Сергей Оробий
в е д у щ и й к о л о н к и
Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других. |
В очередном обзоре – свежие романы об альтернативной России, причём не только фантастические.
Елена Чижова. Китаист. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017
В Великую Отечественную войну немцы дошли до Урала, и теперь страна поделена надвое: на Западе – оккупированная фашистами Россия с фюрером во главе, на Востоке – всё тот же СССР. Главный герой, молодой китаист Алексей Руско, отправляется из Советского Союза в «стан врага» на научную конференцию, глазами этого идейно-стойкого и в то же время бесконечно наивного персонажа мы и смотрим на профашистскую Россию. А она неотличима от России 2010-х – вплоть до фиктивных митингов и дмитрия-киселева на экранах зомбоящиков. Всё дело в том, что Елене Чижовой было интересно сочинить не альтернативную историю, а фельетон, поэтому она сделала ставку на узнаваемость, а не на убедительность. Но фельетон не может насчитывать 600 страниц, и позёвывать начинаешь уже на середине чересчур пухлого тома. Первые триста страниц считываешь аллюзии на нынешнюю действительность, вторые триста страниц наблюдаешь, как вся эта художественная конструкция начинает медленно и неуклонно разваливаться.
Олег Дивов. Родина слонов. – М.: Издательство «Э», 2017
Чем дальше, тем последовательнее «социальная фантастика» Дивова становится все менее «фантастичной» и все более «социальной». «Социальной» не значит «злободневной», речь скорее о национальном характере в целом, разнообразные проявления которого Дивов умеет описывать как мало кто. Вот кого нужно было звать в сценаристы фильма «Особенности национальной охоты», только у Дивова посреди всеобщей пьянки и разгула ещё и приземлялись бы инопланетяне. В каждой новой книге эта «Родина-как-она-есть» показана в каком-то ином ракурсе. «Симбионты» (2010) были «про нанотехнологии», «Консультант по дурацким вопросам» (2012) – «про съемки фильма об Осетии-2008», а «Родина слонов» – «про мамонтов», которых в альтернативной реальности научились разводить на Чукотке и с тех пор горя не знают. Не только Чукотка в дивовском описании, но и сама книга оказывается эдаким мирным, уютным заповедником: роман уже отмечен как редкая в современной фантастике «попытка деидеологизированной утопии» (Василий Владимирский). Фирменная манера Дивова – невероятная крутизна пополам с сентиментальщиной, и его мамонты – как котята в соцсетях, такие же мимимишные.
Алексей А. Шепелёв. Мир-село и его обитатели. – М.: Издательство «Э», 2017
Алексей А. Шепелёв следует совету, который Шервуд Андерсон дал когда-то Уильяму Фолкнеру: писать о том, что тот лучше всего знает, даже если это крохотный участок земли размером с почтовую марку. Его персональная Йокнапатофа – село Сосновка Тамбовской области, чьи обитатели – Лимонхва, Коля Глухой, Юрий Борисович – далеко не те праведники, на которых стоит село, но выражающие что-то очень важное. Эта самая что ни на есть деревенская проза, однако Шепелёв не впадает в «прощание-с-матерой»: «Мир-село…» – чистое бытописательство, но в этом-то и обаяние книги. Ни намёка на пафос даже там, где он будто бы ощущается, например – в аннотации. «Пока поют о космосе, пока летают – стоит село» – последняя фраза многозначительно вынесена на обложку, но вырвана из контекста: без предыдущих 189 страниц не понять её двусмысленности.
скачать dle 12.1