Личный взгляд Евгения Журавли на фестиваль «ЛевитовФест», который прошёл с 9 по 12 августа 2024г. в Липецке.– Главное, чтоб не было дождя, – говорит Александр Анатольевич, с тревогой поглядывая на небо. Александр Анатольевич – руководитель липецкого отделения СПР, член оргкомитета фестиваля. Его опасения понятны. Ливень смоет с холмов города местный чернозём и густо покроет им улицы и тротуары города. А какой может быть литературный фестиваль без белых подошв?
Я хмуро поглядываю на свои измазанные, ещё утром белоснежные, кеды. Вышел на станции Грязь. Название оправданно, там дождь уже был. Теперь ничего не страшно.
– Поэтессам-то чё? На каблуках все, – пытаюсь смягчить я. – Да и вообще небесные создания.
Александр Анатольевич, а по-простому Сан Толич, хмыкает, поглядывая в сторону участников фестиваля, выгружающихся из автобуса. Действительно, талантливых поэтесс немало. Птицы небесные – не жнут, не сеют… Легко порхают, соскакивая со ступенек, наполняют окружающее пространство весёлым щебетом.
– А шо мальчишки такие квёлые? – бросает в нашу сторону Незнакомая Поэтесса. – Неуж винные магазины закрыты?
Способность отдельных частей её тела уверенно противостоять гравитации делает картинку воздушной, полной волшебства, окрыляя надеждой на открытие новых литературных талантов.
– Литература не описывает реальность, а дополняет её, – вздыхает за спиной Известный Критик.
Киваем.
Международный литературный фестиваль «ЛевитовФест-2024» странным образом не состоялся, но всё-таки состоялся. Известно, в русской литературе бывает и не такое. Накануне открытия город был атакован беспилотниками, чиновничье кипение по этому поводу нашло куда выпустить пар: «А у вас, случаем, не увеселительное ли мероприятие?» Так волевым казённым решением последствия (а может, и причины) атаки были нивелированы, а вместо Фестиваля была проведена «Образовательно-просветительская конференция им. А. И. Левитова», которая вместила в себя почти все запланированные мероприятия Фестиваля. И незапланированные.
– Ой, а нам как раз просвещения тут не хватает, подходьте, мальчики! – приглашает в вечерний полумрак голос Неизвестной Поэтессы.
Что-то звякает.
– Литература есть свет, – подтверждает из темноты голос Известного Критика.
В пруду рядом всплескивают утки, проливается что-то и в бумажный стаканчик в моей руке, вспыхивают огоньки сигарет и сливаются с огнями города. Кантовская идея Просвещения исходит из того, что неспособность самостоятельного и независимого мышления проистекает не из умственной ограниченности, а из трусости. Я решительно хмурюсь от этой мысли, стараясь, чтоб даже неофициальная часть программы не выглядела увеселительной.
– Не смурнуй так, сегодня сильно фестивалить не будем, - успокаивает Неизвестная Поэтесса.
Слышно, как во мраке Известный Критик набирает воздух на очередную цитату.
– Лишь бы не было дождя, – тайком крестится Сан Толич и поднимает глаза к тёмному небу.
Что можно сказать про Литературный фестиваль им. Левитова? Побывав год назад…
– Просветительскую конференцию… – тихо поправляет Анна Пална.
Сорри. Точно. Чтоб сказать что-то про Просветительскую конференцию, нужно… Ой, нужно два раза подряд произнести «про про», а это является неблагозвучием, так не пойдёт. Кстати, о таких вредных звукосочетаниях и других речевых ошибках я узнал на семинарах прошлогоднего Фестиваля им. Левитова. Что, безусловно, помогло мне написать достойный текст и для нынешнего сезона Конкурса («И конференции» – подсказывает Анна Пална). Да, и конференции… Финалисты претендуют на Премию им. А. И. Левитова, полуфиналисты просто приглашаются быть участниками мероприятий.
– Простите, а Вы в шорте или лонге? – осведомляюсь у поэтичной собеседницы.
– Летом только в шортах, – смело отвечает она. – А то и вааще…
Негромко поперхнулся фразой Известный Критик. Впрочем, можно примерно угадать его невысказанное. Наверняка он собирается развить мысль Виссарион Григорьича о том, что общество находит в литературе свою действительную жизнь…
– …возведенную в идеал, приведенную в сознание, – откашлявшись, согласно добавляет он.
– Неистовствуете, стало быть? – пытаюсь подсластить я.
Шумно вдыхает воздух в свои широкие меха Поэтесса рядом. В такие меха только новое вино. Это по Христу. Ибо суббота для человека, а не человек для субботы, как говорил Учитель. Критик мучительно жмурится и снова кашляет.
– Эх. Лучше бы уж сказал шо-нибудь. Или промолчал, – мечтательно бросает Поэтесса.
Мероприятия фестиваля…
– Конференции… – незримо поправляет Анна Пална.
Да, мероприятия Конференции (а также прошлогодних и будущих Фестивалей) Левитова – это бурный калейдоскоп познавательных, развлекательных и деловых встреч. Территория общения известных критиков, издателей, поэтов, писателей и даже, прости хоспади, культуртрегеров и начинающих творцов, прошедших конкурсный ценз. Событий столько, что, к сожалению, на все заведомо не успеть. Тяжёлый выбор.
– Ну вот… Умные направо, красивые налево… – сокрушённо разводит руками Поэтесса, – а мне? Разорваться штоль?
В глазах Известного Критика тлеет мудрое спокойствие жреца, знающего наперёд все возможные сюжеты. Ведь после Софокла все великие сюжеты уже известны. И по сути, всё это один сюжет. Уста его безмолвствуют. Ибо любой великий сюжет провиденциален, а там, где действует Провидение, никакого выбора нет. Он останавливает близорукий взгляд на ближайшем к глазам объекте и глубоко задумывается о жестокой силе предопределенности. Ближайший к его глазам физический объект сильно выпирает относительно прочих частей тела Поэтессы. Мне хочется успокоить его тем, что к детерминистскому сценарию неприменимо понятие морали. Не решаюсь. Иное молчание говорит больше слов. Он знает, что она знает, что он знает – у него нет выбора.
Вот так, странным образом, даже там, где всё известно, ждёт непостижимая тайна. Нигде так глубоко не постичь трагичных тонкостей античной драмы, не выстроить мыслимую, а то и натуральную, арку героя, как на Фестивале, притворяющемся Конференцией. Такое место на планете только одно. Семинары и внеурочные встречи несутся нон-стопом без всякого промежутка, дни и ночи сливаются в один (нет, Анна Пална, не «фестиваль») карнавал и вот уже сжатые вежливые приветствия сменяются визгливыми обнимашками, официальное «вы» исчезает под панибратским «ты» и стихийно образуется (не даром Конференция «образовательная») некое тёплое единство. Иногда горячее.
– Мальчишки, купаться идёте? – окликают тонкие голоса.
Сан Толич, который на второй день уже просто «дядя Саша», замирает на месте, как Симеон Столпник и вопросительно смотрит на меня. Конечно, снова задался вопросом – будет дождь или нет. Но откуда мне знать? Климатические метаморфозы не по части прозаиков. Пожимаю плечами. Тонкие голоса тоже затихли, ждут.
– Литература расширяет пределы возможного, претворяя недостижимое в жизнь, – спасает ситуацию Критик.
Выходит, надо соглашаться. Скромно смещаем центры тяжести в сторону более эстетичных.
– Шо, а вы тоже член этого… оркокомитета? – подозрительно щурится собеседница.
– Нет. Вовсе не… Совсем не он.
Конечно, она имеет ввиду Платона. Среди членов жюри есть и это великое имя. Из уважения отвергаю ланч с наименованием «Платон» в местном кафе. Долго думаю, что съесть из оставшихся: «Аристотель» или «Сократ»? Первый стал Платону оппонентом, другой был учителем. Не по статусу как бы…
– Да пожуй ты уже хоть что-нибудь, хоть на минуту замолкнешь, – незлобиво кричит от соседнего стола Платон.
Конечно, он намекает на исходную мысль своего знаменитого учения: касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, только лишь мнение, а неизменны лишь вечные основания, назваемые эйдосами (или, по-нашему, «идеями») и стало быть, многословные речи о сущем бесполезны и бестолковы.
Сущая правда. Но всё же сущая? Парадокс.
– Нет правды на земле, но правды нет и выше, – торжественно цитирует отца русской словесности Критик.
И то правда.
– Ладн, не обижайся на слова. Держи уровень, – продолжает наставлять Платон.
Он склоняется над своей тарелкой, исследуя содержимое. Мне и хочется поболтать, но боюсь отвлекать. Знаю, решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Учитель. Здесь его называют «мастер».
– Я вас умоляю. Все крутые мужики всегда с бородой, – развеивает сомнения Поэтесса.
Небесные создания получают дары напрямую с Небес. Это по Матфею. Наверное, и по Платону. Осознают ли поэты, что из них исходит? Только в таком месте, как фестиваль («конференция, ёж ты ж!») Левитова вдруг ощущаешь, как некоторым дано. Просто д-а-н-о. «Устами поэта глаголет Бог». Молча кивает, угадав мою мысль, Известный Критик. Чешем подбородки, переглядываемся. Бородатых на фестивале только трое: руководитель СМЛ, руководитель СПР и Платон. Сходится.
Утро. Руководитель СПР, он же наш родной дядь Саша, заметно нервничает, наблюдая посадку участников в автобус.
– Что, дождь обещают? – произношу страшное я.
Дядь Саша по-отцовски смотрит на меня, с грустным вздохом кладёт руку на плечо. Видимо, уберегает от лишних переживаний. Действительно, к чему слова? Впереди ещё целый день. Мастер-классы, презентации книг и литературных журналов, разбор текстов и даже курс по дегустации виски – на фестивале («…конференции» – поправляет закадровый голос Анны Палны) имени Левитова начинающему автору есть чем подтянуть свой уровень. Тоже тороплюсь.
– А шо у тебя так сильно упало, шоб подтягивать? – смеётся Поэтесса.
Тупик. Не знаю, чем отшутиться.
– Литература воспринимает идеи общества и возвращает ему их улучшенными или доведенными до абсурда, – итожит Критик.
Дядя Саша изображает болезненную мимику и закатывает глаза под брови. Кажется, всё-таки сильно переживает насчёт осадков.
Третий день Фестиваля, Анна Пална уже не поправляет оговорки участников. Конференция, так конференция. Фестиваль, так фестиваль. Пусть каждый сам решит, чем стали для него эти дни. Организационный стресс потихоньку отступает, Анна Пална, она же Хозяйка, она же просто Анна, стоит в стороне, наблюдая за весёлой канителью Кудыкиной горы. Уже четвёртый год Фестиваль держится на её хрупких плечах. Задумав когда-то почтить память незаслуженно забытого писателя-земляка, она превратила мероприятие в одну из самых престижных премий для начинающих авторов.
– Ну как? Всё нравится? – спрашивает она.
Грех жаловаться. Кеды отстирал, теперь только звездить. Скоро поэтический слэм – каблуки и платья участниц заставляют предпочесть поэзию прозе. Высшая словесность не оставляет шанса на выбор.
– Вон и мои приехали, – говорит Анна.
Среди толп посетителей парка мелькает жгучая темноглазая улыбка. На всякий случай распрямляю плечи, поправляю причёску. «Мои» – это её самые свои. Родня и близкие из села Доброго, родины Левитова. Статные девы, могучие тёти и ангельский карапуз, дёргающий воронёные локоны мамки. Здесь же и прямые потомки писателя, учредившие в рамках Премии свои отдельные призы. Село Доброе – доброе село.
Вдруг понимаю, чем отличается Фестиваль Левитова от прочих, виденных мною. Он семейный. Такой, куда приятно позвать и семью. И такой, где далёкие люди становятся твоей семьёй.
– Литература есть генерация смыслов и поиск истин, – заключает Критик.
«…Стремящихся не к усложнению, а к простоте» – хочется добавить мне.
Мимо проносится довольный дядя Саша, подмигивая на ходу раскосым прищуром. Видимо, дождь отменяется. Нереально хороший день. Настолько, что грудь щемит внезапная грусть.
– Любая национальная литература имеет источником эпос народа, его историю и тайные чаяния, – сентиментально прикрывает глаза Известный Критик.
Согласен. Находясь здесь, на этой земле, неизбежно приходишь к нашим вечным сюжетам. Лягушка превращается в царевну, в зайце обнаруживается утка, а очередной Колобок, усыплённый самомнением, лопается на острых зубах хитрой старой Лисы. И хотя идёшь туда, не зная куда – обязательно приходишь. И сказочный дракон здесь не злобный – наш родной трёхглавый Горыныч. Пыхтит себе огнём, веселит мелюзгу Кудыкиной горы. Те визжат, просят ещё. Но всему свой урочный час. Всё повторится, да в другой раз.
– Есь чё? – слышится стук каблуков рядом.
Переглядываемся. У нас только редкие фразы, великие мысли, славянская грусть. И минералка.
– Ну ей-богу, у вас как в сказке – чем дальше, тем страшней.
Действительно, всё как в сказке. Но не бывает сказки без чудес. Неизвестная Поэтесса становится известной. Дядь Саша задумчиво смотрит в чернеющее небо. Новая звезда. И никаких туч.
Пенно бахает шампанское. Смущённые лауреаты принимают поздравления. Ни зависти, ни обид – здесь что-то приобрели все. Гул перед гостиницей «Советская», оклики, проповедный голос Платона – всё говорит об одном – никто не хочет расставаться. Как-то слишком быстро.
Всё покрывает темноволосая ночь. Потом хлопанье дверей, стук рельс, столичная беготня, трап самолёта. И вот, сходишь в родном городе, вдыхаешь привычный воздух и вдруг настигает странное щемящее чувство. Что-то забыл или оставил. Потерял или не сказал. А может, просто, так и не уехал? Несколько неожиданных капель падает на щёки. Поднимаю голову. Точно. Сейчас всё-таки ливанёт.
Анна Харланова на открытии конференции «ЛевитовФест-2024»
Победители «ЛевитовФест-2024»
Всего в этом сезоне шесть победителей в пяти номинациях:
– «Проза 18–40. Открытие»: Еленец Ксения
– «Проза 40+. Мастер»: Щербак Владислав
– «Поэзия 18–40. Открытие»: Мирослава Бессонова
– «Поэзия 40+. Мастер»: Надя Делаланд
– «Детская литература»: Светлана Горева
– Специальный приз «За вклад в развитие современной прозы» получил писатель Роман Богословский
Выбор рода Левитовых:
1. Приз «Приверженность традиции: Карамышев Александр (г. Рыбинск), «Мятеж».
2. Приз «Энергия слова»: Екатерина Ивушкина, «Свидание».
3. Приз «Сила образа»: Топоногова Виктория, г. Москва. Подборка «Холодает».
Дополнительные призы от потомков писателя: Александр Пензенский, Андрей Ивонин, Ната Володина, Светлана Ахмедова. Диплом от Добровского округа и приз к 70-летию Липецкой области получил поэт Евгений Резвых.
Информация о семинарах:
Семинар прозы №1
Мастера: Андрей Тимофеев, Евгений Сулес
Участники: Иван Якунин, Наталья Бочечко, Евгений Журавли, Дания Прасолова, Елена Колесникова.
Семинар прозы №2
Мастера: Платон Беседин и Александр Евсюков
Участники: Марина Марьяшина, Владимир Чернявский, Олеся Варкентин, Екатерина Солнцева, Алексей Ханыкин.
Семинар прозы №3
Мастера: Наталья Полякова, Елена Шумара и Илья Виноградов
Участники: Екатерина Ивушкина, Елена Антипова (Александрова), Елизавета Волынская, Александр Карамышев.
Семинар прозы №4
Мастер: Геннадий Рязанцев
Участники: Данила Катков, Алинда Ивлева, Тамара Селеменева, Вероника Воронина.
Семинар поэзии №1
Мастера: Борис Кутенков и Светлана Ахмедова
Участники: Евгения Симакова, Евгения Решетникова, Дарья Ривер, Юлия Месхия, Виктория Беляева, Екатерина Диденко (Кудакова).
Семинар поэзии №2
Мастера: Валентин Нервин и Дмитрий Мурзин
Участники: Мария Смирнова, Иван Белоусов, Галина Кипренко (Ахсахалян), Ната Володина (Наталья Непорада), Мария Скуба (Тухватуллина), Дорошина Вера, Анна Дикарева.
Семинар поэзии №3
Мастера: Дана Курская и Ксения Савина
Участники: Инна Подзорова, Дарья Князева, Елена Шилова, Алина Евлюхина, Алла Самохина, Алена Топычканова.
Семинар «Детская литература»
Мастера: Виолетта Минина, Жанна Бочманова и Татьяна Шипошина
Участники: Татьяна Волкова, Маргарита Голенко, Ольга Кузнецова, Танзиля Искандарова, Надежда Беляева, Елена Бекирова, Наталья Шунина.
Семинар для липецких авторов
Мастера: Елена Иванова, Любовь Гудкова, Татьяна Филиппова, Дмитрий Филиппенко
Участники: Любовь Малинкина, Никита Алексеев, Любовь Свиридова, Елена Подвигина (заочно), Ирина Шаталова, Дарья Корнилова, Елена Лунева, Александра Куликова, Жанна Щетинина.
В селе Доброе, на родине писателя-народника 19 века Александра Левитова.
скачать dle 12.1