Наталья Полякова (Главный редактор):Дорогие читатели и авторы! Представляем вашему вниманию 191 номер журнала Лиterraтура!Следующий номер выйдет 1 марта.
Фото обложки -
Дмитрия Щёлокова . Увидеть фотографию целиком можно
здесь.
____________________________________________
Сергей Пронин (редактор отдела Актуальное):Сергей Пронин. СЕТЕВОЙ АВТОР – ЭТО ПРОФЕССИЯ«Актуальное» продолжает серию бесед с современными авторами о литературном процессе и трендах на книжном рынке. В этой части мы поговорили с сетевыми писателями, публикующимися на различных интернет-платформах.
«Сейчас граница между классическими бумажными и сетевыми изданиями становится всё тоньше и тоньше. Мне кажется, скоро эта граница и вовсе исчезнет, потому что флагманы сетевой литературы, если ещё и не дотянули до «классиков», то скоро дотянут, ну, а сами «классики» перестают брезговать сетью. Жанровую литературу разделять на сетевую и издательскую, наверное, уже и нет смысла. А вот премиальная большая литература – это свой мир, который живёт по своим законам, и куда я лично пока не стремлюсь».
Марина Батасова. ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИМарина Батасова делится воспоминаниями о Ефиме Павловиче Беренштейне.
«Многие помнят его по выступлениям на Фестивале свободного стиха где он был постоянным участником, на фестивале «Из Калинина в Тверь». К счастью, остались записи его незабываемых выступлений, остались его книги. Ефим Беренштейн демонстративно избегал красивых эпитетов в названиях своих «вещественных», «предметных» сборников: «Вещи», «Ещё вещей», «Вещества», «Овеществлённость», «Вещение-вещание»… И последний, ещё не изданный — «Вещальное».
Людмила Шилина. МОЯ ЗАДАЧА – РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ ЕЩЁ НИКТО НЕ РАССКАЗЫВАЛ«Актуальное» продолжает серию бесед с современными авторами и литературными деятелями о литературном процессе. На этот раз мы беседуем с Людмилой Шилиной.
Людмила Шилина — писатель, публицист, литературный редактор. Член Союза журналистов и Союза писателей РФ. Автор книг для детей и подростков, рассказы были опубликованы в сборниках прозы издательств «Эксмо», АСТ, «Вече», альманахах, журналах. Дипломант и лауреат международных и российских литературных конкурсов.
____________________________________________
Иван Полторацкий (редактор отдела Поэзии):Павел Артемьев. СНИЗУ ВВЕРХприобретает форму пространства
что лицо человека
думая о том
смотреть на дерево
вот оно счастье
ҚАҢТАР/ ЯНВАРЬСтихи казахстанских поэтов о трагических событиях, произошедших в Алматы в начале января 2022 года.
_ _ _
Нина Александрова (редактор отдела Поэзии):Елисей Герасимов. ОВЕЧИЙ ОСТРОВНо затем я сложил свою песню, длинною в мир – и другую – как мир поперек.
И я слыл словокрадом, дающим не чудо, а слово сухое.
Я не сделаюсь кошкой, или конем, или пресным закатом теперь.
Я лишь бард, что играется с кошкой своей слепотой. Умолкните
Сергей Калашников. ОСТАВЛЕННЫЕ ВЕЩИв кормушке смёрзлись птенцы с пшеном
в собачьей будке истлел костёр
лето, пойманное лицом
дворник в стекло втёр
____________________________________________
Женя Декина (редактор отдела Прозы):Галина Калинкина мастерски использует для построения этого рассказа я-прозу, что делает текст глубоким и лирическим.
Никита Евстратов раскрывает нам тайные движения души человека одинокого и одержимого. Его герой не может разрешить внутренние проблемы, и превращает свои поиски понимания в странную игру.
_ _ _
Юрий Серебрянский (редактор отдела Прозы):В январском выпуске прозы у нас две премьеры – представляем вам повесть
Дениса Осокина «Уключина», о которой сам автор говорит так: «Мне еще не было и 20-ти лет, когда я начал думать, что хотел бы написать в жизни из крупного одну повесть - «Уключину», и один роман. Роман все еще остается внутри меня. Время поиска слов для «Уключины» растянулось на 20-ть с лишним лет, и в 2006 году ко мне неожиданно пришли «Овсянки» - единственная моя повесть до сих пор. Но! «Овсянок» написал Аист Сергеев, а «Уключину» - Денис Осокин. Значит, всё вышло как я задумал.»
В качестве прозаика впервые выступает поэт
Дмитрий Волкош с подборкой рассказов
«Песенки неведения и опыта»:
«Вот мы с тобой под руку идем по этой улице. Под ногами визжит снег. На мне широконосые ботинки, похожие на старые грибы, общежития мелких насекомых, а на тебе – блестящие сапожки на каблуке. Меньше сцепления с землей, меньше звука, наверное, ты ближе к птицам, чем я».
____________________________________________
Наталья Якушина (редактор отдела Драматургии):Пьеса
«К белым звёздочкам в буране» Дмитрия Ластова настраивает на романтический и новогодний лад. Всего две роли – мужчина и женщина, которые каким-то чудом оказываются в постели друг с другом. А, может, это и не чудо, а просто они забыли, что любят давно друг друга. Не устаю восхищаться благородным и добрым сердцем автора, и текст отличный.
Пьеса
«Боец семейного фронта» Татьяны Медиевской начинается как комедия, а заканчивается трагедией. Главная героиня отказывается от музыкальной карьеры ради семьи, становится бойцом невидимого фронта, и вызовы происходят каждый день. Немудрено сойти с ума. В февральском номере будет опубликована первая часть пьесы, в мартовском – вторая часть.
_ _ _
Серафима Орлова (редактор отдела Драматургии):Новая диада пьес максимально экспериментальная. Автор, который уже был на наших страницах —
Женя Сташков, участник недавнего фестиваля «Антология современной Лиterraтуры». Теперь его пьесу
«Два корабля» можно прочесть и на нашем сайте.
Гость номера — финалистка премии неправильной драматургии НИМ-2021, писательница из США
Анна Лангман и её пьеса
«Прекрасный Ганимед». Станет ли она победительницей, мы узнаем со дня на день на сайте премии vibratingbody.jimdofree.com.
____________________________________________
Иван Гобзев (редактор отдела Нон-фикшн):Евгений Деменок предлагает очередное великолепное эссе-исследование человеческих душ (
«Несколько слов о распорядке дня»).
Павел Тетерский, живой классик, о причинах бить женщин (а точнее – не бить) (
«СТРОЙМЕТАЛЬЯНС», или 10 поводов ударить любимую женщину»).
_ _ _
Юрий Угольников (редактор отдела Нон-фикшн):Анна Аркатова в своей колонке в очередной раз рассказывает о взаимодействии с коммерчески насыщенной реальностью, причем о взаимодействии, происходящем именно тогда, когда взаимодействовать с этой реальностью, тем более в её коммерческих аспектах, совсем не хочется.
В небольшой заметке
Марианна Гейде размышляет в характерной философской манере о стихотворении Владислава Ходасевича «Из дневника».
____________________________________________
Ольга Девш (редактор отдела Критики):Александр Марков. КАТАРТИЧЕСКАЯ АНТОЛОГИЯ ВЕРЛИБРА(О книге: Современный русский верлибр: антология / сост. Л. Р. Газизова. — М.: Воймега, 2021. — 428 с.)
— несмотря на трудности рецензирования антологий, Александр Марков нашел свой ключ к «вместилищу» современных русских верлибров, рассмотрев в силе слабости, а в спорных деталях — подвижность и стремление к исследованию верлибра как неотъемной составляющей поэзии.
Ольга Брагина. БЕЗУСЛОВНО АКТУАЛЬНА(О книгах: Сетка Цеткин. Антология феминистской критики / сост. Л. Георгиевский, А. Голубкова, Ю. Подлубнова. М.; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2021. — 274 с. (Издательский проект «InВерсия»); Мария Бобылёва, Юлия Подлубнова. Поэтика феминизма. М: АСТ, 2021.)
— двойная рецензия, похоже, может стать фирменной формой критики Ольги Брагиной. Теперь под смежным прицелом вновь две книги — сборники феминистической критики и поэзии, близкие, помимо авторского состава, по духу и целям, оптике и вектору.
_ _ _
Максим Дрёмов (редактор отдела Критики):Алексей Ларионов. КНИГА ЧУВСТВЕННЫХ РЕФЛЕКСИЙ(О книге: Иво. Синий ветер моих снов. СПб: ПОЭТУСТОРОНЕЕ, 2021)
— Алексей Ларионов высказывается о дебютной книге поэтессы-исполнительницы, известной под псевдонимом Иво — (квази)биографическую книгу-цикл, в которой критик обнаруживает как провалы в исполнении отдельных тем, так и удачные решения, становящиеся поводом для разговора.
Михаил Квадратов. ВСЕ БЛИЖЕ(О книге: Андрей Бычков. Все ярче и ярче. Рассказы. СПб: Алетейя, 2021)
— Колумнист «Лиterraтуры» Михаил Квадратов доказывает ценность и значимость прозы Андрея Бычкова от противного — начав разговор с том, что о ней невозможно разговаривать. Ценность этих рассказов обнаруживается во вскрытии бессознательного, в антиномии Эроса и Танатоса, в удивительной галерее странных потусторонних персонажей, готовых обмануть любые ожидания.
____________________________________________
Анна Орлицкая (редактор отдела Переводов):В стихах турецкого поэта
Онура Бехрамоглу, переведенных
Юрием Орлицким, европейская традиция медитативного свободного стиха сочетается с очень тонко проявляющимися - иногда только на уровне реалий и едва заметных интонаций - восточными мотивами. Эти стихи полны личных переживаний, осмысления себя в мире, отсылок к западному и восточному культурному и историческому контексту.
Переводчица
Евгения Доброва знакомит читателей со стихотворениями польского поэта, лауреата премии В. Шимборской
Лукаша Яроша. «Почти медитативное наблюдение за текущим состоянием и - чаще всего - за своей собственной ролью в нем, составляет если не тему, то, по крайней мере, отправную точку практически каждого стихотворения Яроша», - отмечает литературный критик Ярослав Новосад. Для творчества Яроша характерны «открытие аналогий между событиями, неочевидных связей между вещами, между настоящим и прошлым» и «поиск порядка в хаосе мира».
____________________________________________
Марина Яуре (редактор отдела Фантастики):В рассказе
Юрия Некрасова «Имперский марш» земляне ведут затяжную космическую войну с неизвестным противником. Землю защищает армия инвалидов и группа тщательно отобранных одиночек, чья цель – страховать Избранных. Звучит избито. Что же на самом деле скрывает станция «Один», названная в честь одноглазого бога, знающего Истину?
Рассказ
Романа Шебалина «Славные деньки» из цикла «Сказки и истории озера Штайнхудер Мер» – настоящая военная фантасмагория. Реальность и фантазия, горькие воспоминания и жестокая повседневность сплетаются воедино на полях Первой Мировой войны.
____________________________________________
P.S. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Все выпуски журнала доступны в разделе "Архив" -
https://literratura.org/issues2021.html скачать dle 12.1