Редактор: Иван Полторацкий
(18+)
Комментарий Ивана Полторацкого:
Известный своими крупными формами поэт Софья Полякова освоила новый жанр: роман в верлибрах. Это прустовское повествование о культурном сопротивлении формам насилия путём добровольного подчинения им.
Роман взросления в десяти частях, связанных друг с другом сюжетом взросления, можно читать в любом положении, осмысляя собственный путь культурной апроприации. Эротика, мистика, поэтика, монти-пайтон, детская литература, компьютерные игры начала двухтысячных, прогрессивная музыка и трип-хоп – всё проходит тщательный текстуальный отбор, формируя сложносочинённую личность лирического субъекта, энциклопедического скриптора, частного демиурга новой эпохи.
Приготовьтесь к внимательному чтению и да, помните, что автор разрешил читать эти самодостаточные новеллы в любом порядке.
Комментарий от автора:Цикл стихов "Бдсм-письмо" родился из сетевой шутки и грустного зимнего разговора с другом по telegram'у. Получил развитие в припадке истерики, ставшей реакцией на очередной виток сложных отношений с родственниками. И продолжился глубоким припоминательным погружением в детство-отрочество-юность, в которых эти отношения начались. Однако меня интересовала не сама область травмы. Но и не "солнечные" моменты (как мне кажется, свой полдень и свой край ночи в раннем возрасте есть у каждого человека). А пограничные, "сумеречные" области и\или эпизоды. Которые, с одной стороны, во многом определили моё отношение к миру\тексту. А с другой (вне зависимости от травмы) -- задали моему сознанию ряд повторяющихся паттернов, мотивов, тематических образов и интонаций.
бдсм-письмо
1
заметила вскользь в комментариях к очередному
посту на «Современной поэзии в мемах»---когда пошли
очередные тёрки за ф- и м- письма что вот лично
я практикую бдсм-письмо-------затем когда
друг попросил в четыре часа утра
или всё ещё ночи сказать ему сквозь расстояние
примерно чуть более четырёхсот пятидесяти
миль---или если отбросить выпендрёж и любовь
к крошащемуся на наших глазах глобализму
расстояние чуть менее семисот пятидесяти
километров---ого а в километрах территория
которую преодолевает мой голос выглядит
посолидней---с к а ж и п о ж а л у й с т а
ч т о – т о х о р о ш е е попросил друг-—
и я сперва всё-таки написала ведь поэзия
это про письма а не про шёпот и помехи
связи звонка в Telegram-—
мы это всё переживём или же не
переживём не пережить что-то
это тоже один из вариантов
переживания просто это уже будут
проблемы не столько наши сколько
тех кто останется с нашим
отсутствием но всё-таки пережить
лучше потому что мне кажется дальше
может быть весело это всё конечно
напоминает бдсм-сессию да точно
жизнь в целом это такой вот сеанс
одновременных бдсм-актов(как бывает
когда гроссмейстер говорит сыграю мол
одновременно с хреновой тучей любителей
подавайте мне стопиццот досок)
одного верхнего с семью миллиардами
нижних (продолжая сравнения с более
приемлемым для среднего читателя
мероприятием---гностики бы мне тут
заметили что этот гроссмейстер не кто
иной как Остап Ибрагимович Бендер
случайно забравшийся в идиллические
сонные Васюки и наябывающий его автохтонов
а подлинный Гроссмейстер НЕ ИГРАЕТ
В ШАХМАТЫ ВООБЩЕ)---и этих нижних даже
ещё больше потому что можно играть с
индивидами а можно и с целыми коллективами-—
не просто разнузданные либертенские
будни всякий там спанкинг и раскрепощённый
секс а именно этот грёбаный бдсм---господство
и рабство насилие и унижение пытки
наказаниями и добротой---вообще мне такое
на самом-то деле не очень близко но чисто
прагматически видимо нам надо длить
и длить дальше и глубже---потому что
между фрагментами боли встречаются и просветы
апатии и полуприсутствия---в такие минуты
особенно чётким видится потолок или
текстура простынь---и ещё могут налить
розового вина---а ещё раньше по другому
поводу где-то так год назад я придумала
новый вариант вот этого карамазовского «я
только билет почтительнейше ему возвращаю»-—
ни хера себе Word подчёркивает красным
цитату из Достоевского и отказывается считать
его превосходные степени характерные кстати
для бдсм-щиков---русским литературным-—
так вот ещё год назад я подумала что
идеальной метафорой для суицида стало бы
п р о и з н е с е н и е с т о п – с л о в а-—
а в данной ситуации это бы означало либо
признание себя ванилью---девушкой юношей
насмотревшимися всякого «порно для мам» или
нахватавшимися по верхам---либо что ещё наверное
хуже признание твоего верхнего мудаком---одним из
«Аццких Господ» «на колени сука сосать» и всё
в этом духе---тут опять воскресают гностики
из своих ближневосточных пустынь кивают бородатыми
рожами и показывают одобрительный большой
палец---но гностиков я любила в детстве и уже
переросла---
2
иногда я кажусь себе самой токсичной мразью
хочется немотивированных убийств таксистов
внезапные слёзы из-за промокших ног
хочется немотивированных убийств игроков Forex
слишком много трипхопа очень много трипхопа
с утра слишком привыкла к йогурту и печенью
у Эфекса Твина оказывается был свой лэйбл
с голимым техно самым голимым техно
во всей Великобритании самым предсказуемым техно
в двенадцать лет я хотела перерезать горло одному
человеку---в тридцать пять хочется перерезать
другому
финский диджей и его проект с прекрасным
названием Astrobotnia
просто потому что задушевно позвонил поздравить
на основании прямого генетического родства
и как обычно начал нести херню
Астроботния это искажённая в сторону звёзд
Остроботния финская область
(у кого-то был прикол про Астро-Венгрию космическое
королевство---или империю---похождения бравого
штурмовика Швейка---фельдкурат Отто Дарт Вейдер Кац
шествующий под марш Радецкого)
очень хотелось перерезать горло правда
чем-нибудь экзотическим---пилой Джильи
полученный в день рождения долгожданный
рецепт эвтаназии (не суицида пожалуйста
не надо путать)
манипуляция эксплуатирование эмоциональный
шантаж
я правда периодически пассивно-агрессивная сволочь
запереть таксистов в одном чулане
с игроками Forex
закрыть намертво игроков Forex в такси
вместе с водителями
человеческий организм должен развить
в себе психорегуляцию---научиться
перерабатывать всякую хрень
в трипхоп
и выделять на поверхность кожи из
трипхоповых желез
или создавать его прямо в ушах
в наружном слуховом проходе
чтобы вся херня застревала
в трипхопе и не
доходила
до мозга
3
я страдала pueritus
scribendi---так изящно
неидеальным двойным
анапестом называется
банальная детская
графомания---лет с
шести
моим первым и самым
наверное авангардным
наглым прорывным
произведением
была переписанная в
толстый блокнот с очередной
маминой работы половина
первой главы повести
"Муми-тролль и комета"
(из сборника "Сказочные
повести скандинавских писателей")
маме я сказала что эта
повесть теперь моя
потому что вот же
я её написала---печатными
буковками---ну пока что
не всю но времени ещё
очень много
мама вроде бы посмеялась
(лет за восемь до того как прочту
всех этих ваших "Пьеров Менаров
авторов Дон-Кихота")
Муми-дол был такой тёплый
Хемуль был такой апатичный
Снусмумрик был такой самодостаточный
а Тофсла и Вифсла разговаривали на идеальном
преадамическом языке
(мы его с лучшим другом
всё с тех же примерно шести
лет некоторое время использовали
и верили что взрослые нас не понимают)
в это же время во мне проснулся интерес
к чернухе
повешению порке поеданию себе подобных
казням концлагерям децимациям
аутодафе
себя я при этом ощущала в защитном коконе
большой туристской палатке в которой
"я в домике"
Дороти Гейл под защитой принцессы
Озмы
Алисой Селезнёвой под матронатом
королевы пиратов на планете
Брастак
чернуха происходила где-то там за
иллюминатором
космического корабля
(только не надо думать что я жила
в элитном постперестроечном вакууме
да я целый класс посещала платную школу
да в другой школе я получала на завтрак йогурты---
супружеская пара примерно одних со мной лет
до сих пор периодически мне это припоминает---
особенно то что в девятом классе мы с однопартником---
швырялись этими йогуртами из окна---с третьего этажа
возле самой задней парты---в только что появившихся
в нашей школе в связи со взрывами на Гурьянова
усатых охранников вышедших покурить---
но это уже совсем другая история
но я же до восемнадцати жила в коммуналке
недалеко от железной дороги
раз в квартал видела крабоподобного
бухого соседа ползущего из сортира в комнату
видела дочек алко-рантье---соседей с пятого этажа
сдающих комнату и на эти деньги квасящих---
девочек вычислили по одной из первых видеокамер
в одном из первых компьютерных клубов---
чистящими карманы одного из первых игроков
не знаю во что---для Command & Conquer вроде
бы чуть рано---девочек забрали то ли в детский
дом то ли в колонию---память просто
воспроизводит тьму изымающую девочек)
в общем лет наверное в восемь я стала вести
маленьким расплывающимся несложившимся
почерком "Дневник третьей мировой войны"
персонажами там были герои и героини
фэнтези мультсериалов фильмов-сказок
а событиями перипетиями драматургией
реалии середины века
что-то в духе "14 декабря---арестовали
при попытке незаконно перейти границу
Красную Шапочку---15 декабря---Красную
Шапочку повесили на плацу"
а уже на стыке девяти и десяти лет
я начала сочинять бесконечную пьесу
про следствие которое ведут колобки
Шеф Коллега и ещё кстати Колбочкина
которая была в книжке Успенского но которой
не было в культовом двухсерийнике
всё начиналось с попытки обезвредить
террориста захватившего самолёт
но террорист был прошаренней и ловчей
поэтому сам обезоружил незадачливых
персонажей и выкинул с самолёта
поскольку выкидывал он их с небольшими
временными промежутками все они приземлялись
в совершенно разных локациях
и дальше пьеса двигалась в трёх разных
направлениях
десять сцен про одного десять про другого
десять про третью
Колбочкина если не ошибаюсь приземлилась
в постсоветской стране в которой власть
захватили персонажи сборника детских
пионерских страшилок
Красная Рука Чёрная Простыня и прочая
хренотень
всё началось с того---рассказывает
Колбочкиной старый подпольщик
который её приютил---что одна девочка
читала на ночь этот сборник и легла спать
не закрыв книгу---из её страниц наружу
вылезла Красная Простыня и заставила
читательницу переворачивать страницы
пока не вылезли все остальные---после
чего она девочку задушила
точно помню диалог
Колбочкина: а как называлась раньше
ваша страна?
Подпольщик: Украина
(через неё я проезжала в Приднестровскую
Молдавскую Республику с её очередями с утра
за хлебом---миллионными пачками денег
с портретом Суворова---кукурузой и зарослями
конопли
и продолжала писать---хотя в поезде
не очень удобно---пальцы разъезжались
в стороны---иногда я сама не могла
прочесть собственный текст уже
через пару дней)
где-то на этом месте чернуха которая всё больше
притягивала мой взгляд
наконец протекла через плохо герметизированный
иллюминатор
пиратского корабля
войдя в мою жизнь подлинным бдсм-письмом:
запретами ограничениями придирками и ритуалами
избиений после их вольного или невольного
нарушения
сейчас когда моя суицидальная апатия обостряется
мне кажется что в момент смерти
я пройду обратные нарративные стадии
через стихи последних трёх лет
упражнения в стиле лет двадцати трёх---
жалкие пробы пера лет семнадцати---
бесконечную пьесу---дневник сказочного геноцида
в заснеженный Муми-Дол
4
в потерянном времени между
девяносто девятым и примерно
седьмым---точная датировка
расплывается в пьяном тумане
затхлом воздухе чужих
квартир и окончательно тонет
в разъедающей стенки желудка
кислоте---получить в девятом
классе направление на
гастроскопию услышать от
лучшего друга как она
делается и решить что ну
его на хер если маалокс
снимает симптомы---и
довести до лёгкой язвы
с которой однажды придётся
лечь на неделю под
капельницы и яблочный
сок ставший после этого
самым любимым---это всё
про меня о да!---в этом самом
мерклом куске жизни я
однажды в числе прочих
писательских амбиций решила
стать сумрачным немецкого
типа философом и написать
трактат
"мир как воля и сплошная еда"
(кому ещё написать книгу о вкусной
и здоровой пище если не человеку
с язвой)
вслед за названием сразу встают
позвонками одной искривлённой
линии---выстраиваются точками
не совсем прямого маршрута---
все специфические этапы моего
отношения с поедаемым
начинается с преистории которую я
знаю только со слов мамы: я совсем
не сосала грудь не очень пила из
бутылки и потом почти ничего
не ела с ложечки
точки на линии это то
что я впервые попробовала
и обнаружила что есть это
можно---а до этого сама
мысль о том, что оно
должно быть откушено
разжёвано сглотнуто
и растворено---казалась
мне надругательством
лет пять возможно и
шесть: шоколад---до
этого сладкое было
приемлемым только
в виде мороженого и
советского монпансье
(в моём детстве целый
обычно бледно-коричневый
пакет на два килограмма
лежал на второй
полке буфета---чтобы
достать ещё пяток
леденцов пока мама
была на работе мне
приходилось ставить
детский стульчик
на табурет и
довольно рисково
балансировать
на самом краю---зато
я никогда не брала
настолько много чтобы
это стало заметным)---
шоколад казался чем-то
подозрительным похожим
на югославскую
мебель в частности на
буфет
лет семь: рыба которая не
мясо а что- то им
притворяющееся
лет восемь: огурцы и
помидоры---последние не в
супе или в форме кетчупа
я не ем до сих пор---а огурцы
ложноклассические солёные
из меня извергаются---
в девятом классе первая
моя любовь не поверила и
насильно меня накормила а я
ей продемонстрировала
свою правоту---"а чем же
ты будешь закусывать
водку"---водку я тоже
не пила ещё довольно
долго
лет девять-десять: манная
каша которую весь четвёртый
класс мне приходилось есть
во время природоведения или
чего-то похожего по
понедельникам---классная
руководительница заставляла
если дети не ели брать тарелки
на урок и доедать---я кстати
была не одна такая---иногда
на задних партах сидел целый
камчадальский вагон-
ресторан---в числе стокгольмских
плюсов: медленная борьба с кашей
позволяла не очень участвовать
в самом уроке
лет десять: полученный
в составном новогоднем
подарке при школьной
ёлке коробок йогурта---
до этого да и сейчас лактоза
в самом своём архетипическом
виде---в отличие от мороженого
и сыров---вызывала у меня
брезгливость---да и сейчас
вызывает---йогурт казался
чем-то таким же но
смесь холода сладости
и распотрошённых фруктов
приворожила меня видимо
навсегда
лет так двенадцать-тринадцать:
внезапно виноград
лет четырнадцать: красная и
чёрная икра---которой по ряду
причин был забит холодильник---
и которую я как и огурцы с
помидорами не ем до сих
пор---не извергается но
всё равно не хочу
лет шестнадцать: сметана
к борщу или щам
двадцать один год: кусочки
перцев
двадцать два: авокадо
двадцать три: человечина
(шок-контент---на самом деле
конечно нет---но в тот же
примерно период мне
случалось лениво-цинично-
богемно рассуждать о том
что растения явно
превосходят животных
к которым люди опять же
явно относятся---оттого я
не ем изюм урюк и прочее
сухофруктовое---они для меня
тутанхамоны фруктов---
мумии надо хранить
в пирамидах лишний раз
не тревожить ну и никак уж
не есть---а вот случись мне
отведать мяса и позже узнать
его разумное происхождение
трагедии не случится)
двадцать четыре: лук
в жареном виде
двадцать пять: фейхоа
тридцать четыре: водка
по-моему мир распробован
и признан более-менее съедобным
питательным
сытным
иногда тошнотворным
местами горчит
5
мало кто знает об
этом но я источаю
белую зависть---
её наверное можно
даже увидеть в
особом калейдоскопическом
искривлении лицевых
мышц---когда кто-нибудь
при мне начинает играть
музыку и делает это
хорошо
(не просто клац-бац
по гитарным струнам
а чтоб
с подвыподвертом
и желательно необычным---
например бодрый фанк
завезённый в наше морозное
гетто контрабандой---
или такой же странный---
в отсутствии пляжей---
сёрф
если вообще говорить
о гитарах)
мне очень обидно что я
этого не могу и уже
не смогу никогда
даже если я пойду
в полночь
на глухой перекрёсток
принесу жертву
и продам дьяволу
душу за умение
играть блюз
когда-то в меня всю
эту музыку пытались
старательно пропихнуть
а я всеми своими пассивно-
агрессивными методами
борьбы достойными
городского герильеро
психического нездоровья
сопротивлялась
хотя учителя у меня были
на редкость ласковые
и адекватные
добродушный дяденька-
композитор отвечал
за скрипку
несколько тётенек
за фоно
и ещё одна за
гитару
(кстати это не столько
родительская инициатива
была сколько муниципальная---
в моём среднеобразовательном
государственном учреждении
так полагалось
помимо обязательных
школьных предметов
опутать ребёнка ещё и херовой
тучей факультативов)
все от меня чего-то
как-то зачем-то
через не могу
приятным кошке
ласковым словом
добивались
правильной постановки
пальцев---точности
нажима---беглой смены
пальцев на грифе
а я каждый год упорно
отвергала один
инструмент---их можно
было выбирать---и
убалтывала маму---
к чёрту скрипку---
я на фортепиано
хочу---серьёзно
у меня получится---
нет я хочу на
гитаре
если бы я окончательно
не забила на
сам предмет
"игра на музыкальном
инструменте"---я кстати
очень чётко тогда
осознала суть самого
понятия "факультативность"---
это когда можешь
что-то школьное взрослое
серьёзное с отметками
в дневнике и замечаниями
послать в жопу откровенно
проигнорировать и тебе
ничего потом за это не
будет---я бы наверное
играла ещё на трубе
или там саксофоне---
на контрабасе---альпийском
рожке и классу
к одиннадцатому
добралась бы
до сямисэна
просто тогда меня
занимало исключительно
слово написанное
сказанное или
приснившееся
на всё остальное жалко
было тратить свои
мозг и пальцы
(занимает оно меня и
до сих пор
и наверное больше всего
остального)
но где-то в районе девятого
или десятого класса
когда я начала слушать
музыку более обстоятельно---
вот сейчас я могу конечно
соврать что это были
какие-нибудь Kraftwerk
или там Iggy and
The Stooges---но это
естественно был всего лишь
"русский рок" в какой-то
очередной инкарнации---
ко мне пришла и моя
теперь уже вечная
белая зависть к тем
кто это умеет
где-то в этот же период
может быть годом
раньше или двумя
я обнаружила на
верхней полке
когда-то престижно
импортного хоть и
произведённого в
соцлагере шифоньера
скрипку---по-моему она
была второй моей скрипкой---
первую---четвертинку---
продали и купили эту---
но я уже переныла маму
перевести меня на
фоно
почему не продали и вторую
я не знаю---но обнаружив
её а также---что все про неё
забыли---я достала её из
футляра погладила ностальгически
пощипала пальцами
струны---извлекая из скрипки
нечто вроде конкретной
музыки о которой я ещё
не знаю---а потом
резким нажатием правой
руки перебила ей
гриф
как-то спонтанно я это
сделала интуитивно
на душе сразу стало
спокойно
не помню открыла ли я
тогда заново музыку
или только готовилась
к этому---да не так уж
и важно теперь---
в этот момент я принесла
невинную детскую скрипку
в жертву и окончательно
продала свою душу
слову
такой себе из
слова дьявол
на самом деле---
второсортный
и третьестепенный---
в наши-то аудио-
визуальные времена
зато с ним можно увидеть
в старом уродливом
шифоньере купленном
мамой с боем или даже
скорее подаренном
ей бабушкой---она
продолжала с мамой
общаться несмотря
на то что отец сбежал
от мамы незадолго до
моего рождения---
спрятанный перекрёсток
глухую полночь
и собственно
самого дьявола
6
иногда я могу произнести
публично что одной
из важнейших моих травм
было то что вторым иностранным
языком в школе я изучала
немецкий как заставили
родители а не французский
как хотелось бы мне
самой
звучит очень пафосно и
вызывающе как типичная
проблема первого мира
но на самом деле всё так
и есть
мне хотелось слушать читать
и произносить фразы с ужасными
носовыми гласными---довольно
смешно---я потом выяснила
что в древнерусском такие
предположительно были
а в старофранцузском таких
предположительно не было
не знаю кто меня заразил
франкофилией
точно что не Эдит Воробушкек
и уж тем более не Джо Дассен
не Азнавур и совсем уж не
Ивы Монтаны Жаки Брели
и прочие Ги Беары даже не
Далида
(разве что позднее кабаре
от Патрисии Каас---даром
что полиязычной лотаринженки
родом из самой спорной
в языковом отношении области
неоднократно встававшей
и под Марсельезу и под
Deutschland Deutschland)
скорее всего как ни странно японские
мультики
типа "Отверженных" "Трёх
псов-мушкетёров"---забавно при
этом что я с самого детства была
упёртой кошатницей и не то что
бы кинофобкой что твой
Уильям Берроуз---но своего
внутреннего кота лелеяла
с самых полусознательных
лет когда встретила первую
в жизни полосатую бездомную
морду
и ещё да был один исконно
французский мульт про ослика
Кадишона---ни фига себе выяснила
только что---это экранизация
сентиментальной повести Софьи
Фёдоровны де Сегюр---которую
называли маркизом де Садом
для детей
в любом случае мелкобуржуазные
инстинкты родителей---девяностые
первые бизнес-связи с бай'рише
бюргерами---перегоняемые
мерседесы---вынудили
меня ломать фонетику под
тевтонскость учить умлауты
строгий синтаксис и по-детски
скатологическую систему
ругательств
я думаю что из чуйства
протеста именно это
породило мою юношескую
влюблённость в жовиальный
французский текстовый авангард
классе в восьмом-девятом ну
или на стыке я от чтения science
fiction плавно свернула туда
плакала над финалом "L’Écume
des jours"---кстати над книгами
я почти не плачу---доведшие
меня до кламориса сочетания
буковок можно пересчитать по
пальцам одной руки---хохотала
над Ионеско---охреневала и наверное
тоже смеялась---хотя перечитывая
скорее заворожённо начинала
побаиваться---En attendant
Godot---и с интересом читала
наполовину как минимум а то и
полностью порнографического
Батая
чем дальше в лес тем больше
я прямо-таки прорастала безумными
лягушатниками
Альфред Жарри---старый добрый
затворник Марсель---помню как я
сказала нашему учителю рисования
по прозвищу НикНикНик что он
очень похож на постаревшего
Пруста---у меня такое тоже часто
бывает---я могу ляпнуть какую-нибудь
бестактную херотень от чистого
сердца
Жан Жене Габриэль Витткоп
Пьер Гийота
целый неостановимый поток
французов
немцы были где-то в подкорке
родительским принуждением
гамбургским hard porn
фильмами Райнера
Вернера Фасбиндера
группой Rammstein бесстыдно
эксплуатирующей сексуальную
сторону третьего райха
смешными заглавными
буквами каждого
существительного
ну ещё конечно был Кафка
которого я перечитывая
с возрастом всё сильнее
чувствую---но он один
такой---к тому же Кафка
вдвойне лазутчик внутри
языка---человек
в чьей семье говорили
по-чешски молились
на древнееврейском---
а ночные головные боли
у него и совсем были
не поддающимися точному
переводу на любой из
человеческих
и вот помню как примерно
в одно время моё этно-
культурное видение
не то чтобы радикально
перевернули а как-то
взболтали и очень сильно
разбавили немцами
две вещи
экспрессионизм двадцатых
и Krautrock свинцовых
семидесятых
свалившийся на голову Фриц
Ланг
апатично но непреклонно
прогрызший ходы в голову
Дёблин
реанимировавший остатки
детского в сердце
Майринк
нарисовавшийся как готический
чёртик из рокайльного ящичка
Ханс
Хенни
Янн
и всё это под бесконечные пульсы
группы Can в которую Джонни
Роттен хотел попробоваться
вокалистом после того как
разогнал Sex Pistols---а они
его вежливо послали
в итоге я ни один из двух
языков не знаю
немецкий потому что училась
ради отметок и из-под палки
французский потому что не
из-под палки учить---признаю это---
лень
что касается их культур
всё больше я себе напоминаю
Лотарингию
сейчас - где-то после
франко-прусской войны
всю меня отжали немецкоязычные
и я с этим свыклась
всё равно островки французского
то тут то там возникают
то Пьером Буржадом то прости
Господи Катрин Милле
может быть через время я
переживу и первую
мировую и опять
вернусь в утраченное
время к своим Германтам
в родные Содом и Гоморру
короче под сень девушек
понимаешь ли
в цвету
7
когда мы с другом хотели захватить
мир лет шестнадцать назад мы точно
знали как это сделать---но вот
зачем?
расписывать технологию на стенах
университетской курилки мы не стали---а то
вдруг стырят
технология крайне простая---я сажусь
гуглить---правда непонятно где---дома
у меня интернета не было и вообще тогда
он был по карточкам---да звучит
очень смешно и двусмысленно но именно
так и было---в общем я нахожу время и
место где интернета много сижу и---
да слова гуглить тоже ещё не было---
как мы говорили "искать"? "сёрфить"?
какой бы глагол мы ни употребляли
именно его я и перевожу из инфинитива
в бесконечное настоящее продолженное
гуглю я---в интернете есть всё---рецепты
воскрешения трупов---всякую афро-карибскую
херь---потом каждый рецепт готовится в
единственном экземпляре---тестовый пробник---
а друг приходит с птичьего рынка с карманами
пальто разбухшими от хомячков---зверушек
мы убиваем и тестируем на них каждый пробник
пока какой-нибудь хомяк не воскресает---
тогда уверившись в действенности рецепта---
его надо проверить хомяках так на четырёх---
мы запускаем второй этап---изготовление
в промышленных масштабах
мы знали даже откуда возьмём деньги---
это был тот крайне непродолжительный
период когда Земфира Талгатовна
Рамазанова которой Сергей Шнуров
промыл мозги своим опытом обучения
в богословском институте посещала
занятия на философском московского
имени Ломоносова---вот теперь м ы ей промоем
с другом мозги---и она финансирует наш план---это я
как раз на стенах курилки записала и говорят
что видели как потенциальная спонсорка
этот текст читала и обнадёживающе
улыбалась
дальше всё было ещё проще
но по-прежнему нужно придумать
зачем
состав мы распыляем с вертолёта над
Ваганьковским Новодевичьим Алтуфьевским
Переделкинским Троице-Лыковским Алабушевским
и прочими помельче
после чего получаем в своё распоряжение
армию зомби с помощью которой подминаем
Москву и дальше дальше вплоть до
"мир наш"
во главе войска собирались поставить зомби
Юрия Никулина с жестяным барабаном
на шее
ответить зачем оказалось гораздо
легче чем думалось
друг был историк поэтому писал
конституцию хотя в разделении
общества будущего на страты
участвовала и я
страт было всего три
божественный дуумвират (я и друг)
небольшой микропроцент прихлебателей
серая масса бесправных рабов
не таких впрочем уж и бесправных---
наброски конституции открывались перечнем
от чистого сердца дарованных серой
массе не очень большого но всё же количества
прав например права потешно
умереть в гладиаторских сражениях для
увеселения божественного
дуумвирата
тем кто в увеселении нас умиранием
особенно отличился мы собирались
с барским размахом
подарить посмертно
свободу
из лично моих социальных нововведений
я помню публичные казни
в маршрутках
по дороге на работу учёбу и оттуда
домой
этого правда очень не хватало
да этого и сейчас периодически
не хватает
ещё мы хотели воскресить Моррисона
Кобейна Хендрикса Джоплин и Леннона
и устроить из них персональный
древнеримский зомби-Вудсток
и очень надеялись что за границей
смерти---зомби или туда и обратно---
музыкальный талант не проёбывается
Мориссона и Кобейна правда очень хотелось
а Джоплин и Леннона это просто
культурный код старшего
поколения воспроизведённый скорей
по инерции так-то мы их
особо не слушали
дальше вроде бы наше прояснение зачем
остановилось---мы даже для себя не определили
какой статус будет при новом мировом
порядке у профинансировавшей авантюру
Земфиры Талгатовны
оба мы тогда
заленились
писать стихи и играть на бас-гитаре
всяко интересней чем заниматься
делом
нам тогда много чего не хватало
режима чёрных полковников
запрета постановок и фильмов
закона об оскорблении
чувств книг в целофановых
обложках аншлюсов и гибридных
войн пыток обнулений
и карантинов
а сейчас вот вроде бы всё и есть---
ну кроме казней которые я надеюсь
ещё введут---но как-то всё через
жопу
хочется созвониться с партнёром
по фантомному мировому господству
выпить обняться вдвоём расплакаться
на плечах друг у друга
поминая смешавшимися с водкой
слезами не случившийся
из-за нашей лени
brave new world
8
Стивен Фрай устами одного
из своих персонажей---что
возможно важно - персонажа не
сыгранного для телезрителя---всей пластикой
с годами обвисающего но по-прежнему
симпатичного и притягивающего взгляд
лица---мой личный любовный триггер это
его трогательный перебитый шнобель---
а одного из тех иронично-развязных
британских болтунов которых он написал
Стивен Фрай (его персонаж) как-то
заметил
что если вы человек порядочный
вас хоть раз в жизни откуда-нибудь
изгоняли
из школы
из универа
из секты сатанистов-растлителей
мне этот тезис очень понравился
во-первых потому что в качестве
изгоняющих инстанций указаны только
общественные институции---мне
это представляется крайне важным---
потому что если человека выгоняет
другой человек---именно выгоняет
а не переводит общение---плавно там
или резко---разные могут быть степени---
в другой формат---то кто-то из этих двоих
явно упорот
а скорее всего оба
(ну да---традиция маджнунов
всяких там трубадуров
и прочих конченых
миннезингеров---последних я
в детстве на слух интерпретировала
как кукольные швейные машинки---
вплоть до "любовь это болезнь я пожалуй
выпишу себе больничный лист")
во-вторых потому что меня успели
повыгонять с переменным успехов
из школы из универа---к тому моменту
когда я эту фразу Фрая
прочла
больше всего мне запомнился
эпизод с изгнанием меня из ресторана
при Доме Союза Композиторов
непонятно почему но мы часто втроём
бухали и злодейски трикстерствовали
именно там
ни один из нас ни на одном музыкальном
инструменте играть не умел
ни один из нас вообще к звукоизвлечению
не проявлял тяги
две девушки один юноша
два филологических создания одно
философское
(нет музыку мы конечно любили но скорее
такую от которой члены Союза как минимум
поморщились бы
а то и вовсе бы их
перекорёжило)
за одно трикстерское злодейство
мне до сих пор несколько стыдно
и даже то что мы совершили его
в алко-угаре---причём стоит заметить
что мы были молодые относительно
свежие---хотя мой желудок уже
разъедала язва---ну и само собой
не особо денежные и разборчивые
поэтому часто начинали свой алкогольный
вечер со всякой херни типа
"Абсентера"
(если кто не в курсе это примерно
как "Jaguar" только с более
звучным названием---belle epoque
для рабочего класса)
так вот уже сильно датые
мы забрались на третий или
пятый в общем последний
этаж и обнаружили там кучу
бесхозных стульев
из которых сразу же выстроили
инсталляцию-пирамиду
примерно в полтора человеческих
роста
как мы сами не навернулись в процессе
её создания до сих пор
удивляюсь
инсталляция начинала поскрипывать
и всеми частями опасно покачиваться
при малейшем прикосновении
в любому своему сегменту
возможно мы её назвали "Шаткость"
сейчас мне очень стыдно перед людьми
которым пришлось её разбирать
но выгнали нас всех не за это
и даже не в этот день
в день когда нас наконец выгнали
мы справляли что-то вроде конца
сессии
начали ещё в университетской курилке
шампанским а продолжили у Композиторов
пивом
дальше всё помнится несколько смутно
наверное мы громко спорили
на темы искусства и экзистенциального ада
самоубийства и всякого такого прочего---
обычный набор тем для бесед у доживающих
вторую декаду
наверное я громко и неостановимо как обычно
смеялась
а потом наша радостно-дружественная
триада распаялась на три отдельных
паттерна
что было с другими не знаю
могу достоверно свидетельствовать
лишь за свой опыт
у меня была как уже сказано язва
тогда впрочем возможно ещё гастрит---
по крайней мере я таковым его
считала и в сезон обострения просто
забрасывала "маалоксами"
в любом случае желудок у меня был
не сильный---и я отправилась очищать
его от смеси шампанского с пивом
перорально на первый этаж
туалетов там было всего только два
а смесь алкоголей во мне на этот раз
была очень гремучая
открыла я дверь только на второй
стук---там стояла знакомая филологического
юноши---у него были двое знакомых из РГГУ
с то ли никнеймами то ли устными прозвищами
Принц и Принцесса---что вызывало и у меня
и у девушки-философа обычно ироническое
издевательство или хохот что-то такое никак не
почтительное преклонение перед венценосной
особой королевских кровей
так вот там стояла раздражённо-испуганная
Принцесса---мне руки помыть надо только
руки помыть---я махнула рукой в сторону
рукомойника---мол ну иди и мой свои руки---
а сама повернулась спиной вернувшись
к своему очищающему занятию
но как я буду мыть руки---в отчаянии почти
вскрикнула Принцесса
а я в самом начале новой приливной волны
текущей по пищеводу вверх успела ответить
Принцессе одним только словом
"параллельно"
отметив как минималистично и экономно
мой язык выразил ей сразу несколько смыслов
и то - как ей выполнить своё омовение рук
(одновременно с моим очищением)
и то - как я отношусь к её проблемам
испугу и дискомфорту
когда я умыла лицо и вышла из
туалета нас троих вежливо-непреклонный швейцар
попросил покинуть здание
до сих пор не знаю что послужило
официальной причиной
скорее всего моя la nausée
(хотя я и не знаю что было с остальными
участниками тройственного алкогольного
бунда---возможно это они что-то там
накосорезили)
мне всё равно хочется думать
что кто-то обнаружил авторство
инсталляции "Шаткость" и выдал
нам наше изгнание в качестве
своеобразной премии "Арте Лагуна"
ну или хотя бы
Кандинского
9
"когда я слышу слово
"телефон" я хватаюсь
за пылесос"---как я писала
на стене университетской
курилки осенью две тысячи
четвёртого---в самом начале
учебного года---чуть ли
не первого сентября---мимо
прошёл мужик среднего
возраста похожий на
персонажа фильма Грега
Араки Mysterious
skin---того который подснял
совсем ещё юного Гордон-
Левитта на Брайтон-бич и
жёстко и бескомпромиссно
изнасиловал в ванной комнате
херача жёлтым флаконом
шампуня по голове---изо рта
у Гордон-Левитта в сливное
отверстие вытекал красненький
ручеёк---мужик проходивший
мимо моих граффити---там ещё
было приглашение всех желающих на
фестиваль "Перверсия-2004" и
изложение того самого бизнес-
проекта по захвату мира с помощью
армии зомби---мужик развернулся в
сторону надписи с какой-то мультяшной
резкостью и быстротой---театральные
знакомые сказали бы что
это очень консервативная школа
игры---"говорят что актёры Малого
чересчур переигрывают"---"ХОХОХОУ!!
ЗВИ-ЗДЯТТТ!!"-— конвульсивный
взмах руками---настоящий жест
гнева---Ахиллеса Пелеева
сына
СУКА МЛЯТЬ КТО ЭТО СДЕЛАЛ
УБЬЮ НАХЕР
я наверное побледнела
но это был всё же не столько
страх что за мои художества
мне предстоит быть подвергнутой
остракизму выговорам санкциям
штрафам
просто стало как-то в один
интуитивный миг ясно: стену
курилки в последние числа
августа покрасили выдрючили
отлакировали
наверное этот мужик отвечал
непосредственно за
первый этаж или даже
именно за вот этот
конкретный занырок
где тогда можно было
прямо в здании
первого гуманитарного
корпуса стоять и
курить
в свежем белом выглаженном
накрахмаленном состоянии стена
не простояла даже одних
суток
в первый же день знаний
стену познали моим
чёрным маркером
чувство стыда за уничтоженный
чужой труд
чувство недо-гордости за
произведённый свой
ватные ноги и желание
провалиться под землю
исчезнуть при виде того
как другому человеку
плохо от твоих поступков
чувство слабого противоречия:
это же ведь не его стена---наша
спустя шестнадцать лет
ясно: всё искусство это
письмо на белом пустом
старательно покрытом
нулевым слоем краски
пространстве которое
кто-то считает своим
возможно даже не без
оснований
искусство это причинение
боли
искусство это вымарывание
и закрашивание---вечное
удаление---поджог
Александрии
искусство это исчезнувшее---
старый слой палимпсеста---
потеря письменности---
катастрофа бронзового
века
когда я слышу "Москва-
Петушки" я говорю "Дмитрий
Шостакович"
когда я слышу "Поэтика"
я хватаюсь за вторую
часть
с "Мёртвыми душами" та же
фигня
круче наверное только если
совсем не написать хотя
перед этим очень долго и
повсеместно обещать
и рекламировать
(как я уже обещаю куче
народа один цикл---меня
даже собирались ставить
на счётчик)
самый хрестоматийный
пример - продолжение
"Карамазовых"---хотя очень
не хочется его приводить
со школы ещё его не люблю
и так кругом один сраный
достоевский происходит
на хера он ещё и на
бумаге
10
в похоронах животных
я практически не участвовала---
мы только однажды в начале
ночи пролезали на человеческое
кладбище чтобы закопать
птицу---кажется канарейку
но может быть что и
попугая
а однажды ранней весной
в гостях у кузена когда я
спросила что это у него
за окном в пакете---неужели
колбаса---стало уже немного
теплей и мы высовывались
курить в окно а не шли на
лестницу---я в очередной раз
высунулась и увидела---нет
ответил кузен---для колбасы
у нас холодильник а за
окном в пакетике - попугай
у кузена тогда было попугаев
штук шесть---он ещё в школе
начал их разводить проращивая
воздух комнаты бесконечным
щебетом тут и там появляющимися
перьями и пятнышками помёта
и вот самый первый белый
кажется неразлучник взял
да и отбросил когти---а поскольку
было это суровой холодной
зимой---каменная земля
закованная в гололёд---кузен
до оттаивания природы выставил
попугайскую тушку в холод
я недоверчиво стряхнула
пепел вниз и пакет приоткрыла---
действительно попугай---только
какой-то ненастоящий---прямо
по Монти Пайтону---всамделишный
ex-parrot
когда мы проникали на кладбище
чтобы предать земле такую же
пичугу---друзья шептали «идём
осторожней» а то вдруг
увидят охранники и примут
за расхитителей гробниц
мертвотрахов или вандалов
я представила себя человеком
шестнадцатого века студентом-
медиком похищающим трупы
на опыты---на хвосте
обыватели и инквизиция
и меня рано или поздно
но всё-таки ждёт
костёр
котов я не хоронила ни разу
в жизни---те чёрный и белая
с которыми я жила у мамы
с восемнадцати до двадцати
трёх умерли не на моих глазах
и не моими руками были
утилизированы
подумала что хотела бы
действительно моё любимое
Рыло кошачье когда он
как словоупотребил бы
Чехов-— окошкодохлится---
кремировать и прах его
смешать со своим когда и я
в свой черёд одохлопоэтюсь
и всех остальных котов которые
у меня ещё будут я бы тоже
хотела сжечь перемешать с собой
и развеять по ветру
(это всё потому что Райнеру
Марии Рыльцу уже десять
и он незаметно но ощутимо
стареет)
стала гуглить чтобы узнать
есть ли такая услуга и сколько
она стоит
неожиданно обнаружила что
в Российской Федерации законна
только котокремация
котозакапывание котовыбрасывание
которасклёвывание и кото-пускание-по-
реке-в-погребальной-котолодочке
преступны
так что мы с котом разлетимся
по свету не просто так а
законопослушно
сразу вспомнилась фантазия
возникшая на перемене
в десятом классе
я мечтала заработать охериллионы
долларов и завещать большую
часть какому-нибудь особо любимому
родичу
но поставить условие: перед
получением наследства он
обязан съесть весь мой прах
по ложечке в день
за завтраком
за этим должен следить
специально нанятый человек
приезжающий по утрам с урной
добавляющий меня мельхиоровой
ложечкой размешивающий меня
в кофе
если наследник меня есть
отказывается или пытается
жульничать---то все охериллионы
уходят на что-нибудь идиотское
только не в WWF не на исследования
рака генных модификаций и вообще
не на хорошее
а например на создание Кремля
в натуральную величину из конструктора
"Lego"
или на то чтобы к джинсам пришивали
штанины от других джинсов к ним от
третьих и так пока они не станут длиной
с экватор
законы Российской Федерации такое
по-моему запрещают да и любой
другой страны законы---да и
охериллионов я ещё не заработала
и вряд ли когда сумею
что ж пусть меня и котов
съедят---куда уж прах
приземлится---воздух
земля и вода
как и всех остальных людей
зверушек и птах малых
я в общем-то не гордая
и выдрючиваться люблю скорее
просто так для порядку
на уровне физиологиии
как коту свойственно когтить
добычу а неразлучникам
не любить разлуку
_________________________________________
Об авторе:
СОФЬЯ ПОЛЯКОВА Софья Полякова. 35 лет. Родилась, выросла и живёт в Зеленограде. Драматург, поэт, филолог. Публикации на сайтах «Полутона» и «СолоНеба», в журналах «Новая юность», «Ышшо Одын».
скачать dle 12.1