правило, что ничего, или, например один роман из философской серии «Темная башня». Наш книжный рынок постоянно захлебывается от смены курса поэтому и отстает, слишком сильно влияние государства на то, что можно и чего нельзя говорить в литературе. Об этом еще Анатолий Кузнецов, автор романа «Бабий Яр» говорил в своих лекциях. Несвободный вход на большие премии. Строго ограниченный дискурс. Если посмотреть на литераторов - то либо очень пожилые люди, еще советской закалки, либо совсем молодые и наивные. Мало людей среднего возраста - с опытным, но современным взглядом на мир, как будто яма литературно-демографическая.
Писатель первого ряда, это тот, кто, может быть, написал одну, но настолько важную и необычную вещь, что о ней будут говорить и через сто лет. Как «Война миров» Герберта Уэллса или «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана.
Екатерина БлынскаяЯ пока не нашла в современности писателей первого ряда. Все, кто сейчас в первом ряду печатающихся и читаемых для меня не писатели первого ряда. В основном, это вообще не писатели, если их сравнить даже с советскими. Хорошо пишет Светлана Богданова, Дмитрий Новиков, есть огромные поэты, но в прозе нужно очень искать. Так,
чтобы читать кого–то как Чехова, Бунина или Достоевского я пока не встретила. И есть причина: некому наследовать. Надо подождать ещё лет двадцать, когда нарастёт новый культурный слой.
Валериан МаркаровПожалуй, это самый сложный вопрос. И, во избежание оценочной девальвации, просто скажу, что для меня писателями первого ряда были, есть и останутся классики литературы.
Галина КалинкинаНе хочется ощущать себя на краю бескрайнего литпроцесса. Поэтому важна центричность, важно представление о писателе первого ряда. Это мерило, отвес, вектор. Это не камертон, в литературе звучать одинаково не стоит, настраиваться — да, подстраиваться — нет.
Мне кажется, писатель первого ряда — тот, кто смог удержаться во времени, смог убедить и утвердиться, это родитель нескольких уровневых книг. Человек, сумевший задержать внимание взыскательной читательской аудитории, в противовес ярким именам, занявшим первые места в крупных премиях, мелькнувшим благодаря усилиям литагентства или издательства и больше не проявившим свой «дар».
Мои первые: Булгаков, Домбровский, Трифонов и… наверное даже Басинский, Крусанов, Юзефович.
скачать dle 12.1