ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 222 октябрь 2024 г.
» » Обзор музыкальных событий в литературе от 19.05.15

Обзор музыкальных событий в литературе от 19.05.15


Ярослав Солонин

в е д у щ и й    к о л о н к и


Журналист, литератор. Работал учителем истории,  корреспондентом «АИФ-Черноземье», публиковался в «Коммуне», МОЁ (Воронеж), писал о музыке и литературе в «Nunadozhe», пишет для «Воронежской Недели». Рассказы печатались в журналах «Волга», «Русский глобус».

(О книге: Фёдор Раззаков. Вторжение в СССР. Мелодии и ритмы зарубежной эстрады. – Центрполиграф, 2015)

Мне кажется очевидным, что наследие СССР – своего рода античное наследие (с поправкой, конечно, на реалии и темпоритм Новейшей истории). Причем здесь Греция и Рим в одном флаконе. Можно отщипывать по кусочку и осмыслять, можно замахиваться на глыбы, превозмогая неизбежную ограниченность ресурсов душевных и интеллектуальных. Та кромешная пропасть (даже не временная, а... пусть будет ментальная), что отделяет нас от советского времени, будет медленно, но верно обретать свой шаткий мостик. И одним из строительных материалов выступят фундаментальные труды по истории культуры и повседневности. То есть: 1) человеческое (быт, радости, горести etc.); 2) сверхчеловеческое (горизонт Великой идеи); 3) пресловутое Ars longa («искусство вечно»).

Думаю, уже можно, задействовав все пальцы рук и ног, насчитать определенное количество таких книг.
Мне приходит на ум сборник лекций Дмитрия Быкова, посвящённых советской литературе, и... недавно приобретённая мною книга Фёдора Раззакова «Вторжение в СССР. Мелодии и ритмы зарубежной эстрады».

Мы довольно много знаем о судьбе подпольного рока в СССР, о Севе Новгородцеве и «Голосе Америки», забиваемом глушилками, о фирменных пластинках, приобретаемых меломанами на «тучах», «толкучках», «толпах», о «буги на костях», подпольных квартирниках и черненковском списке запрещённых поп-групп (читай: все наши, все зарубежные, плюс вагон-и-маленькая тележка выдуманных доморощенными мистификаторами-стёбщиками). А теперь мы ещё и в курсе того, что, кхм, Цой – агент ЦРУ, а группу Sex Pistols (а до кучи – и Ramones c Clash) разработали в Союзе в качестве идеологического оружия (этакой ментальной сибирской язвы). Наложите-ка американского Цоя на русских Sex Pistols и вы получите довольно сюрную стереометрию.

Так вот. Про андеграунд мы знаем довольно.

Но много ли мы знаем о легальных каналах (пусть и скудных), благодаря которым простой советский человек мог пить эту «чистую воду» (кстати, название некогда популярной группы Creedence Clearwater revival так и переводится – «Источник чистой воды»)?!

О системе советского шоу-бизнеса, об истории мэйджор-лейбла-монополиста под названием «Мелодия», про те радиопередачи, что заменяли советскому меломану Джона Пила («Включите ваши магнитофоны», а позже – «На всех широтах»), и телепередачи, что компенсировали отсутствие своего Эда Салливана («Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»).

О том, что японская культура проникала к нам не единожды, и не только в виде лютых авангардистов (в конце 80-х, начале 90-х), но и в виде сладкоголосого дуэта The peanuts («Дза пинац»), в 1964 году. Более того – японская поп-музыка, как и индийское кино, первой проникла к нам благодаря определенным изменениям в дипломатических отношениях нас с ними, спустя почти двадцать лет после Маньчжурской операции.

И, кстати, да: знаменитый шлягер «У самого синего моря» – не что иное, как адаптированная Леонидом Дербенёвым для «неиспорченного» советского слушателя песня японского дуэта «Каникулы любви» (Ko-i-no Bakansu).

Вот как оно в оригинале:
Твоего поцелуя достаточно,
Чтобы заставить меня вздыхать
Сердце девичье
Грезит о сладкой любви.
На сверкающем золотов
Горячем песке
Давай ласкаться обнажёнными телами,
Словно русалки.


1964 год... как бы да...

Поэтому вот вам, строители коммунизма:
У самого синего моря,
со мною ты рядом, со мною.
И солнце светит лишь для нас с тобой,
целый день поет прибой.
Огромное небо над нами,
и чайки кружат над волнами...


О первых гастролях Клиффа Ричарда в СССР, об Элтоне Джоне и Бони Эм. О диско-буме. О польских «битлах» «Червоны гитары».

Парочка-троечка анекдотов на тему противостояния культуртрегеров-энтузиастов и чиновников от культуры.

О Дине Риде, бросившем «Capital records» и капитализм ради «Мелодии» и социализма.

Об очень многих группах я узнал впервые именно из этой книги. Считал по именному указателю, и насчитал приблизительно 670 имён от A-la carte до Yardbyrds.

В принципе, книга не претендует на фундаментальность, она приправлена некоторым душком вроде «плана Даллеса», «повальной вестернизации», «замене культурного кода – с доминантного на подчиненный». Но вовсю автор «отрывается» по теории заговоров лишь в предисловии и в парочке глав – в гомеопатических дозах, так что стерпеть можно.

В целом – добротное собрание фактов и имён, почва и стартовая площадка для будущего, фундаментального исследователя. Видимо, поскольку книга эта – не научный труд, в ней отсутствуют ссылки, нет списка литературы и использованных источников. А жаль!
Прочитав книгу до конца (где-то пролистав «по диагонали»), я обрёл стойкое ощущение, что автор не шибко напрягся. Каждую отдельную главку, посвященную очередной группе(ам), по структуре можно легко разбить на следующие смысловые части: 1) немного исторического контекста, 2) немного о группе, 3) о себе молодом, слушавшем её, 4) о пластинках и передачах, откуда можно было легально почерпнуть о ней советскому человеку.

Навёл справки об авторе и убедился, что он на-гора выдаёт в год несколько книг. Многостаночник.

И всё-таки нет никакого сомнения, что подобные книги листать гораздо полезнее, чем всякие «википедии». И приятнее, бесспорно.

В заключение приведу пару строчек из эпилога:

«В 90-х, когда страна погрузилась в хаос и беспредел, многие из бывших советских граждан вспомнили о безмятежности брежневского «застоя» как о манне небесной.
И музыка прошлого внезапно снова стала актуальной (как и старое кино, которое со временем, будто вино, стало ещё «вкуснее»). Людей накрыла ностальгическая волна, которая не отпускает их до сих пор, поскольку просвета впереди не видно, а жить без надежды нельзя. Новые ритмы эту надежду питают мало, чего не скажешь о музыке прошлых лет. Значит, её и будут слушать, так как ничего лучше придумать пока не удалось».


С этим можно спорить, можно соглашаться, но когда я вспоминаю о своём детстве, то сразу слышу откуда-то «оттуда»:

Abba, Boney M, Ottawan, Челентано, Arabesque, Тото Кутуньо, The Queen, Eagles
и прорву чего ещё, созданного ещё в 70-х и 80-х. Именно эта музыка и была частой гостьей в нашем доме.

Только я тогда не знал, что ей «сто лет в обед».

Я просто кайфовал.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 828
Опубликовано 19 май 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ