Sumnjaju neki da nosinas | Некоторые подозревают, |
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=NmEcgDykBO4
После смерти маршала Балашевич написал песню «Triput sam video Tita» («Я трижды видел Тито», 1981 – https://www.youtube.com/watch?v=CUhI9LpjOGE). Эта личная, проникнутая ностальгией песня стала последним приветствием не только ушедшему вождю, но и безвозвратно уходящей эпохе: совсем скоро югославская сказка закончится. Наступят другие времена.
Предвестницей предстоящего десятилетия стала песня 1987 года «Samo da rata ne bude» («Лишь бы не было войны» – https://www.youtube.com/watch?v=nkNTAvYLwxw):
Znaš šta, | Знаешь, что, |
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=nkNTAvYLwxw
В следующее десятилетие все самые мрачные предзнаменования осуществятся, самые тяжелые кошмары станут явью. Девяностым Балашевич посвятил альбом, который так и называется, «Devedesete» (2000). Сложно резюмировать то лютое для Сербии десятилетие более емко, чем это сделал он в одноименной песне:
Ma, jebite se, devedesete, | Да идите вы, девяностые, |
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=LInep1A1wqk
Из песен того времени сложно выделить главную: каждая рассказывает отдельную, большую и очень важную, свою историю. Это и «Krivi smo»(«Мы сами виноваты»,1993 – https://www.youtube.com/watch?v=ZCukUiXSxb4), известная по первой строке припева «Putuj, Evropo»(«Давай дальше без нас, Европа») – проникнутое горькой иронией свидетельство из Югославии, изолированной от прочего мира экономическим эмбарго. И «Dok gori nebo nad Novim Sadom» («Пока горит небо над Нови-Садом», 2000 – https://www.youtube.com/watch?v=lW-cMIoe7aM) – свидетельство о бомбежках 1999-го.
Но настоящим гимном тех, кто пережил девяностые, стала песня «Živeti slobodno» («Жить свободно», 2000):
Dokle, bre, da nas voza | До каких пор нами будет заправлять |
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=CNXvLbocnkI
Это девиз участников студенческих протестов против режима Слободана Милошевича, всех тех, кто клеил на стены родного города плакаты со сжатым кулаком – символом движения «Отпор». Тех, кто радовался, наблюдая кадры толпы, хлынувшей в Скупщину 5 октября 2000 года, и надеялся на новую жизнь, неразрывно связанную с миром, человеческим и гражданским достоинством и открытыми границами – позабытыми за последнее десятилетие ценностями.
Одного «послужного списка» из перечисленных песен было бы достаточно для того, чтобы обеспечить Балашевичу прочное место в пантеоне «народных» поэтов, но это далеко не всё... Ему принадлежит с десяток любовных баллад, которые для многих современников неразрывно связаны с романтическими переживаниями собственной молодости. А еще он, уроженец Воеводины – автономного края и особого пространства внутри Сербии с собственным ландшафтом, собственным этническим лоскутным одеялом, собственным укладом и обычаями,– стал певцом этого маленького мира и его проводником в большой мир. В своих песнях, одни из которых проникнуты лиризмом, другие – незлобивым юмором, он создал неповторимую галерею портретов: хозяйских сыновей-холостяков, «солдат с сердцем хлебороба», девушек «с ногами, сделанными из чардаша», семейств, где «когда-то славно едали»…
Не удивительно, что попрощаться с Балашевичем, сербом и югославом, локалпатриотом и космополитом, вышел на улицы (невзирая на ковидный запрет собраний) не только его родной Нови-Сад и столичный Белград, но и Сараево, Загреб, Пула, Риека и другие города. В столице Хорватии, где с начала девяностых не используется кириллический алфавит, вечером 19 февраля в память о Балашевиче появилось написанное этим письмом слово «бећарац» («частушка»), как в его песне «Stih na asfaltu» («Строка на асфальте», 2000):
Da mi je još jedared proći Ilicom, | Вот бы мне еще раз пройти по Илице, |
Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=spOwun40Qig
Такой чести не удостаивался – и вряд ли удостоится – ни один политик.
И еще тысячи человек по всему миру поделились воспоминаниями о Балашевиче в соцсетях и зажгли вместо свечи на экране своего телефона заставку любимой песни. В том числе и мы, иностранные слушатели, которые запомнили и полюбили строки на неродном языке.
Анна Ростокина