Рассказ об одном мероприятии (На фото Светлана Богданова)"Поначалу ей даже показалось, что она поймала рыбу, но та была слишком неподвижна, и, внимательно всмотревшись, она поняла, что вцепилась в синеватую оторванную человеческую ступню. Кожа на ступне размокла и наморщилась, скрывая в белых складках ногти, и оттого пальцы казались какими-то светлыми толстыми бездвижными червями." (Светлана Богданова, "Ступня").
Литературное мероприятие, хочет оно того или нет, строится по законам литературного произведения, и тогда становится небольшим праздником. Пусть небольшим, но праздником. Праздником, но не чрезмерным - насыщающим, трогательным, необходимым.
Рассказ будет о вечере поэзии Светланы Богдановой, автора известного, интригующего, работавшего и в стихах, и прозе, возникшего через долгий период молчания почти внезапно. Сюжет для сихотворения абсолютный. Вечер состоялся в помещении библиотекми имени Юрия Трифонова 2 февраля. Светлана Богданова читала стихи, оппоненировали, как на защите, Данила Давыдов, Татьяна Виноградова и Андрей Цуканов. Вела мероприятие Людмила Вязмитинова.
Февраль в Москве литературен, хотя общее направление жизни скорее спортивно-экономическое с оттенком ГО и МЧС. Тем интереснее следить за повлением новых площадок (а их довольно много) и за развитием ситуации на тех, что не так давно возникли.
Литературный клуб Людмилы Вязмитиновой "Личный взгляд" с конца февраля намерен объединить все свои проекты. Вот запись Людмилы в хронике: "Друзья, проекты, которые я курировала - Литстудия, Клуб любителей теории и истории литературы и САБЖ остаются в прошлом - надеюсь, в истории если не литературы, то литературной жизни, я объединяю все под эгидой LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД и приглашаю на первое мероприятие клуба.". Преамбула к рассказу о вечере уместна, так как это был третий, и видимо последний опыт совмещения стихов и обсуждения их, инициированные автором, в старом формате "Личного взгляда". Стихи и критика имеют давний опыт коммунального существования, это семинары. "Полет разборов", созданный Борисом Кутенковым, придал семинару амбициозность и напряженность шоу. Людмила Вязмитинова от шоу отказалась, но внесла новое: автор сам инициирует обсуждение и даже может выбрать рецензентов.
Вечер Светланы Богдановой по счету третий в этом формате. Первым был опыт Серафимы Сапрыкиной, специально приехавшей из Петербурга, вторым было обсуждение стихов Татьяны Виноградовой.
Литературная обстановка на 2 февраля (так и хочется сказать, чтобы сделать герою вечера приятное: литературный гороскоп) был наполнен острыми аспектами, о которых вся Москва, и не только, знает из обсжудений в фейсбуке. Кто в теме - хорошо. Кто нет, пусть поверит на слово, что обстановка была напряженной.
Именно в этот период Светлана Богданова возникла из сумрака лет, с резковатыми изысканными стихами, прикрепляющимися к памяти как застежки серег или колье. Почти все стулья в зале были заняты, среди слушателей были и редкие гости. То есть, был аншлаг.
Если бы Светлана Богданова устраивала вечер стихов, с обсуждением, по опсанному выше формату, на Арт Плее, ход был бы менее выигрышным: блестящая публика, авторитетное место, много комплиментов и слишком мало внимания к стихам. Выступают рецензенты, но они как бы и не нужны в пространстве Арт Плея. Зачем? Люди пришли порадоваться бытию и поздравить любимого автора. Да и фуршет неплохой.
В Трифоновской библиотеке основное внимание было к стихам. Татьяна Виноградова выступила в роли рецензента: решительная рокировка, которую нужно оценить. И ее отзыв, на мой глаз, оказался наиболее глубоким и интересным, как говорили в старину: по существу. Что не отменяет значительности трогательного и емкого рассказа Данилы Давыдова. Он представил автора (и свою давнюю знакомую) почти идеально.
Светлана Богданова, выбрав библиотеку имени Трифонова, с одной стороны, проявила элегантную скромность (потому что свободно могла выбрать любое модное место), а с другой подняла планку рецензентов. И то, что раньше студийцами воспринималось как нечто камерное и само собой разумеющееся, вышло из камеры в чуть приоткрытую дверь - к новым слушателям и новым авторам.
В мероприятии (как и в стихотворении) хуже всего привычность. Все всех знают, все - все стихи слышали. На вечере поэзии Светланы Богдановой ничего подобного не было. Стихи недавние, неожиданные, жесткие, невероятно контрастные к струящейся ткани прозы СБ девяностых и начала двухтысячных. Хотя нельзя не согласиться с Данилой Давыдовым, что авторский почерк и в прежней прозе, и в новых стихах узнаваем; в нем то же, что и было, осторожное соотношение потока и детали. Это свободная цитата из устной рецензии Давыдова, передаю своими словами.
Вечер начался с того, что героиня довольно долго добиралась, умудрившись почти не опоздать. Таково свойство московских вечеров - они начинаются на полчаса позже назначенного времени. Стихи читались в три захода. Рецензенты выступали в следующем порядке: Данила Давыдов (он говорил об особенностях твочества и лиро-эпическом жанре), Татьяна Виноградова (сделала собщение об особенностях языка и месте говорящей в стихотворениях) и Андрей Цуканов (осторожно обрисовал контуры женской темы).
Стихи провоцировали, раздражали и в то же время были пленительными. Это были (внимание, метафора!) только что проснувшиеся принцессы, еще не совсем освоившиеся в новой языковой ситуации. В прочитанном было много от опытов разных авторов девяностых (было бы странно, если бы не было), но опыт этот был опробован на современном материале, и очень удачно.
Стихи открыли взгляд цепкий и одновременно чуть рассеянный ("спросила... слишком легким женским тоном"). Автор видит сразу несколько вещей и их движение, но ловко вылавливает одну, выражющую смысл и характер всего движения. Иногда этих моментов два: воображаемый сом, которого хочет поймать рыбак и пригрезившийся кот, оказавшиеся в одном купе. Это помещение кота и рыбы, ставших почти материальными, в одно купе создает дополнительное напряжение, благодаря которму притча превращается в лиро-эпос. Вспоминается легендарное битловское "Остановите землю, я выйду". Призывающая кота (душа?) знает, что до прибытия на конечную остановку из поезда она не выйдет. И это драма.
Светлана Богданова новыми стихами показала слушавшим ее мир изысканный, но почти непригодный для жизни. Однако другой попытки пока не предвидится. И продолжается освоение этого мира.
Мне некогда ждать третьего. Мой мир слишком зыбок.
Он разворачивается и осыпается, наподобие древнего свитка.
(Понятия не имею, откуда и о чем этот свиток).
Я не сыщица и не чтица. Я интуитивная гусеница.
И у меня лишь одна попытка.Фото Наталии Черных.скачать dle 12.1