Ярослав Солонин
в е д у щ и й к о л о н к и
Журналист, литератор. Работал учителем истории, корреспондентом «АИФ-Черноземье», публиковался в «Коммуне», МОЁ (Воронеж), писал о музыке и литературе в «Nunadozhe», пишет для «Воронежской Недели». Рассказы печатались в журналах «Волга», «Русский глобус». |
(Журнал Метрополь, № 15, 2015)
Уже потихоньку формируется архипелаг литературы об отечественной культуре и контркультуре 90-х. Не успели мы оглянуться, как стали те времена: «культовыми», по-своему эстетичными, пробивающими на слезу (нужное подчеркнуть), трешовыми, сникерсово-паточными.
Периодика тоже нет-нет да порадует.
Ещё три месяца назад вышел тематический номер журнала «Метрополь», посвящённый исключительно «девяностым» с девушкой-подростком (так и хочется добавить строчку неоромантик-группы «Оберманекен» – «с запахом апельсинов», но нет!) на обложке, одетой в олимпийку, со спадающими пергидрольными кудрями на лицо. (Название журнала отсылает к известному самиздатовскому альманаху 1979 года, но на этом сходство заканчивается. Журнал выходит ежемесячно в Москве, объём – 120 страниц, посвящён культурным событиям. – Прим. ред.)
Львиная доля номера – музыка. Рейв, пост-панк, электроклэш…
В Интернете сейчас можно найти чего угодно и сколько угодно… Камбоджийский психодел? На! Анплагд-сессии Чарльза Мэнсона? Держи! Подвальный грайндкор? Кушайте на здоровье! Или, может, есть желание отведать red disco?! По бокалу в день – тонизирует и повышает гемоглобин.
В общем – да. Найти можно что угодно. Было бы желание (а с этим зачастую конфуз возникает. Избалованные Вольки теребят и теребят виртуального Хоттабыча за бороду, а в конце концов – скучнеют, зевают, впадают в апатию, уезжают на Валдай, или, напротив, – на Гоа) и ориентир (что искать-то?).
Статья Максима Динкевича (известного знатока андеграунда, создателя и редактора вебзина Sadwave) в упомянутом журнале – занимательная, пусть не исчерпывающая экскурсия по закоулкам отечественного пост-панка (и не только). Название у материала говорящее: «Петь и умереть в подвале: русский андеграунд 90-х». Вот приведённые там группы: «Театр яда» (Москва), «Матросская тишина» (Москва), «Французское сопротивление» (Москва), «Югендштиль» (Санкт-Петербург), «Буква О» (Санкт-Петербург), «Передвижные Хиросимы» (Томск), «Чернозём» (Тюмень), (Ижевск), «Velvet and Velvet Dolls» (Ижевск), «Мотогонки» (Курган).
Кое-что из этого списка мне было известно и ранее, благодаря А. И. Кушниру («100 магнитоальбомов Советского рока»), а также И. Зинину и А. Горбачёву («Песни в пустоту»). То есть то, что трип-хоп уже был синтезирован в ижевской реторте (Стук бамбука в XI часов) в начале 90-х, предвосхищая бристольских выскочек (шутка!) Massive attack и Portishead – это я знал. Но вот то, что шугейз появился там же – весть об этом приятно пощекотала патриотические чувства (шутка…). Нет, это и вправду воодушевляет. И вспоминается (кстати или некстати) история про братьев Черепановых – демидовских крепостных, изобретших паровоз задолго (или, по крайней мере, параллельно с…) до заокеанских учёных, но которым в патенте было отказано, потому как паровоз «зело вонюч». Что было дальше – мы знаем. Но я далёк от того, чтобы стенать и сокрушаться. Ведь и изобретение радио приписывают, наряду с Поповым, Маркони, Теслой, индийцу Джагадишу Чандра Боше, продемонстрировавшему в 1894 году радиопередачу на миллиметровой волне.
Давно известно, что любое изобретение – плод коллективный, хотя и справедливо приписывающий сделавшему решающий штрих.
Другое дело, что на запрос «Portishead» гугл отыскивает 6 110 000 страниц, а на запрос «Стук бамбука в XI часов» – 21 100 страниц (что, по большому счёту, тоже неплохо, учитывая скоротечность проекта и всего один альбом на выходе).
***
Интервью Антона Кораблева с Туттой Ларсен («Пепси, пейджер, Тутта Ларсен») – настоящая находка для мающегося ностальгией.
Русское ЭмТиВи – «это было так недавно, это было так давно». Как сказал в «Золотом подполье» Сергей Гурьев, известный рок-журналист и критик: «Современное подсознание гораздо плотнее забито кодами имиджей «Ровесника» и «Плэйбоя», нежели Хохломой или вологодскими кружевами». Это применимо и по отношению к MTV (торжествуй-торжествуй, Маршал Маклюэн!!). Music television и был для нас (ну, не буду говорить за всех), родившихся во второй половине 80-х, своего рода фольклором.
Больше всего в беседе порадовали заключительные слова интервьюера: «Таня, спасибо вам за счастливое детство. Вся страна не клей нюхала, а смотрела MTV».
***
Статья главреда Promodj Александра Варенца о рейве («Гроб посреди танцпола») весьма содержательна, но главным бриллиантом смотрятся фразы «Во всём своём глобальном великолепии рейв пришёл Россию лишь в тот момент, когда с коленей на полусгиб встал русский капитализм» и «Мы уже не бежим из зала с воплями при виде едущего на экране паровоза – но разве это значит, что кино пришёл конец?».
***
И, наконец, интервью с электропанк-группой Барто из «сытых десятых» (Барто: «Музыка принадлежит людям и должна распространяться естественным путём»), «вдохновившей не одну сотню менеджеров среднего звена на побег из тусклых и душных офисов». Из беседы корреспондента «Метрополя» Миши Цыгана с группой позволю себе привести прогноз, касающийся русской музыки: «По известной логике, экономический кризис должен способствовать размножению и развитию талантов внутреннего рынка, чего ему и пожелаем».
Помимо музыки, в номере можно найти интересные материалы о кино, еде, бандитах, концептуалистах, постмодернистах, болезнях, научпопе и многом другом.
Но пишем мы пока про музыку и обращаем в первую очередь тоже на неё.
скачать dle 12.1