Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
Евгений Винокуров
Дети и подростки, которые чем-то таким особенным – музыкой, танцами – занимаются, живут в своём, тоже особенном мире. Мы уже читали о юных музыкантах в повестях
Нины Дашевской «Скрипка неизвестного мастера» («Детгиз», 2015) и «Около музыки» («Росмэн», 2015). У этих детей складываются особенные отношения с учителями и наставниками. Впрочем, сложные, напряжённые отношения между учителем и учеником возможны при любом интересном и любимом занятии – например, изучении языков.
Именно языки, и в первую очередь испанский, стали основным предметом новой книжки
Юлии Кузнецовой «Первая работа» («КомпасГид», 2016). Выясняется, что отношения учителя и ученика не всегда предполагают серьёзную разницу в возрасте. Учительнице Маше всего пятнадцать, а ученице Дане целых шесть. Чтобы заработать на поездку в языковой лагерь в Барселону (да и искупаться в море никому не помешает), Маша нанимается к богатой клиентке своей мамы – учить дочку успешной предпринимательницы испанскому.
Какие только педагогические приёмы не приходится применять – уж больно избалованная попалась ученица. Маша учит Дану не испанскому языку, а мышиному – на мышином девочка говорить не отказывается и охотно пищит за мышку-маму из многочисленного семейства Ротон. Эти маленькие куколки-мышки живут под кроватью, где то и дело находит убежище Дана, весьма непростой ребёнок. Приходится Маше припоминать, как её учила испанка Беатрис, когда семилетняя Маша впервые пришла к ней на занятия.
Сколько же испытаний выпадает на долю юной учительницы! Нелегко найти контакт и с мамой ученицы, и с её няней, Розой Михайловной. Няня страшно ревнует к «учительнице» и, всячески её третируя, демонстративно обращается к ней по имени-отчеству. Да и семейные обстоятельства таковы, что все усилия Маши заработать деньги могут пойти насмарку.
Но отношения учитель-ученик в книге не ограничиваются Машей и Даной. Пытаясь понять, как учить девочку, Маша наблюдает за своими учителями – обожаемой учительницей испанского, куда более непредсказуемой «англичанкой» Ольгой Сергеевной, нелюбимой учительницей истории Елизаветой Ильиничной, математичкой, которая то и дело неправильно пишет её фамилию. Появляется у Маши и другой «ученик» – одноклассник Рома, которому надо помочь подготовиться к экзамену по истории. И снова Маша придумывает разнообразные педагогические приёмы, чтобы сделать занятия поинтереснее (а интересные занятия помогают запомнить материал, который никак не даётся Роме).
Совсем другие отношения складываются между учителем и учениками в новой книге
Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Открытый финал» («Время», 2016). Знаменитый тренер Егоров, обучающий бальным танцам, учеников не жалеет. Он их и ругает, и обзывает, и третирует всячески – но все ученики (и особенно их родители) мечтают о занятиях у Егорова – он готовит чемпионов. Доброго слова, похвалы от Егорова не дождешься, и поначалу кажется, что он, безусловно, плохой человек и отвратительный педагог. Но всё не так просто.
Книга состоит из отдельных новелл, рассказывающих о шести подростках, составляющих три танцевальные пары. Начинается всё с любовной истории. Лена влюблена в тренера Егорова и хочет бросить студию – учитель довольно предсказуемо высмеивает девичью влюблённость. Ленин партнёр Фёдор пытается помочь, но не всегда понимает, как. Еще одна пара – Полина и Захар. Поначалу Полина страдает – старшая сестра гений, а она – ну, ничего особенного. Помогают танцы – здесь с сестрой конкурировать не надо, здесь она – самая любимая. Захар – маленький и щуплый парнишка, да ещё с фамилией Кузнечик – оказывается между двух огней. С одной стороны мать, которая всего боится, ни во что не вмешивается. С другой – отец, «настоящий мужчина». Отец уже давно ушёл из семьи. Отношения с ним и его новой семьёй складываются неровно, но отец по-настоящему помогает Захару – и не только в том, чтобы приохотить его к занятиям физкультурой. Нерешительная, «покорная партнёрша», Света мечтает о собаке и, главное, о том, чтобы Захар обратил на неё внимание. Лев воюет со слишком заботливой и активной мамашей и старательно прячет от неё своё настоящее увлечение – фотографию. Вот такие подростки – совершенно обычные, если не считать танцев. Растут, влюбляются, ссорятся, даже дерутся – и танцуют. А еще в силу обстоятельств они сами становятся учителями – все шестеро начинают тренировать малышню в летнем танцевальном лагере. И маленькие их по-настоящему обожают.
Описания танцев занимают в книге поистине главное место. Они такие живые, что прямо видишь взметнувшийся подол алого платья и сложный пируэт на гладком паркете танцевального зала. А сами названия танцев – вальс, танго, румба, пасодобль! Красиво, конечно, но сколько сил и пота вложено в эту красоту. Как нелегко научиться чувствовать партнера, стать настоящей парой, а не просто танцевать вместе. И как же трудно подчас бывает танцевать «быстрее, но плавнее».
Не буду пересказывать сложную интригу, в которую оказываются втянутыми танцоры-подростки. Что на самом деле произошло, понять непросто, разобраться, кто прав, кто виноват, ещё сложнее. Как ни странно, помогает фотография. У Льва, который всё же бросает танцы ради фотоаппарата, снимки получаются невероятно правдивыми – поглядишь на них и сразу понимаешь, где правда и в чьих глазах отражается истинная любовь. Как говорит одна из героинь, «у него на фотографиях все видно».
Так кто же победит в последнем, финальном танце? Чья мечта сбудется? Но… «Это не мечта. Это мы просто захотим и сделаем».