Редактор: Сергей Пронин Сергей Пронин: «Литерратура» продолжает серию интервью редакторов разделов разных лет #Литерратурныйредактор. Сегодня беседуем с Натальей Поляковой, главным редактором журнала.С.П. Сетевой журнал «Лиterraтура» существует уже 10 лет, это значительный срок для издания. Расскажите, что изменилось в журнале за это время? Как он эволюционировал?Н.П. Жизнь журнала отчасти похожа на жизнь человека: тоже есть своё детство, юность, зрелость и так далее. У «Лиterraтуры», на мой взгляд, уже закончилась юность со свойственными ей ошибками, и наступает зрелость, осознанность. Когда есть наработки и история журнала, есть постоянные авторы и высокая планка, которой мы стараемся придерживаться. Есть ещё много энергии и для экспериментов, но есть и ответственность, понимание того, что мы можем сделать, а что нет. Как писал Иосиф Бродский, у всего есть предел. И у наших сил, нашего редакторского состава, тоже. Если учесть, что журнал не имеет спонсоров и ничего не зарабатывает, а живёт исключительно на энтузиазме редколлегии, размер наших возможностей ограничен.
Я пробовала найти спонсора/спонсоров, чтобы мы могли, например, давать платную рекламу в соцсетях или оплачивать хотя бы вёрстку. А в идеале – платить редакторам зарплату. Ведь то, что они делают – это работа, и не простая. Не каждый с ней справится. Надо много учиться, много знать, разбираться в литературных школах, направлениях, тенденциях, много читать, иметь литературный вкус. Читать произведения своих коллег по цеху, ведь все наши редакторы в первую очередь сами писатели, и прекрасные. Это не каждому по силам.
Но, несмотря на всю нашу перманентную турбулентность, которая проявляется в некоторой текучке кадров, мы есть, мы выходим регулярно – первого числа каждого месяца. Неизменным остаётся и наша политика – публиковать талантливые тексты вне зависимости, кто их написал – новый автор или уже известный. Всегда рады новым авторам, новым текстам, хотя, признаюсь, опубликоваться у нас непросто. Редакторы отбирают материал весьма тщательно.
С.П. Что ждёт «Лиterraтуру» во втором десятилетии?Н.П. В целом то же, что было в первом – новые тексты, новые авторы, новые проекты. Новые люди, которые захотят присоединиться к нашей дружной компании романтиков. Будем выходить, как выходили. Пусть мы будем островком стабильности в стремительно меняющемся мире. Хотя и мы тоже меняемся.
С.П. 10 лет — это ещё и юбилей. Как планируете отмечать?Н.П. У нас будет литературный вечер. Место и дата будут определены позднее. Попробуем собраться редколлегией, хотя это не просто. Далеко не все редакторы живут в Москве. «Лиterraтура» – международный проект.
Есть планы составить сборник избранного за 10 лет. Каким он будет, и будет ли – вопрос ресурсов: и времени, и денег. И он пока остаётся нерешённым.
В честь 10-летия журнала, мы делаем серию небольших интервью с нашими редакторами. Пусть страна знает своих героев.
С.П. Насколько журнальный мир изменился за десять лет? Решились ли бы вы открыть новый литературный журнал сегодня?Н.П. Изменился и очень. Во-первых, на первое место по популярности стали выходить электронные издания. Старые добрые толстые журналы стали терять популярность. В какой-то момент была целая волна закрытия таких изданий. И хотя это даёт шанс молодым журналам подсуетиться, набрать себе хороших авторов и отчасти заполнить образовавшуюся нишу, эти процессы вызывают грусть и какую-то долю разочарования в нашем обществе, которое очень быстро с книг и журналов переключилось на сериалы и блоги. Но ведь ничто не заменит настоящей литературы.
Ещё нужно сказать о переменах в российском обществе и законодательстве, которые повлияли на деятельность литературных журналов. Не всё теперь можно публиковать, для некоторых авторов наступает время писать в стол.
Решилась бы я открыть новый литературный журнал сегодня? Нет. Новое время требует новых форм. Каких? Я не знаю...
С.П. Какую роль играет литературный журнал в литературном процессе сегодня? Чем «Лиterraтура» отличается от других литературных журналов?Н.П. Литературный журнал – это своеобразный ковчег национального языка, но не только – это архив характеров и портретов, описаний быта, того, чем живёт, чем дышит наш мир, о чём болит душа. Не сухие хроники, а именно художественная литература по-настоящему способна запечатлеть черты уходящего времени, его быстротечность и сохранить это богатство для потомков. Литературный журнал – это такая капсула с посланием и для ныне живущих, и для будущих поколений.
Ещё одна роль у журнала – объединяющая. Должно же что-то нас объединять, кроме языка, нас, говорящих и думающих по-русски, живущих и на своей исторической родине, и за границей. Отсюда и интерес к журналу за рубежом.
Чем отличается «Лиterraтура» от других журналов? Частично я уже ответила на этот вопрос, добавить можно только то, что редакторам я даю профессиональную свободу, какая только может быть в литературном журнале, предпочитая заниматься технической стороной процесса выхода номеров.
С.П. А какую роль играет «Лиterraтура» в жизни главного редактора?Н.П. Каждый из редакторов работает в журнале по своим причинам. Для меня – это способ вернуть долг старшему поколению – моим учителям, которые поддерживали меня в начале пути. Многих уже нет: Римма Казакова, Кирилл Ковальджи, Роман Сеф, Александр Смогул. Эта преемственность поколений не должна нарушаться. И тогда кто, если не я? Это уже часть моей жизни.
С.П. Каждый, кто занимается литературой в России, живёт, как будто, несколькими жизнями. Чем живёт главный редактор помимо журнала?Н.П. Работаю, как и все. Занимаюсь дизайном интерьеров. Очень хотелось бы найти время делать свой канал по дизайну, но пока не могу найти время даже публиковать в соцсетях свои работы. Нужно, наверное, загадать желание, чтобы сделать это в 2024 году.
И, конечно же, занимаюсь семьёй и домом. Это та основа, которая даёт мне силы вообще чем-либо заниматься.
С.П. Если бы у «Лиterraтуры» была возможность напечатать абсолютно новый текст любого когда-либо жившего автора, каких трёх вы бы выбрали и почему?Н.П. У меня много любимых авторов, которых я бы с удовольствием опубликовала. В основном это прозаики – и если нужно выбрать только трёх авторов, то, пожалуй, это были бы произведения Михаила Шолохова, Андрея Платонова и Льва Толстого. Почему? Мне кажется, именно они лучше всего приблизились к пониманию национального характера, русской души и понятию, что такое Родина.
С.П. И в завершение, что бы вы пожелали авторам и российской литературе в новом 2024 году?Н.П. Мы все сейчас переживаем довольно сложное время, хочу пожелать, чтобы оно не продлилось долго, а будущее было лучше, чем мы даже могли себе представить. Желаю авторам оставаться самими собой, писать по зову сердца, расти и духовно, и профессионально. Желаю новых книг и публикаций, в том числе в нашем журнале. А русскоязычной литературе (именно так, более широко, чем только российской) пожелаю новых имен, открытий, меньше ангажированности и конъюнктурности, больше искренности и глубины.
скачать dle 12.1