facebook ВКонтакте twitter Одноклассники
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ. Выходит два раза в месяц. Основан в апреле 2014 г.
Книжный магазин Bambook        Издательство Лиterraтура        Социальная сеть Богема
Мои закладки
/ № 119 июнь 2018 г.
» » Александр Жолковский. В ДАЛЁКУЮ

Александр Жолковский. В ДАЛЁКУЮ


(виньетка)


Эту формулу я уже вспоминал – в связи с тем, как в середине 1970-х папа приезжал к нам с Таней на дачу в Купавну, чтобы, тряхнув стариной, сходить, вот именно, «в далёкую». Я помнил её с детства. Под её знаком папа, повязав на голову носовой платок с четырьмя узелками по углам, отправлялся за десятки километров к другой ветке железной дороги, слал оттуда маме телеграмму и поспевал к ее сюрпризному вручению.

Такое он проделывал не только на даче – в Челюскинской (1953-1954, у «Зоси» Мархлевской, дочери польского большевика), в Кратове (1951-1952, у Митлина, одноклассника советского наркоминдела А.А. Громыко, считавшегося в школе одним из самых тупых), на 42-м километре (1950, у Гаращенко, где я жутко переболел дизентерией), но и раньше, когда его еще не увольняли из Консерватории (1949), и мы летом живали в Домах Творчества Композиторов – в Яундубултах на Рижском взморье (1948), под Ивановом (1947), в дважды отвоеванной у финнов Сортавале (1946).

Откуда взялась эта странная идиома (стоящая особняком от более обычных, типа вслепую, в открытую, врассыпную), я не знал и у папы не спрашивал, хотя не исключено, что своими корнями она уходила вглубь его богатой словечками, преимущественно еврейскими, семейной истории, принадлежа кому-то из предков. Своим рано пробудившимся языковым чутьем я сразу выделил её, полюбил и радостно повторял – применительно к папиным вылазкам, но о филологических тайнах ее привлекательности не задумывался.

В течение семи десятков лет никакой загадки я в этих словах не видел. Задался ею я только недавно и сходу разрешил её, — мне кажется, раз и навсегда. Но это не значит, что годы нерассуждающей любви к папиному слогану прошли даром. Иногда над разгадкой бьёшься долго, иногда она приходит мгновенно, но с любимыми текстами чаще всего бывает так, что ты бескорыстно помнишь их, любишь, цитируешь, примеряешь к себе и другим и лишь много лет спустя вдруг соображаешь, в чём там дело.

Ну, первые тридцать лет вопроса об анализе, естественно, не вставало. Но к середине семидесятых мы со Щегловым разработали соответствующий инструментарий, который охотно испытывали как на литературной классике, так и на образцах «низкого» жанра (см. наши препринты «К описанию смысла связного текста», I-IV, 1971-1974). К данному случаю следовало бы применить понятия иконического воплощения темы и ее проекции в сферу языковых средств. Но тогда это сделано не было, а на днях фраза почему-то вспомнилась — папы уже почти двадцать лет как нет на свете, последний раз мы с ним ходили в далёкую в 1984-м, и он с передышками, но взошел на Мон-Сен-Мишель, теперь же и мои прогулки, в том числе велосипедные, постепенно сокращаются, — вспомнилась и, не церемонясь, открыла свою тайну.

Проницательному читателю, ответ, наверное, уже ясен. Для остальных позволю себе его сформулировать.
Тема этого минитекста заявлена впрямую: «нечто далёкое, даль». Главная особенность её выражения тоже очевидна: эллипсис. Причем даже двойной, поскольку текст эллиптичен и синтаксически — опущено существительное, к которому относится прилагательное далёкую, и лексически — остается неизвестным, какое именно существительное подразумевается: прогулку? дорогу? экспедицию? сторону? даль? В то же время грамматически, семантически и прагматически конструкция вполне определённа: чёткий направительный предлог в + вин. пад., женский род существительного, очевидность намерений говорящего. Налицо характерное поэтическое напряжение между внешней неправильностью высказывания и его образной внятностью.

И соответствие между смыслом и текстом самое прямое, прозрачное — иконическое. Ведь что такое «даль»? Это нечто, к чему наши желания, мысли, взоры стремятся (как прилагательное стремится к определяемому им существительному), но что находится где-то за пределами нашего видения, поля зрения, горизонта, являя собой некое неопределенное, загадочное, да еще и женское, «там» (подобное опущенному существительному эллиптичной конструкции).

…Задачка, как видим, несложная, решение простенькое, семьсот лет поливать было, пожалуй, необязательно. Зато дополнительно высветилась временна՛я перспектива.


Санта Моника, август 2017



Фото Лады Пановойскачать dle 12.1




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
856
Опубликовано 20 сен 2017

ВХОД НА САЙТ