facebook ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит два раза в месяц. Основан в апреле 2014 г.
        Лиterraтурная Школа          YouTube канал        Партнеры         
Мои закладки
№ 181 апрель 2021 г.
» » Сергей Васильев. САМОГОН ДРОЖАЛ ЦАРАПАЛ

Сергей Васильев. САМОГОН ДРОЖАЛ ЦАРАПАЛ

Редактор: Иван Полторацкий




Комментарий Ивана Полторацкого:


Диссонансная поэтика Сергея Васильева в первую очередь – форма культурной рефлексии. Рифмы «чевенгур – ги де бор» и «гетеры – милицонеры» изящно сшивают различные культурные эпохи, предлагая понимающему читателю несколько вариантов сопоставления имён и событий. Рифмуются не только длинные и резкие ряды созвучий, рифмуются Платонов и Параджанов, между ними пролегает «общество алкогольного спектакля» и невозможность существования в нём. Культурная катастрофа. Чтение и алкоголь одновременно приближают и отдаляют её. Васильев делает шаг назад – в сторону постмодернистской поэтики, и тут же уходит в сторону, открывая пространство для собственного манёвра.  Стихотворение превращается в танец с опасными предметами в руках, безупречно аранжированный и хорошо продуманный. Ритмика и метрика здесь аллюзивна, аллюзии ритмически упорядочены, композиционный баланс выдержан. Послевкусие  как от водки на морозе – создаёт ощущение свежести, хоть и быстро сбивает с ног. Васильев ироничен и постироничен, самоирония сбивает высокий градус пафоса, пафос не даёт этим стихам превратиться в кривую насмешку над литературоцентричным двадцатым веком. Интересно, что каждое из стихотворений этой подборки  – с открытым финалом. Три раза «не» и утвердительное «солгать». На фоне маячит фигура Аллена Гинсберга. За ней возникает фигура ещё большая, после которой поэзия невозможна. И всё-таки возможна, всего лишь нужно, чтобы ангелá замолчали.




***

самогон дрожал царапал
ты читала чевенгур
мы смотрели цвет граната
застрелился ги дебор

ги дебор читал запоем
оттого он и помре
мы с егором ходим строем
с мёртвым зайчиком в руке

он не солнечный не лунный
и никак не объяснить
белобокий похмелюжный
отчего не хочешь жить



***

птицы постойте кричать
ангелá ангелá

в этом бархатном декабре
диссидентство табачного дыма
хрустких яблок
вишнёвых костяшек
что танцуют — клац-клац — по столу
предъянварской капелью пролилось
преломилось в увечье свечей
по колени в сугробы врастая
мы построим всем иглу из дыма
я надёжней не знаю жилищ

только вы не кричите
не пойте



25.02.20

кочегары и милицонеры
дети бессловесного вранья
вас — немых — небесные гетеры
встретят в час последнего суда

нужно быть весёлым и куражным
лёгким быть и сплёвывать табак
водку пить в снегах за гаражами
мам любить и умирать за так

и тогда из проржавевшей клетки
выпорхнет скелетик-зинзивер
тарарахнет реквиемом верди
но не будет страшно нам совсем



***

воркуют полицейские сирены
и голуби выходят на балкон
там тает снег и пляшут персефоны
там тает снег он до конца времён
осознаёшь — и в форточку влетаешь —
закрытую — уже не разобрать
и остаётся только кадиш кадиш
и только слово да и то солгать







_________________________________________

Об авторе:  СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ 

Родился в 1993 году под Новосибирском, куда вскоре и переехал. Закончил Новосибирский государственный университет, работает учителем литературы и философии. Со стихами и прозой публиковался в «Артикуляции» и на «Полутонах». Редактировал журнал Vesalius и мемориальную книгу «Город Iванiв». Сборник стихотворений «Всё лишнее» (Томск, 2020), книжка короткой прозы «49» (Москва, 2020).скачать dle 12.1




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
356
Опубликовано 23 окт 2020

ВХОД НА САЙТ