ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 222 октябрь 2024 г.
» » Элина Петрова. МАРТЫШКА

Элина Петрова. МАРТЫШКА


(пьеса)


Действующие лица:

МАША
МАРТЫШКА
ПАПА
 


1

МАРТЫШКА - 8 лет
МАША - 16 лет

МАША. Мне приснилось, будто у меня в носу и во рту выросли растения. Полые стебли с шишечкой на конце, как у аспарагуса. Нежно-зелёные, с разветвлённой корневой системой, как у пырея. В начале они мне даже нравились, но потом выросли и стали мешать дышать. Я стала их вырывать с корнем, корни легко вытягивались наружу откуда-то из носа или даже из лёгких, стебли рвались, не всегда удавалось вытащить с корнем. Но дышать стало легче. Потом я открыла рот у зеркала и посмотрела на внутреннюю поверхность своих щёк и увидела, что семена прорастают. Проснулась от страха, что я засну, а они вырастут и я задохнусь. 
МАРТЫШКА. Вчера я вообще долго не могла заснуть. Ну потому что день рождения - это что-то вроде того, когда просыпаешься в первый день в школу. Вот не можешь заснуть, не можешь заснуть. И это потому что папа ночью проносит и ставит на стол подарки. Нужно обязательно заснуть, чтобы папа  подарки принес. Я проснулась, а на столе нет подарка. У меня как-то внутри все схватило, а потом я вижу, что огромный подарок стоит на полу около стола. Я вскакиваю с постели, бегу к этому столу, а в это время звонит телефон. 
МАША. Это папа. И он сейчас скажет «Ну что, Мартышка, с днем рождения тебя!»
ПАПА. Ну что, Мартышка, с днем рождения тебя, доча! 
МАША. А сейчас начнет желать счастья, здоровья, хороших друзей. Папа вообще не очень мастер поздравлять. 
ПАПА. Я желаю тебе счастья, здоровья. Чтобы у тебя всегда были друзья. Чтобы ты хорошо училась. 
МАША. Да, еще папа не хочет чтобы увеличился штат дворников. Теперь он спросит про подарок.       
ПАПА. Ты уже открыла подарок?
МАРТЫШКА. Нет еще, сейчас открою. Велосипед! Желтый!
ПАПА. Сегодня будем кататься. Я пораньше приду. Во сколько у тебя школа заканчивается?
МАША. В школе - это как по минному полю ходить. Типа, обходить как-то пытаться, прятаться, чтобы не встречать одноклассников или старшеклассников, которые любят пошутить. Вообще, у меня сегодня психолог. Мы встречаемся с ней вместо урока литературы и разговариваем о жизни: что я делаю на этой неделе, как у меня отношения с одноклассниками. Вот это все вечно. От этого не избавиться, до конца моего одиннадцатого класса в этой школе мне прикрепили этого психолога каждую неделю. Хочу я этого или нет. 
МАРТЫШКА. Папа приходит с работы как раз, когда я доедаю суп. И мы идем кататься на велосипеде. Отходим от дома, там такая детская площадка, собаки, сзади идет папа. Я еще не очень хорошо катаюсь и делаю вот так вот рулем: туда-сюда, туда-сюда, получается змейка. Во дворе мы встретили Катю, Катя не умеет кататься на велике, папа ее немножко учит. 
МАША. Школа закончилась, я выдыхаю. Сажусь на велосипед и меня один старшеклассник толкает под машину. Ой-спасибо! Ой-весело!
МАРТЫШКА.  Потом мы идем втроем, я, папа и Никита, в музей почвы. Я хочу поехать на велосипеде, но папа говорит, что это не удобно и если оставить на улице, то его украдут. В музее показывают мультфильмы про червяков. Я люблю всяких червяков и жуков. Вообще, я хочу стать биологом. Еще там в зале стоит большая раскрашенная корова. Я залезаю на эту корову сама, а брата сажает папа. После музея почвы мы идем домой. И мама усаживает нас всех за стол. И выносит торт со свечками. Она всегда сама печет торт мне на день рождения. 
МАША. Я захожу домой после школы, а мама с Костей с порога «С днем рождения! Вот тебе пять тысяч». Мама такая говорит: «Ну вот, я надеялась позавтракать сегодня тортиком, а ты слиняла. И я думаю, наверное, без именинницы торт не надо резать. Давай хоть сейчас чай попьем». И мама выносит этот торт из магазина Санчо или Панчо, не знаю. И все делают вид, что они счастливые. Костя со мной вообще не разговаривал в этот день. И слава богу, наверное. В общем, я что, я взяла деньги эти. Пошла, купила желтое каланхоэ и розовые розы в горшке. 
МАРТЫШКА. Ночью мы ложимся спать, а родители еще на кухне. К ним пришли их друзья на мой день рождения. Они подарили мне книжку про цветы. Я ее немножко полистала перед сном. 
МАША. Я проглотила таблетки. Пока никого не было дома, проглотила, а потом успокоилась, передумала и пошла выплевывать. Два пальца в рот. Это была нош-па. Я вот думаю, нош-па может что-нибудь сделать? Там была пластиночка неполная, ну я выпила все, которые там были. Мне кажется, что нош-па ничего не может сделать человеку. 


2

МАРТЫШКА - 9 лет
МАША - 15 лет

МАША. Я иду со своей подружкой Катей гулять, с нами идет мой младший брат, и мы идем. Я вообще не хочу, чтобы он с нами шел, он всегда мешается. Мне звонит подруга еще одна, вот, давай встреть меня, я тут недалеко. И мы идем ее встречать. Я оставляю своего брата у входа в парк. Говорю «Никита, стой здесь, пожалуйста, и никуда не уходи. Я вернусь, заберу тебя и мы будем гулять вместе». Мы идем искать ее в торговый центр и мы там теряемся, потом все-таки эту вторую подружку находим. Когда мы возвращаемся в парк, его уже там нет. Мы бегаем по всему парку, не можем его найти. Долго бегаем. Я думаю о том, как меня будут ругать родители, если мы его не найдем. Мы находим его в луже крови в кустах. Я просыпаюсь. 
МАРТЫШКА. Папа приготовил новую штуку. Ночью он нарисовал мне открыточку. Он поставил ее на кухню, далеко на полку, чтобы я ее достать никак не смогла. Он поднимает меня на руки и говорит, что, если ты попросишь у этой открытки чего-нибудь, она обязательно тебе это даст. Я тихо-тихо попросила киндер-сюрприз. В школе Катя подарила мне пластинку из фольги. С одной стороны было написано мое имя, а с другой - ее. Катина мама вернулась, у нее есть свой детский канал. И Катя сказала, что она там будет моделью. Я позвала Катю после школы к нам пить чай с маминым тортом. Потом мы поехали к папе на киностудию и смотрели, как снимается фильм. У папы кончилась работа и мы пошли в зоопарк, который недалеко оттуда. Он посадил меня к себе на шею и стал рассказывать про животных. 
МАША. Я чувствую, что я заболела. Сопли, слезы, что-то такое ужасное. После школы Костя забирает меня на машине. Едем и вдруг он говорит, «вот, я считаю, что все эти конфликты с мамой из-за одной причины: потому, что ты не знаешь, что такое самоудовлетворение». Я говорю ему «что? ты что, дурак что ли!». После этого я с ним две недели не разговаривала. 
ПАПА. Вот это альпаки. Их привезли к нам из Южной Америки. 
МАРТЫШКА. Они похожи на пушистые облака. 
ПАПА. Представляешь, они возили на своих плечах индейцев майя. Есть легенда, что альпаки раньше жили на небе, там же, где и боги. И вот одна богиня полюбила смертного. 
МАРТЫШКА. Человека. 
ПАПА. Да, человека. Все же люди умирают, поэтому они сами себя назвали «смертные».
МАРТЫШКА. А боги не умирают?
ПАПА. Боги бессмертные, Мартышка. Так вот, богиня полюбила человека. Боги не хотели отпускать богиню к этому человеку, ее возлюбленному. 
МАРТЫШКА. Почему? 
ПАПА. Наверное, не хотели, чтобы ей было больно. Он же когда-нибудь умрет и она останется одна. Из-за этого все боги поссорились между собой. И тогда отец богов, самый главный бог, принял решение сам - он отпустил эту богиню на землю и дал с собой альпаков, чтобы богиня научила людей заботиться о них, как о своих детях. 
МАРТЫШКА. А зачем людям дети?
ПАПА. Чтобы их любить. 
МАША. Эта дурочка так любит папу, что даже не замечает, что папа изменяет маме. 
МАРТЫШКА.  Я целый день думала, что мне подарит открыточка. Когда мы пришли прям рядом с открыточкой стоял киндер-сюрприз! И там была внутри та самая игрушка, которую я хотела. Эта открытка волшебная, потому что ее папа сам нарисовал. 
МАША. Сегодня Никита гулял по парку с другом, потом они проходили около реки, из ниоткуда появился какой-то мужчина и просто толкнул их двоих в реку. И они упали туда. Плохо почти это кончилось, слава Богу, увидели люди, их достали. И мама такая про это говорит, вот я видела сегодня во сне папу. Ей приснилось, что они с  папой около моря. Папа заходит в море и зовет маму, мол, иди-иди сюда. Иди, не бойся. Но мама не поверила ему и отвернулась. Теперь мама говорит, что он хотел нас так предупредить, надо было догадаться. Папу надо было слушать, папа нас любит. И как бы сильно папа не сделал ей больно, она все равно будет всегда прислушиваться к тому, что он ей скажет. Что в жизни, что во сне. Я ложусь спать и не хочу, чтобы мне снился папа. 
 

3

МАРТЫШКА - 10 лет 
МАША - 14

МАША. Белая комната, я сижу в черном. По коридору ходит мама с костылём, я почти круглосуточно хочу смотреть в окно. В туалете страшный холод и нет горячей воды, в голове скоро заведутся вши. Я непрерывно слушаю музыку. Ко мне приходит папа и говорит, что я должна сниматься в его кино. Но для этого мне нужно удалить глаза. И вот я смотрю на них сверху, их четыре, глазные яблочки на блюдце, один из них стеклянный. Я не знаю, откуда у меня стеклянный глаз. Я смотрю на свои глаза и испытываю нежность и опять просыпаюсь. 
МАРТЫШКА. Я стояла в туалете школьном и расчесывала волосы, они просто подошли и начали срывать с меня одежду, говоря, «она тебе не идет, не надо ее носить. Ты жирная, ты не можешь носить эту юбку, это выглядит ужасно». А Катя: «Давайте, что вы там сюсюкаетесь с ней. Давайте пообиднее как-то, давайте слова похуже, что она наконец-то поймет, что она жирное ничтожество и проваливает обратно в свою страну, откуда она приехала». Они меня просто раздели. Я сидела и плакала, позвонила маме. Она приехала и меня забрала.   
МАША. Мы живем с мамой и братом в коммуналке, у нас две комнаты. В одной комнате стоит диван вот так к стенке. Нас с Никитой позвали и сказали, что нужно поговорить. Он сидит здесь, а мама вот тут вот - у стенки. Мы сели на угол, смотрим на них. Мама говорит: «Мы хотим пожениться. Мы подумали и решили, что хотим, чтобы ты и Никита, чтобы вы называли Костю папой. Маша, я с тобой не справляюсь, тебе нужен отец. Я хочу, чтобы ты называла Костю папой». Я отвечаю: «Нет, он не мой отец».
МАРТЫШКА. Я звоню папе. 
ПАПА.  Опять обижали?
МАРТЫШКА.  На физре, мячом в голову. 
МАША. Если бы папа был дома, то можно было бы просто бить его в живот кулаками. Он сильный, он не обращает внимания. Или он бы отвез за город, на залив, там можно громко кричать. 
ПАПА. Мартышка, они все дураки. А ты самая лучшая, самая красивая и сильная, ты очень-очень сильная девочка. 
МАРТЫШКА. Папа, я хочу, чтобы ты вернулся.
ПАПА. Ну, Мартышка, ну что ты начинаешь. Я же тебя люблю. Я просто живу в другом месте.
МАРТЫШКА. Папа, я сегодня сама дотянулась до открытки и загадала желание.
ПАПА. Ты у меня всегда молодец. Не то что я. Ты им скажи, что я их там...
МАША. Папа живет в другом месте, как он это называет, потому что бросил нас и ушел к другой женщине. А сейчас он еще и пьяный, но старается этого не показать. Через полгода он придет нежный такой и скажет «Извините, пожалуйста, я буду жить с вами дальше». 
МАША. Вечером пришел соцработник. Они все считают, что мама одна не справляется с младшим ребенком-инвалидом и со мной как бы типа «трудным подростком». Они все проверят, все ли у нас хорошо. Эти соцработники, психологи вообще ничего не понимают, не понимают, что у нас все в порядке, у нас все хорошо, мы со всем, в принципе, справляемся. Нам не надо помогать, нас не надо контролировать. Наоборот, от этого еще становится хуже, на самом деле. 
МАРТЫШКА. Поздно вечером приехал папа и привез с собой кучу подарков: какие-то большие розовые пакеты, какие-то пони, кучу сладостей. Мама его сразу выгнала. Сначала она взяла пакеты, выгнала папу, закрыла дверь. Потом опять открыла дверь, выбросила пакеты и закрыла дверь. Я его мельком увидела.
МАША. Я пошла в кино, но на выходе из дома нагнал папа и сказал, что я забыла выключить свет у себя в комнате. Мы обошли дом, со двора было темно, рядом валялась старая мебель и остатки труб. Я сказала, что сейчас выключу свет прямо отсюда. Выключатель отчетливо виднелся сквозь стену. Папа спросил: "А ты умеешь?" Я говорю, да. А он: "Тогда спой мне песню, только в голове у себя, без слов". Я ему: «А ты услышишь?»  - «Конечно, услышу». И только я хотела начать, как он наклонил ко мне лицо и, не открывая рта, произнес хрипло: «Уходи». 


4. 

МАРТЫШКА - 11
МАША - 13

МАРТЫШКА. Я тебя не слушаю, я тебя не слушаю, я тебя не слушаю. 
МАША. Меня называют асоциальным ребенком.
ПАПА. Я твой отец. 
МАРТЫШКА. Ты мамина ошибка. 
МАША. Потому что я не реагирую на какие-то такие серьезные происшествия. 
ПАПА. Наши отношения с мамой вас не касаются. 
МАРТЫШКА. Они с мамой поссорились и он просто взял меня за руку, это было вообще уже очень поздно вечером, он взял меня, мы спустились вниз на улицу, поймал первую машину и мы поехали к одной из твоих женщин, любовниц, и жили с ней. Мама вообще не знала, где мы, что у нас происходит. И он такой, типа, нет, я тебя не верну, теперь ты моя. У мамы есть Никита, а ты со мной будешь жить. Я такая, нет, я не хочу, верни меня к маме. И все вот спустя три месяца  он отвез меня домой. И сказал маме, на, забирай, я больше к вам не вернусь. А сейчас он опять здесь. Что тебе надо?
ПАПА. Я не хотел, чтобы все было так. Я хотел, чтобы ты была со мной. 
МАША. Я не общаюсь с людьми из внешнего мира.
МАРТЫШКА. Да, и поэтому не обращал на меня внимания. Зачем ты опять здесь? Что тебе надо? Иди к своим любовницам.
ПАПА. Все сложно, Мартышка, понимаешь, сложно. Может, это кризис. Кризис среднего возраста. Я все уже сделал, всего сам добился. Куда мне идти? И скучно, скучно, понимаешь. Я как будто все сам, а ничего. Все сам, а не сам. Но вяжет как-то, вяжет оно. Семья, дети, жена с диабетом. Вяжет. Но я же вернулся. Я понял, что вы мне нужны. 
МАША. У меня в принципе серьезные проблемы с адаптацией к другим людям, они говорят. Хотя это вроде не так. 
МАРТЫШКА. Когда ты ушел, я думала, что лучше бы ты умер. Уж тогда бы ты перестал маме нервы портить. Тогда бы ты точно не вернулся. 
ПАПА. Я вернулся, потому что я вас люблю. 
МАША. А психологи нет-нет, нам нужно с ней работать очень серьезно, у нее большие проблемы с головой.
МАРТЫШКА. Я тебя ненавижу. 


5.

МАРТЫШКА - 12
МАША - 12

М-А. Всё человечество вымерло, осталась только я, нашла остров и на нем поселилась. Остров весь в джунглях и на нем пирамида с лицом, как у майя. Я спросила у лица, где папа? Из лица стали вылетать рыбы. У этих рыб были крылья, они вылетали и летели по небу. Самым последним вылетел огромный кит. Кит закрыл все небо и стало темно. 
М-А. Папа вернулся из командировки всего на один день. Вчера ночью он очень сильно напился. Наверное, в честь моего дня рождения. Мама говорит, ничего страшного. Протрезвеет и поедет дальше работать. Сколько раз так было. 
М-А. Лицо сказало мне, что кит летит охранять потерпевших кораблекрушение. Он берет их на свою спину и доставляет в безопасное место. Лицо сказало, что кита зовут Ах-Пуч или просто А. И сейчас А. летит за папой. 
М-А.  Я готовлю ему поесть, пока он спит, макароны и сосиски, и мы идем с Никитой в школу. Сегодня вроде тихо. Все равно на переменах на всякий случай я сижу в учительской. 
М-А. Лицо говорит: «идем со мной, я покажу тебе, где будет жить твой отец».  
М-А. Мы возвращаемся домой. Он валяется на полу в кухне и бабушка очень-очень расстроена чем-то, она звонит в скорую.
М-А. Я иду за лицом. За мной увязались альпаки, их двое, один посветлее. Тут их окликает женский голос и они возвращаются. Я иду за лицом по тропинке, поросшим нежным спарышем. По бокам грядки, на которых трудится очень много людей, на лицах у них маски богов майя. 
М-А. Приехала мама с работы, дедушка с работы приехал и приехала скорая. 
М-А. Мы идем дальше. Проходим луг, на котором спит семейство верблюдов, мама и двое детёнышей, один большой, другой размеров с ворону, на тоненьких хрупких ножках. Вокруг них пляшут пьяные маски. Верблюды просыпаются, пугаются и мечутся, ищут выход.  
М-А. Потом к нам в один момент в комнату заходит дедушка и говорит, ну все, больше у вас нет папы.
М-А. Я вижу, что они очень хотят пить и есть. Я расталкиваю маски и вывожу верблюдов из круга. Лицо поворачивается и смотрит на меня. Я возвращаюсь на тропу. Верблюды ищут воду. 
М-А. Все начали рыдать, долго рыдают, а я не понимаю почему все рыдают.
М-А. Мы идем и останавливаемся у реки. Лицо открывает рот и говорит мне идти вовнутрь него. 
М-А. Почему вы рыдаете, типа, ну его почти и не было в нашей жизни, типа, что изменилось?
М-А. Внутри огромное зеркало.  Я смотрюсь в зеркало. В комнате тусклое освещение. Свет желтый и, кажется, освещает только меня в зеркале. Я вижу волосы на своей груди. Черные и густые.
М-А.  И потом были похороны, все такое.
М-А. Я стою у зеркала и спокойно смотрю на свое отражение, в котором человек и на его груди волосы.
М-А. Все о нас заботились. Даже водили нас с Никитой к психологу. Но в итоге, психолог маме сказала, что я не очень-то переживаю из-за смерти отца. 
М-А. В зеркале мой отец. 
М-А. Папа, а где мы? 
ПАПА. В месте, где левое сходится с правым, а у носорога на носу растет стебель аспарагуса. Где альпаки ходят гурьбой за богиней и ее мужем. Все здесь вместе, рядом, и не имеет ни начала, ни повторения. Чтобы сюда попасть я прошел три реки: одна со скорпионами, вторая - полная крови, а третья - гноя. Я попал на совет подземных богов, которые отправили меня в дом испытаний. Было пять домов - Дом Холода, Дом Огня, Дом Летучей Мыши, Дом Обсидиановых Ножей и Дом Мрака. Эти дома нужны для того, чтобы отделить душу человека от его тела. 
М-А. Пап, я не понимаю. 
ПАПА. Чего не понимаешь?
М-А. Почему ты здесь?
ПАПА. Так решил кит А. 
М-А. А я?
ПАПА. Ты здесь ненадолго, в гостях. 
М-А. Что было в этих домах? 
ПАПА. Когда рождается ребенок, чтобы его череп легче двигался, когда он выходит из матери, есть такой родничок. Вообще, к четырем месяцам он должен как минимум зарасти. Но ты совсем особенный ребенок. У тебя родничок не зарос. Там даже нет тонкой пленки кости. Ты хрупкий ребенок. 
М-А. Папа, что было в этих домах. 
ПАПА. Был холод. Холод и мрак. 
М-А. Папа, почему ты был там? 
ПАПА. Ты, когда была маленькая, постоянно сидела у меня на плечах. Везде со мной ходила. Пошли один раз в гараж за машиной, дождь был, ливень. Я тебя поставил на землю, а там не земля была, а глина. Забираю обратно, тебя поднял, а сапожки резиновые остались. И ты кричишь «папа, смотри какие у меня сапоги грязнющие!». Все потом повторяла «грязнющие! грязнющие!"
М-А. Папа, почему ты был там? 
ПАПА.  Виноват я перед тобой, Маша. Если б мне вторую жизнь дали, я б все по-другому прожил. Маша, ты прости меня. Ты только прости меня. Мне ничего больше не надо. Я куда угодно. Ты только прости. Я ж все знаю, я все знаю. Ты прости меня, Маша. Я же не знал, я же не понимал. Но ты только прости меня, Маша. Маша. Мартышка моя маленькая. Дочка. Маша. 
МАША. Я стою перед зеркалом. Папы нет. Есть я. 
МАРТЫШКА.  Я стою перед зеркалом. Папы нет. Есть я. 

Конец 






_________________________________________

Об авторе: ЭЛИНА ПЕТРОВА

Драматург, выпускница РГИСИ (курс Н.С.Скороход), автор инсценировок, документальных и оригинальных пьес (шорт-листы конкурсов «Просто пьесы» и «Евразия», лонг-лист конкурса «Ремарка»). Шеф-драматург проекта с подростками «Испытай себя!». Драматург инклюзивных проектов «Особый театр» и «Квартира». Постановки в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре, в независимых театральных проектах Петербурга («Плохой театр», «Живые люди», «Творческая мастерская»). Лауреат Российской национальной театральной премии «Арлекин» в номинации «Эксперимент».скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 240
Опубликовано 22 ноя 2018

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ