Наталья Полякова (Главный редактор):Представляю Вашему вниманию
141-ый номер журнала Лиterraтура.
О содержании рубрик мои коллеги:Мария Малиновская (редактор Отдела поэзии):Вдох, выдох.
Вселенная раскрывается и исчезает
(Ольга Попова)Океан онемевший, себя превращающий в сушу,
Назревает кровавой рекой, образуя нарыв
(Алина Витухновская) вон видишь подземный сад
Персефоны – бледные деревья, пожухлая трава – туда держит путь человек
(Дмитрий Дедюлин)Невесомый почти и незримый
Старожил неизведанных мест
(Евгений Блажеевский)Женя Декина (редактор Отдела прозы):Мощный красноярский прозаик Игорь Корниенко удачно экспериментирует с формой и представляет нашему вниманию шесть расшифровок диктофонных записей, сделанных в кабинете у следователя, который пытается разобраться в том, кто совершил убийство. Каждая запись – это не просто видение ситуации новым персонажем, это сюжетный поворот. В центре повествования подростки, глупые и инфантильные, но за ними прочитывается модель всего нашего общества.
В рассказе «Ловить солнце» Юлия Лукшина исследует проблемы памяти и уходящего прошлого, создавая тонкую и изящную ткань повествования, лишенного всяческой дидактичности. А в рассказе «Растерянные» Юлия выходит к осмыслению поколения в целом, но опять очень тонко, через визуальные образные ряды.
Екатерина Сперанская рассказывает пронзительную историю духовной близости бабушки и маленького внука, которые живут в собственном мире, непонятном окружающим. И даже после ее смерти этот общий мир, мир музыки, остается в сознании ребенка.
Наталья Мелехина погружает нас в глубины человеческой психики. Причем делает это мастерски и в повествовании от первого лица (в рассказе «Четыре встречи с отцом») и с позиции объективного повествователя. Артем, персонаж рассказа «Птица божья» на протяжении всего рассказа собирается сделать одно (и выбирает подходящий момент), но в итоге делает совершенно другое.
Ника Арника (редактор Отдела драматургии):Марина Крапивина про пьесу «Тайм-аут»: «Так получилось, что у меня есть два знакомых соцработника. Я слышала от них много историй про их работу и их подопечных. В какой-то момент количество перешло в качество. Еще мне всегда хотелось написать производственную пьесу». Пьеса «Тайм-аут» напечатана в №2 «Современная драматургия» 2019 года. Стала лауреатом конкурса «Исходное событие», а также попала в шорт-лист конкурса «Ремарка» и конкурса «Волошинский фестиваль». В результате попала в итоговый конкурс «Кульминация-2019». Благодаря конкурсу «Ремарка» пьесу читали в Новосибирске, в Вологде и Серове. Также в рамках лаборатории был сделан эскиз спектакля в Прокопьевске. А в мае 2019 года в рамках театрального фестиваля «Играем вместе» состоялась премьера спектакля «Тайм-аут» в Тверском ТЮЗе. Поставил пьесу режиссер Владимир Скворцов.
Виктория Топоногова посвятила свою пьесу «Просто соседи» Марии Тимофеевне, с которой некоторое время жила в коммуналке на Красноказарменной улице.Пьеса вошла в шорт-лист Конкурса современной драматургии им. В.С.Розова "В поисках нового героя", проводимого РАМТ в 2013 г., и в шорт-лист Литературной премии «Антоновка 40+» в 2019 г.
Пьеса Антонины Салтыковой «Слава богу, ты ушёл!» - первый опыт автора в жанре комедии. Пьеса стала лауреатом, финалистом литературной премии "Антоновка 40+" в номинации "Драматургия" (2019) и финалистом конкурса "Время драмы. Весна" (2018). По словам автора, «Иногда судьба специально оставляет тебя в одиночестве, чтобы однажды раздался долгожданный звонок в дверь. И когда ты распахнешь её навстречу привычному и старому, в жизнь ворвутся новые люди».
«Сумочка» Зои Гариной - самая короткая из представленных в номере пьес, написана для экспериментального театра. Вдохновением послужила идея короткометражного фильма Ивона Марсиану "Эмилия Мюллер". По словам автора, «Эта пьеса с отсутствием выраженного действия, но со значительной частью эмоциональных планов, подтекстов, ассоциаций. Молодая актриса, участница кастинга, рассказывает режиссеру истории своей жизни. Она заставляет режиссера выйти из своей обычной роли наблюдателя и слушателя и начать сопереживать рассказчице. Не это ли наивысшая цель актерства?».
Евгения Баранова (редактор Отдела нон-фикшн):Михаил Бару со свойственной ему высокой иронией рассуждает о природе творчества («Писатель бросает писать»).
Галина Ицкович в путевых заметках делится впечатлениями от Иордании («Ближневосточные сладости»).
Алексей А. Шепелев освещает волшебным фонарем скрытую от случайного взгляда Анапу («Город-сад и "цветы любви "»).
Людмила Вязмитинова беседует с куратором публичной программы кинотеатра «Пионер» Сергеем Сдобновым о роли литературной критики, депрофессионализации литературного процесса и возвращении квартирников («Cергей Сдобнов: "Критика – роскошь для российской версии капитализма "»).
Евгений Деменок в первой части основательной исследовательской работы рассказывает об одесских кабаре столетней давности («Одесские кабаре и театры миниатюр (1909 – 1920 годы). Часть первая»).
Данила Давыдов (редактор Отдела критики):В новом номере критического раздела Мария Бушуева пишет о книге Ольги Балла «Время сновидений». Балла, известная читающему миру как неутомимый книжный обозреватель, демонстрирует в этой книге иную стороны своего дарования, выступая как тонкая, чуткая к полутонам эссеистика, о чем сочувственно и пишет Бушуева.
Сложной по жанру, философско-эссеистическо-афористической, является и книга Алины Витухновской «Записки материалиста», которую рассматривает Алексей Лапшин. В рецензии демонстрируется последовательная критическая позиция Витухновской, по выражению Лапшина, «объёмная» и не укладывающаяся в рамке конвенциональных идеологий.
Анна Жучкова показывает устройство книги Андрея Рудалева «4 выстрела», посвященной четырем авторам, которых обыкновенно относят к «новым реалистам» (Р.Сенчин, С.Шаргунов, З.Прилепин, Г.Садулаев), - и делает это язвительно, в фельетонной манере, что представляется в данном случае совершенно заслуженным (с нашей точки зрения, язвительности даже не хватает; риторика А.Рудалева, впрочем, говорит сама за себя).
Владимир Тарасов в своем многоуровневом эссе пишет об одном из самых значительных и непрочитанных непоцензурных поэтов – Анри Волохонском (1936-2017). Тарасов соединяет в своем тексте и элементы личного опыта общения с поэтом, и прочтение текстов Волохонского, увы, доселе неизбалованного вниманием комментаторов и интерпретаторов.
В оформлении номера (титульная обложка) использовался фрагмент картины Артура Джорухяна "Энергия".______________________
P.S. Все выпуски журнала доступны в разделе "Архив" -
https://literratura.org/issues.html
скачать dle 12.1