Редактор: Иван ПолторацкийКомментарий от Ивана Полторацкого:Роман Маклюк работает с поэтикой необязательного, его стихи - это монотонный монолог забытых явлений, но при внимательном прослушивании обнаруживается, что он очень тонко аранжирован: в жужжании механизмов то и дело вспыхивают искры неожиданных метафор (тёмное мерцающее молоко), банальная, казалось бы, мысль изворачивается заумной или концептуальной речевой конструкцией, обнаруживая разноцветную речевую палитру, хорошенько припрятанную автором.
Внешне эти стихи немного напоминают длинные поэмы Дмитрия Данилова, но внутренне они больше похожи на миниатюры Андрея Сен-Сенькова. Назовём это сходство “экзистенциальным сюрреализмом”: вещи и образы переживают подлинную трагедию исчезновения. Перефразируя автора можно сказать, что стихотворение существует, пока о нём помнят. Когда же его читают, оно существует в полной мере. Пока ещё всё не исчезло, рекомендую вчитаться в этюды Романа Маклюка - в них много меланхоличной красоты и спокойствия.
1
когда тебя забывают
ты чувствуешь ничего
сначала
это едва уловимое
ощущение
проснувшись
не можешь понять
какой сегодня день
и день ли вообще
во время рутинной диагностики
оборудования
тебе мерещатся неисправности
несмотря на то что все
показатели в норме
проверяешь еще несколько раз
все в порядке
но чувство неправильности
не покидает тебя
сканируя эфир
уже в миллионный наверное раз
вдруг находишь
какие-то пустоты и аномалии
в местах где раньше
было что-то другое
но что именно
вспомнить не удается
проверяя вечером почту
не находишь ничего
даже спама и того нет
ничего необычного
но все же
немного странно
со временем
ничего проникает в твои сны
тебе снятся земные сумерки
душно хочется пить
мелкий гнус приветственно
жужжит где-то рядом
ты выходишь
на берег темной реки
предвкушая погружение
в мягкую холодную воду
но вода расступается
перед тобой
ничего не остается
кроме как идти дальше
вот ты и идешь
долго идешь
потом просыпаешься
и все повторяется
снова и снова
наконец ты понимаешь
что тебя забыли и ты
чувствуешь ничего
единственный вопрос
который тебя сейчас волнует
было бы лучше
если бы кто-то помнил
о тебе
может быть
но это не изменило бы
ничего
и тебя тоже
не изменило
2
сайт существует пока в него верят
приходят к нему с открытым сердцем
переходят по ссылкам
доверчивым курсором
тычутся в его
элементарные кнопки
оставляют записи в гостевой
сайт существует пока его помнят
обсуждают на форумах
публикуют ссылки в социальных сетях
ищут на нем какую-то реальную вещь
или хотя бы смутно помнят о том
что когда-то искали и находили
но вера
заканчивается
посещения падают
интернет трафик
проходит сквозь кого-то
другого
но память тускнеет
из неуловимой мути
появляются новые
блестящие веб-страницы
старый сайт отходит
на второй план
наступает хорошее время
для смерти
но сайт все равно
не умирает
( а ведь как хочется
очень хочется )
но что-то не отпускает
удерживает сайт
в этой
серой зоне
бессознания
беспамятности
безверия
не знаю
радоваться этому
или все же не стоит
не знаю
утешает это
лично меня
или все же нет
не утешает
не знаю
и знать не
хочу
3
что хуже
когда некого взять за руку
или когда боишься взять чью-то руку
потому что вокруг другие
которые могут сделать с тобой
что угодно и ничего им
за это не будет
что хуже
когда тебя вовсе не замечают
и только лениво отмахиваются
от тебя как от мелкого гнуса
или когда все-таки замечают
но ставят ловушки
капканы с приманкой
оставляют отравленные
кусочки лакомств
и ночами не спят
прислушиваются
не раздастся ли твой сдавленный
крик не сработает ли
ловушка
что хуже
когда тебя никуда не пускают
и никуда не берут на работу
или когда пускают
но только в специально
отведенные для
таких как ты места
и на работу берут
такую же
с п е ц и а л ь н у ю
что хуже
когда твои останки
становятся для безумцев
ориентиром в непригодной
для жизни местности
или когда твоими останками
лакомятся дикие звери
муравьи ветер
что хуже
когда ты не смеешь
что-то сказать потому что
кишка тонка
или когда ты ничего
не хочешь сказать
потому что тебе
все равно
что хуже
не найти своего
места в жизни
и так и скитаться
от одного неласкового
местечка до другого
или все же найти свое место
но вскоре убедиться
что это плохое место
и все равно
в глубине души знать
что никакой ошибки здесь нет
и это именно твое место
что хуже
когда у тебя нет никого
даже одного
единственного человека
который мог бы
тебя забыть
или когда
есть много
людей которые
тебя забыли
что хуже
когда от тебя
что-то
скрывают
или когда тебе
показали все
но ты так
ничего и не
понял
4
НА ВСЕ ЧТО ПРОИСХОДИТ Я СМОТРЮ С ОПТИМИЗМОМ
хорошо быть приятным воспоминанием
не сногсшибательно красивым
но и не чрезмерно уродливым
носить неброскую цветную одежду
быть увлеченным спутником
иметь несколько мыслей по тому
или иному поводу
не пропускать маленькие праздники
жизни
не пропускать маленькие праздники
смерти
быть чутким товарищем
для тех у кого что-то
болит что-то не получается
у кого нет любви
у кого слишком много любви
кто устал от мелких
радражающих и крупных
болезненных неудач у кого нет
цели кому не хватает поддержки
кто потерялся запутался испугался
хорошо быть всегда под рукой
сильно не высовываться но и не
прятаться по углам
не путаться под ногами
не виснуть не сторониться
не быть слишком горячим
или слишком холодным
быть как женщина
если влюбился сидеть дома
быть как мужчина
если разочаровался сидеть дома
быть как ребенок
если испугался сидеть дома
быть как старик или старуха
если расстроился сидеть дома
( ах этот уютный крохотный тесный
скучный безнадежный дом
в неплохом районе
достаточно далеко от пыльных сырых бараков
вытесненных воспоминаний
но и не слишком близко
к пылающим воздушным роскошным
высоткам важных воспоминаний )
о как же хорошо быть приятным
воспоминанием сидеть дома
в темноте без света
сторожить тяжелые черные
сумки со свежей глубоководной тоской
иногда доставать одну две
и опускать в темное
мерцающее молоко чтобы
наблюдать как они медленно
очень медленно невероятно
медленно исчеза
5
когда-то давно я мог
читать уолта уитмена
а сейчас не могу
( как отрезало )
беру в руки книжку
начинаю читать
но ничего не происходит
кролик
не появляется вдруг
из черного цилиндра
спичка
чиркает о спичечный
коробок но не загорается
шариковая ручка
продавливает бумагу
но ни черта не пишет
машина кряхтит
пердит но не
заводится
только длинные горячие строки
мистера уитмена дорогого уолта
съеживаются
до размера крупных
капель американского
дождя
который увлажняет
мои глаза
заливает мне глотку
с глухим звуком
разбивается о
макушку
и смывает
меня
со всем моим сором и грязью
в долгую невероятно длинную
жизнь без
6
THE ROMANCE OF CERTAIN OLD THINGS
как же все-таки мало
того что можно запомнить
не ох как мало
( т.е. мало стоящего запоминания )
и не эх как мало
( т.е. запоминается
не то что хочешь
совсем наоборот )
а просто мало
ну вот возьмем например
автомобиль которому
лет 50-70
что он может запомнить
отрешенные лица рабочих
громыхающий цех
жадные плотоядные
взгляды людей
которые тебя осматривают
бесцеремонно открывают и
заглядывают внутрь
без малейшего стыда трогают
твои сокровенные детали
холодными руками
часто даже не в одиночку
а по двое по трое
большими компаниями
( пьяные небрежные под
назойливый радиохит
щупанья проникновенья )
спасает только то что
ты и сам себя в этих случаях
воспринимаешь как вещь
как нечто далекое от них
от себя
еще конечно дорога
2-3 маршрута не больше
длятся они целую вечность
пока вдруг не заканчиваются
тебя запирают в холодном
жестяном как правило
но иногда везет
( если это можно назвать везением )
каменном сарае
в темноте
среди останков
твоих собственных или
неизвестных тебе предшественников
( ручки отдельно ножки отдельно
пирамида головок вот здесь )
но и здесь можно жить
и здесь есть свои собеседники
помидоры в банках
огурцы в бочках
картошка в мешках
и сладкое-сладкое
яблочное варенье
( с которым и не поговоришь толком
настолько оно тягуче )
что еще можно запомнить
соблазнительный кузов
впереди стоящей машины
нежный мур-мур гравия
ребяческий смех локомотива
на переезде
утробный стон тормозных
колодок перед
пешеходной зеброй
отеческий взгляд светофора
приятная тяжесть в баке
после заправки
качественным бензином
и песня
песня невинности и любви
мы едем-едем-едем
в чудесную страну
которая даже самое
безрадостное утро
делает чуть менее
безрадостным
и чуть более без
человечным
а больше
и не запоминается
ничего
7
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ТЕМНАЯ ПАМЯТЬ
1
одно дело когда тебя помнит какое-то место
еще на подходе ты чувствуешь как открывается огромный
или может быть маленький пасть
и ты постепенно
заходишь в него как в пещеру
( в пещере темно и влажно
поэтому многого не разглядеть
но кое-что все-таки можно )
на стенах и потолке
грубые рисунки с натуры
охота на мамонта ответного чувства
огонь влечения
войны жестоковыйных
погребение милых подруг
( реже милых друзей )
кое-где
схематически изображен
сердечной недостаточности
праздник
2
другое дело когда тебя помнят
предметы
живой и неживой природы
тогда ты тучный рыб
на дне болотистого пруда
а они рыбаки-любители
сидящие на своих складных стульчиках
как в животе у матери
( то есть удобно и безопасно )
в одной руке баночка пива
в другой импортная удочка
в зубах медленная сигарета
или дурацкий анекдот
они ловят тебя
и рассказывают какую-то историю
пока ты задыхаешься
пока ты смешно пучишь глаза
пока ты уморительно пытаешься вдохнуть
потом
аккуратно обрезают леску
( крючок остается у тебя во рту )
и отпускают
в мутную воду
вчегодня
в темную воду
вчезавтра
3
а вот когда тебя помнят
отдельные слова
речевые конструкции
особым образом интонированные фразы
дело принимает серьезный оборот
ты становишься будто
античный автомат для игры в пинбол
в токийском развлекательном центре
пятидесятых-шестидесятых годов
к тебе подходит некто
кладет в рот маленький пластиковый
или металлический жетон
дергает за нос
и сердечко твое проваливается
куда-то в район живота
язык ( а это именно он )
начинает лихорадочно
нажимать какие-то кнопки
быстро дергать за какие-то рычажки
так что сердце твое
бешено прыгает по всему телу
как блуждающая матка в средневековых
врачебных трактатах
и как в средневековых
врачебных трактатах
этот процесс
вызывает у тебя
меланхолию
приступы ярости
одержимость
дурацкий смех
что-то еще
4
пока ты позволяешь
делать с собой все что угодно
с тобой происходит
все что угодно
все вышесказанное в том числе
8
я не помню когда меня это
то есть я помню что это было
но какое это
имеет отношение к моему этому
не представляю
могу нарисовать график этого
могу что-нибудь извлечь из этого
а представить
что тогда мои эти
с твоими этими
не могу
я говорю это не в плане этого
и не для того чтобы это
а потому что уже не считаю
что без этого нельзя
(это такое
это неправда)
несмотря на твое это
я не думаю что это может быть таким-то
хотя это бывает и таким
как например с этой
все равно
я в это не верю
и не верю что это бывает таким-то
нет не бывает
это неправда
и то что я это
тоже неправда
а уж про твое это
я даже и говорить не буду
потому что в конце концов
не в этом дело
а дело в том
что этого
иногда не хватает
_________________________________________
Об авторе:
РОМАН МАКЛЮК Родился в 1990 году в Днепропетровске. Окончил университет, занимался программированием. Публикации в сетевых изданиях «Новая Юность», «Полутона», «Ышшо Одын», «TextOnly» и др.
скачать dle 12.1