ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Михаил Немцев. «И, ТАК СКАЗАТЬ, ЕГО ТРУДЫ ОСТАЛИСЬ НЕЗАСЧИТАННЫ»

Михаил Немцев. «И, ТАК СКАЗАТЬ, ЕГО ТРУДЫ ОСТАЛИСЬ НЕЗАСЧИТАННЫ»

Редактор: Иван Полторацкий



 

Комментарий Ивана Полторацкого:

В этой подборке Михаил Немцев исследует феномен невостребованности, используя инструментарий поэзии и философии. Чеховские сюжеты после смерти автора продолжают воплощаться во множестве типизированных ситуаций, которые хорошо знакомы любому свидетелю советского и постсоветского литературного процесса. Саркастичная избыточность первого стихотворения постепенно переходит в минималистичный стоицизм последнего. 

Между ними – наша жизнь,  внезапно освещённая правильно поставленным вопросом.

Вспышка продлится недолго, но что будет за ней – уже никто не узнает.

Эти стихи – о способе понимания и принятия своей судьбы, в них есть надежда и трезвая осознанность, позволяющая называть вещи своими именами.  

Название, выбранное автором, играет важную роль в подборке, наверное, имеет смысл вглядеться в это  «так сказать» и перечитать всю подборку ещё раз, исходя из вопроса «почему мы их прочитали?».



Литератор в anus mundi

Приятельствующих сенатом
порой бывал он окружён,
В те дни он крут, как мирный атом
бывал. И выглядел учён.

А в повседневности – трудился
учителем словесности.
Он не для этого родился,
Так получилося, увы.

Что жизнь? Стихов изобретенье,
(почти всегда посредственных),
Дни в ожиданьи вдохновенья,
Дела среди людей чужих,

Работа локтем и гортанью,
возня за место у плиты,
источник многия страданья
тем, кто для песен рождены.

Как быть, кода тебя тревожит
несуществующий язык?
Но нету сил собой умножить
Число тех, кто его постиг!

«Ах, почему в России мало
талантов авторских, мой друг?»
Да, кое-кто его читал, но
Был оных смехотворен круг.

Он сам не знал, чего достиг.
Имел десятка два стихов
великолепных… но постиг-
ла, увы, провинция, его.

В те годы блоги не суще-
стовали. Интернет
уж где-то был, но вдалеке… –
о нём не ведал наш поэт.

И потому его стихи
остались непрочитанны,
и, так сказать, его труды
остались незасчитанны.

Как говорил другой поэт,
«хоть в общем-то, живём недаром,
имея фору в столько лет,
всё ж удовольствуемся малым».



*** 

Второе послание Cвятославу Одаренко, о жизни 

                                     В падающих самолётах нет такой науки как орнитология
                                                                      Андрей Сен-Сеньков

Те, которые были
«япоэтэтимиинтересен» –
их потом расстреляли.
мы смотрим в музее на артефакты руин их жизней –
вот они-то уж погуляли!

А вот бы они пережили [27, 37, 55] мы бы от них узнали
как жизнь превращается в свиток себя самой,
и с чего не начни, прибудешь к той самой сцене,
с тою же самою недорогой ценой.

Только представь себе, пожилой прединсультный Джим М.,
приезжает на пару дней в Москву торговать собой,
сожалея о той о непрожитой жизни о той неслучившейся скорой смерти.
Ему-то за что, казалось бы, это всё?

В конце-то концов, не сводится ли вся жизнь к тому,
что куда ни иди, куда-нибудь попадёшь?
Если к этому сводится, то небесполезна наука эсхатология:
напоминает заветный козьмопрутковский порох непромокаемый,
И свидетельствует о лучшем в тебе и во мне, как под стеклом на полке детский солдатик.

2020



***

                                         Сергею Шубе

«Меня не печатают». На ЛИТО ходил
мужик, всегда в тёмно-синем галстуке,
и в очках. Он был очень вежливый (а в ЛИТО все обычно вежливые),
говорил негромко, иногда рассказывал о работе,
читал стихи. Какие, не помню, такие же, как другие.
Там не было «взвейтесь», «развейтесь», вдохните и умилитесь,
там не было этой бодряческой ироничной эротики,
которая уже в ранней юности для меня скверно пахла.
Помню, как он, уходя, уже в холле, отвечая на чей-то вопрос,
произнёс эту фразу, как будто о самом обычном деле –
«меня не печатают», и кивнул
сам себе. Почему его не печатали?

Думаю, он и сейчас там ходит. Его не печатают.
И меня не печатают. Никого не печатают.
Кроме тех, которых печатают. Но у них – другое
привычное переживание: их не читают. Никто не читает.
Мы же и не читаем. 

 

***

Этих стихов одинокие персонажи –
мужики средних лет, вляпанные в чужое дерьмо по пояс,
гордостью не своей набравшиеся по горло,
в неотложных делах и мыслях о них с головой,
за письменными столами из досок, наспех приколоченных к стенке бывшей хлебопекарни,
не успевающие записать чтобы сохранить, чтобы вернуться, чтобы вглядеться
мысли, соображения, афоризмы
– но пора! И опять им времени не хватает.

Так весь век. А где жены их?
за водой пошли,
А где детки их?
мальчики за войной пошли,
девочки за весной пошли
или ещё куда-то пошли
кто знает

30.10.2018



*** 

Последний патрон –
стихотворение
лишенное шанса пережить автора.
Кем лишенное шанса? Это вопрос.







_________________________________________

Об авторе:  МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ НЕМЦЕВ

Родился в 1980 году в Алтайском крае. Жил в Бийске, Барнауле, Бердске, Будапеште, Новосибирске, Вашингтоне, Москве. Автор сборников стихов, книги философских очерков «Ясность и радость» (М.: Совпадение, 2018). Стихи и рассказы публиковались в российских журналах. Работал университетским преподавателем, журнальным редактором, интервьюером.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 333
Опубликовано 23 окт 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ