ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 222 октябрь 2024 г.
» » Нина Александрова. О ПОЗЕ РОМБЕРГА

Нина Александрова. О ПОЗЕ РОМБЕРГА


(О книге: Егана Джаббарова. Поза Ромберга. - Книжная серия KRAFT альманаха «Транслит» и СвобМарксИзд., 2017).


Егана Джаббарова - поэтесса, неожиданно и вдруг ворвавшаяся в литературу. Ее стихи публиковали «Новый мир» и «Новая юность» (получила премию за лучшую дебютную публикацию в 2016), она была особо отмечена членами жюри премии Драгомощенко в 2017 году, вторая книга стихов вышла в серии KRAFT альманаха «Транслит». То есть удивительным образом, Егана оказалась своей для диаметрально противоположных поэтических конвенций. Этот факт решительно не позволяет пройти мимо ее книги.
Книга затрагивает массу триггерных тем - от насилия над женщинами в исламском мире (так называемые «убийства чести») и межкультурного непонимания, оборачивающегося ненавистью - до страха личной смерти и беспомощности.
Таким образом, само название книги, «Поза Ромберга» (один из диагностических приемов в неврологии, «положение стоя со сдвинутыми вместе стопами, закрытыми глазами и вытянутыми вперед руками»), становится метафорой шаткого, неустойчивого положения в этой культуре насилия и шире - в этой реальности вообще.
Композиционно книга состоит из четырех частей, три из которых («Меджнун влюбленный», «Меджнун странствующий» и «Меджнун умирающий») обращают нас напрямую к фольклорной фарсиязычной истории Меджнуна, поэта, обезумевшего от любви, странствующего в поисках своей Лейли и умирающего на ее могиле. Однако фольклорные мотивы деформируются при использовании оптики феномена институализации насилия, социо-культурных стереотипов и национальной нетерпимости.
Таким образом вечная любовь превращается в вечное отсутствие любви.

у тебя есть слова
но они словно четки стучат
по твоей голове
не имея возможности стать

чем-то вроде любви
и поэтому лучше молчать
и поэтому не говори


Странствия в поисках любимой - в бесприютное скитание, без возможности найти новый дом или вернуться в старый.

Ибрагиму говорят
ты чурка
черный чужой чудак


<...>
в ответ на немое вопрошание
на очки опущенные вниз

тычут в спину

иди
сохраняй молчание



А умирание на могиле возлюбленной - в невозможность жизни как таковой

он говорит
что смерть легка
что это вода и воздух -
это туман

<...>
дорогой, кто разбил тебе сердце?
Бог



При этом четвертая часть книги, давшая ей название («позы Ромберга») отсылает нас, на первый взгляд, к совершенно другой тематике - переживанию экзистенциального телесного опыта беспомощности и умирания.
И вот здесь, как мне видится, возникает главное свойство стихов Еганы Джаббаровой - плавное перетекание социальной драмы в индивитуальную, страдания каждого - в свое собственное - и обратно. То есть реализация знаменитого лозунга «личное - это политическое» в самом полном смысле этого слова.
Когда фокус смещается - и вместо чувства индивидуальной боли и одиночества, ты сама и твоя персональная судьба становится частичкой общеженского и шире - общечеловеческого опыта, а собственное тело - частью коллективного тела. И опыт боли и страданий каждого - опытом твоей личной боли.
Неудивительно, что зачастую в своих текста Егана работает в русле документальной поэзии, с историями реальных людей.
Так, в цикле «Кровь-молоко» Егана использует подлинные истории убийств чести (широко используемой в исламском мире практики убийства родственника, совершившего каминг-аут или «опозорившего» семью причастностью к ЛГБТиК культуре), а для цикла «Позы Ромберга» - истории реальных людей - пациентов неврологического отделения (вплоть до указания точного места дислокации того или иного человека, «палата 514, неврологическое отделение, 5 этаж, 1 койка»).
Это позволяет подчеркнуть полную реальность происходящего, документальность в этих стихах очень любопытно сочленяется с совершенно модернистской поэтикой и оммажами Серебряному веку русской поэзии.
Смешение этих диаметрально противоположных способов говорения, совершенно разных оптик, создаёт стереоэффект, который постоянно заставляет читательский взгляд в текстах перескакивать с одного плана на другой, пока они не сольются в один.
Евгения Риц писала об особой сновидческой логике в стихах Джабборовой «так что мы не знаем, что есть мысль, что есть плоть или пространство, и не одно ли это и то же. Здесь же оказывается и история, в том числе понимаемая и как история культуры».
При этом, в книге очень много отсылок к суфийской традиции, классической фарсиязычной поэзии, реалиям исламского мира - начиная от имен, заканчивая правилами грамматики - к которым постоянно обращает масса сносок.

ЗайнаРукиятУммуФатьма
пророк перебирает дочерние имена


в одной из сносок:

Согласно правилам арабской грамматики, переход от Кадер к Мукадеррат дает значение «вещь, которая обречена».

Читатель сам должен ответить на вопрос, чем для него лично становятся приметы исламского мира в стихах Еганы Джаббаровой - только лишь деталями атмосферы, цветными ориенталистскими лоскутками или частью подлинно иной культурной среды. В этот момент, опыт читательской рецепции позволяет артикулировать серьезнейшую проблему - об инаковости, принятии, уважении, имперском сознании, снобском ощущении превосходства европейской культуры над всеми прочими. И, в конечном итоге, о самом феномене ориентализма - является ли он искусственным пост-колонизационным конструктом или существует сам по себе.
По сути Егана в своих текстах дает голос всем лишенным его: исламским женщинам, которые умирают от рук самых близких людей, сирийским беженцам, лишенным дома и родины, неврологическим больным, исключенным из мира и умирающим.

кружатся их невинные души как дервиши
белые саваны красные колпаки
Господи, упокой души их и спаси


Есть мнение, что цель искусства - это погружение читателя в пространство инсайта, где постоянно происходит расширение опыта и понимание того, о чем читатель раньше и подумать не мог. Именно так работают эти стихи.

скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 114
Опубликовано 28 дек 2018

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ