В синий, синий цвет синели океана въелась соль.
Антиутопия много лет считалась достоянием взрослой литературы – слишком уж это мрачный жанр для детей. Однако оказалось, что детям тоже полезно задуматься о том, каким может быть будущее и как оно связано с настоящим и прошлым. Роман-антиутопия для детей
«Дающий» («Розовый жираф», 2011, пер. с англ. А. Шур) стал первым произведением для детей в этом жанре. «Дающий» – первая и наиболее известная часть тетралогии американской писательницы
Лоис Лоури. В этом году появилась по-русски и вторая часть –
«В поисках синего» (
«Розовый жираф», 2015, пер. с англ. С. Петрова). Последние два романа еще не изданы в русском переводе, но надеюсь, и их публикация не за горами.
«Дающий» принес Лоис Лоури всемирную славу. В книге весьма серьезно разрабатывается тема спасения мира. Это, вероятно, самый яркий пример того, как ребенку предстоит бороться в одиночку (однако, конец этой истории неоднозначен, читатель не знает наверняка – удалось спасение мира или даже спасение самого героя). Герой книги, мальчик Джонас, воспитывается в семье, с папой, мамой и сестрой, но в этом сообществе все семьи приемные, детей рожают особо предназначенные к этому женщины, а воспитываются они в специально созданных для этой цели семьях. Только Джонас уродился не таким, как все, он наделен иным зрением и иным пониманием мира. Именно поэтому ему предстоит стать учеником Дающего – мудрого старца, хранящего память о прошлом, которой лишены остальные жители этого мира будущего – слишком хорошо помнить прошлое опасно, это знание приносит слишком много свободы. (Удивительно, насколько эта тема созвучна дискуссии о том, какими должны быть современные российские книги для детей, затрагивающие острые вопросы, связанные с прошлым.)
В этом стерильном, стерилизованном и, в прямом смысле, лишенном красок мире, семья Джонаса больше смахивает на маленький сиротский приют, здесь все правильно и размеренно, но нет никакого тепла. Недаром, образ семьи, сидящей у камина в рождественский вечер – настоящей семьи – один из первых, переданных Дающим его ученику Джонасу (ибо в этом и состоит изменение механистического мира – надо превратить туманные воспоминания о прошлом в реальность настоящего и будущего). То общество, в котором живет Джонас, по сути, лишено и детства, и взрослости; между ними нет больше четкой границы, в результате чего возникает состояние почти детской «невинности», отсутствия выбора и ощущение безопасности, которое и пытается «взорвать» Джонас.
Роман был написан в 1993 году, и сразу же приобрел немалую популярность, его даже «проходят» во многих американских школах. Удивительно, но фильм по роману появился только недавно – в российском прокате он называется «Посвященный» (2014, режиссер Филлип Нойс).
Книга
«В поисках синего» сюжетно почти не связана с «Дающим» (по крайней мере, я этой связи без подсказки не увидела), но она рассказывает о том же мире, выживающем после экологической и военной катастрофы. Однако, сообщество тех, кто выжил в этой части планеты, совсем иное, чем в «Дающем». Это не упорядоченный, холодный, лишенный красок мир, наоборот, в деревне, где живет хромоножка Кира, царят самые худшие и весьма бурные страсти. «Детей сызмальства учат драться и отбирать чужое. Ведь только так человек может получить то, что ему нужно». Кира – совсем другая, и не только потому, что она родилась с увечьем и драться не умеет. Дело в том, что мама научила ее творить – создавать прекрасные вышивки всех цветов. У девочки настоящий дар, талант художницы, и теперь она учится красить нити в разные цвета. Только в синий цвет красить пока не получается. В самом начале книги мама внезапно умирает от непонятной болезни, отец погиб прежде, чем Кира родилась. Девочка оказывается на попечении Хранителей – властителей этой полуголодной и жестокой деревни.
Хранители поселяют Киру в теплом и удобном доме, где она может работать без помех. Там же она находит двух других сирот, мальчика Томаса – искусного резчика по дереву, и совсем маленькую Джо – талантливую певицу. Неужели в этом жестоком мире кто-то решил позаботиться о детях? Нет, Хранителей привлекает их талант, они хотят присвоить себе то, что делают дети – прекрасную вышивку, резьбу по дереву, чудесные песни, а главное, творческие силы детей. Но есть и другая жизнь, другая деревня, совсем не похожая на ту, где живет Кира. Там «люди привыкли делиться тем, что у них есть, и помогать друг другу. Дети редко плачут. О них заботятся». В конце концов, Кира решает остаться в своей деревне – только они, дети-художники, могут изменить мир и спасти односельчан, даже тех, кто так жестоко с ними обращается.
После книжек Лоис Лоури появилось несколько романов в жанре антиутопии, но большинство из них все-таки рассчитано на более старших подростков и куда более мелодраматичны и зрелищны, да и до философской глубины «Дающего» они не дотягивают.