ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » In memoriam Василий Бородин

In memoriam Василий Бородин

Редактор: Сергей Пронин



9 июня 2021 года в возрасте 38 лет трагически погиб замечательный поэт и иллюстратор Василий Бородин.


Дмитрий Веденяпин, поэт


Только что узнал жуткую новость: умер Вася Бородин. Он несомненно был одной из самых удивительных «поэтических сущностей» или «поэтических существ». Невероятных знаний и чуткости и потрясающих талантов: поэтических, писательских, музыкальных, художественных, душевных и духовных. Абсолютно ужасная потеря. Плачу!


Алина Дадаева. Поэт, эссеист

Погиб Вася Бородин.
39 лет без одного месяца.
В прошлом году мне довелось написать комментарий к одному его стихотворению. Он тогда сказал, что стихотворение было документальным.
"Стихи вообще никогда не выдумка; иногда они как какие-то сумасшедшие галлюцинации, но в любом случае они никогда не враньё".

Мой комментарий к его стихам звучит теперь одновременно страшно и утешительно.

***
голое деревце
везёт
в троллейбусе старик
и музыки ни в нём ни в нём
ни в нём --
музыки нет
ни в деревце
ни в старике
троллейбус тих как смерть
корни
в пакете белом спят
как "да не усну в смерть"
и морось
морось -- точки врозь
как дождь-старик дорОг
каплей одной
с веткой одной
встретится у метро

***
Есть в стихах Василия Бородина какая-то беззащитность, хрупкость. Вчитываясь в их синтаксис, ощущаешь себя свидетелем не строительства, а  скорее разрушения речи. Как будто из конструкции этих текстов изъяли жесткий каркас, организующий материю в пространстве, а она, каким-то чудесным образом, удержалась в воздухе. Еще, пожалуй,  эти стихи напоминают мне одуванчик: легкие, светлые, кружевные на просвет, в каждом слове — потенция семени, кажется, дунешь — и рассыплются-полетят.

...Если поэт считает необходимым  услышать, что (в дереве, в старике) музыки нет, значит, она в них априори есть. Этакий эффект это-не-трубки. Музыки нет, потому что музыка есть, но она спит. И тишина этого сна звучнее самой музыки. Это в общем-то не тишина, а скорее молчание, в том смысле, в каком его определял Айги: «Молчание — тишина с 'cодержанием'». Получается, Бородин все время идет к своей цели от обратного: к созданию собственной речи — через разрушение речи, к утверждению — через отрицание, к музыке — через тишину, к жизни — через смерть. Иными словами, через первородные “единство и борьбу противоположностей", которые, как известно, и наполняют содержанием искусство и экзистенцию.


Иван Полторацкий, поэт, редактор отдела поэзии журнала «Лиterraтура»

Собираясь читать стихи на вечере Метажурнала в Москве вспомнил, что Вася Бородин по своей невероятной щедрости написал одну песню на моё стихотворение "Я не то чтобы родился".
Сейчас весь мир в стихах Васи. Ничего другого читать невозможно. И это хорошо. Но этого мало.


Ольга Девш, критик, редактор отдела критики журнала «Лиterraтура»

"Клауд найн" Василия Бородина немыслимо хотела привлечь внимание благосклонных критиков и подтвердить нужность поэта читателям. У Джорджа Харрисона ведь с альбомом Cloud Nine вышло победное возвращение в хит-парады после пятилетнего перерыва.
В серии "Центрифуга" сборники выходят только со стихами, без вступительных слов и послесловий. Это правильно. Рекомендации, разъяснения, даже самые лучшие, метят впечатление, входишь будто в чужих тапочках, которые как раз по ноге, но лишают естественной чувствительности босых стоп и смазывается ощущение, обутое в заготовленное инородное вИденье. Особенно это важно с такими поэтами, как Василий Бородин.

"Клауд найн" — трагическая поэзия. Название можно отнести как к аллюзии на вышеупомянутый альбом Харрисона, так и, допустим, перевести дословно "облако нет". И дальше цепочка ассоциаций разветвляется. Если принять клауд как глагол, то получается "затуманить нет". Похожая на Бородина конструкция.

***

что равно чему на свете
камень равен кораблю
когда тонет или светит
это — ты´ себя терплю

что чернее и пробоин
свет ловя чем флаг и щит
флаг свободен щит спокоен
это — свет себя ищи

Я, вопреки личным перепитиям и временной выволоченности из творческого критического процесса, не смогла промолчать, узнав о гибели Бородина. Его стихи не хотят этого.
Вся "Клауд найн" об этом говорит. О вопреки.

***

«в раю небо из
белого золота
земля — из
медного
корни — из серебра
стволы — из
тёмной платины
листья и цветы
из камней таких —
я названий не знаю» —

спи,
холод
спи, дитя-голод
спи, дитя-страх
а ты, старшая дочь тоска
не спи всех баюкай
ничего в полусне не видь
и всех ненавидь

в раю лёд
на просвет пузырчат
и ветка вмёрзла
не слепить снежка
на морозе и на ветру
в раю мёрзнет горб
в раю горят руки
в раю нищий горд
и в городе облака

Две части, из которых состоит книга, по сути об одном — только перед и после. Перед — там и о времени, и о родине, и о поэзии, которые все тратят, идут, ноют... А после — всё то же, однако уже "Каин терпит Авеля".

Мир создан из кома. "Руки текста пусты". Бородин созерцает существующим в нескольких измерениях взглядом и нельзя уловить его четкий профиль, акварельность берет главное и плывёт. Выводя ветер и движение свечи. Человек хрупок, говорит Бородин. Говорил. Его стихи не умолкнут.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 203
Опубликовано 25 июн 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ