(О книге: Майкл Баскар. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка. Перевод с английского Максима Шера. – Ad Marginem, Гараж, 2017)
Можно ли написать книгу сразу обо всём на свете? Британский издатель и основатель издательской платформы Canelo Майкл Баскар приблизился к такой попытке. Точнее, он попытался это «всё на свете» обобщить и тем самым продемонстрировать, что мир устроен совсем не так сложно, как порой кажется, если грамотно взяться за систематизацию. В основе такой систематизации у Баскара лежит принцип кураторства, основы которого он излагает в книге.
Значение термина автор определяет так:
«Кураторство - это отбор и упорядочение с целью создания выгоды, в самом широком смысле слова. Слово «курировать» происходит от латинского curare, что значит «заботиться». На протяжении всей книги автор рассматривает и приводит примеры того, как деятельность (описанная им термином, вышедшим далеко за рамки музеев и галерей) в нашу стремительную, страдающую от пресыщения эпоху захватила все сферы деятельности – от финансов и соцсетей до искусства и персонального менеджмента. По Баскару, человек, который стремится повысить качество своей жизни, уже сейчас применяет кураторские методы, что в работе, что в личной жизни.
Баскар рассматривает кураторство в историческом контексте и приводит примеры успешного курирования: от первого директора Лувра, барона Денона, впервые применившего системный подход, разместив экспонаты в хронологическом порядке и по «национальности», до Харальда Зеемана, который к самой демонстрации отнёсся как к отдельному виду искусства, считая «выставку – холстом, а произведения искусства – красками». Отбор экспонатов преобразил подход к творчеству, для того, чтобы зрители не просто посмотрели на предметы, но осознали их, преобразовывали в свой внутренний опыт. Когда выставка стала самодостаточным творческим актом, искусству потребовалось обоснование. Куратор теперь – это посредник, не просто «заботящийся» об экспонатах, но придумывающий и обустраивающий медиа-арт пространства и сам способ подачи информации, объясняющий, почему нужно увидеть именно это и именно сейчас, иначе больше никогда и нигде. Баскар называет это новым видом искусства. Так простое коллекционирование превратилось в новый подход, который затем перекинулся и на другие сферы.
Самый важный постулат книги сводится к тому, что методы кураторства применяются в ответ на переизбыток информации и прессинг выбора, которые явились следствием «Долгого бума» промышленной революции. Потоковое производство новых единиц товаров приносит больше вреда, чем пользы, и затрудняет доступ к важным вещам конечному пользователю – тот просто теряется во множестве вариантов.
«Взрывной рост выбора ведёт к возникновению кураторской модели отбора (как я её называю). Суть её в том, что есть множество производителей и товаров, но они более умело адаптируются к потребностям потребителей». Таким образом, принципиально важным оказывается подход не к изобретению нового, а смены оптики и новый взгляд на организацию уже существующих вещей и контента.
«То, что мы теперь называем кураторством, – это интерфейс современной потребительской экономики», – утверждает Баскар, говоря о современности. Приводя в пример работу таких кураторов, как итальянский супермаркет нового поколения Eataly, сеть потокового вещания Netflix, и (ни больше ни меньше) куратора всея интернета Google, автор выявляет общие принципы: работа с большим количеством информации (отбор), её преобразование в структуру данных (оформление), с которыми удобно работать простым пользователям, как мы с вами. Если задуматься об успешности этих методов, вспомните, когда в последний раз вы пролистывали результаты поискового запроса в Google до второй страницы?
Решение проблемы переизбытка выбора, который подавляет человека, заключается, по мнению автора, в том, чтобы «полюбить ограничения», но парадокс состоит в том, чтобы одновременно не ограничить свой кругозор. Баскар считает, что в этом куратору-человеку поможет так называемый «машинный» подход, который необходимо совмещать с экспертным. Алгоритмы поиска расширились, чтобы не только отфильтровывать информацию, но находить в этом потоке что-то новое. При этом полностью перевести кураторство «в цифру» не получится, поскольку в таком случае теряется сам смысл «curare» – забота, продуманный экспертный выбор, в основе которого – знания и накопленный опыт их применения. Так что опасность того, что весь выбор за нас будут делать роботы, по мнению автора, современному обществу не грозит. Человек всё так же важен.
«Кураторский подход притягателен именно участием человека. Качественное измерение обусловлено индивидуальным стилем, вкусом, образованием или мнением и интересно именно благодаря присутствию личных причуд и озарений, которые и делают человека неповторимым. Кураторский подход отчасти значит подход ручной, который невозможно осуществить с помощью машин».
Майкл Баскар предлагает ответ на проблему перенасыщения, когда при грамотном подходе все, наконец, заживут счастливо и полноценно, но при этом оговаривается, что жизнь, подвергнутая подробной классификации и систематизации, грозит превратиться в скучную и предсказуемую.
«Опыт, впечатления и идентичность становятся результатом взвешенных подсчётов. Подпорки в виде больших нарративов, определявших нашу жизнь, рассыпались на разрозненные куски; писатель Даглас Коупленд назвал этот процесс «денарративизацией», а медиа-теоретик Даглас Рашкофф - «шоком настоящего». В этом смысле автор предлагает рассматривать кураторский подход в личностном отношении как стремление к накоплению опыта и впечатлений, так называемого «культурного капитала».
Но основная проблематика, на мой взгляд, осталась затронута лишь поверхностно. Автор с самого начала оговаривается фразой «проблемы стран первого мира», описывая ею проблему переизбытка, которая пришла на смену недостатку. Иными словами, все прелести кураторского подхода могут ощутить на себе лишь те, у кого реально есть из чего выбирать и чем платить за этот выбор. Даже не вдаваясь в полемику о голодающих детях Африки, любой город-миллионник до сих пор пестрит множеством примеров жизни на грани нищеты, где проблема отсутствия выбора по-прежнему явно актуальнее проблемы его переизбытка. Баскар, ссылаясь на статистику, настаивает на том, что благосостояние населения повышается и средний класс поднимает голову, но реальность для большинства читающих его книгу до сих пор состоит в том, чтобы удовлетворить свои базовые потребности.
Второй проблемой, которой можно было уделить больше внимания, является проблема нивелирования творчества как акта создания нового, и личности самого автора-создателя (а таким является сам Майкл Баскар – не только автор этой книги, но и издатель!). Превознося постмодернистскую манеру обрабатывать информацию, Баскар оставляет «за бортом» самих создателей – писателей, композиторов, художников.
«Мы можем по-прежнему любить миф о творчестве, но на практике, похоже, он давно остался где-то в далёком прошлом. Сегодня в кино постоянно снимают ремейки, книги переписываются, телепрограммы создаются с отсылкой к другим телепрограммам, в чартах доминируют сэмплы и ремиксы, мемы кочуют из одной области в другую». Поскольку теперь каждый может стать куратором, то есть автором собственного нарратива, если считать такое компилирование – творчеством, не рискуют ли свежие идеи и произведения целиком утонуть во вторичности? И, как следствие, отсутствие признания автора влечёт за собой отсутствие вознаграждения за его труд, без которого сама деятельность куратора невозможна. Зачастую кураторы-звёзды фактически паразитируют на создателях контента, который, пусть в нём и приходится разбираться, всё же является уникальным. Надо отдать должное Баскару, эту проблему он признаёт, хотя предложить её решение затрудняется.
«Системы распределения заслуг вроде Curator’s Code в целом следует приветствовать, несмотря на придирки. Лучше уж они, чем ничего. Однако, как говорил Джейрон Лэниер - да и не только он, - ретвиты на хлеб не намажешь. Решение, предложенное Лэниером - разработать новую систему микроплатежей, которая позволит эффективнее распределять вознаграждения, чтобы не всё доставалось «серверным сиренам» (такой термин Лэниер предложил для крупнейших кураторских локомотивов от Google до Facebook и иже с ними), - тоже решит не всё».
И всё же кураторский метод очевидно является решением во многих сферах жизнеустройства современного человека. По сути, мы уже применяем к себе кураторские методы, систематизируем и упрощаем жизнь: заказываем одежду в интернете, нам в офисы привозят уже расфасованную еду – только разогревай по часам, онлайн-кинотеатры демонстрируют любимые сериалы в удобное для нас время, наши странички в фэйсбуке напоминают резюме. Выражаясь словами Майкла Баскара из эпилога книги, «мы пока просто не понимаем, куда всё катится», но, если хотим начать, то эта книга – одна из попыток на пути к такому пониманию.
скачать dle 12.1