ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 221 сентябрь 2024 г.
» » Герман Власов. ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ БРОДСКОГО

Герман Власов. ВОДЯНЫЕ ЗНАКИ БРОДСКОГО



"И я поклялся, что если смогу выбраться из родной империи, то первым делом поеду в Венецию, сниму комнату на первом этаже какого-нибудь палаццо, чтобы волны от проходящих лодок плескали в окно, напишу пару элегий, туша сигареты о сырой каменный пол, буду кашлять и пить и на исходе денег вместо билета на поезд куплю маленький браунинг и не сходя с места вышибу себе мозги, не сумев умереть в Венеции от естественных причин" (Иосиф Бродский, «Набережная Неисцелимых»)
_______________________



Желания поэтов имеют обыкновения сбываться, а путь к ним – ожившие предметы, пометки мелом в лабиринте судьбы, осенние паутинки (чем не нити Ариадны?) – свидетельствуют о движении и метаморфозах. Сам поэт – первейший участник и ревнитель такого целостного движения. Сначала джонка, привезенная отцом из Китая, превратилась в гондолу, потом журнальные фотографии, облепившие стены комнаты, приблизили один город на воде к другому (и Сан-Марко может быть в снегу), а были еще старые открытки, гобелен, прикрывший диванный валик и – внутренняя свобода.




Венеция, вид с моста Риальто на Гранд-канал. На заднем плане - купола Санта-Марии делла Салюте



Гранд-канал и мост Риальто



Площадь Сан-Марко



Впервые Бродский попадает в Венецию в 1972-м году, там же встречает католическое Рождество. На тот момент графиня Мария Джузеппина Дориа де Дзулиани – единственный человек, кого он знает в городе. Она выбирает для него пансион «Аккадемия» (стихотворение «Лагуна»). Пансион Бродский невзлюбил: «Он хотел, чтобы я сняла ему палаццо! Не понимаю, откуда был такой размах у советского человека? Но найти для него палаццо было невозможно. Я сняла ему весьма трендовый тогда пансион и там совсем не…» Однако, у поэта свой замысел – позднее он селится в шикарном отеле «Londra Palace» (1977) и отеле «The Westin Europa & Regina» (1982). За время более чем двадцатилетнего знакомства Бродский неоднократно упоминает топонимику – церкви, площади, мосты, памятники, каналы, острова. Рискну предположить, что первые прогулки Бродского проходили по набережной: мост, небольшая церковь Spirito Santo, сама набережная Неисцелимых (точнее – Неизлечимых), позже переименованная в набережную Дзаттере, вдоль Лагуны с открывающейся площадью Сан-Марко и до поворота к Арсеналу. А через канал видна прекрасная Санта-Мария делла Салюте и Сан-Джорджо Маджоре… Просто, свернув от большой воды в переулки, поэт мог легко заблудиться, не имея провожатых. И еще одно соображение: Арсенал с зубчатыми стенами (миниатюрный Кремль) и Военно-морской музей не могут не напоминать о «родной империи». А также мосты, каналы и львы. Стоит упомянуть, что тяга к воде у Бродского – семейная: отец работал в ленинградском Военно-морском музее, где подростком поэт мог вечерами бродить среди многочисленных экспонатов, испытавших стихию. Небезынтересно и то, что первая публикация Бродским знаменитого эссе носило название «Водяной знак».




Та самая набережная Неисцелимых (точнее – Неизлечимых (Incurabili), сегодня – набережная Дзаттере



Памятная доска работы Франгуляна (2009)



Старое название также сохранено



Отель Londra Palace и памятник королю Виктору Иммануилу II. Здесь написано стихотворение “Сан-Пьетро”



Военно-морской музей и отель Bucintoro, где Бродский живет в январе 1984



Набережная Арсенала. За мостом – собор Сан-Джорджо Маджоре



Любопытно, что Бродский крайне редко приезжал в Венецию летом – как правило, в декабре-январе, захватывая Рождество, или осенью. В 1977-м сам разыскивает здесь академика Лихачева и дарит ему шляпу гондольера (не ходите в южных городах с непокрытой головой!) Дмитрий Лихачев гуляет с ним в шляпе гондольера, которая затем до конца жизни висит за его креслом.

В целом, венецианской теме Иосифом Александровичем посвящено не менее 15 стихотворений*.




Набережная Арсенала



Арсенал



Каналы и мосты Венеции



Каналы и мосты Венеции



Гранд-канал вечером



В своем эссе Бродский говорит о картине Джованни Беллини, ошибочно указав, что находится она в церкви Санта-Мария дель Орто: «Мы обогнули остров мертвых и направились обратно к Canaredggio... Церкви, я всегда считал, должны стоять открытыми всю ночь; по крайней мере Madonna dell Orto  –  не столько потому, что ночь - самое вероятное время душевных мук, сколько из-за прекрасной "Мадонны с младенцем" Беллини. Я хотел высадиться там и взглянуть на картину, на дюйм, отделяющий Ее левую ладонь от пятки Младенца. Этот дюйм – даже гораздо меньше! – и отделяет любовь от эротики. А может быть, это и есть высшая форма эротики. Но собор был закрыт...». На самом деле, Беллини – судя по отзывам, весьма любимый венецианцами художник – оставил после себя множество работ и вот, та самая картина («Мадонна с младенцем и четырьмя святыми») была в церкви Сан-Дзакариа, район Кастелло. Исследователей сбило с толку еще и то, что схожая работа была украдена из Санта-Мария дель Орто в 1993 году.




Церковь Сан-Заккариа, район Кастелло



«Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» Джованни Беллини, 1505



Знаменитые гондолы Венеции (да и другие средства передвижения, выставленные в Военно-морском музее) не всегда были черными. Такими они стали в память об эпидемии чумы, унесшей тысячи жизней, хотя темная ладья с ярко-красной обивкой отнюдь не пугает туристов. В Средние века на набережной Неисцелимых был госпиталь, куда город помещал безнадежных больных. И вот, когда эпидемия, наконец, отступила, венецианцы соорудили на стрелке Дорсодуро замечательную церковь  –  Санта Мария делла Салюте, которая встречает прибывающих в Венецию водным путем.




Деревянный мост Академии, названный в честь Художественного музея Галереи Академии



Санта-Мария делла Салюте



Могила Иосифа Бродского на кладбище Сан-Микеле



Иосиф Бродский умер в 1996 году в Нью-Йорке, но позднее его прах был перенесен в Венецию на остров мертвых  –  Сан-Микеле. Совсем рядом находятся могилы Дягилева, четы Стравинских, родственников Пушкина и Эзры Паунда. 




Лагуна и Дворец дожей




* Стихотворения Бродского, прямо или косвенно связанные с Венецией:

1967 - Стихотворение «По дороге на Скирос».
1972 – Стихотворение «1972 год»
1973 – Лагуна
1974 – Стихотворение «Хотя бесчувственному телу…»
1977 – Стихотворение «Сан-Пьетро»
1982 – «Венецианские строфы» и «Венецианские строфы 2»
1985 – Стихотворение «В Италии» и рождественское стихотворение «Замерзший кисельный берег. Прячущий в молоке…»
1988 – Стихотворение «Посвящается Джироламо Марчелло»
1989 – Стихотворение «Лидо», рождественское стихотворение «Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере...»
1990 – Рождественское стихотворение «Не важно, что было вокруг, и не важно...»
1994 – Стихотворение «Остров Прочида»
1995 – Стихотворение «С натуры»


скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
3 427
Опубликовано 29 апр 2018

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ