ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 217 апрель 2024 г.
» » Сергей Пронин. НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ (2 ч.)

Сергей Пронин. НОВЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ (2 ч.)





В первой части этого материала мы говорили о независимых литературных проектах. Многие из них традиционно называют себя журналами, другие используют определение «зин». Однако если первые зины были в основном текстовыми, современные зины – это, как правило, арт-проекты художников и фотографов, иногда полностью состоящие из изображений и графики. 
Когда мы только приступали к работе, мы хотели разобраться в феномене литературных зинов, но оказалось, что это лишь верхушка айсберга. 
Во второй части материала мы попробовали погрузиться глубже и поговорить не только с создателями литературных проектов, но и с художниками, фотографами и популяризаторами зин-культуры.


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕТРАДЬ В ЛИНЕЙКУ»
http://ruledbook.tilda.ws/

Создатели проекта: Екатерина Белоусова, Оксана Васякина, Дарья Бобылёва.

На наши вопросы отвечала Екатерина Белоусова:

«Влияние каждого отдельного маленького проекта может быть внешне незаметным, но, как небольшое движение тектонических плит, оно затрагивает многое в  широкой перспективе: авторов, читателей и сообщество вокруг. Последствия могут быть самыми неожиданными».

Как пришла идея издательского проекта? Почему его нужно делать именно сейчас?

Как человек, любящий современную литературу, я думаю, что для ее развития необходимо существование независимых издательских проектов, как краткосрочных, вроде отдельных зинов и сборников, так и долгосрочных, существующих на базе самоокупаемости или грантовой поддержки. Разнообразие эстетическое, концептуальное и идеологическое создает, по моему мнению, нормальную среду, в которой  читатель и автор могут найти друг друга. 
По сути, небольшие издательские проекты – это такие островки, на которых свои находят своих. Произведения, которые публикуются внутри проекта, – нечто вроде архитектурного облика города.  Создать и поддерживать жизнь на таком островке, конечно, не просто, зато результат – создание собственного микромира. Ведь здесь иначе, чем на «материке» больших издательств и премий: есть свои ограничение, но и свои преимущества. 
Влияние каждого отдельного маленького проекта может быть внешне незаметным, но, как небольшое движение тектонических плит, оно затрагивает многое в  широкой перспективе: авторов, читателей и сообщество вокруг. Последствия могут быть самыми неожиданными. 
Я не мыслю «Тетрадь в линейку» как сверхактуальный ответ на какую-то проблему. Я взялась делать ее из любопытства, из желания скрестить знакомые отсылки к школе и школьным предметам  с миром воображения, грез, сломанной и собранной заново  реальности. Отсылки к школе как возвращение к детству, которое, согласно общепринятому мифу,  было временем подлинности, но для многих, напротив, запомнилось необходимостью постоянно подстраиваться под шаблон. Приглашая авторов и иллюстраторов вернуться к тетради в линейку, я хотела создать альтернативную систему, работающую как с настоящим, так и прошлым, расширяющую и освобождающую.

Как бы вы сами охарактеризовали «Тетрадь в линейку»?

“Тетрадь в линейку”  формально можно определить как зин-серию. Для  меня это и личный кураторский проект, и художественное высказывание, в создании которого принимают участие множество людей. 

Это разовый проект на пять выпусков или вы планируете продолжать?

В планах издание пяти тетрадей. Выпуск следующих серий пока не планируется.

Каков идеальный текст для вашего проекта?

Когда мы объявляем опен-коллы, то формулируем пожелания к текстам. Они могут быть формальными (объем, жанр) и менее конкретными, настроенческими. Каждый выпуск – приглашение к фантазии на определенную тему. Если возвращаться к метафоре города, который строится на острове, то каждая тетрадь – это земля, имеющая специфический ландшафт. Тексты должны встроится в него и гармонично – но не повторяя друг друга – сочетаться. Знаем ли мы рецепт идеального “здания” до того, как увидим хотя бы проект? Нет, наше знание ограничено, автор всегда может удивить, но критерии есть, так как есть контекст и формальные/настроенческие требования, т.е ландшафт и климат. 

Как вам прислать текст? У вас идут опен-коллы или вы читаете самотёк?

Мы принимаем тексты в формате опен-коллов. Сейчас уже отобраны тексты на два следующих выпуска, остался еще один, который мы объявим после окончания работы над собранным материалом.

Кто читает выпуски вашего проекта? У вас есть в голове собирательный образ вашего читателя?

Я думаю, что наши читатели и наши авторы очень похожи. Они созидатели и художники – в широком смысле слова. Наше издание не рекламирует себя. О нас знают преимущественно люди, которые знакомы с теми, кто так или иначе участвовал в проекте. Купить тетрадь и заказать бесплатный pdf можно на сайте или страничке в фб, то есть мы можем видеть, кто покупает и читает тетрадь, наши читатели не отделены от нас посредниками. Это друзья, пусть даже мы не знакомы лично.

Какое будущее у независимых журналов и зинов?

Это сложный вопрос и здесь я бы не стала брать на себя роль эксперта. Если же говорить о своих наблюдениях и соображениях как участник процесса, то, я предполагаю,  мы будем наблюдать увеличение числа изданий и зинов, инициируемых отдельными писательскими сообществами: например, вокруг литературных школ и курсов. Число людей, профессионально  и любительски занимающихся письмом увеличивается, многие из них готовы брать на себя ответственность как издатели. Другое дело, что этот процесс могут приостанавливать и корректировать экономические и политические факторы.


АВТОРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗИН «TERMALNO»
https://www.instagram.com/99mona99/

Автор проекта: Мария Клименок.

«Я думаю, зины можно создавать и выпускать когда угодно. Даже если ты сделал его 10 лет назад, он не может перестать быть актуальным, а наоборот будет интересен ещё больше, в этом и прелесть зинов».

Как пришла идея сделать зин?

Идея возникла, как обычно это бывает, из образа в голове, который складывается из кучки мыслей. Так меня зацепила мысль о человеческой ауре, которая меняет свой цвет в зависимости от того, что чувствует человек.

Почему вы решили делать именно зин, а не, скажем, тематическую подборку на девиан.арт?

Изначально я делала и делаю зины сразу от руки, потом переношу это в цифровой формат, поэтому сразу решила отдавать в печать. Подборки и цифра это хорошо, но это не даёт возможности в полной мере соприкоснуться с творчеством. Бумага в этом плане гораздо лучше, ее можно потрогать и почувствовать, ощущения от неё и от картинки в интернете совсем разные. В этом плане мне ближе DIY культура, я считаю, что рисованный продукт должен конкурировать с электронным.

Как бы вы описали идею вашего зина? Почему его нужно делать именно сейчас?

За идею взято понятие ауры человека. Хотелось раскрыть эту тему, показать именно мой взгляд на эту тему. Создать мир в котором разные эмоции, ощущения и состояния передаются через цвета, фактуры, формы и пространство. В зине я хотела изобразить человеческие органы и части тела человека, которые меняют цвет и форму благодаря направленной на них энергии. Я думаю, зины можно создавать и выпускать когда угодно. Даже если ты сделал его 10 лет назад, он не может перестать быть актуальным, а наоборот будет интересен ещё больше, в этом и прелесть зинов. В моем случае я мыслю интуитивно, показываю своё творчество в зависимости от того интересна мне эта тема сейчас или уже нет.

Это разовый проект или вы планируете делать выпуски регулярно?

Я делаю зины уже год, большинство из них пополняют моё портфолио и иногда инстаграм. Зин “TERMALNO” попал на прилавки и в продажу в качестве эксперимента и с целью показать своё творчество большему количеству людей.

Это исключительно персональный проект, или вы выпускаете зины и в сотрудничестве?

Проект персональный, как и все мои зины. Для распространения я пишу в различные творческие мастерские, которые помогают молодым творческим людям вроде меня. Так, например, зин “TERMALNO” посчастливилось выставить в «Benzine».

Кто смотрит ваш зин? У вас есть в голове собирательный образ поклонника вашего зина?

Надеюсь смотрят все, и в основном те, кто может увидеть что-то большее, чем каракули внутри ;)
А если бы был поклонник, скорее всего это фанат текстур, чего-то концептуального и самиздата конечно, или вовсе какой-то чудик:)


ЗИН «БЕТОН»
https://vk.com/koshkamed

Создатель проекта:Владислав Тарасенко (Dimalisk).

«Вообще, по-хорошему, зинов вообще быть не должно. Но в этом, наверное, и есть тоже какой-то свой кайф».

Как пришла идея сделать зин? 

Я жил несколько месяцев в сквоте в одном из заброшенных пионерлагерей под Москвой. Там ребята отливали фигурную лепнину из бетона, причем именно из бетона – у них такой идеологический выбор материала был как самого грубого. Я посмотрел на это, и подумал, что Бетон – отличное названия для зина.

Почему вы решили делать именно зин, а не сборник текстов? 

Да по сути это сборник текстов. Whatever you like.
Но разница все-таки есть. До этого мы выпускали сборник «Кошачий мёд», он был большой. А сейчас, во-первых, для экономии своих сил, денег на печать, а также чтобы упростить аудитории жизнь, я решил сделать формат куда более компактным. Причина тут только одна - такое проще потреблять и проще производить. Если выстрелит мимо - не так жалко, как если бы это была книга.
Почему выбрал само слово «Зин»? Потому что издание просто по всем параметрам находится на стыке между маргинальностью и искусством. Что-то вроде того. Оно определенно маргинально (но не слишком) и в первую очередь поэтому слово зин тут уместно.
Иначе был бы альманах, сборник, журнал или еще какая-нибудь дребедень.

Как бы вы описали идею вашего зин? Почему его нужно делать именно сейчас?

По-хорошему надо бы лаконично сделать. Но я все ленюсь. Перед выпуском точно надо будет написать. Вот что мы говорил в опен-колле:
Грубый материал, из которого построено если не все, то многое вокруг Цемент, песок, щебень, вода. Вязкая серая смесь - суровая гуммозность бытия. Материя в своем необработанном виде.
Истории о пути героя, проходящего сквозь грубый бетонный период жизни. Через российские окраины. Сквозь пустыри и заводы. Суть в том, чтобы показать силу духа, превозмогающего (интегрирующего, обуздывающего) сырую материю и жесткие условия среды. Почти как сквозь тернии, только - через бетон к звездам.
Это как быть 16-летним подростком, родившимся в Ачинске в семье трудяг-алкоголиков. Ты все утро провел в колледже, днем разгружал вагоны, а вечером вылез на крышу, и у тебя есть эти волшебные 10 минут. Ты глядишь на загорающиеся звезды, и понимаешь, что все не зря.
Или это может быть история артиста, который всю жизнь проработал на стройке. а по вечерам дает концерты в местных барах. Или бизнесмена, горящего идеей о высшей цели. Или о человеке труда, простого, черного труда, в котором он находит свой смысл. 
И вообще даже без лаконичной формулировки, просто по названию идею хорошо выхватывают. Банально, у всех такие периоды жизни есть, все знают, что это значит, все родились в России.
В каком-то духовно-психологическом плане такие истории, хоть и не сильно веселые, помогают пережить, осознать что ли многие вещи. Ну и дальше, сквозь эти тернии и фигню все равно всегда что-то да начинает светить. Как в песенках Летова.

Это разовый проект, или вы планируете регулярные выпуски?

Это разовый проект, дальше если будут выпуски - они будут называться по-другому и темы будут другими. Он не будет называться "Бетон". 

Каков идеальный текст для вашего зина? 

Искренний, наверное. Положа руку на сердце, мне пофиг на литературу, как на литературу. А вот истории людей –важная штука. Мне, кстати, было жалко отказывать многим неопытным авторам или старикам, которые отправили реально довольно честные и интересные, но плохо написанные истории. Качество и слог все равно важны. Ну тут надо понимать, почему и для кого пишешь. Если по всем пунктам совпадение – такой автор нам и подходит.

Как вам прислать текст? У вас идут опен-коллы или вы читаете самотёк?

Опен-коллы. Группа вконтакте, и на сайтах с литературными конкурсами можно найти.  

Кто читает ваш зин? У вас есть в голове собирательный образ вашего читателя?

Я не знаю, мы же его еще не выпустили. Прямо сейчас никто не читает, кроме редактора. Вообще интерес я вижу. Идеальный потребитель зина как арт-объекта – это такой парнишка с улицы или из небольшого городка, которому, в общем, живется хреново, но он не отчаивается, мечтает заниматься творчеством куда-то пробиваться.
Есть уже нормально живущие оплачиваемые специалисты, но с таким прошлым. Допустим, и это конкретный пример, человек сейчас фотограф, а раньше наркотиками торговал на улице. У него прям глаза горят, ему нравится эта идея с пробиванием через бетонные тернии.
Для них да, такой сборник зайдет. Может, даже что-то даст, не знаю.
А если говорить об идеальном читателе как о читателе текстов, то, наверное, это все же кто-то постарше, вдумчивее. Человек, который уже разбирается в культуре и в искусстве, и в бэкграунде. Он для себя гораздо больше найдет здесь.
Но скорее всего это будет человек тоже так или иначе вышедший из условно «низкой» среды.

Какое будущее у независимых журналов и зинов? 

Да вряд ли тут можно говорить о каком-то будущем. Круто было бы продавать их как что-то уникальное в виде NFT-токенов за криптовалюту. Только нафиг кому это нужно.
Это какая-то нишевая тема. И еще почему я называю зин арт-объектом: потому что половина людей купят его за идею в нем содержащуюся, но читать его не будут, и это, возможно, тоже не так уж и плохо.
Вообще, по-хорошему, зинов вообще быть не должно. Но в этом, наверное, и есть тоже какой-то свой кайф.
Если средний специалист в любой сфере может нормально зарабатывать, может рассчитывать на нормальное к себе отношение, то в литературе только топовый автор хоть на что-то может рассчитывать. Все остальные стоят в сторонке. И так будет еще долго.
Зин это одновременно и протест против такого положения и попытка его изменить.
А изменится что-то, я не знаю. Либо надо уходить в мультимедийные форматы, либо ждать, когда придумают литературу 2.0. Не знаю уж какой она будет.
Форматы могут умирать. Язык может умирать. Да все может измениться еще тысячу раз. При всем этом все еще и будет усложняться. Но одна вещь – хорошая история – будет актуальна всегда.


АВТОРСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗИН «ПУСТО»
https://www.instagram.com/liza.please/

Автор проекта: Елизавета Барышова.

«Кажется, что сейчас как раз почти бессмысленно делать малотиражные издания. Люди не понимают, зачем покупать распечатанные на принтере брошюры за 700 рублей и вообще зачем покупать арт».

Как приходят идеи зинов?

Всегда по разному: где-то я перерабатывала свой опыт, где-то мы с подругой придумывали друг другу персонажей и историю, где-то я просто нарисовала картинки, объединенные общим настроением. Идея пришла тогда, когда все было нарисовано и собралось в единое целое. 

Почему вы решили делать именно зины, а не, скажем, просто выложить куда-то подборку графики, или сделать альбом?

Я начала делать зины в рамках брифа «Зин» во время обучения на курсе иллюстрации в Британке. Графику я и так выкладываю в Инстаграм и Беханс, это разные и не противоречащие друг другу медиа.

Почему зины нужно делать именно сейчас?

Кажется, что сейчас как раз почти бессмысленно делать малотиражные издания. Люди не понимают, зачем покупать распечатанные на принтере брошюры за 700 рублей и вообще зачем покупать арт. Часы работы, потраченные на рисунки и верстку, никогда не окупятся. 

Каждый зин – это разовый проект или какой-то может превратиться в серию?

В моем случае, зин может стать серией, может быть и как отдельным проектом. Пока что каждый мой зин посвящен какой-то одной теме.

Это исключительно персональные проекты, или вы выпускаете зины и в сотрудничестве?

Есть зины, которые я сделала сама. А есть пара, которые мы сделали с подругами в рамках объединения «Старые огурцы». Один из зинов посвящен чудесам народной медицины, а второй детским страшилкам. 

Кто смотрит ваши зины? У вас есть в голове собирательный образ поклонника ваших зинов?

Я неоднократно участвовала в инди-маркетах. Обычно приходят люди, которые либо сами рисуют или хотят начать, либо друзья. Есть еще очень маленькая прослойка людей, которая фанатеет от всей зин-культуры и коллекционирует зины. 

И последний вопрос: какое будущее у зинов на ваш взгляд?

Мрачное. Будущего нет, культура зинов медленно умирает. Раньше, когда методы тиражирования были не так доступны, зины, как уникальный товар, имели больше смысла. Сейчас все потребляют информацию через телефон и компьютер. Какой смысл покупать зин, если ты можешь посмотреть его в Инстаграме, а затем скачать понравившуюся картинку и поставить ее на заставку?


АВТОРСКИЙ ФОТОЗИН «СДЕЛАЙ И НЕ СОЖАЛЕЙ»
https://www.instagram.com/look_inside_u/

Автор проекта: Дарья Хаджиева.

«В первую очередь любой проект/книжка/зин это рефлексия. А рефлексия дело одинокое, но очень важное».

Как пришла идея сделать зин?

О существовании такого формата как «зин» я узнала в 2019 году, когда начала учиться в академии документальной и арт фотографии Фотографика ( https://fotografika.su/ ). Там был отдельный курс, который вела Алла Мировская, про книги и зины, и вот именно с него началась моя любовь к книжному формату, в том числе и к зинам!

Почему вы решили делать именно зин, а не, скажем, просто выложить куда-то подборку фотографий, или сделать фотоальбом?

Мне кажется, фотография становится настоящей, в том числе именно когда печатается, когда ее можно потрогать. Да, можно было выложить подборку снимков в инстаграм, но это совсем не то. Мне хотелось, чтобы текст перемежался с фотографиями, и человек не спеша следил за ходом моих мыслей, хотелось чтобы его ничто не отвлекало от просмотра, чтобы он физически ощущал удовольствие от перелистывания страниц с фотографиями. Хотелось, чтобы история ожила и её можно было бы потрогать.

Как бы вы описали идею вашего зина? Почему его нужно было сделать именно сейчас?

Мой первый зин «Сделай и не сожалей» родился спонтанно, но стал моей проектной работой на курсе у Аллы Мировской. Это было летом 2020 года. В Москве только-только отменили пропуска, и люди смогли спокойно выходить на улицы и даже гулять. Я, как и большинство, людей сидела на карантине и к тому времени не снимала ничего уже 3 месяца. Мой первый день в городе прошел с моей пленочной камерой. Я жадно снимала все, по чему так скучала. Я очень люблю Москву, ее улицы, людей, кофейни, парки, трамваи, весь этот шум и гам. Мне очень хотелось показать все это, простые вещи, которых так не хватает, когда всё время сидишь дома. Я отсняла около 10 катушек и начала потихоньку собирать историю. На одной из фотографий  был стикер, приклеенный к стене в районе чистых прудов. На нем было написано «Сделай и не сожалей». Когда я увидела его, поняла, что у моего проекта появилось название.

Это разовый проект, или вы планируете делать выпуски регулярно?

Конкретно у этой истории не будет продолжения, но сейчас я работаю над новым проектом. Он тоже о месте, и о том, как я по нему скучаю. Название пока не могу вам сказать, но этот зин будет о Стамбуле. Это «мой» город от начала и до конца. Место силы. Я не была там уже 2 года и очень хочу вернуться. Материал снимался на протяжении нескольких лет, но только в разлуке с местом хочется о нем рассказывать, показывать любимые кадры, контактные листы с пленок ( я снимаю свои проекты только на пленку), какие-то артефакты из моих прежних поездок.

Это исключительно персональный проект, или вы выпускаете зины и в сотрудничестве?

Все что я делаю, я делаю сама и только для себя. Если это находит отклик у моей аудитории в Инстаграм или близких друзей/коллег, то мне радостно. Но в первую очередь любой проект/книжка/зин это рефлексия. А рефлексия дело одинокое, но очень важное.

Кто смотрит ваш зин? У вас есть в голове собирательный образ поклонника вашего зина?

Я думаю это такие же люди как и я. Они любят путешествовать, смотреть по сторонам, снимая присваивать себе то, что цепляет взгляд. Они любопытные до всего нового и любят пробовать себя в новом. Это люди, которым всегда немного неспокойно и они горят чем-то. А вот сколько им лет, где они живут, на какую работу они ходят- не имеет никакого значения.


МАГАЗИН ЗИНОВ «BENZINE»
https://www.benzine.store/

Создатели проекта: Никита Алексеев, Юлия Назарова и Михаил Араслано.

«В зинах прекрасна возможность лажать и делать из этого фишку». 

Что такое зин в России?

Да то же самое, что и во всем мире — это любительские малотиражные издания, самодельные журналы, от обычных брошюр формата А5 до очень неочевидных экспериментальных форм.

Зачем делать зины? Сейчас это актуально?

Для удовольствия, веселья, самовыражения, чтобы делиться идеями и эмоциями. Это довольно нишевая история, но очень актуальная.

Есть ли поклонники зинов в России? Или вокруг каждого формируется своё изолированное сообщество?

Да, поклонники есть, и их становится больше. Сообщества формируются, но скорее по всей тусовке, а не вокруг конкретных изданий.

Какой должен быть зин, чтобы вы решили принять его в свой магазин?

Проще ответить каким он быть не должен. Мы очень не любим зины на глянцевой бумаге и пружинке. И довольно редко берем зины со стихами.

У вас есть любимые зины, вышедшие в последнее время? Литературные, художественные, публицистические?

Да, конечно, мы большие поклонники творчества Анны Диал и Ромы Мурашова, у них недавно вышел маленький зин «Пакет», который рассказывает довольно жестоко забавную и одновременно грустную историю про буллинг в хабаровской школе.

Вы, наверняка, были свидетелями выхода многих зинов? Каких ошибок стоит избегать тем, кто собирается сделать свой зин? Или может быть есть какие-то беспроигрышные ходы?

Одна из главных ошибок это как раз искать беспроигрышные ходы, в зинах прекрасна возможность лажать и делать из этого фишку. Но мы часто повторяем начинающим авторам, чтобы они не забывали про кратность в четыре страницы, иначе на выходе может получится не то, что они ожидают.

Сколько, на ваш взгляд, литературные зины занимают от общего числа зинов в России? Вам бы хотелось видеть больше литературных зинов?

Мы как правило не делим зины на такие категории, так как границу между литературным и визуальным зином провести крайне сложно, да и обычно не нужно. Количество зинов с художественными или автофикшн текстами нас вполне устраивает, так как их относительно небольшое количество хорошо коррелирует с их качеством.

Какое будущее у независимых журналов и зинов?

Скорее всего, интерес будет только расти, мы это наблюдаем уже несколько лет, но пока что зины все еще остаются довольно локальной историей, вряд ли будет бешеный взрыв хайпа, но это и хорошо.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
815
Опубликовано 06 окт 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ