ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Арина Бойко. ПЕРЕСБОРКА ПОЭТИЧЕСКОГО

Арина Бойко. ПЕРЕСБОРКА ПОЭТИЧЕСКОГО


(О стихах Евгении Сусловой)


«Животное» – вторая книга стихов нижегородской 32-летней поэтессы Евгении Сусловой, вышедшая в издательстве «Красная ласточка» в 2016 году. За незамысловатым названием скрываются выверенные до мелочей и содержательно непростые стихи, которые хотя и претендуют только на звание «современной поэзии», на само деле, являются чем-то большим.

 «Животное» уже не раз сопоставляли с философией спекулятивного реализма Рея Брасье и Квентина Мейясу[1]. Если коротко, то спекулятивный релятивизм – это философия, которая определяет себя через отрицание кантовского наследия, в частности, проблематизирует понятие познающего субъекта как определяющего реальность.

 Мне приходит на ум другая параллель с философией – акторно-сетевая теория Бруно Латура, изложенная им в книге «Пересборка социального». В ней Латур отстаивает право мира быть сложным и многосоставным. Его критика прежде всего обращена к социальным наукам и их стремлению упрощать процесс «добывания» знания до установления причинно-следственных связей. Если применить латуровскую концепцию на речь, то получатся стихи Сусловой.

Апелляция к философии в случае Сусловой неизбежна: в основу ее стихов сознательно ставится принцип нарушения привычных связей субъект-объект, причина-следствие, называние-умалчивание. Поэзия Сусловой пример того, как легко бинарные оппозиции сегодня терпят крах. И самой первой такой оппозицией становится речь поэтическая и риторическая – что будет, если поставить между ними дефис и слить их в пространстве стиха?

Письмо о книге — это требование перехода границы, которой нет на ее (книги)
картине. Тогда что это за граница. Намек на нее дан в проекционных сходах,
один из которых делает явным целое (что значит целое, если мы имеем дело
с постановкои ̆письма) в свете детали
[2].

На подобных моментах «мерцающего» понимания построены целые главы книги – «Солнце форм» и «Идеи, видения». Последняя глава почти целиком состоит из графических схем – изогнутых и прямых линий, точек, геометрических фигур и односложных подписей. Важно помнить, что любая схема – лишь макет, и этим она отлична от, к примеру, рисунка. Вся книга состоит из таких стихов-схем, в которых смысл передан лишь пунктирно. Использование графических изображений – не игра с формой, но способ достижения нового уровня схематизма.
Стихи Сусловой – это попытка отменить определенный модус чувственного и познаваемого, найти новый срез мыслимого. Подобно тому, как спекулятивный реализм или объектно-ориентированная философия Латура стремятся к низведению старых моделей, из-за своей закостенелости превратившихся в иерархии.
Книга «Животное» может быть вписана в контекст только апофатически – путем отрицания того, чем она не является: это не «новый эпос», это не постконцептуализм и не объективистская поэзия (так как никакого субъекта, строго говоря, нет).

По своей интонации – это скорее «холодные» стихи, в том смысле, что они в них почти нет привычных образов, знакомых мотивов. Узнавание, которое изредка возникает, герметично – оно возникает внутри нарратива самой книги. Так, например, кочует из стихотворения в стихотворения образ любовников – предельной телесности («Любовники теперь не работают»[3]) или образ памяти как чего-то динамичного («Вещи образуют память»[4]).

Все же, далеко не все образы легко считать: этого не предполагает высокая степень схематичности. Сусловой удается создать своего рода пост-образность – ситуацию, в которой невозможно отличить образ от простого называния, один образ от другого и третьего. На выходе получаются неподдающиеся дешифровке стихи: именно такой издревле была поэзия – мистической и непроницаемой по своей сути?
Латур в «Пересборке социального» вводит интересное понятие –  «плазма», определяя его как «то, что еще не отформатировано, еще не измерено, еще не социализировано, еще не включено в метро логические цепи, еще не покрыто, не обследовано, не мобилизовано или не субъективировано»[5]. Пост-образные стихи Сусловой можно рассматривать как такую плазму, которая может в любой момент обрести любые черты или так и остаться «серой зоной» – все зависит от воспринимающего.


_____________________________
1 Уланов А. Схемы немыслимых действий тел (Рец. на кн.: Суслова Е. Животное. Нижний Новгород, 2016) – «Новое литературное обозрение, №145 (3/2017)
2 Суслова Е. Животное. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2016 – (Языковая драматургия) – 36 с.
3 Там же, 46 с.
4 Там же.
5 Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. пер. с англ. Ирины Полонской, М.: Изд.дом Высшей школы экономики, 2014, 344 с. 
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 471
Опубликовано 07 мар 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ