ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Захар Прилепин. ИЗБРАННЫЕ Fb-ЗАПИСИ 14-ГО ГОДА

Захар Прилепин. ИЗБРАННЫЕ Fb-ЗАПИСИ 14-ГО ГОДА



ОБ ОТЕЧЕСТВЕ

Тут был массовый перепост Блока ("Скифы") - с вашего позволения я приведу свой текст, написанный 13 лет назад примерно о том же. Иными словами.

...уж лучше ржавою слюной дырявить наст,
лицом в снегу шептать: "ну, отстрелялся, воин...",
не звать ушедших на высотку, там, где наш
кусок земли отобран и присвоен,

и лучше, щурясь, видеть ярый флаг,
разнежившийся в небесах медово,
и слышать шаг невидимых фаланг,
фалангой пальца касаясь спускового,

и лучше нежить и ласкать свою беду,
свою бедовую, но правую победу,
питаясь яростью дурною, и в бреду
нести в четверг то, что обрыдло в среду, -

вот Отче, вот Отечество, и всё:
здесь больше нет ни смысла, ни ответа,
листьё опавшее, степное будыльё,
тоска запечная от века и до века,

для вас Империя смердит, а мы есть смерды
Империи, мы прах ее и дым,
мы соль ее, и каждые два метра
ея Величества собою освятим,

здесь солоно на вкус, здесь на восходе
ржаная кровь восходит до небес,
беспамятство земное хороводит
нас от "покамест" и до "позарез",

здесь небеса брюхаты, их подшерсток
ослизл и затхл, не греет, но парит,
здесь каждый неприкаянный подросток
на злом косноязычье говорит,

мы здесь примерзли, языками, брюхом, каждой
своей ресницей, каждым волоском,
мы безымянны все, но всякий павший
сидит средь нас за сумрачным столом, -

так значит лучше - лучше, как мы есть,
как были мы, и так как мы пребудем,
вот рёбра - сердце сохранить, вот крест,
вот родины больные перепутья,

и лучше мне безбрежия её,
чем ваша гнусь, расчёты, сплетни, сметы,
ухмылки ваши, мерзкое враньё,
слова никчемные и лживые победы...


31.03.2014



О РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСТВЕ И О ЛЮБВИ

В Госдуму внесён законопроект, предусматривающий упрощённую процедуру получения российского гражданства для всех выходцев из бывшего СССР. Закон неожиданно получил одобрение всех профильных комитетов, причём дана рекомендация Госдуме этот закон принять. Ну что - закон стрёмный, конечно.
Я тут читал заметки в английской прессе о самых странных качествах русских. В числе прочего сказано, что русские не могут себе представить, как можно эмигрировать в Россию из других стран (такие мы ужасные, убогие и непривлекательные).
Вообще в Россию ежегодно приезжает 17-18 миллионов человек поработать и большинство из них хотели бы стать гражданами нашей чудовищной страны. Даже в нынешнем своём состоянии Россия очень привлекательная страна, паранормально. И если в ответ на это брат-либерал мне напишет, что к нам едут одна азиатская босота, то это значит, что он фашист - а кто же, если он делит людей на чистых и нечистых.
Что до нас - то мы никаких обвинений не боимся.
Я за то, чтоб закон получил сорок тысяч уточнений, согласно которым люди, не умеющие читать (не по слогам), считать (не на пальцах) и не знающие наизусть 20 классических русских стихотворений, не попали бы сюда никогда. Украинцам и белорусам, как, кроме шуток, братским народам - зелёный свет, Грузия и Армения, как христиане, получают безусловные преференции и т.д.
Но вообще, единственное, что можно посоветовать всем русским националистам и вообще переживающим о ситуации - больше русских детей. Смешно бояться растворения, когда нас 80 процентов в стране. Но если не плодиться - то тогда, конечно.
В общем, я о любви.



О ДАНИЛЕВСКОМ, 19-М ВЕКЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Был такой мыслитель Николай Яковлевич Данилевский, написавший мощный труд "Россия и Европа" и оказавший серьёзное влияние на Шпенглера и Тойнби. Между прочим, он долгие годы жил в Крыму (купил там себе имение на Южном берегу), к нему приезжали в гости славянофилы Аксаков и Страхов и Лев Николаевич Толстой тоже.
2. Начинается "Россия и Европа" со следующего размышления. Как же так получается, - как бы удивлённо, но на самом деле не удивлённо, - вопрошает Данилевский, - вот Пруссия и Австрия не так давно взяли и напали на Данию, самое либеральное государство Европы, - и никакая европейская демократия за эту Данию не вступилась, никто не посчитал это проблемой, достойной военного участия. Напали и напали. Но едва Россия начала войну с Турцией, как тут же Англия и Франция возмутились ужасными действиями варварской империи и бросились на защиту турков.
"Откуда же это равнодушие к гуманной Дании... и это совершенное неуважение к самым законным требованиям России?" - восклицает Данилевский.
От верблюда, откуда.
Данилевский, впрочем, сам знает, откуда именно. Прошло с тех пор более полутора веков.

***

Данилевский, кстати, с некоторой иронией употребляет словосочетание "наш просвещённый девятнадцатый век".

Вы заметили, что людям, забравшимся, к примеру, в 2014-й год, кажется, что они находятся на такой вершине цивилизации, до которой в XVII и даже XX веке ещё было брести и брести, не говоря про какую-то там античность.

На самом деле, человек, который, весь надувшись, говорит, "...в XXI веке живём, батенька, пора поумнеть" - через смешные полвека будет смотреться таким же чудаком, какими нам кажутся иной раз люди со страниц осыпающейся в руках прессы конца, скажем, XIX века с их "прогрессом", конками, трамваями со звоночками и "наивысшей стадией развития человечества".

В каком-нибудь XXIII веке Китай выльется за край, или кто-нибудь завоюет всю Латинскую Америку целиком - и все эти бложики с прогрессистами, если попадутся кому-нибудь на глаза - будут читаться в качестве анекдотов. Впрочем, даже так не будут.

Или тут мне написали раз сто сорок за последний месяц о том, что раньше империи были "прогресс", а теперь империи - регресс.

Знаете, вот люди выстроят себе какой-то сахарный домик, стены из сладкой ваты, леденец вместо лампочки приклеят, наберутся каких-то понятий - и верят в них. Мир за окном вообще не сахарный, не леденцовый, там, как обычно, рулят империи, американские, китайские, мир стремится к объединению, какая-нибудь Румыния элементарно не способна назначить сама цены на хлеб в собственной стране, суверенные страны сонмом мечтают, чтоб их спасало НАТО - чужие имперские войска - и при этом - при этом!!! - эти же люди как заговорённые говорят про то, что империи это не модно, и в XXI веке "так не носят".

Ох.

Одно из безусловных достижений XXI века: понятия и представления стали сильнее действительности. В некоторых головах, по крайней мере.

2.04.2014



О ТРИЕРЕ

Посмотрел "Нимфоманку" Триера. Крутое, жестокое кино, великий режиссёр.
В "Патологиях" и "Чёрной обезьяне" я немножко пытался говорить о тех же вопросах.
Про фильм - чуть позже, меня же давно интересует один момент: в современном, прошу прощения за трафарет, лицемерном мире надо стремиться к тому положению, которое занимает Триер. Быть великим и неоспоримым настолько, что с тобой никто ничего не сможет поделать. Даже если ты позволяешь себе зверские шутки про Гитлера, говоришь "негр", и сообщаешь миру, что эти "тупые буржуа ничего не понимают в демократии".
Ну, что, объявили ему бойкот? Санкции? Помогло? Сидите и смотрите.
В этом смысле, Триер - это демократ. Лимонов - главный по демократии в России. Демократия - это про свободу. Свобода - это про них.
Те же, что традиционно считаются демократами в России - какие ж они демократы. Это секта.
А как хочется настоящих демократов побольше. Утомляет всё время надо выбирать между непримиримыми хоругвеносцами и Пусси Райт.
Впрочем, если говорить о российском кино, то - Хлебников, Серебренников, Вырыпаев - это, конечно, куда больше про свободу, чем про нашу "демократию". Учителя хорошие у них, наверное.



О КИНО

Вы, наверное, все уже видели, а я только что.

У меня есть привычка смотреть вечерами плохое кино, когда я один (с детьми, но без Марыськи) в деревне.

В течение дня я читаю какое-то количество хороших или очень хороших книг, а вечером уложу детей и как бы восстанавливаю баланс.

При том, что это кино, как правило, и не очень интересно смотреть — тут, скорей, какой-то эксперимент проводится.

Я, например, смотрю все фильмы с Вэлом Килмером, который был великим актёром в «Дорзе» и «Схватке», очень крутым в «Море Солтона» и в «Спартанце», а потом начал сниматься в таком ужасе, что слов нет. Но мне дико любопытно, как человек с вершины скатывается соответственно в низины, и там валяется, почавкивая всем телом.

Ещё мне нравятся иностранные фильмы про русских.

Смотреть всё это совершенно невыносимо, но характер надо воспитывать. Я обычно смотрю в три-четыре приёма, по 20-30 минут.

Вчера, например, я досмотрел «Мёбиус», французско-бельгийский фильм, куда они пригласили самого Тима Рота (Тимофей, однозначно, один из самых крутых в мире актёров).

Тим Рот играет нечто среднее между Абрамовичем и Березовским. (Абрамовича она вообще очень любят, он, судя по всему, уже символ России, я, к тому же, видел другой вариант Абрамовича у Гая Ричи в «Рок-н-ролльщике»).

Кино это про русское ФСБ, там снимаются ещё Владимир Меньшов, Алексей Горбунов и Максим Виторган, последний вообще самый убедительный в этом кино, после Тимофея. Фамилия у его героя — Собчак! Надо было Меньшову дать фамилию Алентов, совсем было бы хорошо.

Две главные роли (американка-блондинка, по совместительству банковский гений и вечно небритый офицер ФСБ, которого глава ФСБ (Меньшов) нашёл в тюрьме, осуждённого на 20 лет, и вытащил оттуда! Прикиньте, как у нас куют чекистские кадры) исполняют французы.

Создатели фильма весь фильм крепились-крепились, и некоторое время русские, Боже ж ты мой, были похожи на людей.

Но едва фильм за середину перевалил, они не сдержались.

И понеслось.

Глава ФСБ (Меньшов) садится на свою белую яхту под песню «Вихри враждебные веют над нами», в хоровом исполнении. Абрамович (Тим Ротаныч), влюблённый в банковского гения-блондинку, демонстрирует широкую русскую душу, то есть ведёт себя как ботан и тинейджер. Главный герой, который офицер ФСБ, достаёт из каждого шкафа в своём кабинете бутылку водки, и в сложную минуту отпивает.

К тому же он, как я понял, работает параллельно на французскую разведку (иначе французы не имели бы морального права изображать офицера ФСБ таким хорошим). У него, к тому же, есть некоторое оправдание — через французов русские хотят развести американцев и заманить их в Иран (типа как Сусанин заманивал поляков в лес).

(Так французы, которые давно, мягко говоря, зависимы от США, втайне демонстрируют фигу в кармане американцам: а вот русские сейчас выпьют водки и вас обманут, ля-ля-ля).

Короче, идиотизм несусветный. Именно то, что я хотел.

...и всё-таки эти «Вихри враждебные»... Ох.

Ведь есть же десятки новых отличных русских песен, неужели ни при каких условиях нельзя вместо «Дубинушка, ухнем!» взять и вставить какого-нибудь Шевчука?

А нельзя. Обратите внимание: если «Аквариум» приезжает в Париж — 95% публики русские, ещё немного есть, например, сербов с поляками и чуть-чуть французских славистов. А если приезжает Патрисия Каас в Москву — 100% в зале русских, и даже французский атташе не пойдёт её слушать в кремлёвский концертный, потому что он и в Париже её не слушал.

В России за последние 50 лет в массах прижились, скажем, двадцать французских исполнителей, от Пиаф и Гинзбурга до Паради, а там — в массах — не прижился и не приживётся никто, поэтому всегда будут «Вихри враждебные» звучать, вот увидите.

Но, представляете, вот мы снимаем кино про французскую разведку, и едва там появляется начальник их разведки, мы поочерёдно врубаем подложкой «Марсельезу» и Джо Дассена, а его подчинённые жрут огромных лягушек во время ланча и обсуждают французский поцелуй, подзывая гарсона криком «Каналья!»...

Я не могу это представить.

Заладили: Европа-Европа.

Европа — это мы. А они — дети малые. Только такие широкие и добрые люди, как русские, могут всё это терпеть и не замечать, и считать себя при этом глупее европейцев.

Раньше это можно было «железным занавесом» объяснять. Теперь этому нет объяснений. Это просто — данность. Это навсегда. («Гравитацию» тоже посмотрели? Там водка на российском космическом корабле хранится под сиденьем).

Конечно, за последние 10 лет русские стали чууууть-чуть посимпатичнее, процентов на 12-17.

Но это скоро и закончится, не переживайте. Эх, дубинушка, ухнем. Вихри враждебные веют над нами. Подпевайте.

14.05.2014




О ДРЕВНЕЙ РУСИ

В IX веке Древняя Русь, если смотреть на карту, напоминает голову лося, принюхивающегося к Европе. Киев — ноздря, Новгород — глаз, Белозеро — ухо. Кореляне — на рогах. В самом центре — Смоленск.

В Европе просматриваются франки, королевство Норвегия, королевство Дания и Болгарское царство. А дальше — чёрт знает что, целый винегрет мелких княжеств, ни одну современную европейскую страну не узнать.

Но при этом считается, что у русских молодая государственность, а в Европе — государственности ста-а-арые.

Крым тогда принадлежал Ромейскому царству, а Днепр до самого Переславля был ничей, никого там не водилось, никаких славян.

Если и были какие, то прятались в камышах. Ждали своего часа.

(Карту разглядывал в книге «Древняя Русь» Фроянова. Книга очень хорошая).

14.05.2014




О ЛЕОНОВЕ

19 мая гениальному писателю, одному из крупнейших российских литераторов и мыслителей, титану — из того самого могучего ряда, - Леониду Максимовичу Леонову исполнится («исполнилось бы» вроде, надо писать, но это глупо, да и вообще правильно: исполнится) 115 лет со дня рождения.

Он родился в 1899 году, в один год с Платоновым и Набоковым.

Всякий мыслящий русский человек, которому дорого русское слово, должен, наряду с «Капитанской дочкой», «Войной и миром», «Идиотом» и «Тихим Доном», прочесть леоновское:

«Необыкновенные рассказы о мужиках»;
"Петушихинский пролом";
«Белая ночь»;
«Дорога на океан»;
«Evgenia Ivanovna»;
«Пирамида».

Всё это, и многое другое, никогда не издававшиеся (дневники, ранние рассказы и повести, третий вариант «Вора») есть в его собрании сочинений, которое я издал и подготовил. Там моё предисловие, мои примечания. Даже отличные обложки — и те я придумал.

И, к слову.

У Леонова была такая, перенятая в свою очередь от Горького, шутка про теплопожатие:

«Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь — Тургеневу, Тургенев — Толстому, Толстой — Горькому, Горький — мне, Леонову».

Ну, так вот, продолжая шутку, могу сообщить, что Леонов жал руку Валентину Распутину, а Валентин Григорьевич — мне.

Так что, если вам нужно донести теплопожатие от Пушкина — подходите ко мне с книгой Леонова. Всё собрание можно не носить, а один том, в качестве пароля, захватите.

Передам привет от Пушкина. И по рюмке коньяку, естественно в честь этого выпьем.

15.05.2014




О БОНДАРЕВЕ

Читаю Юрия Бондарева, всё собрание сочинений подряд.

Во-первых, он, конечно, в первую очередь военный писатель — когда пишет войну, сразу становится огромен, будто бы выше себя, во многих смыслах — безупречен.

Если называть, ну, не десять, а хотя бы двадцать лучших книг о войне всех времён и народов — то «Горячий снег», «Последние залпы» и «Батальоны просят огня» займут в этом списке три позиции намертво.

Романы его о мирной, послевоенной жизни чуть, что ли, водянистей, слишком много диалогов, всяких сомнительных шуточек, всяческой типа офицерской бравады.

Но.

Вот я прочитал подряд два романа - «Тишина» и «Двое». Во-первых, там все главные вещи о сталинизме (это в 60-е!) были уже сказаны, и из дня нынешнего я не очень понимаю, откуда в нас в 80-е бралось неистовое удивление от «Детей Арбата» или там повести «Ночевала тучка золотая», или от вдруг до остервенения прозревшего Астафьева - если вполне себе советские писатели (Михаил Алексеев в том же ряду) иные кошмары сталинского времени вполне себе определённо описали.

Атмосфера страха, похороны Сталина — в общем, все последние главы романа «Двое» замечательно хороши, в любую хрестоматию.

Бондарев, по гамбургскому счёту, писатель более крупный, более умелый, более точный, чем, скажем, Василий Аксёнов. Но, поди ж ты, Аксёнов — это типа рыцарь без страха и упрёка, денди, хиппи, «Остров Крым» - а Бондарев: совпис и занудный старик.

Только совпис Бондарев написал "Тишину" и "Двое" в 60-е в СССР, а Аксёнов ужасно смелую "Московскую сагу" в 90-е в США. Разница, однако.

Такие вот преломления света и времени.

Потом придётся ещё раз перечитывать и тихо, бережно расставлять всё по местам.

18.05.2014



О МУЗЫКЕ

Был вчера на концерте Гребенщикова. Раз, наверное, в 25-й. Причём в 20-й раз у меня была уверенность: ну, теперь меня ничем не пробьёшь, я уже взрослый, на мне кожа наросла.

Ну что. На сцене было 10 человек, это сразу дало понять, что всё сложится непросто, и чтобы устоять - я должен постараться.

Начало из новых песен: "Губернатор" (с духовыми, мощь), "Праздник урожая во дворце труда", "Не было такой и не будет", "Любовь во время войны".

Потом, как я это определил, к грядущему двадцатилетию альбома "Навигатор" (1995) - "Последний поворот" (терпеть её не могу, одна из 3-4 песен БГ, которые надо сжечь в кислоте и развеять над болотом), оттуда же чуть позже прозвучал "Фикус религиозный".

На песне "Истребитель" (Зубарев играл нечеловечески круто) депрессивно-маниакальная часть концерта, как выразился сам Борис Борисыч, была завершена и всё пошло по совершенно неожиданным маршрутам.

Сразу скажу, что Гребенщиков в очередной раз доказал, что ему совершенно всё равно до мнения зала и поёт он ровно то, что он хочет. Я бывал на концертах, где было 99% новых песен, и на все просьбы из зала он не реагировал. Собственно так было и в этом раз, только наоборот. Со всех сторон Оперного покрикивали "Поезд"! "Дарья"! "Поезд"!

Был такой диалог.

- Давай "Гертруду!"

БГ (хрипло):

- Бери. Надо было с собой принести.

На песне "Письмо из захолустья" БГ позвал всех танцевать - и половина зала, как ждала, поднялась и начала танцевать в проходах (и так и не села).

Первое отделение было замечательно завершено спаркой "Вавилон-Аристократ" (две песни 1981-82 гг).

Второе отделение, в хорошем смысле, обескуражило сразу.

Началось оно с песни 70-х годов "Зачем меня ты надинамил", прозвучала одна из моих самых любимых песен "А" - "Я знаю места" (Ангел дождя), тоже 70-х годов, гениально перезаписанная в 1997 на альбоме "Гиперборея", песня "Джунгли" года 88-89-го примерно (я её впервые услышал на презентации "Ассы"), "Рождественская песня" из альбома "Ихтиология" (1984).

Тут Гребенщиков сказал, что всё происходящее напоминает ему домашний концерт и начал петь то, что, судя по всему, от него не очень ожидали не то, что зрители, но и сами музыканты. Иногда им приходилось подолгу объяснять, что именно БГ хочет.

Из десяти человек посильно участвовала в концерте едва ли половина, а сами песни толком помнил разве что Тит.

Итак:
"Камни в холодной воде" (прекрасная песня 1988 года), которая спелась в паре с "Чем ты был занят" (из альбома "10 стрел" 1986 года);
"Науки юношей" (из альбома "Любимые песни Рамзеса IV" (1993);
"Почему не падает небо" (Он слышал её имя, он ждал повторенья" (из "Акустики", 1982);
вообще нежданная "Комната лишённая зеркал" (тоже из "Ихтиологии", что навело на мысль, что тридцатилетие этого альбома уже празднуется),
10 стрел (песня 1978 года),
наконец, смилостивился, и спел "Дарью" ("Лилит", 1997), причём в паре с "Сердце, тебе не хочется покоя") - на "Дарью" сбежались трубачи, которые пол-концерта паслись за сценой, ожидая, пока вечер ностальгии закончится, но не тут-то было, потому что дальше был "Орёл, телец и лев" (впервые появилась на пластинке "Красная роза - эмблема печали" (1992), песня года 87-го),
ну и, наконец, инициатива вернулась к великому Зубареву:
"Небо становится ближе" (1984) - в традиционно мощнейшем варианте.

Тут, наконец, БГ позволил себе "из новенького" - "Марш священных коров" (про блаженного Василия) из предпоследнего альбома "Архангельск" (2011),
дальше "Стаканы" (альбом "Беспечный русский бродяга", 2006), и дальше -
феерическое, оглушительное, бесподобное явление песни "2-12-85-06" -
если кто-то знает случаи, когда её пели на концертах - скажите мне, потому что мне её концертное исполнение никогда не попадалось.

Это было так круто, что все мы воспарили и плясали где-то под потолком.

После чего группа "Аквариум" покинула сцену.

После чего зал громыхал, ревел и рыдал в течении десяти минут, минимум.

После чего счастье наше вернулось к нам.

Далее без комментариев:

"Рок-н-ролл мёртв" (нет, Зубарев всё-таки полубог), песня 1982 года
"Блюз простого человека" (70-е),
"Бурлак" (из "Русского альбома", 1991),
"Сокол" (из "Лошади белой", 2006).

Ну что сказать. Пришёл, увидел, победил. Настолько разнородной программы я не помню вообще. Самое редкое и самое лучшее за сорок лет, видано ли.

...что сказать-то, никак не вспомню... А! Любим, ждём, верим.

Постскриптум.

Было высказывание о политике.

На тему: "...эти бесы хотят всех поссорить. Кому это выгодно. Выгодно только самим бесам. А не хера тогда мы платим им деньги?"

На этом месте часть публики начала аплодировать БГ, часть скептически смолчала, я едва не сдержался, чтобы крикнуть "Крым наш".

Потому что я как раз лет 12 точно не знал "на хера мы платим им деньги" и только недавно, наконец, нашёл некоторые причины.

Но так как мы не об этом, да и вообще, мало ли что Гребенщиков имел в виду, тему закрываем.

"Аквариум" в поле ягода навсегда.



И ЕЩЁ О МУЗЫКЕ

Новый альбом группы «Хроноп» (одна из любимейших моих групп, переслушал в машине их «Сейчастье» только что) — замечательный, такой же прекрасный, как предыдущий, может, даже лучше.

«Еду на велосипеде», «Двое в лодке» («Канатоходцы»), «Майор Седов» - настоящие песенные шедевры.

Есть, впрочем, одно маленькое «но».

Наверное, я до сих пор люблю первый альбом «Хронопа», который назывался «Здесь и сейчас» (1990) чуть больше других.

Это вообще одна из самых лучших в мире пластинок, волшебная.

Она будто выросла — как цветок, она — нерукотворная. (Потом такими же были альбомы «Легче воды», «Здесь и сейчас» - но там имелось по паре мозгосверлящих песен, которые даже таким фанам "Хронопа", как я, сложно воспринимать).

Отдельный разговор - альбом «Любитель жидкости» (2006), который делали после перерыва, и он такой весь пышный от изобилия и крутизны (которая, казалось, вот на этот раз будет всем-всем-всем очевидна).

Последние же альбомы Вадим Демидов собирает, ну, почти как конструктор. Он всё очень точно просчитывает: вот такая должна быть песня, рок-баллада должна быть, лирическая должна, а для веселья вот эта (и на позапрошлом была "Пора мне бить по струнам", ещё раньше - «Жена из Икеи», на прошлом чудовищный «Перец верни», а на этом какой-то кошмар про «Филолога»); ну и так далее.

И как раз то, что ВД старается для слушателя мне кажется лишним.

Не надо для него стараться. Он всё равно не оценит.

Пластинка должна в тебе самом расцветать, она должна как лилия в лёгком вырастать. Она не должна выглядеть как «сбалансированное питание».

Может быть, не самый точный пример, но ВД поймёт: это как если бы БГ «Старик Козлодоев» вставил бы не только на «Треугольник» - но и на каждый последующий альбом тоже — и в «Табу», и в «Радио Африку», и в «Ихтиологию», и в «День Серебра» и в «Дети Декабря»...

Хотя, наверняка есть очень хорошие люди, которым эти песни нравятся, про икею и филолога. Ну, вот я не хороший тогда.

...А вообще «Хроноп» (минуя вышеупомянутого БГ) — по уровню песенного материала — едва ли не номер один. Ну, точно на одной планке с Земфирой и «Сплином».

Чуть погуще бы звук на этом пласте, я вообще помалкивал бы.

Послушайте "Велосипед", пожалуйста. Чудесная штука.



ОБ «АРХИПЕЛАГЕ» И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Переживания прогрессивной общественности о книге «Архипелаг ГУЛАГ», которую никто не собирается убирать из школьной программы — но в необходимости изучения которой школьниками я всего лишь усомнился — так вот, эти переживания объясняются просто.

Если Советская власть не убила 60 млн человек, если в этой кровавой карусели, нарисованной Исаичем, хотя бы часть чекистских чудовищ — бутафорские, нафантазированные, если людей, ставших в Отечественную полицаями, не стоит оправдывать, потому что не стоит, и точка, если Власов всё-таки был плохой, а не «объяснимый», и, в сущности, «понятный», - значит, нет прогрессивной общественности со всей её правдой.

Её самой, говорю, просто нет.

Потому что перечисленное — это едва ли не всё, что она есть.

Вытравить это, и останется неизвестно что: засушенная моль, слово «охлос» хрустит как яичная скорлупа, какие-то «европейские ценности», музыка «Пусси Райт», слова Чхартишвили, исполняет сводный хор мальчиков-зайчиков на цыплячьих ножках.

В каком-то смысле, если есть «Архипелаг...» - то и жечь фосфором или чем там Восток Украины — можно. Понимаю, что делаю серьёзное допущение, но истина тут где-то прячется. 99% нынешних патентованных гуманистов и сторонников массового изучения «Архипелага...» - поддерживают (или делают вид, что не замечают её) бойню в Донецке и Луганске. Гуманизм — он ведь как шляпа. Захотел — ты в шляпе, захотел — без.

Солженицын дал новейшей прогрессивной общественности, которую всю жизнь презирал (и с какого-то времени, пока он был жив, она платила ему взаимностью) — наполнение и объём. Они насосались «Архипелага...» и полетели. И жужжат теперь.

***

Кашин, полемизируя по поводу «Архипелага...», прав в одном: эта книга объясняет почему распался СССР и как он распался (и в этом смысле она, как ни странно, даёт гораздо больше, чем в случае описания механизма сталинских репрессий).

К тому же «Архипелаг...» был самой известной в мире русской книгой XX века (этот довод мне и Павел Басинский ранее приводил).

Тут всё правда, правда, эти доводы можно оспаривать, но не обязательно.

(Хотя скажу. В «прогрессивном» мире, который в XX веке ужасно накосячил, был колоссальный запрос на то, чтоб утопить СССР, который косяки «прогрессивного мира» неустанно исправлял. «Архипелаг...» тут пригодился: мощная же работа. Его так популяризировали, так читали на всех континентах. Но вот интересный момент: согласитесь, сложно представить, что русские всей страной сладострастно, изнывая от ощущения собственной правоты, читают про то, как накосячили американцы, англичане, французы или даже немцы. У нас нет такого запроса на то, чтоб другой был не прав так же как мы. У них — есть. И остаётся).

Что до современной России, то печаль в другом: с какой радости мы нашей правдой и нашей мукой должны вскармливать эту прогрессивную приблуду, которая при случае и без подходящего случая тычет «ейной мордой нам в харю». Это что — их трагедия? Если угодно, то так — это что, только их трагедия?

Нет, это наша трагедия.

Ну вот и не надо лапать её и питаться ей.

19.05.2014






скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
3 133
Опубликовано 25 авг 2014

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ