ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » ПРИЁМ ЗАКРЫТ. Воспоминания о Мирославе Немирове

ПРИЁМ ЗАКРЫТ. Воспоминания о Мирославе Немирове

Редактор: Юрий Угольников



Об истории и сути «Осумасшедшевших безумцев» рассказывает вдова основателя товарищества, панка, поэта и нонконформиста Мирослава Немирова - Гузель Немирова.


Почему ОсумБез появился?

Потому что его организовал Немиров. Почему организовал? Потому что Немиров всегда предвидел на 5-10 лет вперед и чувствовал, где будет центр силы.

В конце 90-х Немиров сказал, что сила теперь будет перемещаться в литературу, в основном в поэзию.

80-е это музыка (рок, панк-рок) и Немиров организовывает социально-музыкальную формацию Инструкция по Выживанию.

90-е – арт (контемпорари арт) и Авдей Тер-Оганян с Немировым делают Товарищество Художников Искусство или Смерть.

Нулевые – поэзия и проза – Немиров создаёт Товарищество Мастеров искусств Осумасшедшевшие Безумцы.

10-е – по предвидению Немирова - музыка (реп и электронщина) и Немиров с Игорем Плотниковым создают группу «аРрок Через Океан» и даже изобретают свой стиль – панк-степ.

Насчет 20-х годов сведений у меня нет, но в последние годы своей жизни Немиров сильно интересовался математикой, теорий множеств и рисованием (соц-артом) Может быть это будет время точных наук и реальной живописи?


Когда был придуман ОсумБез? 

В 1999 году, 14 мая в 9.04 утра.
Именно тогда Немиров в своём Немировском Вестнике объявил о создании Товарищества:
«Ибо — пора!
Ибо —
Пошло на перелом!
Пошло ребята, ох чую, ох, вижу — пошло!
Синусоида, ребята, жизни, положительным своим крылом,
К нам собою, наконец, себя повернуло.
Нас с собою вверх, ребята, повлекло.

 То есть, чую и вижу, что назревает, ох, назревает, поднимается и вспучивается Большой Культурный Подъем, который бывает всегда в конце десятилетия. И его нужно — оседлать! И — мы будем делать это! И, имея на руках немалое количество свежих, с пылу с жару, и притом ой-ой-ой каких художественных продуктов, да еще и напроизводив при совместной взаимоподдержке новых, нужно, нужно все-таки взять и осуществить, куя железо, пока горячо, Большой Художественный Прорыв, чтобы все стало уж совсем чики-чики и железяка. Долг перед историей и родиной требует этого от нас».

Состав участников (в основном тюменские деятели искусств), цели и задачи, союзные силы - вся структура и направления развития Немировым уже тогда были продуманы и обдуманы.

Немиров писал к друзьям: – Обязательно<надо>обзавестись доступом к компьютеру, подключенному к Интернету – 1999 год

Но ничего не получилось. Мы с Немировым тогда только поселились в подмосковном Королеве, никого не знали, в Москву ездить было непросто… У нас не было даже телефона. Коммуникации пытались осуществлялась посредством бумажных писем (или факса, который стоял в почтовом отделении: такова была переписка с художником Александром Флоренским). Это было хлопотно и непродуктивно. Почта ходила долго и непредсказуемо, братаны писали нерегулярно. Не было связи, не получилось развития.


Когда родился ОсумБез? 

Через три года, в 2002 году, ситуация было совершенно другой, все изменилось кардинально или даже радикально)
В 2000 году мы с Немировым, благодаря знакомому it-ишнику Максиму Хасанову, подключились к интернету на постоянно и за два года хорошо там освоились.
Немиров два раза в неделю вёл колонку «Все о Поэзии» (и обширный форум к ней) в сетевом Русском журнале. Я научилась делать немудреные сайты и заняла какое-то там место в первой пятидесятке лучших по поиску в интернете. Да-да, тогда яндекс проводил такой конкурс в целях популяризаторства и обучения пользования поисковой системой, дело-то было новое, неизвестное. Да и поиск тогда был такой, что лучше было бы знать всякие поисковые команды))

Осенью 2001 года, совместно с Владимиром Богомяковым и дамой из Вашингтона Валерией Шишкиной, нами был с нуля организован и запущен интернет журнал Топос.ру. Нужны были авторы. И вот тут начинается интересное.

Всеволода Емелина к нам привел Лев Пирогов, с которым мы уже были знакомы, вернее, он прислал стихи Емелина. Стихи понравились и мы их напечатали.

Андрея Родионова привел Софроний – молодой человек, который приходил на вечера Немирова и в гостевую Немирова в Русском Журнале. Софроний прислал родионовские стихи. Это были космические стихи и городские баллады не баллады, но такие рассказы в стиле Эминем.

Дмитрий Данилов пришел сам. Он прислал несколько своих ни на что не похожих рассказов и я их выцепила из «самотёка».

В мае 2002 мы уходим из Топоса и Немиров говорит: - Жаль пацанов, пропадут.

6 июня Немиров заводит Живой Журнал. Вернее, это я его ему завожу и убеждаю начать в него писать. После бурного потока форума Все о Поэзии ЖЖ Немирову очень сильно не нравится.

10 июня звонит сын Авдея Тер-Оганьяна Давид и говорит, что некоторые люди на днях едут в Европу через Прагу - и заедут к Оганяну. Если чего нужно передать - они готовы. Кто не знает – Авдей к тому времени уже три года бедствовал в эмиграции, спасаясь от уголовного преследования за авангардистский художественный акт.

11 июня Немиров объявляет, что готовит вечер в поддержку Тер-Оганьяна, весь сбор от входных билетов и какой-то процент от бара будет переслан Огу.

Я договариваюсь о месте и времени вечеринки - клуб Моресвиль на Бауманской, который тогда держали музыканты из Запрещенных барабанщиков, знакомые нам по ростовской диаспоре в Москве. Клуб был так же и их репетиционной площадкой.
Немиров объявляет – вот там и устроим сразу и Учредительное собрание, будем возрождать ОсумБез. И начинается подготовка.

Я еду знакомиться с Андреем Родионовым и Всеволодом Емелиным. Мы же их не знали. Только стихи читали и печатали.
С Емелиным была встреча в Пирогах на Пятницкой. Мне надо было составить мнение – наш человек или как?
Встречались втроем – я, Нескажу (Владимир Брунов) и Емелин. Сидели, выпивали, разговаривали. Нескажу и Емелин заключили дружеское пари, что каждый сочинит стихотворение про 9.11.2001. Через пару дней оба-два сочинили, каждый в своем стиле, но оба интересно)
Емелин оказался умным (но это и предполагалось по его стихам), язвительным и галантным.

С Родионовым встречались в его красильной в мастерской в театре – Софроний, я и Родионов. Потом пошли пить в какой-то двор. Родионов выглядел точно как черт, но оказался очень нежным. Да-да.

Это было сразу и знакомство и вербовка) парни дали согласие. Немирову доложила, что это люди наши.

Данилов был совсем terraincognita, но мне очень нравились его рассказы и я послала ему приглашение на учредительное собрание.

Пирогова мы уже немного знали. Нескажу хорошо знал Немиров по университету, они даже некоторое время с Артуром Струковым снимали вместе жилье. Неск тогда только перебрался в Москву из Киева и был в полном восторге от России.

Так собирается команда.

Безумец номер один был Софроний. Позднее Немиров сделал ему мандат №1 - тайный членский билет – написал на золотинке внутри пачки сигарет. Так вроде пачка – а заглянешь внутрь – там – билет. Полная конспирация. Тут может быть повлияло, что в середине 90-х мы жили в квартире, которая когда-то принадлежала кэгэбэшнику. В книжном шкафу мы нашли его старое удостоверение – очень маленького  размераJ.

20 июня Немиров сообщает об возрождении ОсумБеза в своем Живом Журнале.

Тут же Немирову пишет из Иерусалима Шауль Резник (он переводил стихи Немирова на иврит):

«- Жителей Дальнего ближневосточного зарубежья принимаете?

- Да, конечно, Шауль, с превеликим удовольствием.

Но только это будет не так скоро. Если вообще выйдет. Люди разные, все со своими тараканами... Опять же, идея движений и течений, групп и их борьбы, сначала авангардом, а потом советской властью, более чем скомпрометирована. Так что придется приложить немалые усилия по организации всего этого. Еще не известно, выйдет ли. Но будем стараться».

Начинают приходить вопросы в жж и по почте:

- для того, чтобы поучаствовать в Вашем замечательном проекте "Безумцы", обязательно быть знаменитостью? Или можно как-то без этого обойтись?

Немиров отвечает:

«- Знаменитостью, конечно, быть не обязательно.
Желательно хотеть ею быть - но и это на любителя.

Хорошо бы чего-нибудь уметь делать: писать стихи (но не дамскую лирику про несчастную любовь и раздумья о вечном); рисовать картины (но не опять же дамское рукоделие с девушками с глазами серны (и не абстрактный экспрессионизм, естественно); фотографировать; сканировать, верстать; хтмлить; производить розыски в интернете; эффективно и полезно общаться с людьми. (тоже талант, и крайне редкий и ценный). В конце концов просто быть поражающим (каким-нибудь способом) на вид.

Проект программы ОБ я сейчас потихоньку пишу, как напишу - вывешу для обсуждения.

Вообще, нельзя забывать, что все это ОБ - в значительной мере для смеха.

Но не только.

Типа как примерно дада или обериу. Или панк начала 70-х - Нью-Йорк Доллс, МС5 ets».

Рената:
«Мне понравилась идея, в частности, из-за некоторой ностальгии по началу ХХ века с его многочисленными кружками и сообществами».

Шерман (Константин Крылов в образе поэта Юдика Шермана):

«Хм. Можно подумать о подаче заявы, ибо "соответствую крытериям". Но я зверский патриот и с приличествующей регулярностию публично поношу Гайдарочубайса и Бандуельцинаподсуд. Это совместимо с уставом движения?»

Немиров Шерману:
«Вообще-то, конечно, несовместимо. Но если очень хочется – то можно».

29 июня Немиров вывешивает объявление:

«Творческий привет мастеров искусств узникам совести!", которая будет иметь место 4 июля в клубе "Край" (теперь "Моресвиль") в 22 часа.

Что именно там будет сказать трудно, но какое-нибудь безумие будет.
Весь вечер на арене М. Немиров - автор этих строк.
Также приглашаются все желающие; кто хочет - может выступить (один-два номера) - рок, стихи, показывание жопы, танцы и все прочее. В случае успеха у публики - парой номеров можно будет не ограничиваться.

Кто хочет - так поприсутствовать.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Вход платный для всех БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
В том числе и для выступающих.
Плата - не менее 100 рублей. (Можно больше.)
Все деньги будут немедленно пересланы в Прагу А.С. Тер-Оганяну, потому что он там совсем погибает, точно прям козленочек.

Заявки на участие можно подавать прямо сейчас, здесь в этом ЖЖ.

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ 2
Акция не носит политического или религиозного характера.
Я лично, Мирослав Немиров, ни политических ни религиозных воззрений А.С. Тер-Оганяна нисколько не разделяю.
А только чистый жест профессиональной солидарности с находящимся в беде творцом искусства.

П.С.
Там же проведем и Первый Учредительный Съезд Товарищества Мастеров Искусств "Осумасшедшевшие Безумцы"».

Тут же комментом пишет Александр Вознесенский, что поставит анонс в газете ExLibris.

В это же время на разных форумах и в жж начинают писать гневные посты против Немирова и его поддержки Тер-Оганьяна. К 4 июля приходим в ореоле скандала.

Проходит концерт, Учредительное собрание и вполне удачный сбор денег для Оганьяна.

Далее события развиваются стремительно. Немиров звонит своему первому издателю - Михаилу Сапеге, издательство Красный Матрос, и предлагает ему книги Емелина и Родионова и вообще в дальнейшем ОсумБезов. Михаил говорит историческую фразу:
- Мирослав Маратович, всех кого ты назовешь – всех издам.
Такая была степень доверенности Немирову: его вкусу, мнению и видению.

Начинается подготовка книг.
Начинаются совместные и тематические выступление которые мы называем Безумные дни №№.
Запускается сайт ОсумБеза.
Проводятся Пленумы вполне в духе древнеримских мудрецов – совместные возлияния и обсуждение вопросов жизни и искусства.
Это в реале.
Но и онлайн сыграл в жизни ОсумБезов огромную роль. Благодаря интернету ОсумБез сразу стал междугородним и международным – Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Республика Конго, Иерусалим, Сан-Диего – география ОсумБеза.

Осенью Немиров пишет Манифест Осумасшедшевших Безумцев. Это особая отдельная тема. Просто найдите и прочитайте этот программный документ. Он есть в интернете, например в Википедии.

Мы были командой. Надо понимать, как мы работали. При всей, казалось бы, простоте, это была большая работа.

Немиров использовал все свои наработанные связи – он был уже известен – для продвижения осумбезумцев, которые тогда были еще совсем неизвестны.
И опять интернет. Работа в русс.ру позволяла Немирову продвигать ОсумБез сразу и внутри страны и за рубежом.
Ну и бойцы старались, на выступлениях поражая публику до почти обмороков.



Мирослав Немиров и Гузель Немирова


Могло бы объединение подобное осумбезу возникнуть сегодня или осумбез это часть эпохи 2000 - времени что-либо более андеграундного? Андеграундного в прямом смысле: мне вспоминается книжный магазин ОГИ на Никольской, располагавшийся в подвале, или "живой уголок"? Могло ли что-то подобное возникнуть в сегодняшние намного более… Даже нельзя сказать официальные или гламурные, более что ли мещанские дни? 

Обьединения подобные ОсумБезу возникают всегда и в любые времена. Таково свойство людей – собираться в стаи. А уж тем более в стаи одной крови)

Другое дело, как прозвучит и прозвучит ли такое объединение.
Будет ли успех, будет ли след в истории?

И тут нужен человек типа Немирова. А это очень большая редкость.
Без Немирова ничего бы не было. Были бы отдельные личности.

Особенность и гениальность Немирова как организатора и культуртрегера – умение видеть: ЧТО может произойти и произрасти. Он как будто смотрел из будущего и видел, какое место в истории будет (или может быть) у каждого.

В Тюмени, в 86 году, Немиров как-то посмотрел на фоточку «Инструкции по Выживанию» и сказал – лет через 20 эти фото будут в рок-энциклопедиях. А группа только-только была создана… Ну, как можно было увидеть-предвидеть этот большой и славный путь?

Тоже самое было с художниками – Искусство или Смерть и потом с ОсумБезом…
Немиров знал, как это все выстроится в истории.


Новаторство ОсумБеза?

Новый век, но и новое тысячелетие на дворе. Жизнь менялась стремительно и бесповоротно. Советское время ушло, новый общественный строй, новые отношения, нужны были новые слова, новый язык, новые мысли, новые ориентиры…
Появляется сотовая связь и интернет – то, что изменит человечество и инициирует смену цивилизаций.
И все это надо было осознать и выразить.

Технически все были традиционны, не делали революции как обериуты или футуристы, но ОсумБез считался крайне радикальной группировкой, настоящими безумцами. Немиров объяснял это так:

«… радикализм наш состоит в том, что мы живые! По Пастернаку:

И быть живым - живым, и только.
Живым, и только - до конца.

В условиях, когда официальная и истэблишментная культура, от телевизора до толстых журналов и до контемпорарного арта представляют собой машины умертвия, где главное - умеренность и аккуратность, "культурная вменяемость" и следование прописям - контемпорарноартным ли, толстожурнально-интеллигентским ли, не говоря уж об официозных, когда даже авангардизм представляют собой нынче тихое кропотливое выпиливание лобзиком хитроумных игрушек, быть живым и естественным - крайний радикализм, да».

*
Ах, да, были и технические новации )

Как-то я делала объявление к очередному Безумному дню, Немиров посмотрел через мое плечо и говорит:
- А чего ты место жалеешь? Это же интернет, не бумага. Ставь к объявлению и биографию и стихи.

Так и стали делать. Мы были первыми, кто придумал такие развернутые анонсы.
Но это так, мелочи, штрихи к портрету.


Пример ОсумБеза?

А вот что совсем удивительное и необыкновенное было в ОсумБезе – это доступность всей внутренней кухни. Обычно же обо всем, что откуда берется люди узнают постфактум, из мемуаров (если они есть).

Не все сразу приняли это. Но Немиров сказал – а чего стесняться? И мы обсуждали онлайн, в открытом режиме, не под замками, пьянки, стихи, вопросы бедности и зарабатывая денег, кого берем, кого не берем в ОсумБез, с кем дружим, что нового в мире, где будем выступать, какие книжки издавать, какие читать, обсуждали новые произведения друг друга (как говорил Паша Круг – по двухбальной системе - от говно до за**ись ) )
На самом деле оценки были очень серьезными и важными. И тут, конечно, Немиров говорил свое веское слово. Он сразу понимал: это удалось, а это лучше исправить и мог объяснить почему.

Это было радость и счастье. Всё казалось возможным.
И так продолжалось – Немиров в интернете, ребята в реале, но все единой кучкой, единым потоком.

Вот эта задушевная открытость – это только Немиров так умел. Обычно же все шито-крыто, междусобойчики. А Немиров сразу всему этому придавал возвышенность и невероятность. Так чтобы люди со стороны смотрели и завидовали и от зависти кулаки и локти кусали.

Открытость всех внутренних процессов – читай, изучай, учись, делай – мы были просто наглядным пособием для парней во всяких Мытищах и Сыктывкарах, что - можно!

Что - можно ни перед кем ни кланяться, не иметь никакой финансовой подпитки, никакой крыши в виде богатых институций, а самим - делать - и добиваться успеха, и преуспевать!


Для чего это всё делалось? 

Лучше Немирова никто об этом не скажет:

«-Ну, какая у меня главная задача всегда и везде? Мировая Революция, само собой.

Цели были:

1: синтез искусств, не чисто литературная группа, а разные искусства. Которые будут друг друга взаимоопылять. Почти получилось.

2. дружба. Плохо человеку без друзей и единомышленников. А уж человеку искусства. Получилось, кстати.

3. Главное: Третья Сила! Есть толстые журналы – Старая Сила, старая власть, есть Кузмин-НЛО – новая власть, Нова Сила; за обеими стоят Деньги, Влияние, Структуры, Связи итд. Истеблишмент. Ну а я хотел создать равносильную им и независимую – Третью. Третий Центр Силы, Влияния, Машину Успеха, делательницу репутаций итд. С определённой идеологией да, в своём ядре (художественной идеологии, конечно), но не обязательно. Данилов и я – что художественно общего? Да и Данилов и все остальные. А – тоже с нами. Потому что с нами – хорошо и правильно.

4. И - Самое Главное – показать всем, что это в принципе возможно. На пустом месте, без ничего, без денег, без связей, с неизвестными людьми, на одной только голой Энергии создать такой Центр Силы, Машину Успеха, итдитп. Да притом и постоянно работающую, вознесшую к успеху одних – берущуюся за следующих – итд.

И пускай все вдохновляются нашим опытом и создают свои Центры Силы. И будет – многополярность! Цветущая Метагалактика – а не Антарктида, как сейчас.

И, между прочим, вполне получалось!»

*
ОсумБез как явление, значение ОсумБеза для российских искусств (именно так – никогда не забывайте, что ОсумБез не был чисто литературным объединением, у нас были и фотографы и музыканты и удалось всех друг другом заинтересовать, перезнакомить, передружить и взаимоопылить) – всё это еще ждет своих исследователей. Но одно уже понятно точно – у ОсумБеза свое особенное место в истории.

*
Говорят, что творческие коллективы бывают двух типов – типа школа и типа автобус. Школа – набрали учеников, отучили, выпустил, набрали новых, а старым вход запрещен.
Автобус – ну это понятно, одни приходят, другие уходят, сменяемость и заменяемость.

Не знаю, не знаю…
ОсумБез получился ни то ни другое)
ОсумБез получился – семья. И все мы уже давно друг другу родственники.

И все, кто был в ОсумБезе – все состоялись и достигли чего-нибудь.

И жизни всех, кто был в товариществе или хотя бы был причастен – ОсумБез изменил навсегда. Никто не остался прежним.

*
Иногда я получаю письма, часто восторженные, что вот узнали о замечательном Товариществе можно ли к вам поступить.
Я всем отвечаю - кому быть осумбезом решал Немиров. Но его больше нет и приём закрыт.

скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 980
Опубликовано 01 апр 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ