ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Обзор книжных новинок от 01.03.16

Обзор книжных новинок от 01.03.16


Сергей Оробий

в е д у щ и й    к о л о н к и


Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.

Обзор новинок «Нового литературного обозрения» парадоксальным образом соединил поэзию и строгий нон-фикшн. Впрочем, одна общая черта у этих книг есть: все они посвящены таинственному, будь то мир русской деревенской женщины, глубины интернета или поэтические пространства.
 

Лора Олсон, Светлана Адоньева. Традиция, трансгрессия, компромисc: Миры русской деревенской женщины. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

«И крестьянки любить умеют» – когда-то эта мысль стала открытием для широкого читателя и сделалась любимой для писателей: от Некрасова с Матреной Тимофеевной до Солженицына с Матреной Васильевной. Но как эти «женщины в русских селеньях» смотрят сами на себя? Лора Олсон и Светлана Адоньева интервьюировали представительниц трех поколений, причем сделали предметом исследования «наиболее властную страту женщин русских деревень – большух. Это авторитетные, уверенные в себе женщины, которые контролируют дискурс, определяя, чему и как называться и чем или кем быть в их сообществе». Судя по всему, информанты оказались не так просты: «В некоторых случаях их суждения лишали нас возможности действовать. Например, Адоньева почувствовала себя больной после того, как попыталась занести в общую базу данных заговоры, которые женщины ей продиктовали для личного пользования».
 

Интернет и идеологические движения в России: Коллективная монография / Сост. Г. Никипорец-Такигава, Э. Паин. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

Известно, что «болотное движение» неотделимо от феномена соцсетей, однако впервые эта особенность стала предметом комплексной социологической аналитики. Книга делится на две части. В первой представлены дискурсивные портреты четырех основных российских идеологических течений: националистов, левых, либералов и сторонников действующей власти. Вторая часть – воссоздание образа российского общества во время массовых протестов 2011-2012 и после них. Тут интересен и объект исследования (сам интернет – чудище обло, озорно и лаяй), и методология («все это богатство эмпирических данных сложно структурирорвать... однако важно двигаться дальше по пути умножения методов, добавления линз, увеличения ракурса»). Начав книгу со строгой статистики, авторы заканчивают ее осторожными «рецептами». В двух словах: все очень сложно, но «по-прежнему сохраняются надежды на то, что прогрессивные островки "многоликой России", спасающиеся в Сетевом пространстве, сумеют пережить последствия "Русской весны" и в недалеком будущем принять на себя груз ответственности за выведение страны из исторического тупика». Дело в срочном переосмыслении понятия нации – впрочем, «никаких проблесков гражданского единства... исследование не выявило». Увы, технологическая модернизация в России опередила политическую.
 

Олег Юрьев. Стихи и хоры последнего времени. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

Книга, охватившая десять лет творчества и собравшая тексты самых разных, причудливо соединившихся жанров: и Оды, и Элегии, и Баллады, и Эпитафии, и Песеньки. Но чем подробнее автор размечает поэтическое пространство, тем решительнее выходит за пределы всех жанров – на стремнину Леты, в безвременье. Равным образом «Неизвестные письма» 2014 года ломали эпистолярный жанр, путешествуя из ниоткуда в никуда.
 

Илья Риссенберг. ИноМир. Растяжка: Стихотворения. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

«Растяжка» в названии упомянута неслучайно: смотрите под ноги, прежде чем шагнуть на эту поэтическую территорию. Фонетическая/образная плотность строки – взрывоопасная: «Мир тебе самодовольная боль / Царственна в центростремительных рисках / В поисках истины воинский вопль / Бьётся спросонья потерь материнских / Зрим одуван миротворной звезды / Прахоподобью позорных сражений / Ожил наружу из мёртвой воды / Дух возгоранья оранжево-нежный / Правит сегодня сеченье майдан / Противостогны державы студёной / Се человек обнажённый Адам / Сонноосознанный трудорождённый". В книге встречается и «оранжевый майдан», и «Иловайский котел», но поэтика переплавляет политику во что-то надсмысловое. Как будто Ломоносов заговорил на языке Хлебникова.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 408
Опубликовано 03 мар 2016

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ