ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Анастасия Букреева. ЧЕРНАЯ ПУРГА

Анастасия Букреева. ЧЕРНАЯ ПУРГА

Редактор: Серафима Орлова


(пьеса)



Действующие лица: 

СВЕРДЛОВ
МЕДВЕДЬ
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ
МЕРТВЫЙ ШАХТЕР
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ
ДРУГИЕ


РАЗГОВОР 1 

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов зашел в краеведческий музей города Н. Свердлов не был в музее уже несколько лет. И не пошел бы, если бы не погода. 
СВЕРДЛОВ. Я не очень понимаю, как я оказался в этом городе. Это какая-то очень-очень странная история. То, что родственники мои здесь как-то жили, так это ни о чем не говорит. Жили, но очень давно. У всех кто-то где-то жил. У нас страна большая. Но почему я оказался здесь?
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Мужчина, 150 рублей билет. Вам экскурсия нужна?
СВЕРДЛОВ. Нет.
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Я все равно проведу. Это входит в стоимость.
СВЕРДЛОВ. Мне от двадцати семи до… где-то до сорока, потому что этот возраст, он очень непонятный. Ты посмотришь на человека и уже точно не определишь, ему тридцать или уже сорок, а выглядит он на двадцать пять.
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Вы выглядите на 46, мужчина. У нас очень хороший краеведческий музей. Вы меня слышите? На втором этаже у нас археология. Посмотрите, вот чучело черно-бурой лисицы. Оно настоящее. Русское. Не Китай какой-нибудь.
СВЕРДЛОВ. Я уезжаю сегодня вечером. За мной приедет машина. Мне кажется, это очень хорошо. На улице смертельно холодно, просто невыносимо холодно. Я не понимаю, как вы тут живете. За мной приедет машина. Мне кажется, это очень хорошо.
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Без разницы, хорошо или нет. Вы никуда не уедете. Видите, это зуб мамонта. Вы такой еще не видели. Такие мамонты водились только здесь. А вот это место (картинку видите?) археологи назвали Голгофа. Но я вам ничего не скажу. Вы когда подниметесь на второй этаж, вот тогда я вам объясню. Я все вам объясню тогда.
СВЕРДЛОВ. Что вы сказали только что?
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Видите, это зуб мамонта? Идите на второй этаж.
СВЕРДЛОВ. Мне на второй этаж не нужно.
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Это неважно. Второй этаж входит в стоимость. Поднимайтесь, вам понравится.
СВЕРДЛОВ. Я уезжаю сегодня вечером. Мне на второй этаж не нужно. Скучно-то как. Как скучно. Как холодно! Скоро Москва. Я потерплю.
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. В Москве тоже скучно и холодно. Вы в нее не попадете. Поднимайтесь на второй этаж.
СВЕРДЛОВ. Что вы сказали только что?
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Медведь, сука, кабель перегрыз.


РАЗГОВОР 2.1

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов зашел в местное кафе. Заказал виски, хотя обычно не пьет. Но в кафе не было электричества. И ему стало грустно. 
СВЕРДЛОВ. Я не очень понимаю, как я оказался в этом городе. Это какая-то очень-очень странная история. То, что родственники мои здесь как-то жили, так это ни о чем не говорит. Жили, но очень давно. У всех кто-то где-то жил. У нас страна большая. Но почему я оказался здесь?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я не очень понимаю вас. Я работаю здесь с пятнадцати лет. Моя учительница приходила сюда, напивалась и танцевала на столе. А потом в школе она говорила мне, что в моем возрасте нельзя работать в таких заведениях.
СВЕРДЛОВ. Мой самолет отменили. Я никуда не улетел. Я должен был сегодня спать в своей постели в Москве. И я не могу понять, как такое могло произойти.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Такое часто здесь происходит. И все приходят сюда. Поэтому я работаю здесь с пятнадцати лет. Это стабильная работа. Даже когда нет интернета и отключают электричество.
СВЕРДЛОВ. Я взял такси из музея, потому что здесь холодно, здесь смертельно холодно. Я не могу находиться на улице больше пяти минут.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, это самый северный город в мире. И мы никогда не выходим на балкон. Потому что у нас очень холодно и нет настоящих балконов. У нас балконы декоративные, для поднятия духа. На них нельзя выходить. Особенно во время черной пурги.
СВЕРДЛОВ. В общем, что я сделал. Я взял такси и сказал – улица Павлова, 21. Таксист сказал, что до Павлова ехать 3943 километра. Потому что навигатор решил, что это в Сочи.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Иногда, когда очень холодно, как сегодня, техника дает сбой. Иногда техника как бы оживает. Навигатор хотел в Сочи. Поэтому все идут сюда.
СВЕРДЛОВ. Я сказал таксисту, забейте новый адрес. А он сказал - нет, тогда его рейтинг упадет. И что придется ехать в Сочи…
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Как вы оказались здесь, если вы должны были сегодня спать в своей постели в Москве?
СВЕРДЛОВ. Я прилетел сюда, чтобы узнать, почему погиб шахтер.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Зачем вам знать, почему это произошло?
СВЕРДЛОВ. Я не могу сказать точно. Но, кажется, это моя работа. Я работаю в компании, в которой работал погибший шахтер. То есть я работаю в офисе компании, в которой работал погибший шахтер. А офис – он не здесь. Он почему-то в Москве. Но теперь я застрял в этом холодном городе. Все дело в медведе. Это все из-за него. Он перегрыз кабель.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Все всегда из-за медведя. Говорят, его видели возле драматического театра. Он копался в мусорном баке. Здесь иногда такое происходит. Раз в году медведи роются в мусоре.
СВЕРДЛОВ. И что вы делаете?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Мы берем ружья и палки. И идем искать медведя.


РАЗГОВОР 3

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов пошел в театр. Театр был похож на тюрьму. Когда спектакль закончился, все встали и аплодировали. Свердлов тоже встал, потому что встали все. Хотя спектакль ему не понравился. 
СВЕРДЛОВ. Мне кажется, медведь где-то здесь.
МУЖЧИНА. Сегодня людей очень много. Нет свободных мест. Потому что нет интернета. Обычно тоже нет свободных мест. Но сегодня их нет особенно. И школьников нет. Лучше бы они были здесь. Где они могут быть, когда нет интернета?
СВЕРДЛОВ. Вы учитель?
МУЖЧИНА. Нет, я – шахтер в образе учителя.
СВЕРДЛОВ. Что мы смотрели?
МУЖЧИНА. «Идиота и Анну Каренину».
СВЕРДЛОВ. Это такой русский спектакль.
МУЖЧИНА. Да, у нас очень русский город. Куда ни глянь, все русское. Русские дома, русские магазины и русский снег.
СВЕРДЛОВ. У русских, вы заметили, у них такая тоска внутри. Тайна такая вечная, русская. Они с этой тайной рождаются, как с родовой травмой.
МУЖЧИНА. У меня не было родовых травм.
СВЕРДЛОВ. Вы любите театр?
МУЖЧИНА. Нет. Но я люблю смотреть русскую классику в классических спектаклях в театрах имени классиков.
СВЕРДЛОВ. А я не совсем русский. У меня дед поляк. А вы?
МУЖЧИНА. А я – шахтер.
СВЕРДЛОВ. Я должен быть в своей постели прямо сейчас. Но интернета нет. И аэропорт не работает. Это все из-за медведя. Он перегрыз кабель. А что вы обычно делаете в такой ситуации?
МУЖЧИНА. Мы берем ружья и лопаты. Это все из-за медведя. Говорят, его видели возле нашего театра имени классика. Он копался в мусорном баке. Здесь иногда такое происходит. Раз в году медведи роются в мусоре. Тогда всем запрещено выходить на улицу. Но все выходят. Из-за вечной русской тайны.
СВЕРДЛОВ. В общем, по дороге на улицу Павлова, 21 в Сочи я спросил  таксиста. Я его спросил, может ли он отвезти меня на шахту. А он мне ответил - это закрытая территория. Нельзя, нужно разрешение. Представляете, таджику нужно разрешение. Но в этом городе он не таджик. Здесь слишком холодно. Они все здесь не таджикские таджики. Они все русские, понимаете? То есть, несчастные немного.
МУЖЧИНА. Нет, он уже не таджик. Он – таксист.
СВЕРДЛОВ. А я – частично поляк. По деду поляк. А вы?
МУЖЧИНА. А я шахтер. Но если вам нужен медведь, то он не в театре.
СВЕРДЛОВ. А где?


РАЗГОВОР 4

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов пошел в сторону храма, но свернул и попал в торговый центр. Он замерз, поэтому не дошел до храма. Торговый центр был похож на театр. 
ПРОДАВЩИЦА. Двери разбил, двери разбил, собака.
СВЕРДЛОВ. Медведь?
ПРОДАВЩИЦА. Почему медведь? Хотя возможно. Я его плохо разглядела. Влетел, опрокинул ящики и ушел, скотина, не заплатив.
СВЕРДЛОВ. Медведь?
ПРОДАВЩИЦА. Ничего не знаю, законы для всех. Испортил товар – плати. Я, что ли, должна из своего кармана платить за эти помидоры?
СВЕРДЛОВ. Я не куплю их. Я больше не ем помидоры. Они красные, как советский союз, и без запаха, как капитализм. И еще иногда у них внутри генномодифицированные волокна из пластмассы.
ПРОДАВЩИЦА. Да, у нас килограмм помидоров стоит треть зарплаты. Неважно, капитализм или советский союз. Потому что здесь очень холодно. Никто не хочет везти сюда помидоры. А какой салат без помидоров?
СВЕРДЛОВ. У вас продаются ружья? Мне кажется, мне очень нужно купить ружье. Но я не могу сказать точно.
ПРОДАВЩИЦА. Зачем вам ружье? Вы что, маньяк, да? Если да, подождите, пожалуйста, я вызову охрану. Никуда не уходите. Можете пока посидеть на кассе? Можете пока выпить мой кофе. Я приду через пять минут. Я позову охрану.
СВЕРДЛОВ. Хорошо, я подожду здесь, пока вы ходите за охранником. Если я маньяк, нужно позвать на помощь.
ПРОДАВЩИЦА. А вы маньяк?
СВЕРДЛОВ. Точно сказать не могу. Я должен быть в своей постели прямо сейчас. Но интернета нет. И аэропорт не работает. Это все из-за медведя. Он перегрыз кабель. А что обычно маньяк делает в такой ситуации?
ОХРАННИК. Берет ружье и вилы и идет ловить медведя.
СВЕРДЛОВ. Вы охранник?
ОХРАННИК. Нет, я шахтер, но в образе охранника.
СВЕРДЛОВ. Я работаю в компании, в которой работал погибший шахтер. То есть я работаю в офисе компании, в которой работал погибший шахтер. А офис – он не здесь. Он почему-то в Москве. А шахта здесь. И это понятно почему. В шахте добывают уголь. НЕ уран. Но теперь я застрял в этом холодном городе. Все дело в медведе. Это все из-за него. Он перегрыз кабель. И поэтому таксисты везут только в Сочи. На улицу Павлова, 21.
ОХРАННИК. Если вы ищите медведя, то поторопитесь. Скоро начнется черная пурга. И вы его никогда не найдете. Здесь иногда такое происходит. Раз в году все заметает черным снегом. То есть он, конечно, белый, но какой-то черной белизны. Тогда всем запрещено выходить на улицу. И никто не выходит. И не работает даже вечная русская тайна.
СВЕРДЛОВ. Здесь холодно, я не могу находиться на улице больше пяти минут. Я не очень понимаю, как я оказался в этом городе. Это какая-то очень-очень странная история. То, что родственники мои здесь как-то жили, так это ни о чем не говорит. Жили, но очень давно. У всех кто-то где-то жил. У нас страна большая. Но почему Я оказался здесь? Вы таджик?
ОХРАННИК. В данный момент я охранник.
СВЕРДЛОВ. А у меня дед поляк. Значит, может быть, я не очень русский, да?
ОХРАННИК. Я не могу сказать точно. Если вы хотите поймать медведя, возьмите мой пистолет. Он иногда работает.


РАЗГОВОР 2.2

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов не знал, где искать медведя. Поэтому он снова пошел в кафе, чтобы разобраться в себе. Так поступают все русские. 
СВЕРДЛОВ. Хорошо молчим.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, молчим и это хорошо.
СВЕРДЛОВ. Я уже давно в диалоге с тобой, в молчаливом диалоге с тобой.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. И о чем мы молчим в диалоге?
СВЕРДЛОВ. Я спрашиваю у тебя, как ты думаешь, было ли на самом деле монголо-татарское иго или нет?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. И что я тебе отвечаю?
СВЕРДЛОВ. Ты отвечаешь мне, что может, и было. Это нужно со свечкой было стоять, тогда в 12 веке.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я не могла так ответить.
СВЕРДЛОВ. Почему?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я не знаю, в каком веке было монголо-татарское иго. Я плохо училась в школе. Я могла только решать уравнения и бегать стометровки. А все остальное - не могла.
СВЕРДЛОВ. Дело не в том, когда это было. Но потом я спрашиваю у тебя.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, что ты спрашиваешь?
СВЕРДЛОВ. Я спрашиваю число Пи.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ты спрашиваешь у меня число Пи, серьезно?
СВЕРДЛОВ. Ну да, я спрашиваю у тебя.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. И что я тебе отвечаю?
СВЕРДЛОВ. Ты мне отвечаешь.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, что именно?
СВЕРДЛОВ. Ты четко и уверенно отвечаешь число Пи. По крайне мере, первые разряды. Ты отвечаешь абсолютно точно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ну и какое оно, число Пи?
СВЕРДЛОВ. Оно очень точное.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Слушай...
СВЕРДЛОВ. Кажется, я тебя слышу.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ты больной, наверное.
СВЕРДЛОВ. Наверное, я простудился. Здесь холодно, здесь смертельно холодно, просто ужасно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. У тебя такое лицо...
СВЕРДЛОВ. Какое лицо у меня?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Мы в молчаливом диалоге?
СВЕРДЛОВ. Ну да, но может уже нет. Я точно не знаю.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ты точно не знаешь, молчим мы или нет? Ты уже пьян?
СВЕРДЛОВ. Я точно не знаю.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. А есть что-то, что ты знаешь точно?
СВЕРДЛОВ. Не уверен. Нет, не уверен на сто процентов ни в чем. Что с моим лицом?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Оно меня пугает, твое лицо. Оно больное какое-то.
СВЕРДЛОВ. Странно, я всегда думал, что у меня очень положительное лицо. Одухотворенное даже. Сядь поближе, посмотри получше. Посмотри, у меня красивое славянское лицо. А значит, одухотворенное даже.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. То, что славянское, я вижу. Я посмотрела. Я с детства помню это лицо. И это страшно.
СВЕРДЛОВ. Ты боишься моего лица? Да ты даже меня не знаешь.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я тебя знаю, я тебя знаю уже так давно. Знаю с самого рождения. Твое лицо - это первое, что я увидела, когда родилась. Когда я родилась, на улице было минус тридцать два и отключили отопление, потому что иногда так бывает.
СВЕРДЛОВ. Да, иногда в домах отключают отопление.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Так вот... У нас это бывает очень часто. А когда топят, то в квартире так жарко, что невозможно дышать. Но если откроешь форточку, становится так холодно, что невозможно дышать. То есть в любом случае, ты не можешь дышать. И что же делать, скажи мне?
СВЕРДЛОВ. Что делать. Я точно не знаю.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. У тебя, наверное, температура. Ты очень странно разговариваешь. И смотришь как-то странно на мою грудь. Мужчины часто смотрят на нее, но не так странно.
СВЕРДЛОВ. Я смотрю не на грудь.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я так и думала. Поэтому это выглядит так странно. А куда ты смотришь?
СВЕРДЛОВ. Туда. У меня там что-то тоже есть.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ты искал медведя. К нам он еще не заходил.
СВЕРДЛОВ. Мой дед поляк.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Моя бабушка - бурятка.
СВЕРДЛОВ. Польша ненавидит Россию.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я ничего не могу сказать тебе про Бурятию. Там христианский шаманизм в буддизме. В смысле, не до нас.
СВЕРДЛОВ. Я скоро разорвусь.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Почему?
СВЕРДЛОВ. Потому что моя треть ненавидит две других трети меня.


РАЗГОВОР 5

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов снова хотел пойти в храм, но вспомнил, что ему нужно в поликлинику. Он верил в медицину. 
ВРАЧ. Настоящий врач – это когда вы заходите в кабинет, и вам уже легче. Вам легче?
СВЕРДЛОВ. Мне значительно легче, но я точно не могу сказать. Я не очень понимаю, как я оказался в этом городе. Это какая-то очень-очень странная история. То, что родственники мои здесь как-то жили, так это ни о чем не говорит. Жили, но очень давно. У всех кто-то где-то жил. У нас страна большая. Почему я оказался здесь?
ВРАЧ. У нас очень вкусные оленьи колбаски, вы уже пробовали? Экологически чистое мясо оленя повышает иммунитет. Ваша фамилия СвЕрдлов или СвердлОв?
СВЕРДЛОВ. У меня очень смешная фамилия. Она русская. И очень смешная. Потому что вдруг кто-то из моих родственников - родственник того СвЕрдлова или СвердлОва. Он однажды расстрелял царскую семью. Это не очень важно, но вдруг. И это сразу почему-то очень смешно.
ВРАЧ. Обхохочешься. Так на что жалуемся?
СВЕРДЛОВ. Так чтобы что-то очень болело, нет такого. Но мне сказали, что болит и я подумал, что может, это правда.
ВРАЧ. Если сказали, что болит, значит, это правда. Так, где болит?
СВЕРДЛОВ. Сейчас. Мне нужно подумать. Меня что-то такое с самого начала беспокоило, но я никак понять не мог. Весь день хожу и не понимаю.
ВРАЧ. Подумайте. Вот вам градусник, держите. Вам нравится наше здание? Очень красивое здание. Стены покрашены во все цвета радуги. Зэки строили. Очень радостная у нас архитектура. Балконы декоративные. На них нельзя выходить, потому что больше пяти минут на улице не выдержать. Иногда дома обливают водой. Когда она застывает, внутри бывает тепло.
СВЕРДЛОВ. Всё всегда из-за медведя. Если б не он, я бы сейчас лежал в своей постели в Москве, и у меня ничего бы не болело. Говорят, его видели возле торгового центра. Он лежал в позе лотоса и молился. Здесь иногда такое происходит. Раз в году медведи молятся. В позе лотоса.
ВРАЧ. 36 и 6. Это очень подозрительно. Я рекомендую вам теплое питье, покой и витамин С. Иначе это вас совсем доконает.
СВЕРДЛОВ. У меня что-то здесь сдавило. Вот тут, в районе солнечного сплетения. Что это может быть?
ВРАЧ. Мы с таким уже сталкивались. Я рекомендую вам теплое питье, покой и витамин С. Иначе это вас совсем доконает.
СВЕРДЛОВ. А у меня дед поляк. Может, пронесет?
ВРАЧ. Скорее всего, пронесет.
СВЕРДЛОВ. Сколько мне нужно заплатить за витамин С, теплое питье и покой?
ВРАЧ. Это бесплатно. Медицина мертва, но есть еще чувство долга. Оно заморозилось. Потому что здесь очень холодно и скучно.
СВЕРДЛОВ. Простите, а вы врач какой категории? Может быть, мне нужен какой-то специальный специалист.
ВРАЧ. Я шахтер в образе врача.
СВЕРДЛОВ. Может быть, вы дадите направление? Мне очень нужен медведь. Я не могу сказать точно, но мне кажется, что-то изменится, если его убить. Возможно, я сразу же попаду домой.
ВРАЧ. Скорее всего, вы сразу же окажетесь дома. Ваш медведь, вероятно, гуляет по кладбищу с куском кабеля в пасти. Здешние медведи очень большие. Потому что из-за холода им нужно хорошо питаться. Будьте осторожны. Они тоже хотят жить.
СВЕРДЛОВ. А я? У меня что-то здесь в груди сдавило. В солнечном сплетении.
ВРАЧ. У нас у всех какие-то проблемы со здоровьем, трудно дышать и сердце покалывает. Но это все потому, что мы добываем уголь. НЕ уран.
СВЕРДЛОВ. Нет, это не сердце. Это вот здесь, в солнечном сплетении.


РАЗГОВОР

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов устал и вернулся в отель, куда его поселили. Неожиданно он позвонил проститутке. Свердлов раньше не разговаривал с проститутками, но сейчас ему очень захотелось поговорить. Голос проститутки был похож на голос музейного работника. 
ПРОСТИТУТКА. Вы женаты?
СВЕРДЛОВ. Я не уверен. Возможно. Я должен быть в своей постели прямо сейчас, но медведь перегрыз кабель, и теперь я не улечу.
ПРОСТИТУТКА. Мне нужны ваши паспортные данные.
СВЕРДЛОВ. Зачем вам нужны мои паспортные данные?
ПРОСТИТУТКА. Для безопасности.
СВЕРДЛОВ. Чьей безопасности, вашей или моей?
ПРОСТИТУТКА. Общей. Скоро начнется черная пурга. Выходить на улицу запрещено.
СВЕРДЛОВ. Я открыл форточку, но сразу замерз. А в комнате так жарко, что нечем дышать.
ПРОСТИТУТКА. Если вы выйдите на улицу во время черной пурги, вас не будет. Один мужчина вышел на улицу, и его убило, и жена его вышла, и ее тоже убило. И дети, и собаки, и кошки и волнистый попугайчик.
СВЕРДЛОВ. Здесь живут волнистые попугайчики?
ПРОСТИТУТКА. Но вы же как-то здесь живете?
СВЕРДЛОВ. Я здесь не живу.
ПРОСТИТУТКА. А что вы делаете?
СВЕРДЛОВ. Просто я не очень понимаю, как я оказался в этом городе. Это какая-то очень-очень странная история. То, что родственники мои здесь как-то жили, так это ни о чем не говорит. Жили, но очень давно. У всех кто-то где-то жил. У нас страна большая.
ПРОСТИТУТКА. Вы должны сходить в наш музей. Там очень интересный отдел археологии. Особенно на втором этаже.
СВЕРДЛОВ. Мне не нужен музей, мне нужен медведь. Если я найду медведя, возможно, я тут же окажусь дома, в своей постели. Надо верить. Это все из-за него. Его видели у мусорки рядом с театром имени классика с классическим спектаклем «Идиот и Анна Каренина». А потом у торгового центра и на кладбище c кабелем в пасти.
ПРОСТИТУТКА. Что делают шахтеры в такой ситуации? Они берут ружья и колья и идут искать медведя.
СВЕРДЛОВ. Я не шахтер.
ПРОСТИТУТКА. Это город шахтеров, значит, ты тоже.
СВЕРДЛОВ. Мой прадед со стороны бабушки был немцем. А мой дедушка – поляк. Какой из меня на хрен шахтер?
ПРОСТИТУТКА. А кажется, что шахтер.
СВЕРДЛОВ. Неужели, кроме самолетов, здесь больше ничего нет? Так не бывает. Ни автобусов, ни пароходов, ни ракет, ни саней.
ПРОСТИТУТКА. У нас есть железнодорожный вокзал и Зеркала Козырева.
СВЕРДЛОВ. Я работаю в компании, в которой работал погибший шахтер. То есть я работаю в офисе компании, в которой работал погибший шахтер. А офис – он не здесь. Он почему-то в Москве. А шахта здесь. И это понятно почему. Медведь, сука, перегрыз кабель. И я застрял в этом холодном городе. А таксисты везут только в Сочи. На улицу Павлова, 21.
ПРОСТИТУТКА. По нашим данным сейчас вы находитесь на улице Павлова, 21.
СВЕРДЛОВ. По вашим – это по каким? Вы в какой службе работаете?
ПРОСТИТУТКА. Я медленно расстегиваю пуговицы на своей кофточке.
СВЕРДЛОВ. Я вас об этом не просил.
ПРОСТИТУТКА. Но я уже расстегнула и снимаю лифчик.
СВЕРДЛОВ. Спасибо, но мне не нужно.
ПРОСТИТУТКА. Мужчина. Я уже сняла. Это входит в стоимость билета.


РАЗГОВОР 2.3

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов не мог оставаться в гостинице. Проститутка звонила ему каждые пять минут, чтобы уточнить паспортные данные. Свердлов хотел пойти на кладбище и найти медведя с кабелем в пасти, но не дошел. Потому что снова замерз, и ему очень захотелось к девушке с золотыми волосами. 
СВЕРДЛОВ. Говорят, что любовь – это просто микробы. Просто мои микробы подходят твоим. И от этого возникает химия. Ты представляешь? Любовь – это просто микробы.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Твои микробы моим не подходят.
СВЕРДЛОВ. Я знаю, просто я предположил, что вдруг подходят. Ты красишь волосы?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я крашу волосы, потому что они серые. У русских чаще всего пепел на голове, как после большого пожара. А я только на треть бурятка. Поэтому я крашу волосы. Иногда можно подумать, что я – дочь викингов. Попробуй покрасить волосы, и жизнь наладится.
СВЕРДЛОВ. Не думаю, что это поможет.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Корни отрастают. Проклятые корни не дают тебе забыть, что ты серый. Но если все время красить, то может помочь.
СВЕРДЛОВ. Кто эта страшная старая женщина в мини?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Это моя учительница. Она танцует на столе.
СВЕРДЛОВ. Я хочу выпить.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Мы завариваем чай на водке. И кофе и какао. Потому что наша вода не очень чистая. Мы добываем уголь, НЕ уран. Мы добываем уголь специального вида - НЕуран.
СВЕРДЛОВ. Да, я знаю. Я же работаю в этой компании. Конечно, мы добываем уголь, НЕуран. Откуда здесь может быть ДАуран? Расскажи мне что-нибудь. Очень скучно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Тебе скучно.
СВЕРДЛОВ. Да, мне очень скучно и холодно. Я не могу найти медведя и поэтому скучно почти смертельно. Я не хочу умереть от скуки.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Лучше умереть от медведя, но только не от скуки.
СВЕРДЛОВ. Когда скучно, у меня ЗДЕСЬ ничего нет.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. А что ТАМ у тебя, когда нескучно?
СВЕРДЛОВ. Я не могу сказать точно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. А хоть что-то точно ты можешь сказать? Мне это важно. Очень важно, когда мужчина может что-то сказать точно.
СВЕРДЛОВ. Да, но ты не учитываешь одну вещь. Я на две трети русский мужчина. А они не точны с рождения.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Тогда слушай мою историю. Я. Была. В Англии.
СВЕРДЛОВ. Какая длинная история. Ты ее только что придумала?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я знала, что ты скажешь так. Если я знала, что ты скажешь, значит, мы уже очень близки. Мы близки духовно.
СВЕРДЛОВ. Я не очень понимаю, что ты имеешь в виду.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Это я тоже знала. Знала, что ты не очень понимаешь, что я имела в виду.
СВЕРДЛОВ. Ты была в Англии. Серьезно? Как-то необычно для дочери шахтера.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ну и что? Дочь шахтера не может поехать в Англию? Мой папа был свободным человеком. Он сам решил работать на шахте, потому что не хотел быть таксистом.
СВЕРДЛОВ. Он добывал, конечно, уголь?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Конечно, уголь. НЕуран.
СВЕРДЛОВ. Просто немного необычно, что дочь русского шахтера поехала в английскую Англию.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ты думаешь, в английской Англии нет шахтеров?
СВЕРДЛОВ. Я думаю, английские шахтеры – это другая профессия.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Моего деда завалило в шахте, в черной шахте, в которой добывают НЕуран. И отца. А брата завалит через неделю, может, через две. Я это чувствую.
СВЕРДЛОВ. Ужасно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ужасно – это, когда нет интернета. Это самое ужасное. А когда наступает черная пурга – это ужаснее ужасного. Однажды одна женщина вышла на улицу, и ее убило. А потом вышел ее муж, и его тоже убило. А потом сына и дочь, собаку, кошку и волнистого попугайчика.
СВЕРДЛОВ. А если во время пурги на улицу выйдет медведь? Что тогда будет?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я не знаю, мы никогда не находили трупы медведей на улице. Меня очень сбивает твое лицо.
СВЕРДЛОВ. Что с ним опять не так? У меня очень добрый характер. Ты его не видишь, что ли?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. За погибших иногда платят компенсацию из офиса компании, в которой ты работаешь.
СВЕРДЛОВ. Удивительно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, это очень удобно и радостно. Я поехала в Англию. Потому что в Англии платформа девять и три четверти, а здесь – нет и не будет, понимаешь?
СВЕРДЛОВ. Не могу сказать точно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Это неважно. Мы шли на вокзал в маленьком городе Истборн. Ты был в ИСТБОРНЕ?
СВЕРДЛОВ. Если честно, мне кажется, такого места не существует.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ты прав, этого места не может быть, если ты не можешь туда поехать. Мы шли и разговаривали по-русски.
СВЕРДЛОВ. Смело.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Это было давно. Тогда это еще не было так смело. Мне было 10 лет.
СВЕРДЛОВ. У тебя был другой цвет волос.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, серый. Это было давно. И это не было так смело. Но какая-то английская женщина подошла и плюнула мне в лицо. И мы весь день потом говорили только по-английски.


РАЗГОВОР 7

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов не мог оставаться в кафе. Там была учительница, которая танцевала на столе. А в гостинице проститутка звонила каждые пять минут и голосом музейного работника уточняла паспортные данные. Свердлов хотел пойти на кладбище и найти медведя с кабелем в пасти, но не дошел. Таджик в образе таксиста довез его до железнодорожного вокзала. А потом уехал в Сочи. Таджик не предупредил Свердлова, что вокзал так и не открыли. Потому что поезд намертво примерз к рельсам. 
СВЕРДЛОВ. Есть вокзал. Он существует. Есть платформа, стоит поезд и три вагона. Есть кассы, но кассы закрыты. Вероятно, никто не хочет уехать из этого города. Я не очень понимаю, как я оказался здесь. Это какая-то очень-очень странная история. У них есть железнодорожный вокзал, с которого никто не уехал. У них есть кладбище, на котором никого не похоронили. Потому что в самом северном городе – самая мертвая и мерзлая земля. Я не живу в этом городе. Потому что мой дедушка поляк. А прапрабабушка – японка. Значит, наверное, пронесет. Но у меня почему-то вот здесь болит. Над ребрами или под сердцем. Наверное, это от холода. Это от холода, наверное. Наверное, наверное – это такое смешное старое слово из русской классики. Оно двулико и лживо, потому что может означать противоположные вещи. На втором этаже музея есть выставка. Она называется Голгофа. Только я туда не пошел. Зачем мне? Я и так себя хорошо чувствую.
Девушка с золотыми волосами сказала, что ее отец был шахтер, дед был шахтер, брат БЫЛ шахтер, потому что через неделю он погибнет в шахте. Поэтому нет смысла, что он все еще ЕСТЬ. И если мы все всё равно умрем, то значит мы уже в какой-то степени БЫЛИ, а не ЕСТЬ. Мы добываем уголь, НЕуран. И он везде, везде. Он лежит у нас под ногами, мы им дышим, мы его жрем, и он разъедает наше солнечное сплетение.

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов упал в сугроб и уснул. Разговор 8 и 9 стёрты из памяти Свердлова. Их можно придумать, если очень захочется. 


РАЗГОВОР 10

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов проснулся в очень странном месте с разбитыми окнами и кучей мусора. Там он увидел шахтера, который умрет через две недели. Шахтер был похож на мужчину из театра имени классика, в котором идут классические пьесы классиков в классической постановке режиссеров-классиков. 
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Все правильно, в торговых центрах мы говорим о вере, а в храмах о продажах. В притонах - о любви. Так делают все русские.
СВЕРДЛОВ. Вы мужчина из театра имени классика?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Нет, я Шахтер, который умрет через две недели.
СВЕРДЛОВ. Вы - брат девушки с золотыми волосами?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Нет, ее брат – это шахтер, который погибнет через одну неделю.
СВЕРДЛОВ. Русские как будто рождаются с родовой травмой. У них вечная русская тайна, мне кажется, где-то там, в солнечном сплетении.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. У меня не было родовых травм. Тем более в солнечном сплетении.
СВЕРДЛОВ. Вы не русский?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Я шахтер. Я шахтер, который умрет через две недели.
СВЕРДЛОВ. Вы знаете, где-то здесь ходит медведь.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Сколько себя помню, здесь ходят одни медведи. Это они во всем виноваты.
СВЕРДЛОВ. Это странный медведь. Он, наверное, белого цвета. И носит шарф. Шапку-ушанку и много пьет. Зачем ему кабель понадобился?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Он не носит шарф, и он не белый.
СВЕРДЛОВ. Ты встречал его?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Один раз.
СВЕРДЛОВ. И что?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Он мне кое-что сказал.
СВЕРДЛОВ. Медведь, серьезно? И что он сказал?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Russians love the children too.
СВЕРДЛОВ. Он точно был русский?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Ну, возможно, на две трети или на треть.
СВЕРДЛОВ. Где ты его видел? 
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Он везде. Ты правда хочешь убить его?
СВЕРДЛОВ. Я не обязан отвечать. Это моя воля. Офис моей компании находится в Москве, но это ничего не значит. Это мое решение. Правда же? Я, кажется, приехал выяснить, как ты умер.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Я еще жив. Я еще жив две недели.
СВЕРДЛОВ. Какая разница, какая разница, что я сделаю и что наступит или не наступит потом. Я просто знаю. Я просто верю, что я должен поймать этого медведя и вырвать у него из пасти хренов кабель. И я буду дома в тот же момент.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. В твоей цепочке не хватает логического звена. Что-то между «поймал» и «оказался в Москве». Между точкой А и точкой С - небольшая проблема.
СВЕРДЛОВ. Надо же, какие вы, шахтеры, умные. Тоже ездил в Истборн?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Я умру через две недели и поэтому я умнею с каждым часом. Ты видишь, моя голова становится больше. Это от мыслей. Мои мозги растут перед смертью. Мои мозги разрывают мне череп.
СВЕРДЛОВ. Неправда, ты умрешь по-другому. Я прослежу. У меня есть пистолет. И он должен выстрелить. Это примета такая. У русских. В классических пьесах в театрах имени классиков.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Тогда выстрели в меня прямо сейчас. И покончим с этим.
СВЕРДЛОВ. Не все так просто. Этот пистолет для медведя, который перегрыз кабель, и теперь нам всем пиздец.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Мне жаль, но на медведя с пистолетом не ходят. На него ходят с ружьями и вилами, гранатами и пулеметами, танками и истребителями МИГ 35. В крайнем случае, с неураном.
СВЕРДЛОВ. Можно засыпать медведя углем до смерти.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Гипотетически можно.
СВЕРДЛОВ. Я добуду уголь. Он везде, этот уголь. Он у нас под ногами и внутри гор. Думаю, он уже внутри нас. И чтобы его добыть, необязательно лезть в шахту. Можно засунуть руку в глотку и как следует поскрести. Я хочу знать, что это за место? Это свалка?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Это место строили зэки.
СВЕРДЛОВ. Здесь все места строили зэки, я спрашиваю про ЭТО место.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Это административное здание и морг. Еще здесь находится офис компании, где ты работаешь.
СВЕРДЛОВ. Офис компании, где я работаю, почему-то находится в Москве. Хотя уголь, НЕуран добывают здесь. Я не знаю, как я оказался в этом городе. Это какая-то очень странная история.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Офис компании, где ты работаешь, находится в каждом городе. Ты был на втором этаже нашего музея?
СВЕРДЛОВ. Я не уверен, что был на втором этаже ВАШЕГО музея. Но кажется, там было много-много фотографий. И писем. И жестяной посуды. Еще там лаяли собаки. Там было много-много овчарок на втором этаже. Если ты побежишь, они побегут за тобой. Они будут рвать тебя на части. На маленькие части. За то, что ты потерял билет в музей.  Билет, в который входит экскурсия. И даже стрелять не надо будет. Потому что их (собак) специально не кормят. Какой странный у нас музей.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. У нас очень много достопримечательностей. Я покажу тебе. Это недалеко. Видишь, там на горе? Это место называется Голгофа.
СВЕРДЛОВ. Я не пойду туда. У меня есть свобода воли. Моя пра-пра бабушка со стороны троюродного брата – шведка. У меня есть здравый смысл.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Твоя фамилия СвЕрдлов или СвердлОв?
СВЕРДЛОВ. Я думаю, если убить медведя, то все закончится. Мне почему-то кажется, что он не бурый, а белый. Или серый. Или даже пятнистый.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. А с чего ты взял, что он существует?
СВЕРДЛОВ. Ты врал?
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ.  Я вру. Но это, конечно, неточно.


РАЗГОВОР 2.4 

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов вышел к шахте. У смотровой вышки он увидел медведя. Свердлов пригляделся. Оказалось – заяц. Свердлов побежал за зайцем. Он подумал, что заяц выведет его на медведя. Свердлов ошибся. В местном кафе накануне он выпил слишком много чая и какао. 
СВЕРДЛОВ. Почему я не могу уехать из этого города? Что со мной не так. Ведь у человека есть свобода воли. У человека есть право выбора. Я точно не знаю, но кажется, это как-то связано с солнечным сплетением. И кажется, я видел медведя. Вон, за тем бараком. Но я туда не полез. Потому что моя двоюродная пра-пра бабушка из княжества Люксембург. У меня есть здравый смысл. Он у меня в крови.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я боялась, что ты замерзнешь. И наступит черная пурга. И тебя нельзя будет похоронить. Потому что земля мерзлая. А внутри - почва ходит ходуном и все перемешивает. Как в котле.
СВЕРДЛОВ. Я на треть поляк, а бабушка у меня японка. Я бы не замерз. Меня бы пронесло.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, но на три четверти ты русский. Значит, опасность еще есть.
СВЕРДЛОВ. Ты пришла меня спасти?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Нет, я хотела посмотреть, как медведь телепортирует тебя в Москву. Черная пурга приближается. Надо спуститься в подвал. Может выбить стекла, может убить. А может и ничего и не будет. Просто потемнеет и всё. Но это неинтересно. Это не по-русски. Если просто потемнеет и всё. Нет, нужно, чтобы еще наизнанку вывернуло, переломало, пережевало и блевануло во все стороны.
СВЕРДЛОВ. Ты когда-нибудь видела черную пургу?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Те, кто ее видел, больше ничего не расскажут.
СВЕРДЛОВ. Мне нужно попасть в шахту.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Зачем тебе это? Я могу тебе все рассказать.
СВЕРДЛОВ. Ты была в угольной шахте, где добывают НЕуран?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Зачем мне там быть, я все про нее знаю. Там жил мой дед, мой отец, мой брат и мой сын, который еще не родился. Ты каждый день спускаешься под землю на 1000 метров вниз. Ты смотришь в бездну, чтобы она хорошенько тебя разглядела. Дышишь черной пылью, наполняешься ею. Она проступает сквозь кожу и вены. Твоя кровь становится черной. Зачем ты рассказал мне про солнечное сплетение? Теперь оно у меня тоже болит.
СВЕРДЛОВ. Думаешь, солнечное сплетение разъедает только у русских. А у финнов этого нет? А у японцев?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Она проступает сквозь кожу и вены. Твоя кровь становится черной.
СВЕРДЛОВ. Думаешь, наш медведь страшный из-за того, что из России?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Думаю, он просто медведь. Медведь. Не таджик, не поляк и не шахтер.
СВЕРДЛОВ. Знаешь, на планете не осталось ни одного нерусского. Мы думали, это будет китайский мир, но это не так. Просто они не знают, что они русские. И что у них уже давно вот здесь что-то скребется, в солнечном сплетении.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Тайна?
СВЕРДЛОВ. И просто на свете не осталось ни одного нееврея. Все думали, новый мир будет исламский, но на самом деле это не так. Мы все в газовой камере. Мы все во всем виноваты.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Да, я думаю, ты прав. Я думаю, это мы распяли Христа. Это мы сжигали людей в камерах и убивали младенцев. Поэтому медведь перекусил кабель.
СВЕРДЛОВ. И поэтому когда ты открываешь форточку, становится так холодно, что невозможно ДЫШАТЬ. А когда ты ее закрываешь – так жарко, что НЕВОЗМОЖНО дышать.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Приятно, когда понимаешь, что к чему.
СВЕРДЛОВ. Да.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Тогда гораздо легче, да?
СВЕРДЛОВ. Да!
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. И появляется какой-то смысл во всем этом, да?
СВЕРДЛОВ. Да!
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. А ты все это точно знаешь, ведь, да?
СВЕРДЛОВ. Н-нет.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Возьми меня с собой. Мои микробы подходят твоим.
СВЕРДЛОВ. Да, я тоже подумал об этом. Я чувствую, как что-то зашевелилось в крови. Я знаю, это они, микробы. Они проели все мои артерии.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Как ты хочешь уехать отсюда?
СВЕРДЛОВ. Разумеется, на поезде.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Поцелуй меня в мое солнечное сплетение.


РАЗГОВОР 11

МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Приближалась черная пурга, и девушка с золотыми волосами повела Свердлова в кафе пить какао и чай с водкой. В кафе были все. Даже таксист из Сочи. 
СВЕРДЛОВ. Я чувствую страх, понимаете? Такой металлический, соленый.
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Я не понимаю, о чем вы говорите, мужчина.
СВЕРДЛОВ. Ну вы же по-русски говорите. Вы же не китаянка?
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Нет, я не китаянка. Согласно тесту ДНК у меня нет никаких примесей. Вообще никаких.
СВЕРДЛОВ. А кто же вы, шахтерша в образе работника культуры?
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Я не работник культуры, я работник музея. Не надо путать.
СВЕРДЛОВ. Мне от двадцати семи до… где-то до сорока, потому что этот возраст, он очень непонятный. Ты посмотришь на человека и уже точно не определишь, ему тридцать или уже сорок, а выглядит он на двадцать пять.
ПРОДАВЩИЦА. Ты выглядишь на 69.
СВЕРДЛОВ. Кто эти люди? У них дыры в солнечном сплетении. Мне кажется, еще чуть-чуть, и у меня тоже будет. Нужно срочно уезжать из этого города.
ВРАЧ. Куда ты уедешь?
СВЕРДЛОВ. В Москву.
ОХРАННИК. Но офис этой компании в каждом городе.
СВЕРДЛОВ. Тогда я уеду совсем.
ТАКСИСТ. В мире запрещено говорить по-русски. Тебе будут плевать в лицо.
СВЕРДЛОВ. Я уеду совсем, я уеду наверное. Мне будут плевать в лицо в созвездии Центуриона, как только я заговорю по-русски. Наверное. Такое ужасное русское слово, потому что оно двулично и только кажется красивым.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Офис этой компании в каждой стране. Но все не так страшно. Все совсем не так страшно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Твоя теория вполне может быть верна, если любовь – это только микробы. Может быть, Бог просто забыл вымыть свою чашку от кофе, и в ней на шестой день появилась жизнь.
СВЕРДЛОВ. Русский бог пьет кофе с водкой, значит, жизнь в ней не появится. Значит, это не он. Это наука.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Ты веришь в науку.
СВЕРДЛОВ. Да.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. И в медицину.
СВЕРДЛОВ. Да.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. И ты думаешь, что если поймаешь медведя, то сразу же попадешь в Москву?
СВЕРДЛОВ. Да.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. О, какой ты неточный. Я хочу станцевать для тебя.
СВЕРДЛОВ. Не надо.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Послушай. Кабель скоро починят, его всегда чинят. Это занимает какое-то время. И в это время тебя как будто нет. Посмотри, скоро твой вылет. Сразу же после черной пурги ты поедешь в аэропорт. И полетишь, полетишь над самым северным городом мира. Из города Эн в город Эм.
СВЕРДЛОВ. Я полечу только на поезде.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Когда у нас пропадает интернет, это всегда надолго и плохо кончается. И почти всегда в это время наступает черная пурга, как будто она знает, когда наступать лучше всего. И тогда мы говорим, медведь снова перекусил кабель. И мы берем ружья и вилы и куда-то идем. Вот так. Это ведь так по-русски. Куда-то идти с ружьями и вилами. И это очень по-русски, как то, что мы добываем уголь, НЕуран.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Тебе страшно?
СВЕРДЛОВ. Мне страшно от того, что я не могу сказать точно, от чего мне так страшно. Я не могу сказать точно.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Смотри, смотри, я буду танцевать для тебя.
СВЕРДЛОВ. Не надо.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Нет, я хочу.
СВЕРДЛОВ. Я знаю, это входит в стоимость билета, но мне не нужно. Я не знаю, как оказался здесь. Это какая-то очень-очень странная история. Может быть, если я убью медведя, ТУТ больше не будет болеть? Я должен идти и искать медведя.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Не надо выходить, там черная пурга.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Не надо, скоро откроют аэропорт. Это не навсегда. Все не так страшно, не так страшно.
СВЕРДЛОВ. Я не знаю точно, страшно это или не ТАК страшно.
ВРАЧ. В музее страшно, там очень хороший отдел археологии на втором этаже. Вы там были?
СВЕРДЛОВ. Я там был. Во сне.
МУЗЕЙНЫЙ РАБОТНИК. Там Голгофа.
СВЕРДЛОВ. Я не знаю, что такое Голгофа.
ТАКСИСТ. Это такое место на пустыре. Там кости мамонтов вперемешку с людьми. Русские, поляки, белорусы, венгры, немцы, японцы, ну в общем, почти все. Земля мерзлая, почва ходит и всех перемешивает, как в котле. В нашем музее представлены кости со всего мира. У вас фамилия СвЕрдлов или СвердлОв? Вы случайно не родственник того человека? Кости мамонтов с зэками, смешно, да?
СВЕРДЛОВ. Обхохочешься.
ПРОДАВЩИЦА. У вас такое лицо одухотворенное.
СВЕРДЛОВ. У меня очень болит тут. Очень сильно. Теперь постоянно. Вы думаете, ЭТО разъедает только у русских? У поляков такого нет? А у японцев? У шведов?
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Я танцую на столе.
СВЕРДЛОВ. Нет, пожалуйста! Не делай этого.
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Но я хочу танцевать для тебя.
ШАХТЕР, КОТОРЫЙ УМРЕТ ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ. Стой. Не выходи. Все не так неточно, как ты думаешь.
МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Свердлов вышел на улицу. Через пять минут появился медведь с кабелем в пасти. Он был весь в снегу от черной пурги. Выплюнул кабель на стойку. А может быть, это был не кабель. Нельзя сказать точно. Увидел пистолет. 
ДЕВУШКА С ЗОЛОТЫМИ ВОЛОСАМИ. Разминулись.
МЕРТВЫЙ ШАХТЕР. Медведь кивнул, выпил стакан водки. И начал танцевать. Вслед за ним затанцевали и все остальные. Черная пурга накрыла город Н.







_________________________________________

Об авторе:  АНАСТАСИЯ БУКРЕЕВА 

Драматург, писатель, сценарист. Oкончила Российский государственный институт сценических искусств (Театральная академия) – магистратура по направлению «Театральное искусство». Лауреат и финалист драматургических и литературных конкурсов (Кульминация 2017, 2021, Любимовка 2016, 2017, 2021, Первая Читка 2016, 2017,2020, 2021, Ремарка 2016, 2021 и др.). Более 40 постановок по пьесам и инсценировкам идут в театрах разных городов России и за рубежом.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
9 110
Опубликовано 01 окт 2022

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ