(
О книге: Феликс Чечик. Своими словами. — М.: Стеклограф, 2018. — 108 с.)
Прежде так быстро и легко ни одна книга стихов мной не прочитывалась. «Своими словами» — первый рекордсмен. Шестой поэтический сборник Феликса Чечика, вышедший в 2018 году, поразителен в этом смысле. Как и во всех других. Но будем последовательны.
Издательство «Стеклограф», как всегда, отличилось красочным оформлением. Пейзаж на обложке «Своими словами» захватывает сочностью и живописностью, цветовая гамма невольно напоминает о цифровых иллюстрациях Ютака Кагая (Yutaka Kagaya). Но ассоциация вызвана только цветом. Малахитово-бирюзовая роща, сирень настраивают чуть ли не на северянинскую ноту. А дальше — равное тонкому критическому эссе предисловие поэта Ирины Евсы. Практически дан ключ к пониманию поэзии Феликса Чечика. К чтению стихов приступаешь подготовленным, держа в уме «трагедию Пуччини и лёгкость бытия», уже ждёшь «ответов-стежок». Но на дверях поэзии обычно много замков, и каждый работает независимо от других.
Атмосфера книги Чечика объясняется, наверно, её названием — «Своими словами». Моего ожидаемого погружения в стихи, как в метафизическое течение, не произошло: пошла сразу. Пошла, будто по воде, просто и стремительно. Преимущественно короткая форма — облюбованы восьмистишия — стихотворений не позволяет увязнуть, всё время хочется ещё, дальше, подробнее. Автор мастерски безыскусен и рассказывает о жизни, о своей семье, о любви обыкновенными словами, в которых нет вычурности или излишеств. Ни стилистических, ни эмоциональных.
Книгу можно начинать читать с любой страницы, не ошибётесь. Последовательность текстов, скорее, перепендикулярна горизонту, чем параллельна побережью. Настойчиво хочется укрупнить кадр, приблизить, рассмотреть. Мелькание не стёклышек на донышке трубы, а падающих листочков. Они иногда словно из блокнота выпали или письма, иногда с дерева сорвались. Порой отяжелены — то каплей росы, то слезы.
* * *Дождь вторые сутки — чем не
лишний повод для тоски:
одиноко и никчемно,
как непарные носки.
Дождь идет вторые сутки,
и не чувствует вины,
как реклама в промежутке
необъявленной войны. Своими словами Феликс Чечик образует мир знакомых до боли людей (родители, бабушка, советские граждане), территорий (ул. Докукина 7, Пинск, Крым…), вещей («телек «Рубин», «фоно «Беларусь», «стиральная «Лыбидь»). Ностальгия отдельно взятого эмигранта считывается как обобщение, которое близко касается всех, кто помнит
«”журавли” не гамзатова / в переводе н.гребнева / из того невозвратного / незабытого времени». Констатация фактов позволяет поэту говорить о трагичных событиях без трагических приёмов. Патетика отсутствует даже в более объёмных произведениях. Например, в диптихах «Гражданская лирика», «Дело — табак», «Собачий вальс» достигнута та глубина, которая доступна только настоящему динамичному герою (Тынянов).
«Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой», —утверждение Хемингуэя, в нашем случае с поправкой на поэзию, полностью характеризует стихи Феликса Чечика. Здесь уместно вспомнить и как Цой «Кукушку» пел, а все остальные, перепевая её, безбожно орут. Голос автора спокойный, купольный, а синергия на выходе невероятная. Потому что он
действительно знает, о чём поёт.
* * *
Этому времени наплевать —
смерть одного или тысяч,
водку глушить, молоко ли лакать,
в грудь материнскую тычась.
Этому времени время придёт,
бремя любви и свободы,
преодолеет весенний приплод
околоплодные воды.Да, книга Чечика всё-таки ориентирована на «своего» читателя, на личность с необходимым набором сохранившихся коллективных воспоминаний и широким кругозором. Сдерживать напор материала и текстом обуздывать привередливые чувства Чечик умеет каким-то особым секретным способом. Его читатель чутьём и жизненным опытом должен угадывать. И ещё тут дело в системе маячков, идти по которым, не заплутав, сумеет разве что homo soveticus. Условно двадцатилетним (возрастные рамки нередко, увы, раздвигаются подобно дверям-купе) читателям будет трудно увидеть все уровни. Но стихи из книги «Своими словами» являются образцом стягивания многослойного смысла в одну точную формулировку, и учиться такой виртуозной работе со словом лучше всего у Феликса Чечика.
скачать dle 12.1