ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Евгений МИРМОВИЧ. РАССКАЗЫ

Евгений МИРМОВИЧ. РАССКАЗЫ

Редактор: Женя Декина


(рассказы)



ДОЛЖОК

Ему уже давно за шестьдесят, а его всё Сашкой зовут. Потому что мужик весёлый, общительный. Нос картошкой, глаза добрые и походка смешная, подпрыгивающая. Всегда дружелюбно здоровается, ещё издалека начинает рукой махать в знак приветствия. Всё шутки прибаутки всякие рассказывает. Особенно если навеселе. Выпивает, конечно. Живёт один. Жена давно ушла, а дети выросли. Пенсия маленькая. Подрабатывает дворником на овощной базе, пока здоровья хватает.
   Встречаю как-то я Сашку вечером у магазина. Отозвал он меня в сторонку и говорит тихонько.
   – Слушай сосед, выручи, одолжи тысячу до завтра, позарез надо!
   Я слегка засомневался. Во-первых, что-то многовато, чтобы похмелиться старику. Во-вторых, у самого в кармане пару тысяч только, а мне завтра с утра в город ехать, машину надо чем-то заправить. Но, не могу я соседа не выручить в такой момент. Протягиваю деньги.
   – Саша, только до завтра, ладно? Не подведи.
   – Что ты! Клянусь! Спасибо тебе дружище! Я к тебе завтра зайду.
Конечно же, завтра он не зашёл. Не пришёл и на следующий день. И вообще, перестал попадаться мне на глаза. Встречаю я через неделю соседку Веру Максимовну, пенсионерку.
   – Здравствуйте Вера Максимовна! Что-то я Сашку давно не видел. Не знаете где он?
   – Не знаю. А что он у тебя денег занял что ли?
   – Да. Было такое, - отвечаю я.
  – Ну и дурак. Ему нельзя давать. Он у всех берёт и не отдаёт никогда. Выпьет и забудет. А потом говорит, что не брал  ничего. У Людмилы три месяца назад взял, а теперь говорит, что не брал. Ему давно никто не даёт.
   – Не может быть, что бы Сашка так всё забывал, ответил я. При общении он кажется вполне здравомыслящим человеком, да и пьёт он не много. Неужели специально придуривается, что бы не отдавать?
   – Конечно, придуривается. Строит из себя добренького. Терпеть не могу таких лицемеров.
   Я немного расстроился. Не то чтобы мне было жалко тысячу рублей. Скорее меня расстраивало моё разочарование в Сашке, которого я считал открытым, прямым и приятным человеком. Кроме того мне было неловко, что Вера Максимовна, которую я недолюбливал по причине её склочности и мерзкого характера, оказалась мудрее и прозорливее меня. Я видел, каким злорадством блестели её глаза. Вся её натура торжествовала от собственного превосходства надо мной простачком.
   Через неделю я решил зайти к Сашке сам. Конечно же, я не застал его дома. Прошло ещё несколько недель, и я увидел Сашку. Он шёл по другой стороне улицы и приветливо махал мне рукой, как ни в чём не бывало. Я понял, что теперь он будет старательно делать вид, что не брал у меня денег. Мне так не захотелось с ним здороваться, что я отвернулся. В душе я костерил соседа самыми непристойными словами. Каждый раз, встречаясь на улице, Сашка, как прежде, приветливо махал мне рукой, но я каждый раз уходил в сторону, не отвечая на его приветствия. Краем глаза я ловил его удивлённый взгляд. Вот артист думал я. Надо же так ошибаться в людях?
   Как-то раз, подходя к дому, я увидел машину «неотложки». Спросил у соседей, к кому? Говорят, у Сашки сердце прихватило. Его госпитализировали. А через неделю он умер в больнице. Всего за два дня до нового года. Почему-то мне всё равно было очень жаль его.
   В предновогодней суете я полез на верхнюю полку  шкафа за какой-то посудой и обнаружил там маленькую бутылку коньяка. К ней резинкой была прикреплена шоколадка и тысячерублёвая бумажка. Я спросил у дочери, откуда это?
   – Так это давно тут стоит. Это же Сашка сосед покойный у тебя занимал. Он тогда на третий день пришёл и отдал с извинениями. Тебя дома не было. Вот коньяк тебе принёс и маме шоколадку. Я как раз в командировку улетала, спешила очень, вот и убрала в верхний шкаф. Но я думала, ты видел, а что?
- Да уже, пожалуй, ничего.
Меня охватило странное ощущение. Как будто я оставил очень дорогую мне вещь в убежавшей навсегда электричке.



ЧУДАК 

Живет в нашем посёлке мужик. Средних лет. Роста двухметрового, в плечах косая сажень. Не женатый. Слегка пьющий. На заводе сварщиком работает. Ездит на старой «Волге» полусгнившей. По характеру добродушный и приветливый. Немного глуповат и по-детски наивен. Народ его за это чудаком прозвал. Бывает, встретишь его на дороге, поздороваешься на ходу, а он стоит, смотрит в след  и всё улыбается. То ли счастлив, что поздоровались с ним приветливо, а может ласточку в небе увидел  или солнцу радуется. Смотрит своими голубыми глазами, куда-то вдаль и сияет, как весенний день. Одно слово, чудак.
Руки у Чудака сильные и много чему за жизнь научились. А вот мысли в голове  странные бродят. Однажды не понравилось Чудаку, что в наше садоводство много посторонних приезжают. Узбеки металлолом ищут, цыгане навозом торгуют, молодёжь на мотоциклах носится. Решил он, ни с кем не посоветовавшись, на въезде в садоводство ворота поставить. Привёз с работы трубы металлические, листы железа, и сварил глухие створки. Мощные, как в тюрьме, на совесть сделал. А народ ездит мимо и ругается только. Что, мол, ты тут устроил Чудак? Кому эти страшные ворота нужны? Кто их закрывать будет? Зачем нам тут убожество такое? Расстроился Чудак. Понял, что людям, наверное, хотелось красивые ворота, а он сделал прочные. Решил Чудак эту ошибку исправить. Купил краску и разрисовал ворота по своему вкусу. Целый день возился. Снизу травку зелёную изобразил. Сверху белые облачка на голубом небе. А посередине солнышко розовое с лучиками и птичек с глазами синими.
Такого наш народ уже стерпеть не смог. Больше всех возмущалась старуха Филиппова. На дух не переносила она самодеятельность Чудака, и нажаловались председателю. На следующий день, по решению правления, срезали ворота и бросили в канаву придорожную, в самую грязь. Больно стало Чудаку от такого непонимания. Три дня ходил он по садоводству выпившим и рассказывал всем, какие это хорошие ворота были. На удивление все с ним соглашались. А что с Чудаком спорить?
Как-то в конце лета приехали в садоводство энергетики. Под линией электропередач деревья выпилить. Срезали небрежно. Оставили пеньки метровые. И дерево уже расти не будет, и пенёк на пенёк не похож. Решил наш Чудак внести в это дело свою эстетику. Два дня, высунув язык от усердия, вырезал он бензопилой  из этих пеньков грибы. Ну и, конечно же, напоследок, не забыл раскрасить их  по-своему. Как известно, вкус Чудака с общественным мнением не совпадал. Его новое творение постигла та же участь. Конечно же, и тут не обошлось без инициативы старухи Филипповой. Чудак снова пил. И даже по пьянке плакал от обиды, сидя на скамеечке у своего дома.
Наступила осень. Неожиданно рано ударили морозы. Садоводы, кто во что горазд, включили электрические отопительные приборы. Однажды ночью я проснулся от страшного душераздирающего крика. Женский голос на улице звал на помощь, выл, рыдал. Выглянув в окно, я увидел страшную картину. Через три участка от меня пылал как факел дом старухи Филипповой. Накинув куртку и зачем-то, схватив попавшуюся под руку лопату, я выбежал на улицу. У забора Филипповой уже стояли несколько таких же, как я, полуголых соседей с огнетушителями и вёдрами в руках. К стенам было не подступиться. Лопались стёкла. Несчастная дочь Филипповой металась в истерике по участку. В доме осталась её старенькая мама, которая не успела выскочить.
В этот момент, ломая с треском кусты и заборы, подобно раненному лосю на участок ввалился Чудак. Окатив себя из ведра водой, он с матерным криком прыгнул в пламя. Через минуту Чудак вынес на руках потерявшую сознание и почерневшую от копоти женщину. Кто-то принёс одеяло. Несчастную укрыли, положив на скамейку. Вдали показались синие огни пожарных и скорой. Народ начал потихоньку расходиться. Один лишь Чудак в обледеневшей рубахе и  сосульками на волосах продолжал нежно укутывать одеялом тяжело дышавшую соседку…

 

НЕВЕЗУЧИЙ

Валентин третий год работал таксистом. Он был уверен, что ему совершенно не везёт в жизни. Ещё бы! Окончить педагогический институт и стать учителем географии. Надо же было сделать такой выбор? В первый же месяц работы в школе его просто «съели». А внешность? Ну что это за тонкие плечи и рост метр шестьдесят? Норов мягкий. Настоять на своём Валентин не мог никогда. Разве можно с таким характером сделать карьеру или добиться успеха?
Наверное, во всём виновата  мать, строгая и властная дама, один взгляд которой заставлял опускать глаза, думал Валентин. Или причиной всему общество, жестокое и циничное. Плоховато и правительство, неспособное обеспечить справедливость. И женщины, которым высоких брюнетов подавай, уверенных в себе. Все виноваты. Поэтому в дураках, так или иначе, всегда оставался Валентин. В лифте чаще всех застревал  он. Очередь  в магазине постоянно шла медленнее, если в неё вставал Валентин. Фальшивая купюра обыкновенно именно ему доставалась. Даже собаки бездомные из всех прохожих только его и выбирали, чтобы облаять. У Валентина не было сил порвать этот порочный круг.
Вот и теперь, в такой жаркий и солнечный день, к несчастью, в машине сломался кондиционер. Полностью опустив стёкла, Валентин подъехал к указанному в заказе адресу. У подъезда ждала стройная девушка в чёрных солнечных очках. Она уверенно села на заднее сидение и захлопнула дверь.
– На Пионерскую? – Спросил Валентин, чтобы уточнить правильность маршрута.
– Да. Бизнес центр «Содружество». Представляете, проспала на работу? Так стыдно.
– Наверное, начальство ругать будет?   – Поинтересовался Валентин, чтобы поддержать разговор.
– Нет. Меня никогда не обижают. Да и работа у меня такая, что, в крайнем случае, домой можно забрать.
– Кем же вы работаете?
– Я юрист. Составляю и проверяю договоры. Правда, пока самые простые. Я только в прошлом году институт окончила. Но, меня на работе все очень любят, и никогда не ругают. Наоборот, часто стараются  мне помочь.
– Наверное, много работы? На молодых вечно всё сваливают. Успеваете?
– Конечно! Я еще  по выходным детскому  интернату помогаю, работаю волонтёром, и в вокальной группе пою.
– Как же это у вас выходит?
– Не знаю. Просто мне очень нравится всё, что я делаю. У меня скоро сольный альбом выйдет. В сети уже есть. Хотите скину ссылку?
– Да, буду рад, – ответил Валентин, а сам подумал: ну почему ей так в жизни везёт? И работа перспективная, и альбом записала, и детям помогает. Всё ей нравится. Ну, сплошная удача кругом. Почему некоторые люди рождаются такими счастливыми? Почему кому-то от природы даётся всё, а кому-то ничего? Почему именно ей так повезло?
Они подъехали к  центру «Содружество».  Пассажирка открыла сумочку, чтобы расплатиться за поездку. Валентин услышал, как за его спиной что-то лязгнуло холодным и неприятным стальным звуком. Он испуганно обернулся, интуитивно ожидая удара. В  руках девушки была белая складная металлическая трость.
– Не пугайтесь. – Спокойно произнесла она, раскладывая тросточку. Я инвалид по зрению. Слепая от рождения. Она подняла солнечные очки, и Валентин в смятении отшатнулся в сторону, как от края пропасти. Белки глаз оказались пусты. Один зрачок был направлен вверх, и почти скрывался под веком. Второй  безжизненно съехал в бок.
– Как же вы дальше? С трудом выдавил из себя Валентин.
– Прекрасно! Я хорошо ориентируюсь с тростью, даже в малознакомых местах. Она расплатилась и вышла.






_________________________________________

Об авторе: ЕВГЕНИЙ МИРМОВИЧ

Родился в Ленинграде в 1973 году. Общественный деятель, литератор, куратор волонтёрских проектов в области работы с детьми - инвалидами. Редактор портала «Изба читальня», финалист национальной премии «Писатель года 2021».скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
534
Опубликовано 01 мар 2023

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ