Картины Карло Качарава* * *
Дверь, которая с шумом хлопает.
Маленький комиссар – бедный музыкант.
Волосы сушит над газовой плитой. Улыбаясь, курит сигарету.
Религиозность для меня – симптом хорошей жизни,
а бедность – астральный символ.
Я оставил большую женщину в маленькой кровати.
Я видел улыбку луны, унесенную ветром,
сумасшедшего Пьеро на крыше вагона товарняка
и лужу у вокзала, в которой отражаются
нарисованные мелом номера вагонов.
У нас даже не существует той культуры,
у которой должна существовать контркультура.
1987
СИРЕНА
Посвящается "Сирене" Ф.Базерели "Мир, наш мир и так беден и обесценен." (Сьюзан Зонтаг)Тёмной ночью с моря послышался женский крик о помощи.
Молодой рабочий шел по берегу, смешно волоча ноги.
Услышав крик, он прямо в одежде махнул в воду,
взволнованный и счастливый от того, что может спасти
Кейт Буш, Софи Б. Хоукинс или Тори Амос.
Мечтатель погиб в мутном море, в тёмной, как сама ночь, воде.
А женщину, упавшую с яхты, как обычно,
в последнюю решающую секунду
спас владелец яхты, политехнический принц,
и они в умиротворении
продолжили скользить по воде
в свете разнообразно мерцавшей иллюминации берега.
Для умершего рабочего ночное море стало
вечно мокрой детской постелью.
1992
СОН МУЖЧИНЫОт сна мужчины плохо пахло –
он был вонючий и злющий,
не привыкший к поражениям.
Во сне мужчина видел тех,
кем владел, а затем терял,
и тех, кого никогда не обладал.
Только во сне он не жалел себя,
курил,
говорил всякие глупости
и жевал газеты.
Сон мужчины был похож на крик,
на мечту об отцовстве,
хотя и во сне он избивал своих детей.
1990
БЕЛЫЙ СТУЛ На желтой бумаге рисовал белым стул –
как часть граффити фантомов,
звезд, подобранных с повехности стекла,
где висела пластмассовая кукла,
а на рожденственской открытке
Богородица под ёлкой находила младенца Иисуса.
Я не думал о темном вагоне,
в котором солдат мечтает о женских ногах
и пьет несладкий чай.
1987
АБРАМА
Это была маленькая женщина с Поволжья,
изнасилованная во сне,
улыбающаяся в окне трамвая,
с опущенной к микроскопу головой.
Когда выпивала
или курила, усевшись на подоконник,
или говорила о Чехове и Гаршине,
или смотрела на реку с грустного моста –
я её любила.
1985
ЛАСТОЧКИ „Христос там, среди людей, падающих от усталости
около лживых афиш, там быстрее найдёшь Его.“ Жильбер СесбронЛасточки – ищущие приключений
из старого французского фильма –
радостно поздравляют друг друга с обогащением.
Ласточки, кружащие вокруг дома,
когда-то подлетали к мифическому дереву.
Ласточки взлетали высоко, к солнцу,
кружа над маленькими книжками Жан-Поля Рихтера.
Не говорите, что всё это абсурд.
Всё то, во что верят, существует.
Просто истина стоит не так дёшево, как кажется.
Твоя пища – это «Рокко и его братья», Эудженио Монтале,
Джакомо Манцу или Джорджо Моранди,
который, хороня свои затрепанные кисточки,
взглянул на небо и увидел ласточек.
Ласточки! Они летали вдоль и поперёк
несостоявшихся жизней тех, кто пожертвовал собой,
дворцов, фонтанов
и тоски моряков.
Мимо павших, обиженных ангелов завода –
ласточки, ласточки, ласточки!
1993
АНГЕЛ ПУТЕШЕСТВИЙ
Жарко. Лежишь в поезде.
Думаешь о многом.
Эта дорога, пейзаж, дома –
отражение твоих мыслей:
то, что не назовёшь случайностью,
но и не можешь принять,
и то, что божественное,
потому что в нем
доброжелательность и грусть.
Луна освещает тяжёлые мосты.
Вот начинается первая река
твоей Родины, и ты засыпаешь.
Во сне видишь как
в зале собираются люди.
Показывают фильм Бергмана.
На чёрном экране появляется белый лабиринт.
В фильме неожиданно много действия.
Актёры выходят из экрана в реальную жизнь,
затем возвращаются в фильм.
Снег. Монолог. Часы. Опять монолог.
Печальное волнение о будущем дорогого человека.
Телефон. Часы. Поезд в поезде.
На низком потолке купе надписи
"открыто" и "закрыто".
За окнами свет двигающегося коридора.
Попутные привидения.
Зал похож на необычную студию.
И в этом павильоне ничего не знают.
Пианино лунатика.
Потом сын моет отцу ноги
как во время крещения.
О, вращение в реке отражённых звёзд
и печальный ангел путешествий,
с ясным челом, чистым взглядом
над смятенным сном пассажиров.
1987
БОЖИЙ КЛОУН
Словно внутри белых стен протестантского храма
мне приснилась в золотистом Риме блуждающая Сандра,
мистический Божий клоун, облачённая в чёрное.
Её еще называют "одиночеством" или "дождём".
В нарисованном пастелью городе она стоит на мосту,
смотрит на спящие лодки,
не улыбается,
молча исчезает,
лишает нас страха.
В этот миг она похожа на лицо той, что потерялась в море.
1987
ЛЮБОВЬЭто была огромная любовь.
Настолько волнующая, что был невозможен хороший конец.
Женщина позвонила ему с почты какого-то советского города,
с тяжёлого чёрного телефона.
Это было зимой, за окнами шёл снег.
Услышав её голос, мужчина прекратил писать
и зажёг сигарету
чуть не уронив телефонную трубку.
Они разговаривали так откровенно,
словно стеснялись друг друга.
Они говорили о возможной встрече,
но не подозревали,
что самолёт, вылет которого задержали из-за снега,
никогда не направится в другие тысячелетия –
вперёд к прошлому или назад к будущему.
Они больше никогда не увидят друг друга,
и снег больше никогда не будет просто снегом.
1994
ОНИ ЕДУТ НА РАБОТУ (Отрывок из поэмы “Кафе Медик“ )Они едут на работу,
отец ест мясо, мать звонит по телефону.
Отец зажигает потухшую сигарету.
Мать заходит в туалет.
Отец думает про снег и другую женщину.
Мать спускает воду в туалете, отец пьёт чай.
Мать думает про аборт, отец звонит по телефону.
Мать надевает пальто, отец бросает трубку телефона.
Мать прощается с отцом, отец отвечает, что
и сам скоро уйдёт.
Я видел их вместе семь-восемь лет назад
после парада на улице, украшенной флагами.
Лет семь-восемь назад, то есть в то время,
когда в магазине можно было найти
масло, вино и сигареты.
1992
ЧТО Я СКАЗАЛ, ВЫХОДЯ ИЗ КОМНАТЫ
Я только хотел сказать,
что пустыню, о которой мечтаю,
нарисовал сам, и в ней живу.
Вот такая бедная мечта,
и даже эта бедность недостижима.
Трусливой мечтой я боролся с одиночеством,
а оно не признавало эту сделку
и дом, запах которого я любил,
закрылся для меня,
так же, как и магазин,
где я надеялся купить хлеб.
Вдали я вижу свой постаревший со временем образ,
когда повернусь иссохшим лицом к вам,
стоящим у окна
1992
* * *
Они похожи на абсурдных поклонников сцены,
внезапно вторгающихся в гримерные актрис
и там прикасающихся к жизням кумиров.
Там они строят невидимые
геометрические конструкции отношений с окружающей средой.
Цинизм в их руках разделен на множество мелких молоточков.
Иногда слышен голос, существовавший
в их ныне потерянной жизни.
Абсурд этот весенний день,
когда не думаешь о дочке гнома.
Невидимый смех масонов света.
Где-то опять играют в бейсбол.
Слушайте венгерского доктора.
Американский футбол.
Бег по берегу.
Мечта о душах-амфибиях, живущих в "Титанике".
Саксофон.
Макаронная фабрика прощается со звёздами дымом.
Что мне делать? Еще час до следующей смены,
ночью, в холодном городе, где абсурдный странник
сквозь скрытые прозрачные стены
мечтает о сне, после которого стоит проснуться.
1990
* * *
Я сидел в странном ресторане.
Вокруг меня крутились непонятные люди.
Кто они? Музыканты? Дети?
Рабочие или ангелы?
Я удивлен, иначе зачем всё это рассказывать?
Кто они? Птицы? Актёры? Полицейские?
Спроси своё сердце.
Где оно?
Кинокружева, ржавый песок,
кто-то машет рукой в сторону ночи.
Прощайте брошенные сны:
в поездах, старых квартирах, книгах, под одеялами,
в кинотеатрах, под снегом.
На моём диване, наверное, спит привидение,
и твоя ночь ему не улыбается.
Железнодорожный ангел следует за снегом.
Метафизический полицейский танцует ночью
под тяжёлой, как белый медведь, луной.
Так заканчивается воскресенье
во сне пролетарки-балерины.
Её бестселлер сегодня – сказки Т.А.Гофмана,
завтра – плохой бразильский детектив.
Студент, приснившись в Кройцберге,
не похож на брошенную за окном ночь.
1992
АНТИТЕАТР СОЗДАЁТ НОВУЮ ЭСТЕТИКУ Здесь, над синим мусором, летают грузные мужики, сжимающие кулаки.
Тяжёлые и неповоротливые слова, которые они выдыхают.
В поезде много всего. Корабли перевозят грустных жирафов.
Кто-то бросает камень в сторону летящих мужиков.
Камень тяжело падает вниз и, словно звезда, сверкает на чьей-то кровати,
где не спят дети, женщины и дети, превращённые в женщин.
А на каминной трубе тает снег,
когда мужики летают вдоль крыш над синим мусором.
Обо всём этом вы услышите в радиопрессе, если видите из окна ели.
Обо всём этом вы прочтёте в надписях граффити на глухих стенах –
шапка ребёнка, трость старика и женские носки
вам расскажут о грузных мужиках с кулаками.
1985
Перевод с грузинского Нене Гиоргадзе и Андрея Сен-Сенькова_________________________________________
Об авторе:
КАРЛО КАЧАРАВА(1964-1994)
Поэт, художник, эссеист, критик. В 1984 году вместе с друзьями основал группу художников "Архивариус", позднее стал лидером группы "Десятый этаж". Оставленное им творческое наследие включает около 40 научных статей, 900 живописных полотен, 3700 графических работ, 1500 стихов, а также четыре поэмы и незаконченную книгу под названием "Толковый словарь современного искусства". После смерти Качаравы состоялся ряд его персональных выставок, также опубликованы двухтомник его записей, дневник и сборник стихотворений. Карло Качарава был посмертно награждён Государственной премией имени Георгия Чубинашвили "За особый вклад в развитие искусствоведения”.
скачать dle 12.1