Редактор: Сергей Пронин Об опыте театральной постановки романа Сомерсета Моэма «Театр» в «Булгаковском доме». В последнее время сразу несколько крупных театров начали адаптировать для сцены роман Моэма «Театр». Санкт-Петербургский академический театр, театр Вахтангова, «Современник» и «Булгаковский дом» представили свои версии прочтения всеми любимого произведения. Владимир Панков в «Современнике» пригласил на главную роль Елену Яковлеву и сделал акцент на почти психиатрической профдеформации Джулии Ламберт, которая и сама уже не понимает, где игра, а где реальная жизнь. Ольга Субботина из театра Вахтангова взяла на главную роль более холодную Лидию Вележеву и постаралась показать образ творца в целом – человека, для которого искусство выше и интереснее реальной жизни.
Валерий Туголуков в «Булгаковском доме», наоборот, сосредоточился на внутреннем мире героини. Его Джулия Ламберт бесконечно обаятельна и непосредственна, каждый день изображая чувства на сцене, она старается сохранить искренность в реальной жизни, и приходит к трагической дилемме. Без реальных чувств гораздо проще, у тебя остается гармония в семье и бесконечно радующее искусство, но без любви, пусть и доставляющей столько страданий, ты внутренне мертв. И Джулия Ламберт, которая все это понимает, готова платить такую высокую цену.
Исполняет Джулию в «Булгаковском доме» заслуженная актриса России Татьяна Аугшкап. Ее Джулия немного взбалмошная, непосредственная и бесконечно живая. Рассказывая простую, казалось бы, историю любви, в которой стареющая актриса влюбляется в юного и хитрого бухгалтера, который сначала использует ее в своих целях, а после, осознав, что его новая молоденькая возлюбленная ничего не стоит, пытается вернуться, Татьяна выходит к осмыслению жизни человека в целом. За время краткого романа, героиня проходит путь от юной влюбленной девочки к циничной оскорбленной женщине, а после и вовсе возвращается к позиции человека, прожившего жизнь, и все о жизни знающего. В этой позиции ты мудр, искушен, но эмоционально мертв, и героиня признается, что готова пройти все это снова, с новым героем.
Молодой актер Валентин Сапронов, исполняющий роль Томаса Феннела, создал с главной героиней блистательный дуэт. На глазах зрителя он сначала превращается из юного искренне влюбленного фаната в начинающего альфонса, а потом и вовсе становится хитрым манипулятором, использующим в своих целях уже не только Джулию. Благодаря его тонкой игре зритель оказывается поражен не меньше самой Джулии – искреннему мальчику, которого ты видел 5 минут назад невозможно было не верить, и во что он превратился теперь? И почему?
Линия охлаждения мужа Джулии, и линия трагических отношений с сыном в эту постановку не вошла, автор сосредоточился на силе любви и попытке «прожить» несколько жизней в одной. Именно поэтому не вошла и линия театра – Джулия почти всегда в реальной жизни или за кулисами. Это с одной стороны, не позволило авторам показать саму сцену морального уничтожения соперницы, которая является мощной кульминацией романа, но с другой позволило создать атмосферу юмора и удивительной, почти комедийной легкости, которой сейчас так не хватает зрителям. В этом помогли второстепенные персонажи, исполненные не менее филигранно, без комикования, а с искренним живым состраданием к драме главной героини. Любящий муж, директор театра, яркая веселая прислуга, обеспокоенный сын – все они создали прекрасный ансамбль. Без сомнения, такой вариант прочтения объемного и сложного романа тоже очень интересен и достоин зрительского внимания.
скачать dle 12.1