ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Святослав Одаренко. ГОРЯЧАЯ ИЗВЕСТЬ

Святослав Одаренко. ГОРЯЧАЯ ИЗВЕСТЬ

Редактор: Евгений Никитин


18+


Комментарий Евгения Никитина:
Стихотворения Святослава Одаренко, который неожиданно пришел ко мне на поэтический семинар, сразу поразили меня, с одной стороны, своей особостью, абсолютно незаемным неторопливым голосом, а с другой - выверенностью, собранностью профессионала: было ясно, что "учить" мне его, конечно, совершенно нечему, а скорее, наоборот, предстоит чему-то научиться, и лучшее, что я мог сделать, это принять участие в его публикации: при том, что поэт начинал вместе с с Виктором Iванiвым, литературному сообществу он не особенно известен, и это я должен попытаться изменить. Читать эти стихи непросто - они требуют усилия чтения, но награждают тем, что может дать поэзия - новым ощущением языка и себя в языке. Интонация стихотворений - неторопливая, автор не бежит, пытаясь оставаться на одном месте, не спешит выстрелить в голову с первой строчки, а спокойно наблюдает снег в домашнем халате, - это не "фейсбучная" поэзия, она требует концентрации и тишины, чашки чая, сигареты. Субъект речи занимается, в основном, тем, что размышляет (как говорил Ботвинник "немногие на это способны"). И мы, читая эти стихи, не получаем результат этих размышлений, а участвуем в процессе. Рефлексия разворачивается прямо в стихотворении (это качество, кстати, сближает Одаренко с молодым поэтом Владом Гагиным). Многие вещи не договариваются, и в этой недосказанности заключена тайна, которую можно разгадать, если владеть ключами, например, отсылками к рок-поэзии, которых здесь множество, а можно не разгадывать, оставляя им прелесть недосказанности. Тоска по уходящей эпохе, уходящим смыслам, определенный солипсизм и даже нарциссизм субъекта речи, фиксируемый с неочевидной иронией, - характерные свойства этих текстов. Но главное, все же, участие во внутреннем монологе или диалоге внутренних голосов - и часто это похоже на присутствие при разговоре незнакомых тебе людей, который доносится только отрывочно, но чем-то неуловимо настораживает.



*  *  *

Кажется вот сейчас потушу сигарету
вернусь в комнату

и напишу про снег
который то идёт минут пять то не идёт
то такой вот мелкий
то какой-то большой

мол ещё потом хорошо что есть Гугл
с его бесконечным радио
на все случаи джаза

лучше всего сейчас конечно погода
когда можно стоять в январе
на балконе в одном халате
(хотя кому он вообще этот халат —
за́ полночь в спальной деревне?)

с этим всяким разным снегом
с джазом по bluetooth

стоять и думать о том
как вот сейчас потушу сигарету
как сменится снег —

с новым треком.



*  *  *

Делим гонорар после концерта:
«Вот, — говорят. — Ты только живи»
(ага, на это вот как раз и живи)

И я чувствую — у каждого из нас на лбу
проступают шрамы ожога клейма огненной птицы:

SUICIDAL

А вслух говорю:
«Юля, почему же здесь так всё не так?»

О чём такая душа,
что «ни водкой, ни мылом», ни йодом?..

Кто в курсе про йод,
тот уже молчит по двум причинам:
он либо есть, либо его больше нет —

чистого спирта последняя капля
кольцо уходящего века
и упокой уже свою душу:

катящийся камень обрастает легендой.



*  *  *

Сегодня здесь в этом баре
я чувствую себя предпоследним поэтом
в баре где я никогда не встречу тебя
в баре где горит вечный искусственный свет

часто даже на сцене

но нет ни музыки ни слов
которые удивленно глядят друг на друга

как зайцы в зеркале калейдоскопа

зеркало здесь отражает
только тебя самого

и затылок барменши.



*  *  *

Подержал её связанные руки
поддел её за нос согнутым пальцем
единственно верный жест я так почувствовал
и никакого другого желания

и «слёз комом в горле» тоже

я поцеловал когда-то бабушку в лоб и в щёки
потому что очень хотел сказать о том как много она мне отдала
из своего жестокого как сырое мясо сердца
ещё раньше я очень жалел что не смог погладить волосы папы
и его небритый подбородок
через год проревелся так что ныне покойная два дня спала отдельно

и здесь мне важнее было
поправить надорванную кисею по краю гроба
попросить у крёстной салфетку для плачущей дочки
и зарыться носом в макушку моему щенку
обняв его потому что он держал эти розы
до самой могилы

он поцеловал её сам

позже я не сказал ничего ни в один подходящий момент
что я мог сказать им всем о человеке
которого знал без малого 26 лет?
и с которым у меня было практически всё что обычно бывает между людьми

а тебе я хочу сказать
и мне очень важно тебе это выговорить:

у всех у них ужасно холодные руки.



*  *  *

«Очемширы» —
на пёстрой полке в алкогольном отделе

«...умереть красиво» —
искрой памяти в дальнозорком прищуре:

железный панцирь потерь

куколки говорящих фигур
ладно подходят для споров о силуэтах города-дома
случайных резких округлых как слова:

жестами капель по кровле —

прильнув к твёрдой плоскости мокрой щекой
в щербине вязкого пути

стоя в цепи голых костей-черепов
по краю селения каннибалов
на жердях на ограде

в гулких выжженных трещинах принципов
на месте блестящих жемчужин:

— что ты?
— да вот, второй день не курил, просто
— а, ну конечно, понятно, да

конечно

понятно

да.

 

*  *  *

История такая
бесишься например бесишься
с долгов там с недо..а и вообще
со всяких неслагаемых

освобождая от себя время для работы

при этом такой
ой ну какая в самом деле тебе метафизика
вот же оно душа моя тело проекты
приплыли же здравствуйте

родные берега неталая вода

и выходишь
внезапно не на той остановке
потому что — случайно в окно —
в этом месте я кофе ещё не пил

и — ну привет Серёжка
а Марк твой ты тот же 25 лет назад

в прошлой жизни
мы продавали здесь водку

а сейчас
помимо музыкальных новинок:
его любимый вулкан — Эйяфьядлайёкюдль
а мой ну конечно же — Попокатепетль
ввиду всех недавних событий в мире

и думаю теперь
раз уж ацтеки в чате раз уже смерть
да без проблем
продолжай

но ты знаешь вот это вот «петель»...

а мы вообще к бабушке
ей уже сколько?
82

передай привет.



*  *  *

                                        Nous sommes en enfer, ma petite.
                                         Jean-Paul Sartre. American Psycho.

Выключатель для начала открывает знамения

на остановке подходит мужчина
совсем обычный с большой красной сумкой
в тёмно-синей кепке с пуговкой и аккуратной куртке
умный бритый улыбается
сначала смотрит потом спрашивает:
«Меланому надо? Хорошие есть»

на красном светофоре рядом стоит женщина
волосы светлые такие даже розовые
под кожаной курткой с косым воротом
хвостами к шее сидят татуировки
ещё короткая юбка с фиолетовым отливом
и телесные колготки в сетку
сдвигает тёмные очки на нос
смотрит прямо в глаза:
«Биполярное, любое на выбор. Литий в полцены можно»

по переходу в метро навстречу идёт девочка
ведёт ушастого щенка в рыжих пятнах
на красном семижильном поводке
клетчатый берет с брошкой-бабочкой
оранжевое пальто с зелёными пуговицами
и ботинки из черной блестящей кожи с бордовыми шнурками
снизу смотрит и тихо так тонко:
«Верёвочку хотите? Бабушка плетёт, от сердца. Красивые»

я для них на всякий случай
что-то вроде веточки из речки

это только не умея можно слышать
это как дышать.



*  *  *

Я не знаю как я переживу эту зиму
я не хочу писать стихи потому что желание сдохнуть —
негодное упование для молитвы

тем более что друзья уже пригласили меня
встретить с ними Новый год
причём в компании — кто бы мог подумать)) — поэта
которого вы дорогие мои любители актуальной и не очень поэзии
вовсе не знаете — даже в виде портрета (его нет в соцсетях)
но с которым мы за десять лет
выпустили семь книг его стихов
тиражом по 100 штук каждую

просто он пишет для друзей а не для литературы
и наши с ним общие друзья до сих пор над ним смеются

это же прекрасно — когда над человеком смеются
за то что он — поэт
давно такое было с вами
мои отважные шпагоглотатели и полуголые гимнастки?

а он всё равно пишет
свои стихи в СМС

потому что даже в конце ноября
солнышко светит и птички поют —
также как в начале апреля
и также отчаянно пахнет весной...

вот же, б..ть!..

хотел/не хотел писал/не писал верил/не верил любил/не любил
но сука сел — и написал стихотворение #панк
устроил тут вам ромашку —

вместо того, чтобы вовремя прийти на работу.



*  *  *

И вот, держа в руке винишко
под названием AFRICAN ETHOS
(спасибо, что не εἶδος),
а у подушки — книжку ПЕСНИ ПЬЯНИЦ,
понимаешь...

А, собственно, что́ понимаешь?
Что?..

Ну, то-то же.

Моё сердце называют грехом.







_________________________________________

Об авторе:  СВЯТОСЛАВ ОДАРЕНКО 

Родился в новосибирском академгородке в 1972 г. В 1999 г. окончил Новосибирский университет по специальности «Филология». Живет в Новосибирске. Публиковался в онлайн-журнале «Драгоманъ Петровъ», на сайтах «Топос», «Реч#Порт», в альманахе «Ликбез» и в других местах. С 1992 года — автор и исполнитель в панк-рок-группе «Раздетая до крови», с которой записано три альбома, в 1997, 2005 и 2015 годах. В 2013 году создал совместный панк-поэтический проект «Стерхи» с Виктором Iванiвым и Александром Романовским, начав оформлять в звуке «Повесть о Полечке». Проект, дойдя до фазы начала студийной записи, прервался неестественным образом из-за смерти Iванiва. Выпустил 5 поэтических книг в самиздате. Участник культурного сообщества «Реч#порт». Создатель свободной издательской инициативы «Здесь.».скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 629
Опубликовано 02 июл 2020

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ