Младшее поэтическое поколение Нижнего Новгорода невозможно отнести к какой-либо школе, кружку, течению. В этом смысле поэтическая ситуация в городе на Оке и Волге созвучна общероссийской, где в одном литературном пространстве сосуществуют совершенно различные поэтические стратегии и практики. Однако у молодых нижегородских авторов есть не только различия. Их объединяет рефлективность поэтической речи, проблематизация самой возможности художественного высказывания, попытка выработать новые выразительные средства и высвободить скрытые возможности языка. Тонкая настройка интонационной, а иногда и звуковой стороны текста сочетается у них с тщательным и нюансированным выстраиванием поэтической субъективности – отсюда проблематика взгляда, оптики, пространства. Несмотря на семантическую герметичность многих представленных ниже стихотворений, их авторы открыты к вдумчивому и напряженному диалогу как с актуальным художественном контекстом, так и с поэтической традицией в самых разнообразных ее воплощениях. И здесь нельзя не отметить соотнесенность молодых нижегородцев с местным литературным ландшафтом, который сегодня во многом определяется деятельностью «Нижегородской волны» - регионального поэтического проекта, нацеленного на взаимопроникновение самых разнообразных художественных и гуманитарных практик, контекстов и дисциплин.
Артем Филатоф
Виктор Лисин
* * *
выключенное окно
замкнуло наверное замкнуло
завтра из темной травы вернется папа и
починит и сыграет в шахматы где
птицы и деревья на доске я всегда
птицы
дедушка играл птицами но я его
не видел он умер перед моим рождением
не хватило земли и воды
никто не полил
дедушка говорил всегда папе птицы
настолько большие что не плачут а я
заплакал перед окном хорошо что
замкнуло не смотрят тоже
папа вернулся и включил окно а там
солнце седое и светлая такая трава
и все встают из травы
папа не выключай пожалуйста я еще
немножечко и спать
обратно
* * *
У снега растут кости.
Женщина несет ребенка как икону.
Огромная сирень
высотой в 12 этажный
дом кормит грудью каждого кто плачет.
Ребенок несет ребенка как икону.
Я забыл свое молоко
я раскаиваюсь в этом.
Марк Григорьев
* * *
Мы видели километровый стол
Мы вдоль него катились на такси
Там были вещи было множество вещей
Там скатерть пыльная была
Она менялась, становилась чище
В процессе нашего движения вперед
Там были люди было множество людей
Там стол был как прилавок магазина
И ты спросил что они все делают
И я ответил - они что-то продают
Живут обменом мусора на хлам
Чтоб следующим днём прийти обратно
И мы приехали к концу стола
В конце стол белым был
Был белоснежный стол
И за столом стояли те, кого я не хочу упоминать
И были те, кого упоминать стесняюсь
И были там мои друзья
И пили чокаясь, но кажется за смерть
И в тон стола все были в белом
В рубахах или простынях
И были в основном мужчины
А на одном поплывший грим
Там губы были чёрные такие
И левый краешек как будто съехал вниз
И это не было похоже на небрежность
Он просто не успел поправить маску
И ты сказал мне, что все живы
А я понял, что того, кого я называл «ты» никогда не было
Был воображаемый собеседник
Отчасти это я
Отчасти один из близких, собирательный образ
Человека найденного в процессе поиска внутри человека
Внутри процесса поиска причастных
Болезненного поиска сети
Не оказалось рядом никого
Александр Дарин
* * *
А. Я.
В действительном потоке множеств операций
проработаны. Размеренны.
Призыв — татуировки шелеста листовидок,
когда в ёмкости, где нет начал развоплощеньям,
возводятся марш за маршем, секунда за секундой.
И мы пленимся, для узор, считывая код аниридных
звёзд, агонизирующих на раздольях знака.
* * *
Е. С.
Коснувшись оплавленного подшипника, коснуться
волокон в молочном соке — свершение многолико
в резне растворилось по неправильному рецепту.
Чтение строилось.
Нерассыпаемые хороводы. Влага ожогов. — <
> — От времени для завершения не сулит бесчисленность
переадресаций, от мысли длиною исхода, но только
крик об отмене, но только встречи в крестцах того, что.
Если учесть насильственный свет, увеличивающий натиск.
И ускоряется топкий этап коррекций теченья.
Татьяна Красильникова
* * *
слово давит на глотку
как говорил поэт
грамматика-не-выдерживает-немоты
так говорил поэт
а я говорю что слово давит на глотку
грамматика не выдерживает кого? чего?
известного явления одного
так писал и другой поэт и другой поэт
буквы сплетались в кокон
а звука – нет, не было, не случилось быть
мысль о проточной воде, об отсутствии берегов
вот ты себя вос-питал, воз-растил
потом собрал и понес в горсти
плыл по дну, ощущая песок
пробовал речь на вкус
проводил языком по небу (поставить две точки над)
ты в общем-то не был здесь кем-то произнесен
выпущен в город сухой гортанью
всё без тебя звучит
ты спасён, ты идешь домой
вернее, я – домой
такая грамматика: «я» подменяется им, тобой
ты не иди, оставайся, молчи, скрыва
то есть, не создавай слова
* * *
пыль рассказанная как боль
или быль
или не было
но ничего не поздно
речь клубится над поездом растекается по стеклу
никогда слова не врастут в песок
потому что не водоросли
и не выросли
и не стали нужнее вырванного языка
боль легка боль щекочется
и не хочется чтобы была
словом мы не останемся словом на теплой земле
не начнемся от
никого вокруг нет и болит живот
и стою в золе
Андрей Мегалинский
* * *
занятие по заполнению дырок контровочной краской
одно из суперпозиции звеньев безбудильничной суперпрослойки
работает стягивание лица налётчика оранжевой водолазкой
работает отправление координат подъёма на самый-самый высокий
было описано дневное рождение волшебника рода вечнозелёных
капитана, который на лодке, или который командует в случае боя
он не выжил с самого детства, когда вдоль по путям пелёнок
шёл, цепляя высоковольтные косяки неестественно металлической головой
в доме бегают, и теперь путешествуют самолётом или автомобилем
отлучение от формулы площади стучащего колеса проходит на всех парах
и с течением роста после посадки начинает чувствоваться в кабине
расползающаяся на слаботекущие токи незаконтрованная дыра
в то же время на станции "гигантские шалаши" кто-то сматывает круги
а тепловоз доживает энергию испарения раскладывающихся вдоль детей
замкнув, осознав и надев таким образом настоящие резиновые сапоги
используя правильные слова капитан воронин сошёл наконец с путей
Александр Колесников
+++
в какой-то момент становится страшно
ты понимаешь почему
но не можешь простить
дело не в минутной слабости
оно сложнее бабочки крыла
расплатой будет жизнь
пишет в письме:
лимб здесь устроен по принципу готической вертикали
я будто бы нахожусь в средневековом замке
и знаешь
всё бы было не так плохо
если бы вы –
мёртвые –
не пытались меня спасти
+++
ложная сентиментальность
когда снежинка падает на щёку
ты не успел ещё сказать
иголкой наносит точечный удар
ты не успел ещё уйти
безличный – det er –
vær så god –
хорошая погода
Петр Ликин
* * *
Рельефы поля прозрачны
И небо теней
Пролетает над розовыми островами
Подруги, оставшейся без венка.
В корзинах орехи и бутерброды.
Бутылка мирного молока.
Бабочки вокруг бровей королевских коз,
Секта, закат, странная облепиха.
* * *
Песочные часы замирают- не прикасайся.
Подожди золотые минуты моря.
Арбалетный тир на другом берегу каньона.
Долетает вода до треугольной скамейки.
Рукотворные аисты достигают верховья
Книга сказать- молчи- мачта цианистых дней
Выплыла сквозь сталинские эрмитажи.
Пронеся теневыми путями
Белый и синий мяч.
Наталья Метелева ДИСТАНЦИЯ IV
Каждую ночь, как только она садилась в свою машину, выходила из нее тут же. Просит меня проследить, чтобы она случайно не вышла и не шла, куда глаза глядят. Она снова садится и снова выходит. Крайности поведения обнаруживают лунатичное состояние – продымленную траву. Дым – ты знаешь что такое. Духи – бесцветные зеленые идеи яростно спят. Она бежит к ним, трава прочь.
Не заметить момента, когда происходит побег, состояние полностью под ее контролем. Побег босиком по траве, завтра, каждый день – места бронируются по записи, она говорит, что все это делается именно так. Что она смотрела в записную книгу, где обозначена скорость потери времени. Взаперти машины – дух продымлен. Бесстрашное дело возвращать дух заранее, когда ты снова вышла из автомобиля.
Дом – это там, где хранятся твои вещи, побег бронируется по записи, ты выходишь из машины, долго я тебя не задерживаю. Разные расспросы рассеивают тепло, при беге ты мерзнешь в мистификациях, дух срывается с места, чтобы обнимать руками траву, рвать бесцветные идеи, безумство на самой близкой к Солнцу планете. Это некий Астероид – не планета, даже там ты находишь
людей, чтобы рассказывать им обо всех нас, о том, как ты каждую ночь садишься в машину, как в первый раз ты выходила из нее и не вернулась
Александр Судаев
*
родился на улице мультиверса
точка зрения может двигаться в сторону
может совсем расщепиться будет огонь
будет гораздо легче чем крепкий учебник
если не брать телевизор станешь воздушным
будешь давать колебания по призванию
всё потому что структура похожа на лампочку
всё потому что вырос на правильной улице
*
Разбудили
четыре утра
неба ещё
не было
горы
не выросли
откуда-то пахло
морем
мятой
семь
разбудили
солнце
на лужах
на плёночке
из которой
это
как его
всё
Карина Лукьянова-
персонажи гудящие изнутри
абортированным городком
кто войдёт в него в двадцать три
буквой голоса выйдет вон
точки схлопнулись времени нет
напевая простой вопрос
как носил и боялся терять / не донёс
окончательным текстом / дорогой домой
вскинешь именем на просвет
память однажды как бог стеклянóй
выжигает песок выдувает брешь
я хотел бы извлечь голос твой
но не помню как ты говоришь
-
внутренний перелом света его провал
высота извлекает из боли один удар
точки и линии более не нужны
мы в стране разворота солнечной стороны
шум настигает в ванной выдуманной водой
он дрожит в пяти пальцах над головой
время вскипает и пенится с потолка
осыпая землёй ожидание молока
время падает в семя и прорастает в мёд
это сначала всегда в разрезе потом заживёт
спичка гаснет и только потом твой дом
мыслью в памяти днём с огнём
соль кончается более ничего нет
свет выключается и только потом свет
Александр Виноградов
…
песни в свободном падении
ни о чем кроме [нужна вставка/действительно очень нужна]
песни - на воздуха деснах
лежат так прохладно
карминно
но
кто говорит
(он - я - она)
кто отвечает
(хор)
песни в свободном падении
[повторить еще]
…
прорежь но
пронеси
пока есть сон
пока то время
усеченно дышит
пока тот колокол
еще не заключен
в пространство звука
о тебе помыслим
мы позовем
мы в грануле цветочной пыли
навечно отразим
сетчатки счет
на три
ты видишь
голос
оживил и вышел
ты слышишь
губ касается комок
Дмитрий Степанов
* * *
их бледные руки спутали человека в автобусной давке
он громко кричал, захлебнувшись голосом, выл, звучал
шепоты кулаков в карманах пальто, крики птиц, садящихся сверху
здесь видят простую картину, которую нарисовал тот, кого нельзя
называть в лицо, угадывать с полуслова, понимать, о ком речь
если вернуться на два мгновения назад, угадывается, как мост разрубает верхний слой атмосферы, порождает предчувствие галлюцинаций, будит на каждом углу заснувших в нелепых позах, бедные люди, вы знаете, о чём речь
речь о том, кому нельзя говорить, потому что уста его смыкаются в улыбку,
лоб его слишком хрупок словно хрустальная ножка фужера, словно ветер, похитивший свист и поместивший его в углу балкона, так что всю ночь металл, выдавший верхние ноты, захлебывался тишиной, голосом тех, кого мы не слышим
бедные люди, за всю жизнь так и не взяли второй октавы, хотя осаду вели четверть века, четверть судьбы, в которую вписано время страниц
в которую вписаны констелляции смыслов, грозившихся рухнуть,
если вернуться на четверть личности вперед, удается разглядеть,
что всё обошлось и ничего не случится
скачать dle 12.1