ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Обзор книжных новинок от 20.11.17

Обзор книжных новинок от 20.11.17


Сергей Оробий

в е д у щ и й    к о л о н к и


Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.

Старик Аристотель ворочается в гробу: на волне сериального бума сторителлеры один за другим штурмуют Поэтику, просвещая наивную публику насчёт драматургических тонкостей искусства. К счастью, в океане стандартных учебников, обещающих сделать вас вторым Фрэнком Дарабонтом, встречаются по-настоящему ценные работы. Недавно мы писали о книге Лизы Крон «С первой фразы», теперь расскажем ещё о двух новинках.


Александр Талал. Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка. – М.: Альпина нон-фикшн, 2018

Сразу расставим точки над i: на стандартный учебник для желающих заработать киношный миллион книга Талала нисколько не похожа. Автора интересует не поэтика кино, а его метафизика. «Предмет книги – давно волнующая меня теория о сочетании в произведении мифических и жизненных элементов для создания правильного баланса».

Родившись вместе с XX столетием, кинематограф воплотил самую насущную проблему века: подвижность границ между вымыслом и реальностью, мифом и жизнью, между «так не бывает!» и «только так и бывает». Кино определило не только новую эстетику, но и новую философию: «Поразительный трюк кинематографа заключается в том, что наша способность судить об идеях и абстрактных ценностях ослабевает; мы способны оценивать их только через призму персонажей, несущих их в себе», пишет Талал. В этом смысле его работа – транзит из культурологии в антропологию.

Homo culturae XXI века – поклонник картинки, а не буквы, и Талал подробно объясняет, почему, к примеру, сериалы – это «новые романы» (и почему сегодня они во многих отношениях оставляют традиционный кинематограф далеко позади). «Любой кинофильм по самой своей сути и формату более мифичен, чем сериал… Эдвард и Вивиан в "Красотке" нашли друг в друге ту самую сказочную любовь, которая навеки. Представьте этот сюжет в сериальном формате. В браке начинаются бытовые сложности. Притирка. Семейные праздники. Приезды безумных родителей. Дети. Семейный психотерапевт… Что?! Они не были единственными и неповторимыми друг у друга? Это невозможно представить... Миф уничтожен». Но сериалы учат другому, не менее важному: «Открытые концовки и клиффхэнгеры идеально подходят для концепции сериалов, которая говорит нам: жизнь в любом случае продолжается. У событий нет начала и конца. Мы всегда в середине». В общем, единственный становящийся и ещё не готовый жанр – живи Бахтин сегодня, он сказал бы так о сериалах.


Мэттью Джокерс, Джоди Арчер. Код бестселлера. – М.: КоЛибри, 2017


Недавно Дмитрий Быков заявил, что ему стали понятны законы абсолютного бестселлера, который покорит мир – на эту тему прочитана лекция, написано энное количество колонок и готовится книга. Тем временем, не подозревая об этом, стэнфордские исследователи Мэттью Джокерс и Джоди Арчер писали свой «Код бестселлера». Вообще-то проект алгоритма, позволяющего предсказать коммерческий успех книги, был создан ими ещё девять лет назад. «Мы объединили свои силы и бросили их на доказательство следующей гипотезы: все бестселлеры характеризуются определенным набором скрытых сигналов, неким тайным кодом. Вместо того чтобы угадывать, какая книга окажется популярной, мы решили довериться тому, что читатели уже поняли, сами того не заметив». Год назад было объявлено о том, что алгоритм таки создан.

«Код бестселлера» описывает его механику. Бестселлерометр использует базу из 20 тысяч романов – наконец-то на службу нашей словоблудной науке пришли Большие данные. Анализируются тематический состав («Три темы составляют примерно 30 % объема книги – это формула успеха»), эмоциональный график сюжета, стилистика («Оказывается, частота, с которой Кинг использует артикль the, а Роулинг – предлог of – точные индикаторы успеха на рынке»). Результаты впечатляют. График на стр. 99 показывает, почему «Пятьдесят оттенков серого» свели с ума половину планеты, а на стр. 206 назван – барабанная дробь! – идеальный бестселлер, лучшая книга среди всех опубликованных за последние 30 лет по мнению компьютера (это – хм, кто бы мог подумать... гм, гм).

Понятно, что первыми на книгу с таким названием клюнут писатели, но на них-то она рассчитана в последнюю очередь. Знать идеальные параметры и уметь воплотить их на бумаге – не одно и то же, подчёркивают Джокерс и Арчер. Серапионовское «здравствуй, брат, писать очень трудно» по-прежнему актуально. А вот для филологов «Код бестселлера» – обязательное чтение.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 386
Опубликовано 19 ноя 2017

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ