facebook ВКонтакте twitter Одноклассники
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ. Выходит два раза в месяц. Основан в апреле 2014 г.
Книжный магазин Bambook        Издательство Лиterraтура        Социальная сеть Богема
Мои закладки
/ № 119 июнь 2018 г.
» Марина Крапивина. ДЕНЬ ГОРОДА (2)

Марина Крапивина. ДЕНЬ ГОРОДА (2)

1 | 2
_________



СЦЕНА 9. ЖЕНА

Квартира Белова.

ЖЕНА. Ты что ж творишь, а?

Белов молчит. 

ЖЕНА. Я с тобой разговариваю, сволочь, или со стулом?

Белов молчит.

ЖЕНА. Артист хренов! Тебя же уволить могут за такие дела. И квартиру отберут.
БЕЛОВ. «Взял он смелою рукою почтовую суму, взвалил ее на плечи и стал таскать из Солигалича в Чухлому и обратно.
ЖЕНА. Рейсовый автобус в Чухлому остановил, потому что номер машины впереди не понравился: КНХ.
БЕЛОВ. Коле Надо Выходить!
ЖЕНА. Так мы из-за тебя, твари такой, с Лизой маленькой вышли тоже и пешкодралом 10 км шли, с сумками! Автобусы там два раза в день ходят!
БЕЛОВ. «Служба в пешей почте пришла ему совершенно по вкусу и по натуре: он шел один через леса, поля и болота и думал про себя свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал.
ЖЕНА. Я с тобой разведусь!
БЕЛОВ. «При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Алексашки Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская, и из него вышел только замечательный чудак «Однодум».
ЖЕНА. Мне страшно уже, Коля.
БЕЛОВ (смотрит на Жену снисходительно-ласково). Баба! Зови меня Однодум. Ни даль утомительного пути, ни зной, ни стужа, ни ветры и дождь его не пугали; почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой сумы, всегда носил с собою еще другую, серую холщовую сумку, в которой у него лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия.
 


СЦЕНА 10. СОЛЯНЫЕ СТОЛБЫ

Концертный зал ДК. Звучит музыка Бородина (мелодия Половецких плясок)

ОНА. Гена, а что у тебя было в школе по химии?
ОН. Ой, не спрашивай, Лен. У меня гуманитарная складка, а потому с химией я не дружил, как и все творческие люди.
ОНА. А вот и не все! Наш земляк, великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин не только сочинял прекрасную музыку, которую мы сейчас слышим, но и был талантливым ученым-химиком!
ОН. Да ты что? Серьезно? Разве такое бывает!
ОНА. Еще как бывает, Гена. Именно Бородин исследовал минеральные воды в нашем крае и даже написал целую брошюру «Солигаличские соляно-минеральные ванны», что стало толчком к открытию лечебного курорта, который существует и поныне на территории нашего парка.

Пока  ведущие говорят на сцену выходит высокая стройная женщина в очках лет сорока пяти, в белом халате. 

ОН. А вот и хозяйка нашего санатория «Соляные столбы» Анастасия Витальевна Глушенко. Встречайте!

Ведущий передает Глушенко микрофон и они удаляются.
Половецкие пляски закругляются. Музыка затихает.

ГЛУШЕНКО. Первозданная природа и экологически чистый воздух привлекают в наш город туристов со всей России и из-за рубежа. В нашем крае расположен уникальный бальнеологический санаторий «Соляные столбы», который был открыт в 1859 году стараниями мецената нашего края купца первой гильдии Василия Гаврилыча Кокорина. Грязь, которая была обнаружена в нашем крае, имеет особые лечебные свойства, и другой такой грязи нет во всем мире. Дело в том, что грязь эта лечит не только телесные недуги, но и духовные. Сюда приезжали французский писатель Ромен Ролан, руководитель Народной республики Болгарии Тодор Живков и известный советский писатель Алексей Максимович Горький. Именно здесь он начал писать свой монументальный роман «Жизнь Клима Самгина». Все они оставили восторженные отзывы в книге благодарностей. Эту книгу можно посмотреть в нашем краеведческом музее. И именно в нашем санатории в Ильинском провел три дня по приглашению купца Кокорина писатель Николай Семенович Лесков. Когда они принимали лечебные ванны, Кокорин и поведал литератору историю о «солигаличском чудаке».

Затемнение.



СЦЕНА 11. ЛЕЧЕБНЫЕ ВАННЫ

На сцене стоят две ванны рядом, в которых лежат Кокорин и Лесков.

ЛЕСКОВ. Неужто, Василий Гаврилыч, в самом деле ни в моей... и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,— одна выдумка и вздор?
КОКОРИН. Да, Николай Семенович, это не только грустно, это страшно! Вот ведь и великий Гоголь не смог описать добродетель. Пороки слаще описывать. (обращается к слуге) Эй, Микитка, принеси-ка нам пивка холодненького. Да баньку готовь уже.
ЛЕСКОВ. А ведь, по народному верованию, не стоит ни один город без трех праведных, как же устоять целой земле с одной дрянью? Объездил я всю Россию в поисках трех праведных. И не нашел никого.

Входит слуга Микитка с подносом.

КОКОРИН. А вот и пиво. Из моей пивоварни. На нашей воде солигаличской, весьма пользительной, выводит из организма черную желчь.
ЛЕСКОВ (берет кружку, отпивает). Благодать!
КОКОРИН (тоже отпивает). А знаете, Николай Семенович, не соглашусь я с вами, что одна только дрянь на земле нашей осталась. Был в Солигаличе необыкновенный человек! Квартальный Рыжов по прозвищу Однодум. Знаменит тем, что взяток не брал.
ЛЕСКОВ. Совсем не брал?
КОКОРИН. Совсем.
ЛЕСКОВ. Это старыми или новыми?
КОКОРИН. Дореформенными. На наши-то пересчитать, так на два с полтиной в месяц жил, да еще жену и сына имел на иждивении.
ЛЕСКОВ. Помилуйте, Василь Гаврилыч, так на эти деньги и овцу не прокормишь. Как же он держался?
КОКОРИН. Библии начитался.
ЛЕСКОВ. Хорошо, "Библии начитался", а что же он ел?
КОКОРИН. Хлеб да воду.
ЛЕСКОВ. Так это совсем удивительный человек! Расскажите мне о нем во всех подробностях!
КОКОРИН. Микитка, как там банька, готова?
МИКИТКА. Готова-с, барин.
КОКОРИН. Воды не набухал, как в прошлый раз?
МИКИТКА. Как можно-с. Нешто мы не понимаем.
КОКОРИН (обращаясь к Лескову). Попотчую я вас сегодня не русской баней, а финской, сухой. Сауна называется. Доктора рекомендуют тем, у кого слабость в легких.
ЛЕСКОВ. Слыхал я про сауну, да не пробовал.
КОКОРИН. Не пожалеете.

 

СЦЕНА 12. РЕПЕТИЦИЯ

Репетиция. Протопоп, Городничий и Рыжов.

ПРОТОПОП. Пришли-ка мне на дух этого полосатого квартального. А на духу я его гневом божиим припугну, да все от него выведаю, что в нем есть тайного и сокровенного и за что он всего касающего чуждается и даров не приемлет.
ГОРОДНИЧИЙ (обращаясь к Рыжову). Нам с тобой, Александр Афанасьевич, как видным лицам в городе, надо в народе религии пример показать и к церкви сделать почтение.
РЫЖОВ. Я согласен.
ГОРОДНИЧИЙ. Изволь же, братец, говеть и исповедаться.
РЫЖОВ. Согласен.
ГОРОДНИЧИЙ. И как оба мы люди на виду у всех, то и на виду все это должны сделать, а не как-нибудь прячучись. Я к протопопу на дух хожу, — он всех в духовенстве опытнее, — и ты к нему иди.
РЫЖОВ. Пойду к протопопу.
ГОРОДНИЧИЙ. Да; и иди ты на первой неделе, а я на последней пойду, — так и разделимся.
РЫЖОВ. И на это согласен.
ПРОТОПОП (Городничему). На все корки его пробрал, но не нашел в нем греха к смерти. Против начальства особого зла не мыслит и ни на вас, ни на меня доносить не думает. А что «даров не приемлет», — то это по одной вредной фантазии.
ГОРОДНИЧИЙ. Значит, есть в нем вредная фантазия. А в чем она заключается?
ПРОТОПОП. Библии начитался.
ГОРОДНИЧИЙ. Экий дурак! Что же теперь с ним сделать?
ПРОТОПОП. Ничего не сделаешь: он уже очень далеко начитан.
ГОРОДНИЧИЙ. Неужели до самого до «Христа» дошел?
ПРОТОПОП. Всю, всю прочитал.
ГОРОДНИЧИЙ. Ну, значит, шАбаш.
БЕЛОВ. Да не шАбаш, а шабАш! Людмила Матвеевна!
СОЛОДКОВА. Что?
РЕЖИССЕР. Минуточку!
БЕЛОВ. Это уже невозможно слушать – шАбаш да шАбаш! Вы понимаете значение этого слова? Что такое шАбаш ваш? шАбаш это оргия ведьм, это вот все то, чем вы все занимаетесь. А шабАш – это пиздец, апокалипсис. Понятно?
РЕЖИССЕР. Вы что себе позволяете, Белов?
БЕЛОВ. Они же все читают механически, они же души не вкладывают!
РЕЖИССЕР. Это я буду решать, что им вкладывать.
БЕЛОВ. Вы? Да вы же формалист! Вы только с формой, с пустой оболочкой играете. Вам что шАбаш, что шабАш – все одно. Сделали из театра цирк. У вас же ничего святого нет. Театр это Храм. А мы, актеры, служители этого храма. Мы жрецы!
РЕЖИССЕР. Ну вот что, Белов. Вы уволены.
БЕЛОВ. Как?
РЕЖИССЕР. А вот так. Вы мне не подходите. Идите на свою вахту.
СОЛОДКОВА. Андрей Борисыч, а как же… нарыв?
РЕЖИССЕР. Вон!
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Господи помилуй!
СОЛОДКОВА. Андрей Борисыч! Вы же говорили, в нем же персонаж проснулся!
РЕЖИССЕР. Оксана! Оксана! Чтобы вот этого человека на сцену не допускать. И объяви в труппе ДК, что у нас срочный ввод. Директор у себя?
СОЛОДКОВА. Андрей Борисыч…
РЕЖИССЕР. Людмила Матвеевна, не надо сейчас ничего. Хорошо? Мне нужна пауза. И большая чашка каппучино. Все свободны.

 

СЦЕНА 13. КОСМОС

Свет снова освещает концертный зал. Ведущие одеты теперь в какие-то футуристические костюмы космонавтов. Потолок ДК выглядит как звездное небо. Звучит музыка сфер.

ВЕДУЩАЯ (с удивлением оглядываясь). Гена, как ты думаешь, о чем мечтал Гагарин в космосе?
ВЕДУЩИЙ. Наверное, о том, когда наши корабли устремятся в далекие галактики и построят там коммунизм!
ВЕДУЩАЯ. Это само собой, но вот о чем конкретном, земном он мечтал, совершая свой подвиг?
ВЕДУЩИЙ. У меня есть предположение, но я тебе потом скажу, если захочешь, да? (похабно посмеивается)
ВЕДУЩАЯ (обращается в зал). Есть версии?

Ведущая выдерживает паузу. 

ВЕДУЩАЯ. А мечтал Гагарин... ты не поверишь, о соленом огурчике! Представь себе.
ВЕДУЩИЙ. Что ж! Я его прекрасно понимаю. Когда бываю за пределами нашей родины, мечтаю о черном хлебе, квасе и наших разносолах?
ВЕДУЩАЯ. И его мечта начала сбываться! В пятой международной экспедиции на Марс летит наш земляк — уроженец Солигалича — Владимир Рыжов. С особой миссией!

На заднике включается экран, видны помехи, сквозь которые угадывается смутный человеческий силуэт.

ВЕДУЩАЯ. Внимание! Сейчас будет прямое включение с траектории полета «Плесецк - Марс».

На сцене гаснет свет, на экране после помех и шумов возникает видео с космонавтом без скафандра, который улыбается и машет рукой.

ВЕДУЩАЯ. Владимир, с вами на связи Солигалич!
(помехи)
РЫЖОВ. Вас приветствует космический экипаж «Витязь». Прямо на борту космического корабля мы ведем прямую трансляцию из космоса. Приветствую всех, кто в зале! Поздр... родной Соли... с днем города! С ...летием!
ВЕДУЩАЯ. Что вы чувствуете, Владимир? (пауза) Владимир?
РЫЖОВ (сквозь помехи). ...дость, ….свою.... ссию....
ВЕДУЩАЯ. Вас плохо слышно, Владимир! Расскажите о цели вашего полета на Марс!
РЫЖОВ. Сейчас лучше?
ВЕДУЩИЕ (наперебой). Да! Да!
РЫЖОВ (вертит перед камерой вышитым мешочком). Вот моя миссия. Это кристаллы поваренной соли из соляных шахт под Солигаличем. На Марсе соль не обнаружена, а для будущих колоний она необходима. Моя задач... (помехи)... соляное…. рождение... эти кристаллы будут помещены в специальный ...лайдер... и …... с хлебом.... вкус.... и вспоминал...
ВЕДУЩИЙ. Значит, наши русские «марсиане» будут на Новый марсианский год благодарно хрустеть солеными огурцами и смотреть трансляцию Новогоднего огонька из Москвы!
РЫЖОВ. Наша база на Марсе тоже называется Солигалич.
ВЕДУЩИЙ. Велика Россия!
ВЕДУЩАЯ. Владимир, кому бы вы хотели передать привет?
РЫЖОВ. Маме! Мама, я тебя очень люблю и ...льно ….чаю...
(изображение и звук обрываются)
ВЕДУЩАЯ. Владимир? (тишина) Что ж, международный экипаж «Витязя» уже давно покинул орбиту Земли и приближается к Марсу. Наш земляк Владимир Рыжов везет солигаличскую соль, чтобы создать на красной планете месторождение поваренной соли с помощью адронного коллайдера и передает привет маме... которая, к сожалению, не может разделить нашу общую радость.
ВЕДУЩИЙ. Полет длится слишком долго. И поэтому с прискорбием мы сообщаем, что мать нашего героя - Антонина Викторовна Рыжова скончалась от долгой и продолжительной болезни на 87-м году жизни еще год назад.
ВЕДУЩАЯ. Руководство ЦУП решило не расстраивать космонавта. Нагрузки и так слишком велики.
ВЕДУЩИЙ. Ведь никто не знает, вернется ли Владимир на Землю. Так почтим память матери героя минутой молчания.

Звучит песня «Земля в иллюминаторе…. Земля в иллюминаторе…. Как сын грустит о матери… грустим мы о Земле, она одна.»

 

СЦЕНА 14. ПОМИНКИ

Сцена в квартире Белова. За накрытым столом сидят: Белов, Жена Белова, Дочь Беловых Люба, двое соседей: мужчина и женщина.

ЖЕНА РЫЖОВА. Доигрался, подлец. Уволили без выходного пособия.
БЕЛОВ. А городничий говорит: «Твоей матери на торгу сидеть не годится». А я говорю: «Хорошо». Ну и взял мать с базара.
ЖЕНА. Видите, что вытворяет.
СОСЕДКА. Валь, ты его в поликлинику-то водила? Может, таблетки какие выпишут?
БЕЛОВ. «К тому же произошел случай, потребовавший денег: умерла мать Рыжова, которой нечего было делать на земле после того, как она не могла на ней продавать пироги.
СОСЕД. Да мы ж скинулись, Колян. Ты так не переживай.
БЕЛОВ. Причту заплатил по малости…
СОСЕД. Чего? Кому заплатил?
БЕЛОВ. А по самой-то пирожнице даже пирога не спек и сорокоуста не заказал.
ЖЕНА. Не слушайте его. Все я заказала, панихиду отслужили. И вот стол как у людей - чем богаты.
БЕЛОВ. Скаредно схоронил.
СОСЕДКА. Это он от горя. Переживает, бедный.
БЕЛОВ. Доказал свою нелюбовь. Еретик!
ЖЕНА РЫЖОВА. Вот, гости дорогие, грибочки соленые.
СОСЕД. Помянем.
СОСЕДКА. Хорошая женщина была Галина Васильевна. Только я не помню, чтоб она пироги на рынке продавала. Это когда же?
ЖЕНА. Да бредит он. Сроду Галина Васильевна ничего не продавала. Она всю жизнь на «Известняке» проработала. У нее пенсия заслуженной праведницы была.
БЕЛОВ. Откуда грибы?
ЖЕНА. Опять началось.
БЕЛОВ. Соль откуда?
ЖЕНА молчит.
БЕЛОВ. «Господь… всякаго… дара от нечестиваго не примет». Иов, глава восьмая, стих двадцатый.
ЖЕНА. Вот так и живем.
БЕЛОВ. Великий пост начинается. Я должен народу пример благочестия показать. Пойду к протопопу на исповедь.

Белов встает, одевается.

БЕЛОВ. Пусть он меня на все корки проберет. Ничего не утаю.
СОСЕДКА. Да сейчас сентябрь, Коль. Какой пост-то?
ЖЕНА. Не утаи. Все расскажи.

Белов уходит.

 

СЦЕНА 15. ПОЭЗИЯ

Свет включается и на сцене продолжается праздник.

ВЕДУЩИЙ. Есть такое выражение: из песни слов не выкинешь. Как ты думаешь почему?
ВЕДУЩАЯ. Да штоб потом автор стихов по судам не затаскал.
ВЕДУЩИЙ. Я сейчас не о юридической стороне вопроса, Леночка, а о духовной. Ведь поэзия это огненный сплав смысла, ритма и рифмы.
ВЕДУЩАЯ. Как говорится, что написано пером, то не вырубишь топором!
ВЕДУЩИЙ. И мы с радостью и надеждой приглашаем на сцену нашего солигаличского поэта и настоятеля главного собора протоиерея отца Георгия Соломатина. Встречайте!

Выходит Отец Георгий.

ОТЕЦ ГЕОРГИЙ 

РУССКИЙ ТРУД*
(*стихотворение Натальи Милантьевой, используется с ее согласия)
Я люблю тебя, Русь ненаглядная,
Твои сочные ветви берез,
Твою роскошь лугов необъятную
И озер наготу, до слез.

Сколько прожили, столько и сделали.
В Божьей власти судить и прощать.
Только дни наши злые и серые
Дай забыть нам, Родина-мать.

Дай же помнить нам годы нетленные,
Что душа наша твердо хранит,
Наши дни и часы сокровенные –
Русский труд, русской славы зенит!

Век прошедший – век голода, мрака,
Но российский всесильный мужик
Не боялся ни стали, ни злака,
Он как лошадь работать привык.

Он привык еще с прошлых столетий,
Лишь возникла красавица-Русь.
Все столетья, и те, и эти
Русь твердила ему: Не трусь!

И в тридцатые мирные годы
Наш советский народ устоял.
Из камней поднимались заводы,
Где рождался могучий металл.

А когда черным вихрем смертельным
Налетели фашистские псы,
И старухи, и бабы, и дети
Через смерть пролагали мосты.

В Казахстане, в безлюдной пустыне
Добровольцев лихой экипаж
Целину поднимал на чужбине,
Говоря: Казахстан будет наш!

Десять лет испытаний тревожных.
Нам сибирская верит земля.
Русским людям брат – ветер таежный,
А тайга им – родная сестра.

Пролетели столетья и годы.
Русский трудится крепкий мужик.
Поборол он любые невзгоды,
Он побарывать их привык.

Русь моя! Погляди гордым взором
И окинь им мой ласковый люд,
Пошуми своим сосновым бором,
Благословение дай на труд.

(пауза потрясения)

ВЕДУЩИЙ. Отец Георгий уже много лет возглавляет поэтический клуб «Родник».
ВЕДУЩАЯ. Где же вы находите поэтов?
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Поэты к нам сами приходят. Это простые солигаличане, не равнодушные к рифмам. Пенсионеры, студенты, учителя, хлеборобы, таксисты...
ВЕДУЩИЙ. А почему «Родник»?
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. По-моему, это очевидно. Слово Божие это и есть родник, словом нужно лечить заблудшие души, погрязшие в грехах. А не бренчать на гитаре и орать что-то пошлое.
ВЕДУЩАЯ. Услышав ваши чудные стихи... во мне как будто что-то изменилось. Сразу захотелось самосовершенствоваться,
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Вот и вы уже заговорили стихами! Поэтическое творчество если основано на искренней вере, является одним из средств обретения благоговения перед тайной слова.
ВЕДУЩИЙ. Поэты из «Родника» стали желанными гостями в школах и наших санаториях!
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. А к лету творческая интеллигенция планирует подготовить сборник стихов, посвященный любимому городу. Ведь именно красота родных мест так часто озаряет вдохновением чувствительные к рифме души!
ВЕДУЩИЙ. Что ж пожелаем успехов нашим поэтическим самородкам. И вернемся к событиям здесь и сейчас. Лена, как там город, бурлит?

В этот момент загорается экран. На фоне многочисленных шариков, искусственных цветов, павильонов стоит Надежда Молодцова с микрофоном в руке.

ВЕДУЩАЯ. Ой, бурлит, Гена! Сейчас на связь вышла наш корреспондент Надежда Молодцова. Прямая трансляция с главной площади Солигалича. Надежда, что там происходит? Вы в эфире.
НАДЕЖДА МОЛОДЦОВА. Здравствуйте, Елена! Праздник в разгаре. Здесь столько всего, что сразу не опишешь. Начну с главного события. Сегодня в нашем солигаличском заповеднике родился уникальный медведь — смесь китайского панды и русского топтыгина. Встречайте!

(слышны звуки медвежьего рыка, видны какие-то крупные планы медвежьей спины, оскала, заметно, как дергается камера, наконец она падает, все исчезает, потом снова появляется Надежда Молодцова)
Пока это происходит, ведущие комментируют видеокартинку.

ОН. Очевидно, мишки не совсем в настроении.
ОНА. Не захотели общаться!
После появления Молодцовой.
МОЛОДЦОВА. Оператора Рыжова, к сожалению, больше нет с нами. Родители медвежонка волнуются, что вполне понятно. С непривычки. Поэтому, к сожалению, показать это чудо природы не получится. Семейная пара медведей живет на территории нашего заповедника уже три года, и только сегодня, как будто подгадали, явила на свет миру прекрасное живое существо, которое имеет туловище нашего бурого мишки, а мордочку панды. Это уникальный случай в биологии, как говорят специалисты:  такого просто не бывает. А поскольку животные растут быстро, поспешите посетить наш заповедник, не стоит упускать шанс лицезреть этот результат дружбы китайской и русской фаун!
ВЕДУЩАЯ. Как назвали малыша?
МОЛОДЦОВА. Алешенька!
ВЕДУЩАЯ. Прекрасное русское имя! Что еще интересного происходит сейчас в городе, Надежда? Как народ отмечает праздник?
НАДЕЖДА. Все ждут приезда губернатора, а пока горожане принимают участие во всевозможных конкурсах, играх и мастер-классах: метание блинов, резьба по соли — наши солигаличские мастера вырезают из головки соли портреты горожан, а гости из Тулы показывают чудеса нанотехнологий, они уже переплюнули своего легендарного предшественника Левшу и смогли прямо здесь, в павильоне Труда подковать живую инфузорию-туфельку. Правда, она после этого утонула. Но сам факт! И это не все. (рядом появляется Мастер из Тулы) Сейчас наш гость из Тулы Матвей Иванович Рыжов расскажет о том, как нанобиотехнологии применяются в военно-промышленном комплексе и народном хозяйстве.
ГОСТЬ ИЗ ТУЛЫ. Мы используем обыкновенных ос. Вынимаем их природное жало и заменяем его титановым. Результаты превзошли все ожидания. Теперь в горячие точки можно посылать специально обученных и снаряженных ос и сохранять жизнь наших ребят. Отряды ос транспортирует грузовой дрон.
ВЕДУЩАЯ (из зала ДК). А как насчет пчел, Матвей Иваныч?
ГОСТЬ ИЗ ТУЛЫ. Пчел, к сожалению, в военном деле применять нельзя, они ведь... (усмехается) камикадзе. Жалят и умирают сразу. Тут я согласен с партией Зеленых, мы за гуманизм. Но от пчел, как оказалось, большая польза в сырьевой промышленности. Биологи вывели специальных нефтеносных пчел, не без нашей помощи. Это была сложная совместная работа. Наша задача была придумать новый искусственный механизм в пчелином аппарате обоняния, чтобы их привлекали не цветочки, так сказать, василечки, а другие запахи, не буду говорить какие. Одним словом, результаты превзошли все ожидания. Проблема с топливом и ресурсами, можно сказать, решена окончательно. Теперь работаем над мухами и клещами. Последних можно использовать в сложнейших онкологических операциях.
ВЕДУЩИЙ. Это потрясающе! Нет ничего невозможного для наших ученых, для наших мастеров, для нашего великого народа!
ВЕДУЩАЯ. Надежда, мы еще вернемся к вам. А сейчас мы объявляем антракт. Дорогие друзья, в фойе вы можете насладиться работами нашего самобытного солигаличского художника Глеба Рыжова.
ОБА (кланяясь). Милости просим!

Занавес закрывается.


 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


СЦЕНА 16. РЕПЕТИЦИЯ

Репетиция спектакля. На сцене обстановка телестудии.
 Обстановка телестудии. В студии ВЕДУЩАЯ (а ля Собчак), ПРОТПОП-ОТЕЦ ГЕОРГИЙ, ГОРОДНИЧИЙ-СОЛОДКОВА, КРАЕВЕД
 Звучит музыка, предваряющая передачу «Лицом к Солигаличу»


ВЕДУЩАЯ. Когда в Кострому был назначен новый губернатор Сергей Степанович Ланской?
КРАЕВЕД. По вступлении Сергея Степановича в должность губернатора он, по примеру многих деятелей, прежде всего «размел губернию».
ПРОТОПОП. Однако не спешил замещать уволенных чиновников другими. Прежде он хотел «сориентироваться».
ГОРОДНИЧИЙ. С этою целью должности удаленных лиц были поручены временным заместителям из младших чиновников.
ПРОТОПОП. А губернатор вскоре же предпринял объезд всей губернии.
ВЕДУЩИЙ. И Александр Афанасьевич Рыжов исправлял должность городничего. Что он делал на этом заместительстве?
ГОРОДНИЧИЙ. Этого не знаю; но, разумеется, он не брал взяток на городничестве, как не брал их на своем квартальничестве.
ПРОТОПОП. Образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял, так и не завел себе мундир.
ВЕДУЩАЯ. В чем же он «правил за городничего»?
ГОРОДНИЧИЙ. Все в том же просаленном и перештопанном бешмете.
ПРОТОПОП. Он поэтому и пересесть на место городничего не соглашался и, когда ему предлагали, отвечал одно и то же: - Не могу, хитон обличает мя, яко несть брачен.
ВЕДУЩАЯ. Это цитата из библии.
КРАЕВЕД. Что характерно, всё это так и было записано им собственною рукою в его «Однодуме».
ВЕДУЩАЯ. Эта форма почтальона просто какой-то талисман Рыжова! Так он в нем и нового губернатора встречал?
ГОРОДНИЧИЙ. Это причиняло немало забот обществу, потому что Рыжов своим безобразием мог на первом же шагу прогневить нового губернатора.
ПРОТОПОП. А губернаторы тогда были совсем не то, что в нынешние лукавые дни, когда величие этих сановников значительно пало. Тогда губернаторы ездили «страшно», а встречали их «притрепетно».
РЕЖИССЕР. Стоп! Все отлично! А какой смелый текст, чувствуете?
СОЛОДКОВА. Даже слишком смелый. Вдруг наш губернатор обидится. Может как-то смягчить?
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. К тому же он человек новый, первый раз приедет. А тут мы такие!
РЕЖИССЕР. Друзья, есть такой жанр — реконструкция событий.
СОЛОДКОВА. В каком смысле?
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. А, я знаю! Это когда в бородинское сражение играют. Я тоже в молодости увлекался. У меня такой был гусарский мундир... А потом резко к вере пришел.
РЕЖИССЕР. Но реконструировать можно не только военные действия, но и другие исторические события. Ведь был же здесь Рыжов квартальным и встречался с Губернатором? Валентин Петрович?
КРАЕВЕД. Да, действительно, есть документы, которые это подтверждают.
РЕЖИССЕР. Поэтому я и решаю эту сцену в таком вот современном ключе. Понимаете? А то архаичный спектакль получится. Вашему губернатору будет скучно. А актуализация старых сюжетов всегда вносит струю свежего восприятия.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Лишь бы понятно все это было. Вы-то уедете к себе в Москву, а нам здесь жить.
СОЛОДКОВА. Это верно, Андрей. Давайте все-таки острые фразы уберем.
РЕЖИССЕР. Да что вы, в самом деле. У Лескова губернатор изображен весьма привлекательной фигурой. Он мудрый вельможа, а не держи-морда какая-нибудь.
СОЛОДКОВА. Ну ладно, уговорили. Но если что, вся ответственность на вас.
РЕЖИССЕР. Конечно, на мне! Я - режиссер.

Откуда-то сверху раздается голос Белова.

ГОЛОС БЕЛОВА. Никакой ты не режиссер, ты говно!
СОЛОДКОВА. Ты смотри, опять просочился! Оксана, вызывай наряд. Хватит с ним цацкаться, он нам генеральную репетицию срывает.
ГОЛОС БЕЛОВА. Горе крепким! Говорит Господь Саваоф!

 

СЦЕНА 17. ДОПРОС 

Отделение полиции. Допрос Белова.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Имя, фамилия, отчество.
БЕЛОВ. Рыжов Александр Афанасьевич
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Где родились?
БЕЛОВ. Здесь, на Нижней улице родился.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Номер дома, квартира.
БЕЛОВ. Родители мои имели собственный дом — один из тех домиков, которые в здешней лесной местности ничего не стоят, но, однако, дают кров.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Значит, в частном секторе проживаете?

Белов молчит.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Образование?
БЕЛОВ. Не имел воспитания... у матери рос, а матушка пироги пекла.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Да хоть торты! Учился где, спрашиваю?
БЕЛОВ. У дьячка.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. У кого?!
БЕЛОВ. Сначала от прибыли своего пирожного производства матушка отдала меня в науку «мастерице»; мастерица научила меня тому, что сама знала. Дальнейшую же, более серьезную науку преподал мне дьяк с косою и с кожаным карманом, в коем у него без всякой табакерки содержался нюхательный порошок для известного употребления.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Бред какой-то. Ты верующий, что ли?
РЫЖОВ. Христианин.ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Сектант, наверно?
РЫЖОВ. Здесь нет секты: я в собор хожу.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Семья есть?
РЫЖОВ. Есть жена с сыном.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Место работы?
РЫЖОВ. Занимаю должность квартального. Беру в месяц десять рублей.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 1. Чё за должность такая?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. И как, хватает?
РЫЖОВ. Доложите государю, что для лукавого раба это мало.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Ты чё, клоун, у нас на нервах играешь? Я ведь могу тебя за хулиганство на 15 суток оформить.
БЕЛОВ. В остроге сытей едят.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Ты мне подерзи еще. Срок схлопочешь.
БЕЛОВ. Куда меня можно сослать, где бы мне было хуже и где бы бог мой оставил меня? Он везде со мною, а кроме его, никого не страшно.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 1. Смотри, Рыжов, дошутишься.

Входит Жена Белова. Ее не сразу замечают, но слышат ее голос.

ЖЕНА. Это не Рыжов.

Полицейские оборачиваются.

ЖЕНА. Товарищ майор. Отпустите его, пожалуйста, он никакой не Рыжов.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. А вы кто, гражданочка.
ЖЕНА. Вот его паспорт. И мой. Белов его фамилия.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 1 (читает). Белов Николай Иванович. А кто такой Рыжов? Он мне тут уже целый час мозги компостирует!
ЖЕНА. Рыжов это персонаж из литературы. У него кумир – писатель Лесков.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Лесковы, Рыжовы какие-то. Не знаю таких писателей. Пушкина знаю, Лермонтова, Толстого. Так он больной, что ли, у вас?
ЖЕНА. Да, я очень вас прошу, отпустите его. У нас дочь. Он ведь ничего страшного не сделал.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 1. Так вы, гражданочка, следите за своим мужем. Сегодня репетиции срывает, мне вот вызов из ДК был, завтра с топором на людей будет бросаться. Лечить таких надо.
ЖЕНА. Лечить? да, да, надо, я собиралась уже. Мы все сделаем.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 2. Ну что, артист, иди. И смотри, если к ДК приблизишься, дурку сами вызовем.
БЕЛОВ (встает). Характер ваш почтенен! Да только сами попробуйте на 10 рублей прожить.
ЖЕНА (толкает Белова). Иди, придурок! Вы уж простите нас, он такой-некий-этакой у меня (крутит у виска пальцем).
ПОЛИЦЕЙСКИЙ 1 (не без изумления). Да я уж вижу.

Жена и Белов выходят.



СЦЕНА 18. ВСТРЕЧА ГУБЕРНАТОРА

Концертный зал. Ведущие.

ВЕДУЩАЯ. И снова прямое включение — город. Надежда, что у вас происходит? Встретили Губернатора?
НАДЕЖДА. Губернатора уже встретили, у нашего памятника честному квартальному Александру Афанасьевичу Рыжову. Это его первый после назначения визит в наш город. Здесь, правда, произошло небольшое ЧП у шлагбаума. Какой-то ряженый пытался встретить губернатора, он был в театральном костюме, в мундире 19 века, и все решили, что он из карнавального шествия. Есть свидетели.

(Надежду окружили свидетели происшествия — подростки и старушки, все наперебей говорят)

-Бабушка, расскажите, что вы видели?
-Эх, отчаянный! что-то ему теперь будет?
-Его охрана не пустила, конечно.
-Хоть он и кричал, что он как исполняющий обязанности мэра города должен встретить губернатора и все ему показать, достопримечательности.
-А что, Солодкову сняли?
НАДЕЖДА. Вот такой курьезный случай произошел сегодня при встрече нового губернатора. (пауза) Лена?

В концертном зале.

ВЕДУЩАЯ. Надежда, случай, действительно курьезный, еще и потому что вот нам тут поступили звонки, что в нашем городском совете нет сотрудника по фамилии Рыжов.
ВЕДУЩИЙ. Что ж, будем надеяться, что охрана разберется на месте.
ВЕДУЩАЯ. И радует, что в нашем спокойном Солигаличе только такие происшествия происходят!
ВЕДУЩИЙ. И мы должны сказать за это спасибо нашей доблестной полиции! (начинает звучать музыка «Если кто-то кое-где у нас порой....») Поприветствуем наших защитников!
ВЕДУЩАЯ. Мы просим на сцену начальника районного отделения полиции города Солигалича — майора Рыжова Сергея Николаича.

На сцену поднимается из зала упитанный Рыжов в полицейском мундире.

ВЕДУЩИЙ. Мы бы хотели от лица города поблагодарить в вашем лице наши доблестные органы за то, что они стоят на страже мирной жизни наших граждан...
ВЕДУЩАЯ. Солигалич может спать спокойно!
ВЕДУЩИЙ. Благодаря таким героям!
ВЕДУЩАЯ (она надевает на шею венок и целует майора) Разрешите вас поцеловать!
МАЙОР РЫЖОВ (смущаясь берет микрофон). Спасибо, спасибо! Служу России! Солигалич входит в десятку самых безопасных городов России. И в сотню спокойных городов Европы. Мы стараемся предотвращать преступления. Фактически за прошлый год было проведено 170 профилактических рейдов. И это не только наша заслуга, это результат бдительности наших граждан. Телефон доверия всегда на связи. Звоните и мы придем на помощь. Профилактика наше оружие. Спасибо! (передает микрофон, потом спохватывается) И с праздником, Солигалич!
ВЕДУЩАЯ. Аплодисменты майору Рыжову и всем службам полиции города Солигалича!
ВЕДУЩИЙ. И специально для наших внутренних органов прозвучит народная песня «Любо, братцы, любо» в исполнении гостьи из Москвы - певицы Агафьи!
ВЕДУЩАЯ. Встречайте!

(на сцену выбегает певица Агафья в платье, похожем на гобелен)

Поет песню.

 

 СЦЕНА 19. ГРЯЗИ


В кабинете у врача (это заведующая санаторием «Соляные столбы» Анастасия Витальевна Глушенко). 

ЖЕНА. Тебя же закроют, идиот.
БЕЛОВ. Я по своей должности должен был встретить губернатора.
ЖЕНА. Господи!
ВРАЧ. Спокойно, Валентина Григорьевна. Давайте послушаем вашего супруга. (подходит к нему с молоточком) Николай Иванович, выпиваете?
ЖЕНА (одновременно с мужем). Да не пьет он.
БЕЛОВ. Александр Афанасия сын я. Ни у одного жителя ни одного забора не сломал, ничего не перемазал ни мелом, ни охрою...

Врач ударяет Белова по другой коленке.

ВРАЧ. Дотроньтесь пальцем правой руки до кончика носа.
БЕЛОВ (дотрагивается до носа, горячо объявляет). Разве губернатор изнуритель края?! Он-то пусть проедет, а забор пусть останется. А что мундира нет, так нет у меня на то достатков. Богу совсем нагишом предстану. Дело не в платье, а в рассудке и в совести, — по платью встречают — по уму провожают. Верно?
ВРАЧ. Куда уж вернее. Закройте глаза, Александр Афанасия сын, и сделайте два шага вперед, руки держите перед собой.
ЖЕНА. Что тебе дался этот губернатор?
ВРАЧ. Теперь лягте на кушетку, Рыжов.
БЕЛОВ (Врач начинает тыкать в него иголкой). Ой! Привезли в одну больницу - не принимают без тугамента, привезли в другую -- и там, не принимают…
ВРАЧ. Снимите штаны. Снимайте, снимайте, под коленкой осталось проверить.
БЕЛОВ (снимая штаны). Срамота. …и так в третью, и в четвертую - до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился. Тогда один подлекарь сказал городовому везти его в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают.
ВРАЧ. Умереть мы вам не дадим, Рыжов.
ЖЕНА. Ой, он теперь в Левшу вернулся. Доктор, что это, почему с ним такое?
ВРАЧ. Феномен диссоциативного расстройства давно исследуют. В основе его лежит травма. Что-то с ним произошло давно. Он кем у вас работает?
ЖЕНА. Охранником работал, вот пока не уволили.
БЕЛОВ. Сначала в пешей почте, потом попросился на квартальничье место, а когда городничего-то в отставку, то стал за городничего, временно исполняющий обязанности.
ЖЕНА. Бредит опять.
ВРАЧ. Ничего, ничего. Сейчас мы вашего мужа вылечим.
ЖЕНА. Только не надо его ничем колоть, он не буйный. Коля, Коля!
ВРАЧ. Подождите, эээ, жена Рыжова. Мы давно никого ничем не колем. Насмотрелись триллеров. У нас экологическое лечение. Рыжов! Вы слышите меня?
БЕЛОВ. Так точно.
ВРАЧ. Ложитесь в ванну, Рыжов.

Белов ложится в ванну. Ванна заполняется грязью. 

ВРАЧ. Наша грязь творит чудеса. А теперь молчите, Валентина Григорьевна. Рыжов, вы меня слышите?
БЕЛОВ. Да.
ВРАЧ. Отвечайте на мои вопросы односложно – да или нет. Вы понимаете?
РЫЖОВ. Да.
ВРАЧ. Вы – Рыжов?
БЕЛОВ. Да.
ВРАЧ. Вы принимаете грязевую ванну?
БЕЛОВ. Да.
ВРАЧ. Вам хорошо?
БЕЛОВ. Да.
ВРАЧ. Вы Рыжов?
БЕЛОВ. Да.
ВРАЧ. Театр – храм?
БЕЛОВ. Так точно.
ВРАЧ. Жена грибы солила?
БЕЛОВ. Солила!
ВРАЧ. А соли нет?
БЕЛОВ. Нет!
ВРАЧ. Деньги есть?
БЕЛОВ. Нет.
ВРАЧ. Работа есть?
БЕЛОВ. Нет.
ВРАЧ. Губернатору доложил?
БЕЛОВ. Нет! Не пустили!!!
ВРАЧ. Ты Рыжов?

Длинная пауза.

БЕЛОВ (пауза). Нет.
ВРАЧ. Театр – храм?
БЕЛОВ. Нет.
ВРАЧ. Ты Рыжов?
БЕЛОВ. Нет! (словно приходит в себя) Какой на хуй Рыжов. (замечает, что лежит в грязи) Где я, Валя (жене)? Валя, сколько время щас?
ЖЕНА. Шестой час вроде, Коль.
БЕЛОВ. Мне в театр надо. На работу. Там же скоро кульминация. Я должен быть в театре.

Вылезает из ванны, натягивает штаны.

ЖЕНА. Да куда ты весь в грязи-то?
БЕЛОВ. Ничего, грязь не сало.
Уходит.
ЖЕНА. Как вы это сделали?
ВРАЧ. Это не я, это грязь.

 

СЦЕНА 20. АНЕКДОТ

(Концертный зал)

ВЕДУЩИЙ. Слышала новый анекдот про старого губернатора?
ВЕДУЩАЯ. Еще нет.
ВЕДУЩИЙ. Полицейский, остановивший губернатора, теперь работает лежачим полицейским.
ВЕДУЩАЯ. Это уже боян, Гена. У нас теперь за критику власти ордена выдают, а не в асфальт закатывают, как в лихие 90-е! Я вот знаю свежий анекдот, в нашей газете «Очевидец» 200 лет назад напечатали.
«Приезжает новый губернатор Ланской в Солигалич с инспекцией. Его встречает новый городничий Рыжов. Ланской выходит из кареты и с надменным видом идет в храм. В храме он не крестится, никому не кланяется — ни алтарю, ни народу, и идет, как шест, не сгибая головы, к амвону. Все это не понравилось Рыжову, и благочестивый дух его всколебался. Рыжов идет следом за губернатором и вдруг неожиданно хватает его за руку и громко на весь храм говорит: «Раб божий Сергий! входи во храм господень не надменно, а смиренно, представляя себя самым большим грешником, — вот как!» С этими словами он кладет губернатору руку на спину и, степенно нагнув его в полный поклон, снова отпускает. После чего в уважительной позе навытяжку встает рядом, как ни в чем не бывало».
ВЕДУЩИЙ (изображает ужас). Нагнул губернатора! И его не посадили и не расстреляли?
ВЕДУЩИЙ. Не только не посадили, но даже потом наградили!

 

СЦЕНА 21. РЕПЕТИЦИЯ

Спектакль. Телестудия: Ведущая, Краевед, Губерантор Ланской, Городничий, Протопоп, Рыжов.

КРАЕВЕД. «Очевидец», где напечатали эту анекдотическую историю о солигаличском чудаке, ничего не говорит, как принял это бывший в храме народ и начальство. Известно только, что никто не имел отваги, чтобы заступиться за нагнутого губернатора и остановить бестрепетную руку Рыжова. Вот. (читает) «Сергей Степанович не подал ни малейшего повода к продолжению беспорядка. Он не оборвал Александра Афанасьевича и даже не сказал ему ни слова, но перекрестился и, оборотясь, поклонился всему народу, а затем скоро вышел и отправился на приготовленную ему квартиру.
ГОРОДНИЧИЙ. Здесь Ланской принял чиновников, которые ему показались достойными большего доверия.

Входит настоящий Губернатор (продолжает говорить текст пьесы, ему все растерянно отвечают).

ГУБЕРНАТОР. Что же он... Рыжов этот, вероятно, в помешательстве?
ГОРОДНИЧИЙ. Никак нет: просто всегда такой.
ГУБЕРНАТОР. Так зачем же держать такого на службе?
ГОРОДНИЧИЙ. Он по службе хорош.
ГУБЕРНАТОР. Дерзок.
ГОРОДНИЧИЙ. Самый смирный. Только он много в Библии начитавшись и через то расстроен.
ГУБЕРНАТОР. Вздор говорите. Библия книга божественная.
ПРОТОПОП Это точно так, только ее не всякому честь пристойно: в иночестве от нее страсть мечется, а у мирских людей ум мешается.
ГУБЕРНАТОР. Какие пустяки! А как он насчет взяток: умерен ли?
ГОРОДНИЧИЙ. Помилуйте, он совсем ничего не берет...
ГУБЕРНАТОР. Этому, я уже ни за что не поверю.
ПРОТОПОП. Нет; действительно не берет.
ГУБЕРНАТОР. А какими средствами живет?
ГОРОДНИЧИЙ. Живет на жалованье.
ГУБЕРНАТОР. Такого человека во всей России нет.
ГОРОДНИЧИЙ. Так точно, в России нет; но у нас такой объявился. Живет на 10 рублей жалованья.
ГУБЕРНАТОР. Так это совсем удивительный человек! Позовите-ка мне его.

Входит ЧЕЛОВЕК в маске-балаклаве и с двустволкой . 

ЧЕЛОВЕК. А ну отойти всем на пять шагов от губера. Отошли все, я сказал.
СОЛОДКОВА. Охрана, да сделайте же что-нибудь.

Человек стреляет вверх. 

БЕЛОВ. Пасть закрыла, корова. Охрана, на пол. Быстро, я сказал. А то начну с вашего хозяина.

Охранники ложатся на пол.
 Белов подходит к Губернатору. 


БЕЛОВ. Сядь на роль.
ГУБЕРНАТОР. Что??
БЕЛОВ. На роль сел. У тебя роль упала. Надо сесть на роль. Это театр, дядя. Здесь свои порядки и никто не может свои порядки устанавливать. (надавливает на плечи Губернатора, тот садится на текст)
РЕЖИССЕР. Стоп! Отлично! Это была кульминация. Спасибо, Сергей Сергеевич, эффектно вошли.
ГУБЕРНАТОР. Ну вы даете, господин режиссер. Предупреждать надо. Это хорошо, мои ребята ничего не предприняли. Кстати, вы уволены, бакланы.
СОЛОДКОВА. Андрей Борисыч, так же нельзя.
РЕЖИССЕР. Простите, Сергей Сергеевич, но искусство дело жестокое.

Актер, игравший Рыжова снимает маску. Все видят Ведущего Гену.

СОЛОДКОВА. Гена, а я уж подумала, что Коля вернулся.
ПРОТОПОП. У вас ни совести нет, ни чести. Если бы не благословение архиерея, я бы ни за что... Я буду жаловаться в министерство культуры.
РЕЖИССЕР. Дорогой вы наш святой отец!
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Святые отцы у католиков! Пора бы уже запомнить!
РЕЖИССЕР. А чем наши православные хуже? Да мы вашими молитвами только этот спектакль и сделали. Это же будет постановка года! Все фестивали будут наши.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Это уже без меня.
СОЛОДКОВА. Отец Георгий, на празднике будет владыка Мефодий. И есть хорошая для вас новость. Возможно, за ваши старания вас переведут в Петербургскую епархию.
ОТЕЦ ГЕОРГИЙ. Что ж, служу русскому народу!

 

СЦЕНА 22. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Концертный зал ДК. Звучат торжественные фанфары. На сцену выходят Ведущие. Он одет  в строгий костюм с бабочкой, она в концертном платье впол.

ВЕДУЩИЙ. Дорогие друзья! Вот и подошел к завершению наш праздник, посвященный юбилею Солигалича.
ВЕДУЩАЯ. Мы благодарим наших земляков, наших гостей, всех зрителей, которые провели этот день вместе с нами.
ВЕДУЩИЙ. Мы твердо уверены, что Солигалич простоит еще тысячу лет, которые принесут нашему городу и нашей стране счастье и процветание!
ВЕДУЩАЯ. И по традиции, завершая нашу праздничную программу, мы объявляем церемонию награждения.
ВЕДУЩАЯ. Откроет церемонию награждения губернатор Костромской области Сергей Сергеевич Лансков. Встречайте!

Выходит Лансков. 

ГУБЕРНАТОР. Сердечно поздравляю всех с днем города, с юбилеем. Я хотел бы поблагодарить всех праведников, незримых тружеников, кто организовал и провел этот замечательный праздник. Это 234 человека. Для всех приготовлены именные почетные грамоты. А сейчас я бы хотел начать церемонию награждения с творческого коллектива, который показал нам замечательный спектакль про нашего земляка, честного квартального и городничего Солигалича Александра Афанасьевича Рыжова — «Однодум».

На сцену выходят все участники спектакля. 

ГУБЕРНАТОР. Хочу объявить, что спектакль Однодум, поставленный в нашем Дворце культуры, номинирован на городскую премию — Золотая соль. А область в моем лице награждает всех участников спектакля разными подарками: за лучшую режиссуру награждается режиссер спектакля «Однодум» Андрей Борисович Бондарев (вручает), награждается за смелость и талант наша глава районной управы Солодкова Людмила Матвеевна (вручает), за мудрость и поэтический дар награждается протоиерей отец Георгий Соломатин, за выполнение плана и умение все организовать награждается ДИРЕКТОР нашего Дворца культуры. И наконец главному нашему артисту, Геннадию Андреевичу Рыжову вручается...

Из толпы всех актеров раньше актера Рыжова выходит Белов и бравой походкой подходит к Губернатору. 
Белов одет в свою обычную форму охранника. Губернатор смотрит на него с изумлением.

БЕЛОВ. Во времена Екатерины Алексевны жил-был один егерь. Следил он за нашими солигаличскими лесами, кои богаты и ягодой, и грибами, и зверем! И был этот егерь самый неподкупный и честный егерь в мире. Стоял он с двустволкой наперевес на страже природы. Следил он пристально не только за лесным хозяйством – то бишь очищал завалы, собирал непотушенные сигареты, выжигал сухую траву, запрещал местным жечь траву, копал противопожарные канавы и так далее, но и за тем наблюдал, как соблюдают охотники сезон охоты. Строгий был лесник, гроза браконьеров, бегал по пустырям да болотам за нарушителями, отнимал добычу, оружие, заставлял платить штрафы. А почему нельзя охотиться с апреля по сентябрь? да чтоб птенцов не замать, это как в нерест рыбу не ловят добрые люди, как яблоки не рвут до Преображения, как мед да орехи не собирают до медового Спаса.
И вот однажды ранним утром, когда водоплавающая птица холит и лелеет своих птенчиков малых да мохнатых, а значит, совершенно беззащитных перед человеческим коварством, встретил тот егерь человека, который изменил всю его последующую жизнь. И этот человек находится прямо здесь и сейчас, вот на этой сцене. Стоит и улыбается. Был этот человек важной персоной, был он не один в тот летний вечер, а в окружении водителей да телохранителей. И лесничего того человек тот большой выслушал, но доводы его показались ему неубедительными, а по форме дерзкими, и состоялось прикосновение, кое привело к целой цепи причинно-следственных кармических изменений у одного охранника этой важной персоны. Охранника того звали Николай. Куда он делся после того несчастного случая на весеннем болоте, сие неизвестно. Куда делся егерь, вообще никого не волнует. Вы меня узнаете, Сергей Сергеевич?

Губернатор секунду всматривается в лицо Белова.

ГУБЕРНАТОР. Коля? Ты, что ль?
БЕЛОВ. Я, Сергей Сергеевич!
ГУБЕРНАТОР. Ты ж тогда пропал куда-то. Мы тебя искали в лесу. Я хотел тебя с собой взять в Тюмень. Ты как, чем занимаешься?
БЕЛОВ. Сергей Сергеевич, я без работы сейчас, вот, уволил меня этот гад (показывает на режиссера). Я хотел прорваться к вам у въезда в город.
ГУБЕРНАТОР. Так это ты был! А мне доложили, городской сумасшедший. Завтра позвони Воронину, моему заму по безопасности. Он штат расширяет. Ты главное, не пропадай так больше. Мало ли что случается на работе. Работы разные бывают.
БЕЛОВ. Спасибо, Сергей Сергеич! Я не думал, что вы… я просто… спасибо.
ГУБЕРНАТОР. Не надо, Коля, не надо. Своих не бросаем. Ничего, ничего. Все путем. Все наладится. Ребят, всё, праздник продолжается. Награждается артист Рыжов. Где ты, Рыжов? Подходи.

Затемнение.

 

ФИНАЛ. САЛЮТ

В темноте раздаются звуки салюта и голоса счастливых горожан: стариков, женщин, детей, мужчин.

- Помимо праздничного настроения горожане испытывают и другие высокие чувства.
- Гордимся, что в наш город приезжают такие великие люди, таланты такие, так что я горжусь своим городом, горжусь детьми!
- Настроение отличное, патриотичное!
- Как говорится дай бог им здоровья и всего хорошего и нам спокойного неба над головой.
- Приветливый город!
- И в завершение праздника небо озарили залпы красочного салюта!
- С праздником, с днем города, как говорится!


КОНЕЦ



_________
1 | 2






_________________________________________

Об авторе: МАРИНА КРАПИВИНА

Родилась в Москве. Окончила Московский государственный университет печати. Финалист драматургических конкурсов и театральных фестивалей: «Любимовка» (Москва), «Евразия» (Екатеринбург), «Текстура» (Пермь), «Золотая маска» (Москва), «Свободный театр» (Минск) и др. Пьеса М. Крапивиной «Ставангер» поставлена в Таллине (реж. Ю. Муравицкий), в Лиепае (реж. К. Богомолов), в Уфе (реж. А. Серов). Пьеса «Сигналы примирения» поставлена в Прокопьевском драматическом театре (реж. Вера Попова). По сценарию Марины Крапивной снят документальный фильм о слепоглухих людях «Слово на ладони», 2015 (реж. Юрий Малюгин).скачать dle 12.1




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
170
Опубликовано 02 апр 2018

ВХОД НА САЙТ