ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Николай Подосокорский. ПЛАТА ЗА УСПЕХ, ИЛИ ВОСХОЖДЕНИЕ ФОЛКНЕРА

Николай Подосокорский. ПЛАТА ЗА УСПЕХ, ИЛИ ВОСХОЖДЕНИЕ ФОЛКНЕРА

Колонка Николая Подсокорского
(все статьи)

(Морган Р. Рыночные силы / Пер. с англ. Надежда Алексеева. – М.: АСТ, 2019.)



«Рыночные силы» – третий роман британского фантаста Ричарда К. Моргана. Изначально писатель собирался создать рассказ, затем сценарий к фильму, и в итоге получился футурологический роман-антиутопия о всевластии транснациональных корпораций и стратегии жизненного успеха в эру постапокалипсиса. «Market Forces» впервые были опубликованы в 2004 году, но в русском переводе вышли только сейчас, что, впрочем, не сказалось на их актуальности.

За эти пятнадцать лет реальный мир лишь ещё больше приблизился к мрачной фантасмагории Моргана, время действия в которой формально отнесено к середине XXI века. Влияние МакМафии повсеместно укрепляется, социальное неравенство растёт, новейшие технологии сочетаются с архаичным тоталитаризмом, медиа и силовики превратились в обслугу акул капитализма, кровавые трагедии воспринимаются как забава для популярных ток-шоу, а тот, кто, как главный герой Крис Фолкнер, больше всего на свете хочет вырваться из «зоны отчуждения» и попасть в топ-менеджмент крупной компании, должен проявить недюжинные умения в высококонкурентной борьбе и успешно пройти целый ряд жестоких тестов на бесчеловечность.

В «Рыночных силах» место в корпорации обеспечивается победами в дорожных «дуэлях» на бронированных автомобилях, зачастую оканчивающихся мучительной смертью менее удачливых конкурентов. Как поясняет один из персонажей, уже занявший место наверху пирамиды: «У экономиста-практика в свободной рыночной экономике на руках должна быть кровь – иначе он не выполняет работу на все сто. Такие условия диктует рынок – он вынуждает нас принимать суровые решения, которые касаются жизни и смерти. Мы должны их принимать, и эти решения должны быть правильными. Наша цель – всё сделать правильно. Кровь на наших руках сегодня – кровь наших менее решительных коллег, а это о чем-то да говорит».

Безусловно, в романе с лихвой отражены левацкие идеи автора, с любовью и пониманием описывающего тех, кто живёт в бедности, но не приемлет абсолютную власть Рынка и, как может, сопротивляется телепропаганде, цензуре, диктатуре, социальной сегрегации, загрязнению окружающей среды и т. п. Такие борцы есть и в Великобритании, и в странах Скандинавии, и в Латинской Америке, и их нередко убивают за их правозащитную деятельность. Но чаще просто блокируют, комплексно парализуя их деятельность – финансово, информационно, территориально. В описании «зон», где процветают мелкая преступность и нищета, Морган следует традиции, идущей ещё от Диккенса, и показывает, что главный преступник часто не тот, кем, по большей части, занимается продажная полиция.

Важно отметить, что Морган блестящий стилист, умело использующий английский юмор, и, несмотря на бросающиеся в глаза грубости и обсценную лексику, тонко описывающий психологические состояния и отношения героев. Читать его одно удовольствие. На основе этого текста талантливый режиссер, действительно, мог бы снять крутой экшн. И то, что это до сих пор не произошло, большое упущение. Впрочем, права на съёмку уже давно приобрела компания Warner Bros., так что, возможно, когда-нибудь фильм всё же выйдет.

В романе «Рыночные силы» мы имеем дело с чисто «мужской прозой» кинематографического свойства, то есть можем наблюдать становление брутального лондонского мачо в дорогом костюме инвестора и аналитика, преодолевающего различные препятствия за счёт быстроты, хитрости и прямого насилия. Но главное тут – воля к власти и стремление подняться на самый верх социальной лестницы. Остановиться или усомниться в верности выбранной стратегии значит потерять сразу все материальные блага, а то и саму жизнь. Это состояние хорошо передано в песне рок-группы «Ария» «Путь наверх» из одноимённого альбома, вышедшего за год до «Market Forces»:

Ты брошен вниз силой судьбы,
Ты унижен и раздавлен,
Время забыть то, кем ты был,
Но помнить, кем ты стал...
Брошен на дно — где все равно,
За что тебя любила слава.
Подлость огнем ставит клеймо,
Душа твоя пуста... <…>

Но яркий луч вспыхнет в мозгу,
И покорность выбьет клином,
Прошлые дни в душе оживут —
Свершится новый грех.
Кровь на руках, кровь на камнях,
По телам и жалким спинам
Тех, кто готов подохнуть в рабах,
Ты рвёшься вновь наверх...

Главный герой-дуэлянт Крис Фолкнер, отца которого застрелили в магазине из-за недоразумения с банковской картой (посчитав, что раз он недорого одет, то, скорее всего, опасный преступник), носит имя героя «Соляриса» Станислава Лема и фамилию американского писателя Уильяма Фолкнера (1897–1962), которого спустя сто лет помнят лишь жители «зон». В своей проникновенной речи, произнесённой по случаю присуждения ему Нобелевской премии, Фолкнер говорил: «Я верю в то, что человек не только выстоит – он победит. Он бессмертен не потому, что только он один среди живых существ обладает неизбывным голосом, но потому, что обладает душой, духом, способным к состраданию, жертвенности и терпению. Долг поэта, писателя и состоит в том, чтобы писать об этом. Его привилегия состоит в том, чтобы, возвышая человеческие сердца, возрождая в них мужество и честь, и надежду, и гордость, и сострадание, и жалость, и жертвенность – которые составляли славу человека в прошлом, – помочь ему выстоять. Поэт должен не просто создавать летопись человеческой жизни; его произведение может стать фундаментом, столпом, поддерживающим человека, помогающим ему выстоять и победить».

Инвестору Фолкнеру только и остаётся, что побеждать, но его победы совсем иного свойства, чем те, о которых говорил классик, хотя ему в шутку тоже предлагают «начать писать». Старший партнёр компании «Шорн» Нотли объясняет, что значит выстоять в корпоративном мире будущего/настоящего: «”Шорн” существует, чтобы делать деньги. Мы добываем для наших акционеров, инвесторов и для себя. Только в таком порядке. Мы не общественная организация из прошлого столетия, которая сочувствует всем и вся, и спускает средства в бездонную дыру. Мы – часть глобальной системы менеджмента, которая работает. Сорок лет назад мы ликвидировали ОПЕК. Теперь Средний Восток делает то, что мы говорим. Двадцать лет назад мы свергли Китай, поставив на очередь Восточную Азию. Сейчас занимаемся микроменеджментом и рынком, Крис. Позволяем им вести свои бессмысленные маленькие войны, меняем сделки, переписываем долги – и всё работает. Отдел инвестиции в конфликты занимается тем, что заставляет мировую глупость пополнять карманы западных инвесторов. Вот и вся история. Мы не ослабим хватку и не утратим контроль, как в прошлый раз».

Как говорится, ничего личного – просто бизнес. Любые правила существует только до тех пор, пока их не нарушат. Единственное, что нарушать нельзя, – сам принцип ведения бизнеса, при котором люди – лишь расходный материал для извлечения прибыли. Отсюда конфликт героя не только с собственной совестью, но и с любимой женой Карлой. Победное восхождение непоправимо меняет личность и оборачивается безумием. Финал книги как будто отсылает к концовке гениального триллера французского режиссёра Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1953) с Ивом Монтаном в главной роли. Здесь платой за преодоление трудной и длинной дороги тоже является падение в пропасть, хотя и гораздо более глубокую, ибо она разверста внутри человека.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 610
Опубликовано 27 дек 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ