Редактор: Иван ГобзевI место в конкурсе фантастического рассказа "ЗА ГОРИЗОНТОМ ВРЕМЕНИ".
«Я пью за землю родных полян,
В которой мы все лежим».
А. А. Ахматова.
Гоша вспомнил утреннее заседание в редакции.
— Гумилёва арестуют 3 августа. План очень прост. Встретиться с Гумилёвым, объяснить ситуацию, отдать устройство, нажать кнопку — и поэт сразу же окажется в безопасном июле двадцать первого столетия, — пояснили Гоше. — Машинку нам дали на месяц, потом коллеги из «Детской литературы» за Пушкиным рванут. Ну а затем её вернут в турбюро.
— Вы же не просто андроид, вы писатель! Кому как не вам спасти Гумилёва, — захлопала глазами поэтесса Светочка, — Машинка рассчитана на одного туриста. Вы останетесь там, изучать людей, собирать материалы для книги. Как я вам завидую!
Гоша приютился в солнечной комнатке дома на канале Грибоедова. За пыльным стеклом небольшого окна в переплетениях дикого винограда тревожно молчал Петроград. Был конец июля, полдень, шёл 1921 год. За несколько секунд путешествия Гошу слегка побило во временной болтанке 1941 и 1991 годов. На лестнице гулко отдавались чёткие быстрые шаги. Гумилёв легко взлетел по ступенькам и вошёл в комнату.
— Кто вы? Я получил вашу записку и пришёл. Что вы имеете сообщить мне важного?
Гоша привстал и поклонился. Этот поклон его учили делать на Мосфильме две сухонькие дамы, какие-то потомственные дворянки. Они консультировали его как себя вести, что говорить «революционным матросам» и «офицерам-монархистам». Словарь бытовых терминов на тысячу слов был заботливо закачан в оперативку ещё неделю назад, но все слова от временной болтанки перемешались.
— Присаживайтесь, ваша милость, я не займу много времени.
Вошедший поморщился и сел:
— Итак?
Смущаясь, Гоша потянулся за пазуху. В ответ Гумилёв похлопал себя по карману френча и сухо произнёс:
— Не стоит трудиться, у меня браунинг. Старая солдатская привычка.
— Да нет же, — Гоша вытащил жёлтый прямоугольник, — вот, почитайте!
Николай Степанович развернул сложенную в осьмушку бумажку и прочёл:
— Газета «Петроградская правда» от 1 сентября 1921 года, — тут Гумилёв захохотал, — ага, интересно.
— Ниже, вы ниже читайте!
— Именем российской… список расстрелянных участников «Таганцевского заговора».
Гумилёв быстро пробежал глазами текст:
— Кто вы, представьтесь! Агент ЧК?
— Нет! Зело важно вот здесь, читайте! Пятнадцатая строка!
— …дворянин, филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирной литературы», беспартийный, бывший офицер Гумилёв Николай Степанович.
Николай Степанович с омерзением смял и отбросил газету.
— Пугаете, завербовать хотите. На знакомых не стучу.
— Да совсем не то, я спасти вас хочу, — от смертельной, губительной судьбы, — Гоша вытащил устройство и стал неловко совать его Гумилёву в руку. — Это машинка времени, вам только свитч нужно переключить и всё, вы спасены!
Гумилёв с силой отпихнул Гошу, стремительно встал и вышел. Бледное лицо его кипело возмущением.
Гулкие шаги быстро удалялись. Секунда — и андроид остался в одиночестве, озадаченно крутя в руках машинку времени. «План прост, — шептал Гоша, спускаясь по лестнице, — но меня не проинструктировали на подобный вариант развития собы…». Тут сзади на него набросили холщовый грязный мешок, несколько неловких рук стали вязать его тело.
— Осторожнее, господа, он брыкается, каков бугай!
Затем Гоша почувствовал, как его перевели в положение бревна и потащили. Через минуту он оказался в пролётке, укрытый вонючими рогожами, и какой-то неизвестный, севший в транспортное средство, пнул его ногой. Лошадь пошла. Через десять минут Гоша, всё в том же холщовом мешке, ощутил себя возносимым куда-то вверх. И вдруг, неожиданно, его швырнули на пол. Мужской голос сказал:
— Зачем вы притащили его в мой дом? Ничего умнее не пришло в голову? А если за вами следили, и сейчас нагрянет ЧК?
— Митя, мы должны допросить его — известно ли властям о нашем заговоре поэтов? Он сунул мне бумажку про какой-то заговор. Там есть моя фамилия, якобы на сентябрь намечен расстрел.
Гул голосов вокруг нарушил женский голос:
— Кто это, Коля?
— Аня, как ты пришла, зачем?
— Мы ведь соседи с Дмитрием Степановичем. Я услышала шум… Вчера увидела кусочек шоколада дома на столе, это сейчас, когда и хлеб чудо…и поняла, что ты заходил. И мы с Лёвой заглянули к Дмитрию, сообщить — я не нуждаюсь в подачках. Кто этот человек?
— Агент ЧК. Он знает о наших настроениях.
— Так вывезите его за город и отпустите.
— Анна Андреевна, дорогая, подумайте сами, а вдруг им всё известно? — произнёс кто-то с явным испугом.
Гоша, лёжа на полу, не мог видеть сквозь пелену холстины происходящее. Однако встроенным сканером он легко определил очертания нескольких фигур. Разговор шёл нервно, как пятистопный ямб. Гоша чувствовал сенсорами запах дыма — дама села на диван, поджав длинное худое тело и закурила. Рядом с ней примостился маленький мальчик.
— Ах, Лёва, выйди в другую комнату, — произнесла дама.
Мальчик послушно отошёл к двери.
— Итак, — сапог одного из присутствующих тронул распростёртого на полу Гошу, — кто вы, поведайте нам.
— Я послан из будущего. Вот машинка времени. Николая Степановича грохнут скоро. Всего-то дел — нажать свитч, и он в безопасности.
— Бред и фарс, — резюмировала дама.
Гоша видел, как Гумилёв передал ей машинку и она стала что-то вертеть, нервно нажимая на всё подряд.
— А вот и не бред, прекрасная пери, — обиделся Гоша. — Сами же потом, Анна Андреевна, напишете о «госте из будущего». Вот это я и есть.
Маленький мальчик вновь подобрался к матери и пристроился у её ног.
— Да что опять-то, Лёва.
Мальчишеский голос произнёс:
— Папа, можно я поиграю тут.
— Нет, Лёвушка, идите с мамой к себе. Аня, прошу.
Дама встала и направилась к двери.
— Николай Степанович, касатик, у нас вы станете великим поэтом…как там… и обмануть медлительное время… — заныл Гоша.
Анна Андреевна обернулась.
— Так вы его поймать хотите…на славе.
Глаза Гумилёва вспыхнули сталью.
— Господа, предлагаю всё оставить как есть. В списках никого из наших нет. Главное, нет Анны Андреевны и Ирины. Нужна моя смерть? Я готов.
— Коля, что за глупый пафос, — откликнулась дама, выходя. Влекомый дамой, мальчик грустно поплёлся из комнаты. В худенькой ладошке Гоша обнаружил устройство.
— Нам нужно радикально избавиться от сего опасного господина! — воскликнул молодой нервный голос, — тем более он и Анну Андреевну уже узнал!
Спотыкаясь и мешая друг другу, заговорщики всё в том же мешке понесли вниз Гошино тело. Он почувствовал близость канала. Всплеск, по серым акварельным разводам Фонтанки пошли круги.
Гоша лежал на дне, было неглубоко, от силы метр. «Я, конечно, интроверт, но не до такой же степени», — думал он, наблюдая за хороводом рыбок.
***
На следующее утро Петроград, хмурясь «громадами каменных домов», просыпаться никак не хотел. Гоша стоял, прислонившись к стене дома №18 по Фонтанке. Вода стекала с него, как с собаки-водолаза. Тина, облепившая тело, делала его костюм неузнаваемо бомжеватым. Дама с худеньким мальчиком вышла из четвёртого подъезда. Мальчишка, в странной одежде из цветастых тканей, нёс в руках машинку.
— Лёвушка, ну сколько можно, зачем ты вырядился африканцем?
— Мамочка, это костюм жителя хун-ну, я был в столице Западной Хань!
Под вялые протесты мать выхватила из детских пальцев машинку и бросила на тротуар.
— Пойдём, мы опаздываем.
— План прост… — шептал обречённо Гоша, поднимая погнутую машинку.
Ещё раз он добрался до Гумилёва на заседании литературного кружка 2 августа. Николай Степанович, увидев Гошу, от неожиданности дёрнул длинной шеей в высоком белоснежном воротничке. Поглядывая в Гошину сторону, он сделал доклад и много смеялся с учениками. Вечером Гумилёв вышел в сопровождении тоненькой барышни.
— Николай Степанович! — кинулся за ними Гоша.
— Не ходите за мной.
Жить оставалось совсем немного.
***
План прост, отдать устройство и нажать кнопку…Гоше не везло. Попасть в ту же камеру, где держали Гумилёва, он не сумел. Днями Гоша на базаре украл у низенького, пахнущего морем и мочой матросика, офицерские френч и галифе. На одном из карманов френча была дыра от пули и немного бурых пятен. За углом Гоша шустро стянул с себя одежды, влез в новое приобретение и направился к Невскому. Его сразу заприметили такие же матросики. Без вопросов и выяснений его деловито побили и доставили на Шпалерную. А через день Гоше повезло невероятно, фантастически повезло — на расстрел его отправили в том же грузовике, куда набили четырнадцать душ фигурантов «таганцевского дела».
Гоша плюхнулся на узкую скамью рядом с Гумилёвым и умиротворённо вздохнул, осматривая молчаливых пассажиров. Как будто пелена окутала их, тех, кто шёл на смерть. Мальчишка-юнкер, обняв старика-отца, что-то шептал. Гоша услышал:
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы…
Мальчик не узнал автора стихов: Гумилёв был бит, лицо опухло. Он покосился на Гошу:
— И вы тут?
Гоша кивнул, открыл внутренний отсек — от будущих мертвецов таиться не имело смысла. Взорам смертников открылись биомеханизмы и позитронный движок его естества: там, в желудочном отсеке, он хранил устройство.
— Николай Степанович, ведь шлёпнут вас! Нажмите свитч, прошу!
Окружающие вяло, без любопытства, смотрели на них. Гошин палец уже прицелился нажать переключатель. Машина торкнулась на повороте, взвилась тормозами и остановилась. Гумилёв убрал Гошину руку и показал глазами на мальчика.
— Я останусь с ними. Мне кажется, вы не поняли, что тут у нас происходит. У вас есть папиросы?
Гоша вытащил мятую пачку.
— Ну а как я умру, гость из будущего?
— Вы откажетесь копать могилу, спокойно выкурите папиросу и умрёте храбро.
Гумилёв посмотрел на папиросу в своей руке и улыбнулся.
— Вылазь, контрики, будем какаву с вами пить, — борт машины опустили. Рядом лязгали затворами солдаты. Старый генерал прижал к себе сына, мальчишку-юнкера, поднялся и первым шагнул навстречу ночи. За ним легко спрыгнул на сырую землю Гумилёв. Гоша протянул машинку мальчику, затем всем остальным. Никто из смертников не остановился перед Гошей, и грузовик опустел. Пожав плечами, Гоша нажал на свитч. Споткнувшись об ухаб 1933 года, он помчался вперёд и уже не мог их видеть.
Через час могила была засыпана, но земля ещё шевелилась.
_________________________________________
Об авторе:
ЕЛЕНА АНТИПОВА Окончила Саратовский госуниверситет (физик), учится в Литературном институте им А. М. Горького, член Ассоциации искусствоведов России, участник международных конференций по фарфору и керамике, автор статей по искусству, эссе, рассказов. В период 2020-2024 гг. вышло 5 книг. Среди наград — победы в номинациях «Открытие года» на межрегиональном фестивале XXVII Недели тверской книги, «Лучшая книга о России» на межрегиональном фестивале национальной книги «Читающий мир-2022», «Лучшие книги года для детей и юнешества-2022» Саратовской области, победитель конкурса подростковой магической прозы «Алиса-2024», автор Всероссийского проекта сказок об искусстве «Книга детям: Керамическая Россия». Елена пишет философско-магическую прозу с элементами фантастики. Мечта далёкого детства – спасти Гумилёва.
скачать dle 12.1