Обзор литературного проектаСегодня в искусстве не в ходу монументальные формы. Сама культурная ситуация такова, что они смотрятся напыщенно-фальшиво. В живописи – как никогда – торжествует акварель. Появляются всё новые удивительные мастера, совершенствуется техника, возникают целые школы. Даже крупная проза, несмотря на присущие ей объёмы, отнюдь не монументальна. В поэзии также преобладает небольшой формат, что не исключает глубины проработки материала. Похоже, что сегодня все стремятся вместить бесконечность в малый объем. При этом кажется, что всё уже перепробовано, всё было, и как только и что только не рисовали, не писали и не издавали. Тем не менее – что-то новое всё-таки происходит.
Так, LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД (Московский Союз литераторов) выпустил «Календарь поэтов – 2019» (составитель – поэт и литературный критик Людмила Вязмитинова), который был презентован в прошедшем январе на двух московских площадках – Малого зала ЦДЛ (16 января) и книжного клуба «ИМЕНА» (29 января). Каждый месяц года представлен в календаре коллажом поэта и художника-графика Татьяны Виноградовой и текстами двух поэтов, общее количество которых получилось, таким образом, двадцать четыре. Это Зульфия Алькаева, Надежда Антонова, Евгения Джен Баранова, Светлана Богданова, Александр Бубнов, Татьяна Виноградова, Антонина Власенко, Людмила Вязмитинова, Валерий Галечьян, Елена Генерозова, Данила Иванов, Валерия Исмиева, Ингрид Кирштайн, Сергей Криницын, Илья Плохих, Мария Попова, Владимир Пряхин, Елена Семёнова, Андрей Цуканов, Наталия Черных, Роман Шебалин, Светлана Шильникова, Матильда Шторр и автор этого текста. Все они ранее участвовали в чтениях, организованных в рамках LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД и согласились представлять клуб и в этом проекте.
Презентация в Малом зале ЦДЛ была более официозной и многолюдной и представила авторов календаря практически в полном составе (за двух отсутствующих авторов читали их собратья по клавише). Презентация в «Именах» была более камерной, не все авторы сумели прийти в тот вечер, но эту презентацию отличала удивительно теплая, почти домашняя атмосфера. Чувствовалось, что уже сложился коллектив, объединённый не только общим проектом.
На обеих презентациях, информация о которых есть на сайте клуба, читали довольно представительно: по 2-3 и даже более стихотворений. И создавалось впечатление, что формат календаря как нельзя лучше соответствует фасеточной структуре нынешнего поэтического пространства. Авторы «Календаря поэтов – 2019» как бы продемонстрировали, что календарь поэзии очень разнообразен, неисчерпаем и бесконечен. Да так, собственно, и было всегда – вне зависимости от того, привязаны стихи непосредственно к идущим чередой месяцам (как в знаменитом стихотворении Пастернака: «Февраль.
Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд»), или нет. Так или иначе, все поэтические тексты пронизаны описаниями погоды, явлений природы, течения времени – они заполнены закатами и рассветами, грозами, снегопадами, листопадами, и т. д. и т. п. Всё это мы читаем и запоминаем ещё малышами, когда только знакомимся и с миром, в котором нам предстоит жить, и с миром поэзии. И всё это связано с течением времени, с годовым круговоротом месяцев, то есть с календарём.
И сегодня, как и всегда, поэты пишут «о времени и о себе» – в самом что ни на есть обычном смысле этого слова, фиксируя мельчайшие колебания и неуловимые оттенки состояний мира и самого себя. В каждом представленном в календаре стихотворении-зарисовке, относится ли оно к философской или любовной лирике, или к иронической или религиозной поэзии, зафиксировано особое настроение.
Валерия Исмиева приветствует июнь греческим «Хайре» (радуйся), что созвучно настроению этого месяца, в котором сама природа как бы поет гимн, оду радости – ведь лето ещё только началось, дни кажутся бесконечными, а ночи практически нет, и впереди – июльские зной и грозы, обильные плоды августа:
Хайре, Солнце! Твой луч всё выше.
По воздушным складкам виссона
Рассыпаются хлопья вишен –
Тень светлеет, и ночь бессонна.
В марте Елена Семёнова поёт гимн вселенской любви, что также соответствует месяцу. Март – это проводы зимы и встреча весны, месяц Венеры и Вакха, поэтов и весеннего равноденствия, и строки Семёновой вобрали в себя и вихрь языческого огня, и радение, и Песнь Песней:
Руки тебе жать,
Небо над тобой держать,
Веретено Вселенной воскружать!
Илья Плохих тоже приветствует март гимном любви, совершенно иной и по-иному, но не ставшей от этого ни мельче, ни менее искренней, и также соответствующей месяцу марту – кошачьему месяцу:
Человек, обслуживающий кота,
не пришёл домой ночевать.
Кот, ощутив, как длинна пустота,
думает: «Твою мать!»
Кот, на чужие шаги за дверьми
не поднимая века,
думает: «Господи, вразуми
этого человека!»
Людмила Вязмитинова в августе, когда в природе начинает ощущаться начало неизбежного поворота к прохладе и листопаду осени, а потом и к позабытым на время морозам и коротким световым дням, печалится и риторически вопрошает :
Разве что-нибудь было иначе
в наслоенье эпох и событий?
Будто кто-то невидимый плачет,
гладя времени долгие нити...
Разве что-нибудь было иное
зашифровано в солнечном свете
Да, именно круговорот месяцев, то есть календарь «зашифрован в солнечном свете». И в августе особенно ощутим ход времени – поскольку скоро обрывки «долгих нитей» времени полетят серебряными паутинами, и прольются на землю слёзы осени, а там и белые хлопья снега закружатся в холодном воздухе. И всё это вечно и прекрасно – и в природе, и в поэзии.
На обеих презентациях – на первой на огромном настенном экране, на второй – на экране телевизора воспроизводились переливающиеся яркими красками коллажи, соответствующие месяцу, к которому был «приписан» текст поэта, читающего в этот момент свои стихи. Бабочка, тюльпан, городской пейзаж, фантастический цветок и другие той или иной степени абстрактности картинки, приковывая к себе взгляды, сменяли друг друга на этих экранах. На первой презентации Татьяна Виноградова показала также коллажи, не вошедшие в календарь.
Серией видеопоэтических работ представил свое творчество Валерий Галечьян, а Матильда Шторр – исполненными под гитару ироническими куплетами о нелегкой женской судьбе. Об этом же, хоть и в другом жанре – близкой к трагедии, но всё же драме, то есть имеющей возможность счастливого разрешения ситуации сочетания роли мужней жены и вселенского человека, которым является каждый поэт, пишет Светлана Шильникова – в дарящем надежду на свет и тепло апреле:
Я знаю, что я никто, и никем не стать:
Маленьким человеком, твоей женой.
Пол домывая, нечто идёт в кровать –
Крашеную кровать с золотой звездой
Ближе окна, за которым она видна,
(Остров Лосиный, спящий среди людей),
Рядом течёт вокзал, говорит страна,
В чреве её я становлюсь лютей
О перипетиях женской судьбы пишет и Надежда Антонова – в январе, месяце, открывающем год, когда всё ещё впереди и кажется, что всё возможно:
Водной воронкой до третьего этажа,
Девятиметровой волной свертывая живое,
Перемножая дома и торговые центры,
Превращая плюс в минус, деля неделимое,
Расплетая мокрые волосы,
Смывая солёные слёзы…
Ирма, Ирма, не ставь красным на красное,
Ибо не ведают, всякое дыхание да хвалит,
Дай нам выдохнуть…
Евгения Джен Баранова точными красочными штрихами создает образ сентября как месяца, стоящего на границе сезонов – ещё достаточно тепло, но природа начинает готовиться к будущим холодам (недаром славянский праздник Новолетье, знаменующий завершение одного годичного цикла и начало нового приходится на сентябрь):
Что будет, если я тебе скажу,
мол, катится сентябрь по этажу,
в капрон скрывая ласточки лодыжек?
Тепло уходит, мало ли нам бед,
зато приходит маленький сосед,
раскутывает маленькие лыжи.
Все мы в нашей сложной, запутанной жизни, проживая каждый свою судьбу, не ведаем, что творим, ибо ведает это только Всевышний. И поэты – не исключение. Как и все люди, они уповают на Всевышнего и возносят Ему молитвы, но по-своему – как это могут только поэты, и как это делает в предваряющем зиму ноябре Светлана Богданова:
Где-то там, за чертой горизонта, копоть драконья.
Кто-то хрипло смеётся, как будто бы смех – это грех.
«Адонай элоэйну», – ты шепчешь, ты шепчешь спросонья,
Разгрызая свой страх, как орех.
Но одновременно поэты – посредники между видимым и невидимым, способные свидетельствовать в своих строках нашему грешному миру о полноте бытия и прозрении высшей истины, отдавая этому миру свою душу (символом души обычно служит бабочка) и творимое ею преображающее вещество поэзии. Об этом – строки также представляющего ноябрь Сергея Криницына. Когда же, как не в ноябре, за порогом которого – зима с её низким небом, голыми деревьями и длинными ночами, дарить ближнему тепло и надежду:
Всё, чего ты так жаждешь, произошло давно.
И не с нами – уточнили бы мудрецы.
Я разбиваю внутреннее окно.
Вот тебе моя бабочка.
И немного пыльцы.
Под этим посылом, думаю, подписались бы все 24 автора «Календаря поэтов – 2019».
скачать dle 12.1