ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » СЕТЕВОЙ АВТОР – ЭТО ПРОФЕССИЯ

СЕТЕВОЙ АВТОР – ЭТО ПРОФЕССИЯ

Редактор: Сергей Пронин 





«Актуальное» продолжает серию бесед с современными авторами о литературном процессе и трендах на книжном рынке. В этой части мы поговорили с сетевыми писателями, публикующимися на различных интернет-платформах.
Беседовал Сергей Пронин









      Ася Невеличка – эро-прозаик, автор нескольких
      изданных книг, сетевой автор платформы «Литрес».

















      Светлана Ферро – начинающий автор приключенческого фэнтези,
      сетевой автор платформы «Литнет», опубликовано три книги.

















      Валерий Пылаев – участвовал в различных межавторских проектах,
      работы выходили в нескольких сериях: «Метро» Дмитрия Глуховского
      и «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Переключился на сетевую литературу
      в 2018 году на платформе «Литнет», на данный момент работает
      на «Автор.Тудей» и «ЛитРес».














      Ирина Котова – сетевой автор с 2014 года, автор фэнтези
      и романтического фэнтези, автор более десятка изданных книг,
      сетевой автор платформ «Призрачные миры», «Автор.Тудей» и «Литрес».










Лёка Лактысева – автор фэнтези-любовных романов и современных любовных романов, сетевой автор платформы «Литнет», один из романов опубликован в издательстве «Альфа-книга».


Давайте начнём с того, как появляются книги. Читателю кажется, что любая литературная работа проходит вот такой путь: автор что-то написал, отдал издателю или в журнал,текст проходит фильтр и потом попадает к читателю. Как это работает для вас?

Ирина: У меня, как и у всех нас, думаю, происходит это так: я выкладываю книги в сети. После того, как книги находят своего читателя и набирают определенную монетизацию, я отдаю их в издательство, там их издают, и у книг появляется второе дыхание. Но так радужно было не всегда. Издательства начали ходить по сетевым порталам и искать авторов где-то с 2013-2014 года. Я так и попала в портфель издательства, сама никуда ничего не отправляла, меня нашли и предложили контракт.
(прим. ред: на сетевых площадках книги обычно доступны читателям по подписке. Подписываясь на определённую книгу, читатель платит через регулярные интервалы и получает доступ к новым эпизодам книги, как только они написаны и опубликованы автором.)


Многие сетевые авторы и читатели оперируют понятием «прода». Что это такое?

Ирина: Прода – это эпизод или глава книги. Книги публикуются такими эпизодами на сетевых площадках и доступны обычно по подписке. Также как в 19-20 веке существовали подписные журналы, в которых именитые и даже не очень именитые авторы публиковали романы по главам. Сейчас место таких подписных журналов заняли сетевые сервисы. Если говорить о романтических жанрах –это прежде всего Литнет, если говорим о более мужском, брутальном направлении – это Автор.Тудей. Литрес тоже занимает очень высокие позиции. Так что прода – это наследник очередной главы романа в литературном журнале.


Для многих людей, которые интересуются и даже занимаются литературой сетевая литература – это какая-то Терра Инкогнита. Есть начинающие авторы, есть признанные состоявшиеся авторы, если лауреаты разных премий, а сетевой литературы как будто у многих на радарах нет. При этом есть ещё часть авторов, которые  занимаются самостоятельным распространением своих текстов, но публикуют их через сервисы типа «Ридеро». Как вы себя сами ощущаете в литературе, на какие части она для вас делится, и делиться ли вообще?

Валерий: Конечно, делится. Если говорить о развлекательной жанровой литературе, то сейчас граница между классическими бумажными и сетевыми изданиями становится всё тоньше и тоньше. Мне кажется, скоро эта граница и вовсе исчезнет, потому что флагманы сетевой литературы, если ещё и не дотянули до «классиков», то скоро дотянут, ну, а сами «классики» перестают брезговать сетью. Жанровую литературу разделять на сетевую и издательскую, наверное, уже и нет смысла. А вот премиальная большая литература – это свой мир, который живёт по своим законам, и куда я лично пока не стремлюсь.

Лёка: Поддержу Валерию, я проходила курсы писательского мастерства «Мастер Текста» от «Астрель СпБ», и наши мастера тоже давали такое разделение литературы: на большую литературу и на литературу жанровую. А сетевая проза, понятное дело, чаще всего жанровая. Такой сегмент жанровой прозы, исключительно развлекательный контент.

Ася: Я тоже добавлю. Когда мы говорим о большой литературе –это тот самый путь, который и многие читатели и многие начинающие писатели видят как единственный: “Я напишу книгу, принесу в издательство, меня посмотрит один редактор, второй редактор, третий, придут в восторг от моей гениальности и сразу выпустят рукопись многотысячным тиражом. Я стану автором бестселлера и приобрету мировую славу”. 
Это, что называется, обывательская точка зрения, когда начинающие авторы считают, что книга обязательно станет бестселлером. Тут есть рациональное зерно, конечно. Издательство – это некий уровень. Тут есть и ценз, и критика, и редактура. Многие ли начинающие авторы готовы показать свою первую рукопись людям опытным, начитанным, людям, через которых проходили многие сотни текстов? 
В этом плане сетевая литература имеет низкий порог входа – меня, как автора, оценивать будут читатели, причём, не только своим интересом, то есть просмотрами, оценками, отзывами, но и, как говорится, рублём. А для сетевого автора основная метрика успешности – это заработок. Если заработок растёт или он стабильно высокий, то это успешный сетевой автор. 
И только тогда начинаешь думать, а не дерзнуть ли мне показаться издателям, имея за спиной читательскую базу и устойчивый интерес к текстам на одной или даже нескольких площадках. Площадок мне уже мало, мне хочется, чтобы меня оценили редакторы, включили мой роман в какую-то серию, или даже предложили создать персональную серию. И дальше уже идёт работа на имя. 
Я, в основном, автор сетевой, у меня издано совсем немного книг, поэтому мне кажется, что издательство – это не про деньги для автора. Если автор, конечно, не первого ряда: Лукьяненко, Акунин и так далее. Но издательство даёт автору имя, даёт новую ступень развития, даёт возможность быть заметным не только на своих площадках, но и выйти на другую аудиторию. Например, написать и продать сценарий сериала, попасть на глаза бук-туберов (бук-тубер – видеоблогер на платформе Youtube, который специализируется на обзоре книг, прим. ред.). Кто бы что ни говорил,сетевая литература и издательство – это разный уровень. В сетевую литературу может прийти кто угодно и написать что угодно, а издательство – это, всё-таки фильтр.


То есть можно говорить, что если я возьму случайную книгу с полки магазина, допустим, в отделе жанровой прозы, и открою случайную книгу на сетевой площадке, то качество текста скорее всего будет выше в книге, прошедшей через издательство?

Ася: Да, в сетевой литературе можно перелопатить сотни наименований и авторов, прежде чем что-то найдёшь для себя. В издательствах огромный самотёк, и огромное количество отказов. Понятно, что автору стоит сначала поработать над своим уровнем, прежде чем идти с рукописью в издательство.

Ирина: В издательстве существует фильтр. В издательство можно попасть двумя путями: отправить рукопись и синопсис на самотёк, или твоя книга находится в сети и набирает такую популярность, что у издательства есть уверенность в коммерческом потенциале книги. При этом, соглашусь, в сетевой литературе огромный разброс качества, а в издательстве всегда есть некая планка. Но это не значит, кстати, что все лучшие книги уже изданы или находятся в процессе издания. И на сетевых порталах есть самородки, которых либо стесняются, либо не подходят по формату. Ещё хочу добавить, что к сожалению в русскоязычной среде есть эдакое «шельмование» жанров. То есть априори жанровая литература находится на ступеньку ниже, чем так называемая «большая литература». Если ты пишешь жанровую литературу, то ты, по мнению значительной части издательств и читателей, не слишком зрелый автор. Это и фэнтези, и любовные романы, и даже иногда в эту категорию попадают и детективы. С фантастикой не всё так однозначно, благодаря нашим великим фантастам.
Но на Западе нет такого разделения. Там есть тоже массовая литература, но там есть и премии, например, HUGO, которые позволяют писателям жанровой прозы получать достаточно много внимания. Если большая литература – это книги, которые могут получить большую престижную премию, то наша проблема только в том, что у нас нет большой престижной премии для фантастики, фэнтези и жанровой прозы. Возможно, если такая премия появится, изменится и отношение.

Валерий: Я слушал Асю, и сперва думал: нет, всё совершенно не так!, И всё-таки она скорее права. Однако, похоже, что колесо Сансары сделало полный оборот и помимо традиционного пути от сетевой к бумажной публикации сейчас появился еще и обратный. Когда не автор пытается найти издательство, а издательства сами ищут успешных авторов. При этом у всех авторов ситуации совершенно разные. Я, например, сознательно ушёл из бумажных серий в сеть, и мне до сих пор случается отказываться от предложений по выпуску бумажного тиража, потому что они мне не интересны, а иногда и убыточны. Например, иногда издательство просит эксклюзивные права на электронную версию, а эта серия уже приносит неплохие деньги. Так что кроме прямого пути есть и обратный. Сейчас эта дорожка становится всё более и более протоптанной. Правда, я должен заметить, что всё очень зависит от жанра. Я больше занимаюсь, что называется, «мужскими» жанрами, и в этих жанрах автор уходящий в бумажные книги из сетевых нередко терпит коммерческий провал. То есть, некоторая часть аудитории уже неохотно переключается на изданные книги или даже просто не готова их покупать, а предпочитает подписку на платформах. Я пока не могу сказать, почему.

Лёка: Интересно, что мужчины-авторы не всегда легко переходят и в обратном направлении. Известные авторы с большими тиражами уходят из издательств в сеть и проваливаются, или по крайней мере не демонстрируют сногсшибательных результатов. Долго и с трудом пытаются собрать сетевую аудиторию, и как-то пока не набирают.

Ирина: Тем не менее, в общем мы видим, что эти издательские махины медленно разворачиваются в сторону сетевой литературы. Появляются коллаборации издательств и порталов, например. И я не соглашусь, что авторы с именем, которые пришли в сеть, совсем не показывают никаких результатов. Их результаты очень даже приличны. Но взаимопроникновение сетевой и издательской литературы только началось.


Получается, издательский фильтр позволяет получить на выходе, что называется, тщательно отобранные тексты. Почему же читатели всё равно идут в сеть, а издательства не в состоянии обеспечить лучшим авторам большую аудиторию и больший доход, чем на сетевых площадках?

Ирина: Во-первых, на сетевых площадках больше выбор. Да, если взять случайную книгу с полки магазина, то скорее всего её уровень будет выше, чем уровень случайной книги из сети. Но если ты уже сетевой читатель, ты можешь найти что-то исключительно подходящее под твои вкусы. Я не соглашусь, что на бумажной книге нельзя зарабатывать, но это вопрос тиражей. Поначалу гонорар примерно соответствует месячной зарплате офисного работника в небольшом городе, в лучшем случае 40-60 тысяч за весь тираж. А почему издательство не может обеспечить такой же доход? Ну ведь издательству тоже надо на что-то существовать, издательство вкладывает некоторые средства в автора, а там уже выплывет или не выплывет, на большее сил и средств не хватает. Писатель в России сейчас, вне зависимости даже от того, сетевой он или «издательский», очень многое делает сам для успеха книги. Мы и промоутеры, и маркетологи, и сммщики и литературные агенты. Мощную подготовку к выходу и работу с новыми книгами делает, наверное, только редакция Елены Шубиной. Как раз эти книги получают большие премии, и РЕШ очень много делает для продвижения. В жанровой литературе, к сожалению, берут количеством.


Почему же у изданных признанных опытных авторов всё-таки не всегда получается работать в сети?

Ася: Знаете, меня часто беспокоит этот вопрос. Я вот сама говорила: «Издаюсь для имени». Так почему ж автор с именем и большими тиражами не может приспособиться и «рвануть», как говорится, на «вершины чартов» на сетевой площадке. Казалось бы, для этого есть всё, и узнаваемость, и мастерство, и уже своя аудитория.
И я пришла к следующим выводам. 
Во-первых, сетевые авторы уже привыкли к некоторым коммерческим правилам. Например, «прода каждый день». Возможно, на АТ другие правила, но на Литнетнорма – это публиковать продолжение каждый день. Никаких перерывов между книгами. Пять-шесть книг в год – это минимум. А ещё нужны бонусы, маленькие рассказики, повести, всякий дополнительный контент. 
Второе,  мастера тщательно прорабатывают матчасть, не смотрят ни на какие жёсткие ограничения объёма. А у нас в жанровой прозе – написал минимальный объём в 300 тысяч — , следующая книга. Если вдруг книга зацепила – сразу же второй том, это ещё 300 тысяч знаков максимум, а там может быть, и третий, и так далее. Мы очень сильно втиснуты в рамки требований порталов. А мастера будут работать над книгой тщательно, не будут халтурить. 


Тут приходится поймать на слове. Получается, сетевые авторы могут халтурить?

Ася: Ну, если я, например, пишу по роману в месяц, я могу нормально, качественно отработать психологические портреты, материальную часть, предметный мир? Нет, конечно. Я беру тренды, кинки – и пишу в них (кинк, от английского kink, особый эротический интерес, прим. ред.).

Ирина: Сетевые авторы всё-таки разные. К сожалению, так и есть, многие мои знакомы авторы занимаются работой на износ. Наверное, халтура – это для красного словца сказано, но определённо есть сетевое выгорание. Моя серия –немного неформат, я вот пишу книгу второй год. Но в общем, если устоявшиеся правила не соблюдать, читатели уйдут к тем авторам, которые их соблюдают, и ты лишишься заработка и аудитории. Не все авторы, конечно, так работают. Есть авторы, которые пишут по книге в месяц, и это приятные хорошие книги. Есть те, кто пишет по книге в месяц, и это совершенно не читабельно. Некоторые заканчивают книгу раз в три месяца, кто-то раз в полгода, кто-то, как я, раз в два года. Сетевой мир огромный, и на разных порталах принципы отличаются. Начинающему автору я бы посоветовала выбирать тот стиль и темп работы, который комфортен, и не загонять себя в эту ловушку выгорания.

Ася: Тут я, конечно, немного преувеличила, безусловно, не все сетевые авторы работают, как я рассказала. Я скорее привела два условных полюса, условный Лукьяненко с очень тщательной проработкой мира, и автор трендового романа на коммерческом портале.  В моём случае это эротические романы, тут о качестве говорить не приходится, или о попытке завоевать мировое имя. Но когда Ирина говорит о своём темпе работы, надо понимать, что она до этого уже завоевала аудиторию, и условно, заработала себе право комфортного темпа для работы, а у нас пока такого права нет. И у Лукьяненко тоже нет наработанной сетевой базы, так что он должен либо принять наши правила игры, либо работать так как привык, и очень медленно набирать сетевую аудиторию.


Сейчас появляется огромное количество писательских курсов, на которых преподают в основном авторы «премиальной» литературы. И на этих курсах часто говорят, что писатель должен иметь профессию, чтобы зарабатывать на жизнь, пока пишутся книги. Для вас писательство – это вот та самая профессия? Или это хобби, которым вы неожиданно начали зарабатывать?

Ирина: Конечно, для меня это профессия. Я раньше работала в маркетинге, но с 2014 года стала профессиональным писателем, и сейчас зарабатываю больше, чем на своей должности тогда. Я очень довольна, что ушла в профессиональные авторы, что моя жизнь вот так поменялась. Я также знакома с несколькими людьми, которые издаются в РЕШ. У каждого путь к первой книге разный, кто-то пишет год, а кто-то семь лет, но после того, как они вошли в этот звёздный лист, их жизнь меняется. Их профессия становится смежной, это могут быть те же самые писательские курсы, и параллельно они начинают получать деньги за переводы, за сериалы, за свои книги и тому подобное.

Валерий: Сетевой автор – это профессия. Сетевой автор работает с источниками, например, при подготовке к тексту. Это зависит от необходимой скорости работы и жанра, но когда я работаю с текстом, у меня может быть открыто 20 статей википедии и ещё 20 других источников. Это, я бы даже сказал, средняя цифра. Сетевой автор – это не только автор текстов, но и маркетолог, таргетолог, сам себе редактор, сам себе художник и так далее.

Светлана: Я начинающий автор, полгода на Литнет, но для меня это уже работа, и с Нового года это будет моей единственной работой. Причём любимой. Тяги к издательству на бумаге у меня нет. Я не представляю, как бумажные авторы жили и живут без прямого мгновенного отклика читателей на работу. Писателей принято делить на садовников и архитекторов. Так вот, я скорее садовник, и когда я получаю живой отклик читателей, я часто меняю свой план, могу добавить или убрать какие-то сюжетные ходы. Моя любимая фраза, которую я не устану повторять: книга начинается с автора, но её жизнь продолжается в читателях. Без читателя книга не существует. 
Я чувствую свою ответственность перед читателем, и меня это вдохновляет и подпинывает, и, хотя я пока не могу писать проды каждый день, но стараюсь придерживаться чёткого графика, чтобы читатели получали продолжение минута в минуту четыре раза в неделю. 
По поводу качества хочу ещё добавить: нельзя написать хуже, чем ты можешь, и нельзя написать лучше, чем ты можешь. Чем больше ты пишешь, тем выше, условно говоря, поднимаются эти границы, растёт уровень. Конечно, для постоянного роста  нужно не только писать, но и много читать и профессиональной литературы и хорошей качественной, в своём жанре. А иногда не повредит и на курсы сходить. Я отношусь к этому как к профессии, и теперь буду заниматься только этим.

Валерий: Я бы добавил про писательские курсы: что есть и курсы, которые организованы сетевыми авторами, а не только премиальными, и эти курсы тоже востребованы.


Есть огромное количество исследований и статистики, которые говорят о снижении интереса к чтению. Вы ощущаете это снижение на себе?

Ирина: Мне наоборот кажется, что интерес вырос и возможностей для чтения стало больше. Тиражи печатных изданий снижаются, это правда. Но, как мы говорили, многие читатели уже и не готовы читать печатные книги. А во время пандемии я замечаю только увеличение интереса к чтению, но если честно, это субъективный взгляд. Даже если мы совместим наблюдения всех присутствующих, это не станет, как мне кажется, отражением объективной картины. Но субъективно интерес к чтению только растёт. 

Валерий: Я вообще люблю оперировать большими числами, и смотреть на картину, что называется, сверху. Я примерно представляю себе уровень продаж популярных сетевых авторов. Этот уровень многократно, в разы, а может и в десятки раз превышает тиражи в бумаге. При этом такой же уровень продаж, скорее всего, очень сильно уступает бумажным тиражам начала 90х годов. Насколько я помню, тогда еще были миллионные тиражи. Но и это не полная картина, есть же ещё сумеречная зона интернета, то есть пиратские библиотеки. И Что там происходит, я даже боюсь предположить.


Насколько сетевой автор страдает от пиратства?

Валерий: О, я предпочитаю об этом не думать.

Ирина: Давайте отметим, что пиратство – это вообще противозаконно. Это некрасиво, несправедливо и этого не должно существовать. Я с самого начала своей работы была, так сказать, пехотинцем борьбы с пиратством, но с 2014 года в русскоязычной сети появилась огромная прослойка людей, которые считают достойным, правильным и важным поддерживать автора. Они чётко понимают, что если автор не сможет продавать книги, он перестанет их писать.  Особенно сильно пиратство бьёт по доходам писателей, которые ещё не набрали читательскую аудиторию. Выходов тут, в общем, два: быстро писать, или выкладывать продолжение по подписке. Раньше многие выкладывали книгу целиком, её утаскивали пираты, и всё. Снижение продаж идёт от 30% до 80%. Но, в целом, должна сказать, что  в России ситуация сейчас меняется в лучшую сторону, и сделано уже очень много. Надо больше, конечно, но путь проделан уже большой.

Ася: Я могу привести пример в цифрах. Я незаметный автор, пишу эротику, мои книги были только на Литнет, и два года пираты меня не замечали. Я вкладывала в рекламу довольно много, около пятьдесят тысяч рублей в месяц. И 4 августа 2020 года весь архив моих работ слили на пиратские сайты. Полностью все мои тексты, не разбирая. А я в этот момент была в Крыму и реагировать у меня не было возможности. За 10 дней я потеряла пятьдесят тысяч рублей дохода. Меня распространили по сорока пиратским сайтам.  С этого момента я пошла в юридическую фирму и заключила с ними договор о юридическом сопровождении. Они меня сначала пугали ценой, мол, это будет около пятидесяти тысяч за год, это авансовый платёж. Но поскольку я потеряла столько за 10 дней, мне показалось, что это отличная экономия.


Мы говорили, что для многих авторов жанровой прозы сетевая литература – это первая ступень с довольно низким порогом вхождения. Как вы думаете, может сеть стать таким же трамплином для тех, кто стремиться в «большую» литературу?

Ася: Безусловно может! И возможностей для этого несколько. Первое, собрать фанбазу в сети, занимать первые места в ТОПах порталов. Редакторы издательств, и не только российских, часто следят за топовыми авторами самиздата и предлагают контракты.
Второе, участвовать в конкурсах. Подходить к этому серьезно. Изучать призы и состав жюри. Многие конкурсы на литпорталах проводятся при судействе редакторов издательств. Это тоже шанс получить контракт и выйти в “премиальную” литературу.
Третий, ходить на литкурсы и обзаводиться знакомствами с редакторами.

Ирина: В мир большой литературы приводят за руку. Например, если вы учились в Литинституте у каких-то мэтров, наверняка, у вас есть какие-то выходы. Потом, я точно знаю, что РЕШ, например, читает весь самотёк, то есть у любого человека есть возможность попасть в большую литературу. Но если автор хочет продвигаться в сети и за счёт этого попасть в большую литературу, то в России это не получится. У нас сетевая литература – это развлекательный контент, так называемое комфортное чтение. Конечно, есть отдельные жанры, вроде триллеров, где не так всё радужно, и может, даже страшно, но в общем, это комфортная литература. Я не помню, чтобы на волне известности в сети кто-то попал, скажем, в портфель РЕШ. Я знаю историю автора, который сменил псевдоним, пошёл на курсы и теперь успешно публикуется в большой литературе. Мне кажется, что сейчас для автора сетевое прошлое – это скорее пятно на репутации в премиальной литературе. Это несправедливо, как мне кажется, но сейчас это так.


Я всё-таки хочу копнуть глубже. Сможет ли начинающий автор интеллектуальной прозы найти свою аудиторию на сетевых площадках, если он не пишет то и так, как этого требуют форматы, а именно работает над своим направлением? Есть ли такие прецеденты?

Ирина: Да, но это не формат для сети.  Такой автор будет очень медленно набирать читателей. Возможно,  со временем, он соорудит лестницу в небеса для себя. Но это не востребовано сейчас настолько, насколько мне бы хотелось, но это дело времени.

Валерий: Для неформатных текстов шансы на популярных сетевых площадках очень невелики. Обычно читатель остается на платформе, потому что он хочет читать определённый жанр, или даже приходит на площадку именно за этим жанром. Дьявол тут в деталях. Если в премиальной литературе читают именно автора, то в сетевой – жанр. Если человек пришёл читать боевое фэнтези или ЛитРПГ, он будет читать их, следить за новинками. И если даже очень опытный популярный автор, зарекомендовавший себя несколькими отличными сериями, вдруг переключится на что-то другое, он потеряет около 100% аудитории. Чем более “конвеерные” тексты, чем более трендовый жанр, тем более взаимозаменяемыв нём авторы. Понятное дело, что сетевые авторы не пишут большую литературу. Но если автор занимается тщательной работой над текстом, вырабатывает свой стиль, то количество именно его читателей, а не читателей жанра в его аудитории может вырасти от 0% до, скажем, 5%. Это лучше, чем ничего, но отдача минимальная. Заходить через сеть в большую литературу – это даже не самый короткий из имеющихся.


А вам не кажется, что вот те писательские курсы, о которых мы говорили, некоторым образом настраивают начинающего автора на эти «страдания» на пути в большую литературу? Есть ли что-то такое, что противоречит вашему опыту? Или может быть, есть что-то, что нужно обязательно говорит начинающему автору, а ему не говорят?

Светлана: Я посещала некоторые курсы, но мне кажется, что это совершенно другой мир, который не имеет отношения к сетевой литературе. Даже тренды, о которых нам говорили на курсах, в сетературе совершенно не работают. Издательства ориентируют на такие направления, как газлайтинг, абьюз, психологический триллер, то есть на проблемы современного общества. В сетевой литературе люди, наоборот, пытаются спрятаться от всех этих сложностей и тяжёлых тем, о которых говорят в большой литературе. Люди идут к нам за позитивом. 
А начинающему автору я скажу одно: не надо до бесконечности улучшать первую главу. Это всё равно, что балансировать на стоящем велосипеде. Иди вперед. Просто сядь и допиши свой первый черновик, через слёзы, сомнения, недовольство собой. Какой бы он ни был, просто сделай этот первый черновик и всё, и ты научишься ловить баланс в движении.

Лёка: Я была на курсах в нескольких школах, я была в CWS и на курсах «Мастер Текста». Я считаю, что в CWS нужно идти тем, кто хочет работать в большой литературе, а на «Мастер Текста» нужно идти тем, кто хочет писать жанровую прозу.

Ася: А я добавлю, что курсы для писателей бывают не только писательские. Я, например, когда не могла найти себе рекламщика, закончила курсы таргетологов. Мне кажется, главное – отдавать себе отчёт в том, что я получу от того или иного курса. На курсы сценариев я пошла, например, чтобы понять, можно ли мои романы продвинуть дальше в качестве сценариев, но при этом на этих курсах ещё поняла, что такое «показывай, а не рассказывай». На курсы ЭКСМО я пошла, чтобы познакомиться с редакторами, понять что они ищут, как отбирают тексты, подойдут ли мои тексты.

Валерий: Курсы – это бизнес. И если какие-то курсы нужны, то они, скорее всего, появятся. А вот что бы мне хотелось, чтобы появилось не у курсов, а у авторов – это умение слушать всех, но никого не слушаться. Сохранять критическое восприятие, даже если ты приходишь на курс к авторитетному человеку, даже если это великолепный автор. И не нужно стараться стать, таким же, как ваш мастер.Я не уверен, что этому миру нужен Валерий Пылаев, как творческая единица, но я совершенно точно уверен, что второй Лукьяненко, скажем, этому миру не нужен. Уже есть первый. 

Ирина: Я думаю, что любые курсы дают начинающему автору ощущение почвы под ногами. Это уменьшает тревожность и неуверенность в себе, а это очень важно. Но я поддержу Валерия, нужно думать своей головой. Мне бы очень хотелось, чтобы люди избегали коучей и мастеров, которые занимаются эмоциональным прессингом. Курсы должны быть профессиональными, сдержанными и направленными исключительно на работу. 


А что вы читаете сами? Вы можете что-то порекомендовать?

Ирина: Из последнего, что я прочла, могу порекомендовать Дженнифер Орф «Вызовите Акушерку», если говорить об интеллектуальной прозе. А так я читаю коллег-авторов, и недавно открыла для себя Проппа. Но я очень много читаю в своём жанре, мне повезло, я читаю и пишу то, что я люблю.

Ася: Я недавно закончила курсы сценаристов, и у нас там была основная задача – это повысить свою насмотренность. Не только, что снимают в определенном жанре, но и какие ходы там бывают, каких актёров приглашают. Писатель не может просто вариться в собственном соку, нужно много читать. Для сетевых авторов очень важно следить за трендами. Что пишут, что пользуется спросом, что набирает популярность. Из того, что я прочитала недавно, мне очень понравились книги Ли Бардуго, например. Сейчас читаю Викторию Шваб, тоже очень нравится. Я читаю фэнтези и young adult, хотя пишу другое.

Валерий: Я не читаю художественную литературу, но очень много читаю первоисточников. Во-первых, не хочется, что называется «прицел сбивать», потому что если читаешь очень сильную книгу, невольно хочется что-то оттуда использовать. А во-вторых просто времени нет.

Светлана: Я читаю около 40 книг сетевых авторов на Литнет и спецлитературу для книги, которую планирую начать. 
В своё время я практически всю мировую классику  перечитала в институте, у меня высшее образование в области английского языка и литературы. , А сейчас переключилась, на тренды. Читаю классическое и любовное фэнтези

Лёка: Я всеядная, меня часто уносит то в один жанр, то в другой. Мне читается с трудом, возможно, потому что очень много работаю с текстом, но я очень много смотрю лекций на ютюбе, недавно вот закончила цикл лекций Дмитрия Быкова, а сегодня слушала лекцию об истории Ордена Тамплиеров. Ну, и книги по писательскому мастерству.


Я говорил со многими совсем начинающими авторами, и когда я их спрашиваю, чего они хотят добиться в литературе, они говорят: «Славы, денег и признания». Как вам кажется, это совместимо? И как бы вы распределили авторов, для которых только одна из этих категорий в приоритете?

Ирина: Я думаю, это достижима. Сейчас появляются, например, электронные премии. Бумажные авторы тоже могут зарабатывать деньги. Нет такого противопоставления: бумага бедная, а сеть богатая. Да, в среднем бумажный автор зарабатывает меньше сетевого. Но я пришла к тому,  что ни от чего не надо отказываться. Всё приносит деньги и читателей, и бумага, и электронные версии, и аудиокниги. Можно идти по любому пути, просто какие-то пути позволят достичь одной из этих целей быстрее. 

Валерий: Я думаю, автору стоит думать не о том, что он хочет получить, а о том, что он хочет написать. Дело нужно выбирать не ради результата, а то, что приносит удовольствие в процессе. Если хочется денег, может, стоит заниматься бизнесом, например, или работать в профессии, которая хорошо оплачивается. Если человеку нужна известность, можно стать блогером, можно пойти в актёры. Но автора определяет текст, и думать нужно над текстом. И только потом можно как-то пытаться спрогнозировать «а что мне за это будет?».


скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 259
Опубликовано 12 янв 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ