ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Сергей Оробий. ПРОЩАНИЕ С ЦУКЕРБРИНАМИ

Сергей Оробий. ПРОЩАНИЕ С ЦУКЕРБРИНАМИ


(О книге: Виктор Пелевин.  Любовь к трем цукербринам. – М.: Эксмо, 2014),


Новый роман Пелевина вышел в один день с шестым айфоном, и эти события обнаруживают очевидное сходство. Крутой бренд, внимание к которому приковано заранее. Зарекомендовавшее себя качество (которое, впрочем, не всех устраивает). Ожидание чего-то нового – и вместе с тем ощущение, что это всего лишь очередная презентация, а настоящая the next big thing еще впереди…

Штука в том, что по прочтении «Цукербринов» возникает стойкое желание отправиться в осенний лес и где-нибудь на освещенной мягким солнышком поляне закопать этот самый айфон поглубже в землю. «Я езжу в метро и гляжу, как люди, хорошие добрые люди, сидят ровными рядами на скамейках – и, уткнувшись в экраны своих смартфонов, кормят подрастающих цукербринов. Угощают собой тамагочи, которые не собираются умирать, а будут только расти – и просить для себя все больше и больше еды» – вот что сказано в этой книге, повествующей о том, куда может завести пристрастие к соцсетям…

Потом, конечно, спохватываешься и ни в какой лес не идешь – куда там, френдлента со вчерашнего дня не читана.
Читатели привыкли к тому, что каждый пелевинский роман так или иначе скроен из фрагментов текущей действительности. Вот и на этот раз: есть узнаваемый образ толстого поэта Гугина, есть сайт «Контра.ру», подробно описана метафизика «Angry Birds». Найдется здесь и пара-тройка фирменных пелевинских афоризмов, но цитировать их здесь мы не будем: во-первых, они содержат ненормативную лексику, а во-вторых (что важнее) они окажутся вырваны из контекста. Кстати, примечания к обсценным оборотам – предмет особой авторской игры: «Слово на букву "е", глагол в прошедшем времени». Наконец, очевидны отсылки к раннему творчеству: теория «поездов судьбы», к примеру, прямо отсылает к «Желтой стреле». И все это, в самом деле, узнаваемо и остроумно.
Но дело не в этом.

Чтобы объяснить, а в чем же дело, нужно, наконец, перейти к сюжету. Итак, в романе два ключевых героя – интернет-тролль Кеша, работающий в той самой «Контре» и на первых же страницах гибнущий в результате теракта, и некий Киклоп – сверхсущество, выступающее мистическим куратором нашей реальности. Главы, где повествование ведется от лица Киклопа, представляют собой пространные (и быстро утомляющие) философские умозаключения – но если честно одолеете первые тридцать-сорок страниц, то дальше вас ждет увлекательная история сингулярного будущего, в котором обитает реинкарнация Кешы. В этом будущем Оруэлл идет рука об руку с Цукербергом: человек постоянно подключен к всемирной сети, видит вокруг себя не реальность, а интерфейс и полностью зависит от наведенных эмоций – а вдобавок ежеминутно может поплатиться за недозволенные мысли (для Кешы это реальная опасность, поскольку предмет его сексуальных фантазий составляют японские школьницы). Этим призрачным, но зловещим миром управляют три цукербрина, осеняющие своих подопечным ярким светом блаженства. Добавим, что в этой матрице нашлось место и чеченскому террористу-хакеру – однако тут начинаются спойлеры.

Новый пелевинский роман, таким образом, представляет собой science fiction плюс философский трактат в пропорции 3 к 1. Фантастическая составляющая прописана ярко и детально: Пелевин, всегда зависимый от сигналов реальности, теперь будто бы всячески старается дистанцироваться от окружающей действительности. Именно благодаря этому «Любовь к трем цукербринам», может быть, самый романтичный и лиричный текст Пелевина десятых годов, поскольку на самом-то деле свидетельствует о любви высшего порядка. Да-да, это не в последнюю очередь роман о любви, пусть эта тема и дана от противного, через саркастические рассуждения о тяге к японским школьницам, сексе с толстой Мерилин Монро и зависимости сетевых хомячков от порно-трафика. Но вот финал романа – откровение загадочного Киклопа. Жаждущих злободневности читателей он предупреждает: «Известные события начались не на моей вахте, и я даже не могу сказать точно, была ли при этом нарушена связь времен». А потом говорит следующее:

«Я буду уезжать на поездах судьбы все дальше и дальше. Для этого мне не надо брать никаких билетов, не надо делать почти ничего — достаточно просто просыпаться по утрам. И рано или поздно я совершенно точно приеду в измерение, где никогда не было ни Голема Илелеема, ни суки Агенды, ни трех цукербринов, ни войн за мир, ни песен протеста, ни густо облепивших каждое человеческое слово шулеров».

Что это напоминает? Правильно:

«Завтра улечу
В солнечное лето
Будду делать все, что захочу»


Вот это финальное ощущение своей личной свободы от всяческих цукербринов и фейсбуков и есть самое главное в новом романе Виктора Пелевина.

Пелевинская диссертация в МЭИ якобы была посвящена проекту электропривода для городского троллейбуса. Что ж, контакт есть, ток реальности идет по проводам – но автор прозрачно намекает, что в любой момент этот троллейбус может круто развернуться, оборвать провода и уехать по никем не запланированному маршруту.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
3 249
Опубликовано 22 сен 2014

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ