КАК ВИКЕНТИЙ БРЫЗЬ ПОГОВОРИЛ С ФИЛЛИПСОМ И ПУШКИНЫМ, САМ ТОГО НЕ ЗНАЯВ московском Центре имени Вознесенского в рамках проекта "Театр&Текст" состоялась постановка пьесы "Страна Вась" Викентия Брызя, который в миру носит имя Виктории Костюкевич и живёт во Владивостоке. Это моноспектакль молодого московского режиссера Николая Бермана. Главную роль в постановке играет уроженец Владивостока Вячеслав Корниченко. О самой пьесе, которая получила в свой адрес восхищённые слова чтецов Любимовки, сказано достаточно: хотя говорить здесь не нужно, нужно читать. Текст Брызя – это поэзия, белый стих, верлибр, пересказывать который – дурной тон. Поэтому скажем о постановке Бермана, которая ничего в пьесе не переворачивает, но акцентирует внимание зрителя на параллелях пьесы с самыми разными произведениями искусства.
Поставка выстроена на трёх вариантах света и цвета: жёлтый, синий, иногда к ним добавляется красный. Точно такая же цветопись лежит в основе фильма Тэда Филлипса "Джокер", который говорит со зрителем и ставит те же проблемы, что и "Страна Вась": и то, и другое – истории "маленького человека", который задавлен жестокостью общества, нищетой и самой машиной государственной власти. Это совпадение кажется особенно не-случайным, когда главный герой говорит о толпах клоунов, которые пойдут по российским улицам. В остальном Корниченко будто сознательно копирует Хоакина Феникса – он также раскидывает руки на манер распятого Иисуса, также неприятно смеётся и трогательно плачет. Интересно, что Александра Харина, художница-постановщица этого спектакля, как и остальные создатели, вообще не думала о таких параллелях: она выбрала синий цвет как цвет моря и неба, а жёлтый – как цвет пшеницы. Ей нравилось, что в сочетании эти два цвета смотрятся дурашливо и аляповато. Кстати, в цветовом круге они стоят друг напротив друга и являются комплементарными. В "Джокере" они указывают на эмоциональную разболтанность героя. В "Стране Вась" они производят тот же эффект, их тревожность усиливается присоединением красного. Стоит также добавить, что в России сочетание синего и жёлтого используется в православной архитектуре и имеет оттенок святости. Что тоже не противоречит герою Брызя: его можно назвать юродивым из-за крайней наивности.
Звук. Весь спектакль – это единый крик героя, и ему вторит звуковое сопровождение: громкий шум прибоя, щелчки, тревожные звуки. Что-то подобное использует Юрий Бутусов в "Беге", когда в первой же сцене испытывает зрителя на прочность, через звук выражая безумие главной героини. Впрочем, зрительница из Владивостока, присутствовавшая в апреле на обсуждении премьеры, заметила, что это "просто звуки живой природы". Это дало мне возможность пошутить: что для приморца - живая природа, то для жителя Москвы - насилие над психикой". Композитор постановки Кирилл Широков заметил, что при создании звука просто шёл за текстом пьесы, и если кто-то увидел в звуковом сопровождении постановки что-то своё – это несомненно там есть.
Реквизит. Александра Харина призналась, что, создавая мохнатый скелет китёнка, она совершенно не думала, что актёр будет с ним играть. Однако в ходе спектакля покрытый мехом и гибкий скелет трансформируется, превращаясь в звериную шкуру для чуждого социуму героя.
Приморская краевая администрация. Она присутствует в пьесе почти постоянно, возникая то тут, то там, как некий символ рока. По факту, она играет здесь ту же роль, что и Медный Всадник в произведении Пушкина: символ государственной структуры, которая давит человека и сводит его с ума.
Пьеса Брызя – это антиколониальная вещь, как и пьесы Серафимы Орловой и Екатерины Августеняк. Превращённая в постановку, которую создали вместе москвичи и приморцы, она превращается в попытку диалога между Владивостоком и Москвой – честного, прямого, местами наивного, местами жестокого. Ну а что? Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!
скачать dle 12.1