Ещё обиду тянет с блюдца
Невыспавшееся дитя,
А мне уж не на кого дуться,
И я один на всех путях.
Осип Мандельштам
Продолжаю школьную тему, такое впечатление, что она – самая животрепещущая в этом сезоне (вернее, школьном году). Начну с книги весьма необычной.
«Удалить эту запись?» Ларисы Романовской («Самокат», 2017) – монолог четырнадцатилетней Веры, частично предназначенный для чужих глаз, а частично – ну просто ни за что нельзя никому показывать, и запись надо удалить немедленно. Эту книгу можно с полным правом назвать чуть ли не самой популярной подростковой книгой сезона. По крайней мере среди критиков. Вот и я не удержалась.
Вера – обычная школьница, старшеклассница. Каникулы сменяют учебные дни. Собака болеет, экзамен ГИА в конце года, а думать про него нужно уже сейчас, особенно по английскому, который Вера просто ненавидит, что постоянно сказывается на оценках. И заодно ненавидит и учительницу английского, не спускающую ни одной ошибки. А, может быть, всё дело в учительнице, а английский – просто потому, что это ее предмет?
В рутину жизни врываются события куда более драматические. Выбросился из окна школьник. Героиню чуть не убило свалившимся деревом. У ненавистной преподавательницы умерла в автокатастрофе мама. Усыпили Марсика, любимую собаку. Теперь мысли другие: «Я всё время думаю о смерти. Какая-то я ненормальная».
Смерть, суицид, глобальные вопросы – всё это типичные подростковые темы. И экономический кризис находит своё место – из-за него расстроена мама, зарплаты ни на что не хватает, и даже телефон и тот неправильный, как у маленьких, потому что на правильный денег нет. Ну и, конечно же, сложные школьные и внешкольные дела – взаимоотношения с одноклассниками, поход в подшефный дом престарелых, разборки с мамой, подружка, которую, оказывается, бьёт и мучает отец.
Эту книжку, если честно, хочется не пересказывать, а просто цитировать:
– Даже когда я думаю про семью и про любовь, всё равно вылезает этот чертов английский. Застрелиться и не жить!
– «В любой ситуации можно смеяться, а можно плакать». Наше с Лилькой правило. Смеяться.
– Вместо кнопки «Выйти из дискуссии» всё время упорно читаю «Выйти из депрессии». Хорошая кнопка. Мне нра.
– У меня всё хорошо, а мне так хочется плакать и всех убить. А потом обниматься.
– Как будто у мужчин и женщин разные смыслы жизни. Разная цель. И на вопрос «как найти себя?» есть два варианта ответа — для мальчиков и для девочек. Голубой и розовый.
– Жалко, что нельзя на тот свет отправить смс или фотку переслать. Представила, как дед снимок меня в этом платье по всей умершей родне расшаривает. «Какая у меня внучка выросла!» И ангелы лайкают.
Вот такой текст, и при его чтении, хочется, как героине, пить «чай с эклерами и со слезами».
Другая совсем новая книжка –
«Поход к двум водопадам» Дарьи Доцук («Детская литература», 2017). Её героине – кстати, и её зовут Верой – тоже приходится несладко. С ней с первого класса учится мальчик, который способен отравить жизнь не только одной Вере, но и всем остальным – и одноклассникам, и учителям. Троша издевается над всеми, до кого может дотянуться – то есть над теми, кто слабее его. Больше всего достаётся другу Веры, Антону – он болен, у него астма, и издеваться над ним легче лёгкого.
У этой Веры наоборот – учительница любимая, которая ей во всём помогает, читает первые Верины литературные опусы. Девочка хочет стать писательницей, как её знаменитая тезка-соотечественница, автор прекрасных и романтических сказок. Творчество и театральный кружок немножко помогают Вере отвлечься от приставаний и издевательств Трошки. Есть у любимой учительницы и собака по кличке Пуаро, почти такая же прекрасная, как Марсик первой Веры.
А потом случается то, что случается в жизни – смерть. Любимая учительница, совсем еще молодая, внезапно умирает. После её смерти Вере становится ещё тяжелее. Но она взрослеет и её отношение к Трошке меняется – особенно когда она видит его слабым и больным.
Многое объединяет обе эти книги – рассказ от первого лица, живой голос, страдание подростка. Интересно, что обе героини пишут – одна ведёт блог, другая сочиняет рассказы. Особенно важно, что рассказ ведётся от первого лица – подросткам вообще много есть о чём рассказать взрослым. Только взрослым некогда слушать. Да и друг другу им есть о чём рассказать, и обе эти книги создают что-то вроде поля общения для подростков.
Тема школьного существования, которая тесно связана с попыткой разобраться в самой себе, привлекает и
Елену Соковенину, автора повести
«Крупная кость» («Самокат», 2017). Для девочки-подростка то, как она выглядит, – невероятно важно. И что делать, если ты родилась с «крупной костью», которая ещё сверху затянута жирком? «Девушке весомых достоинств» тоже хочется быть красивой и изящной. И одной вызывающей одеждой этого не добьёшься.
Героиня книги, Лена, решается объявить войну жиру и начинает голодовку – планировался месяц, но получилось только пару раз по три дня. Почему-то сразу же начинает страдать успеваемость – как же тут учиться, когда всё время думаешь только о еде? А тут ещё выпускные экзамены! Оказывается, именно выпускные экзамены – самое лучшее средство для похудания. Когда припрёт заниматься – а то без аттестата останешься – уже не до пирожных.
Между прочим, Лена тоже пишет – на этот раз тайный дневник. И занимается в театральной студии. Но дневник она никому (даже читателю) не показывает. Или как раз его мы и читаем?
Проблема лишнего веса волнует не только девочек, но и, конечно же, мальчиков.
«Зефирный Жора» Тони Шипулиной («Самокат», 2017) – печальнейшая повесть о толстом мальчике, его любвеобильной бабушке, которой очень хорошо удаются пирожки, булочки, жаренная на сале картошка и прочие кулинарные изыски повышенной калорийности, и его маме, пытающейся перевести сына на зелёные салатики.
А в школе чистый ад – как только не дразнят его одноклассники, благо и имя, и фамилия к тому располагают. В его классе тоже есть заводила, который любит мучить тех, кто послабее, а у девочки, о которой он мечтает, астма. Жора пишет дневник – электронный, но в его случае читателю он доступен – Жора хочет быть писателем. И собака у него есть – по кличке Леон (он же Крокодил, но это собаке так же обидно, как Георгию называться Жорой-обжорой).
Повести Соковениной и Шипулиной спрятаны под общей обложкой – потому что «беда» у обоих героев одна и та же. А если обо всех четырёх историях разом – то приходится восклицать вперемежку: «Укуси меня енот», как приговаривает одна из Вер, или «Зачётно!», как любит (даже слишком любит) выражаться Жора.