ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Евгения Цанова. ВСТРЕЧИ И ПРОДВИЖЕНИЕ. КТО И ЗАЧЕМ ХОДИТ НА ММКЯ

Евгения Цанова. ВСТРЕЧИ И ПРОДВИЖЕНИЕ. КТО И ЗАЧЕМ ХОДИТ НА ММКЯ

Редактор: Сергей Пронин 





С 24 по 27 сентября в «Экспоцентре» прошла 34-я Московская Международная Книжная Ярмарка. Мы попросили писательницу и организатора литературных событий Евгению Цанову поговорить с участниками выставки, и разобраться, кто и зачем сегодня приходит на книжные ярмарки.

В этом году Московскую международную книжную ярмарку принимал ЦВК «Экспоцентр». Возможно, из-за новой локации казалось, что посетителей было меньше, чем в прошлые годы на ВДНХ и в Манеже. Это же впечатление подтвердили и участники выставки.

О неудобствах говорили многие: и посетители, и представители издательств, и книжные блогеры. Сетовали на навигацию, на то, что перейти из одного зала в другой можно только по улице, на отсутствие гардеробов. То и дело встречались взмыленные люди, мечущиеся в безуспешных поисках конкретных стендов. С разных сторон звучало сакраментальное: «Раньше было лучше».

Так что, ММКЯ нынче уже не та? Нет, атмосфера общего праздника всех любителей и профессионалов от литературы никуда не делась. Более того, бросалось в глаза большое количество молодежи. Многие из них пришли на презентацию подарочного издания трилогии «Мара и Морок» − там собралась целая толпа, в основном юных девушек. На каждый вопрос ведущего они выкрикивали ответы так дружно и громко, что, казалось, мы на музыкальном фестивале, а не на книжной выставке. После презентации за автографами Лии Арден выстроилась огромная очередь. Пока писатели способны быть для школьников суперзвездами, рано говорить о падении интереса к литературе.

Оправдываются ли ожидания других участников ярмарки? Мы поговорили с представителями издательств и авторами о том, ради чего они приходят на ММКЯ. 

Руслан, менеджер по дистрибуции в издательском сервисе «Ридеро»: «Принять участие в выставке могут все авторы «Ридеро», это отдельная услуга сервиса. У авторов, которые здесь представлены, появляются новые читатели, растёт популярность. Многие приходят на ярмарку, фотографируют книги, чтобы потом заказать их в электронном виде. Бывает, что человек, который приобрел на ярмарке книгу, впоследствии приходит к нам в качестве писателя.  К тому же, у сервиса появляются совершенно новые читатели – просто люди с улицы, которые проходят мимо и обращают внимание на книги. Основная цель– не продать бумажный тираж, а привлечь внимание, познакомить с нашими авторами. Я чувствую, что предложить людям, которые подходят, так как хорошо знаю ассортимент, что продается и что интересно читателям. Мы стараемся привлекать к работе на выставке продавцов, которые интегрированы в процесс, знают книги, которые есть на сервисе, сталкиваются с ними в повседневной работе».

Анастасия, ведущий редактор издательства «Т8 Rugram», занимается коммуникацией с авторами: «Ярмарки позволяют увеличивать продажи. Вот, например, вчера приходила наш самый продаваемый автор Ирина Котова, был полный аншлаг, очень много книг продали. Ряд изданий мы выпустили специально к выставке, их нет в обычной продаже, многие люди приходят именно из-за этого. Издательство первый раз сделало на ярмарке собственный стенд, раньше мы стояли вместе с «Рипол Классик». Мы, наконец-то, напрямую познакомились со своими читателями, нас стали идентифицировать как самостоятельное издательство. Это большой шаг для нас. Мы смогли завести большую часть своего каталога, хорошо представить ассортимент. Выбор авторов для участия в выставке осуществляется по договоренности. Обычно мы идем навстречу всем, кто хочет участвовать, это бесплатно. Стараемся двигаться в партнерстве с авторами, поддерживаем их. Если автор хочет сам прийти и представить свою книгу на ярмарке, он может это сделать спокойно, договорившись с нами о времени». 

Любовь Романова, руководитель отдела литературы по бизнесу и саморазвитию издательства «Бомбора» (ЭКСМО non-fiction): «В целом для статистики продаж издательства ярмарка не играет большой роли, это капля в море. За счет ярмарки издательство старается раскрутить того или иного автора или книгу, помочь читателю встретиться с популярным писателем. Это, скорее, работа на лояльность и способ быть в информационном поле. У нас есть такая традиция в издательстве, что все редакторы в обязательном порядке приходят на выставку и консультируют читателей, рассказывают о них, помогают девочкам продавать книги. Важно, чтобы каждый редактор мог в контексте книги пообщаться со своими читателями, услышать обратную связь, посмотреть, как читатели реагируют на обложку, как читают текст. Ты начинаешь лучше слышать свою аудиторию. Для меня это способ дополнительно обучить редакторов. Бывает, что люди приходят на конкретного автора, например, на Татьяну Мужицкую или Игоря Рызова: пообщаться, взять автограф, обняться, ну и книги купить. Тогда наша задача просто показать, где эти книги лежат. Но чаще всего люди приходят не за чем-то конкретным, а потому, что скидки, новинки. Мы берем на ярмарку книги, которые считаем перспективными. Бывает, книга не очень хорошо продается, но мы в нее верим и берем сюда, и именно после ярмарки ее продажи растут».

Екатерина Смирнова, один из авторов сборников «Прочитай и раскрась» от «Вверх! Книжные проекты»: «Обычно наши книги продаются на Ozon, на Яндекс.Маркет и лично у авторов. Я первый раз участвую в ярмарке как автор, хотя как читатель участвовала с 2019 года. Когда я приходила как читатель, то открывала для себя новые издательства, авторов, которых после этого начинала читать. Участие в ярмарке как автора меня не разочаровывает. К книгам большое внимание, авторы сами рассказывают о сборниках, оставляют автографы, и в результате книги продаются очень хорошо. Только за полтора часа мы продали около десяти экземпляров, хотя люди заранее не знали о наших книгах, у них просто возникает интерес, когда они проходят мимо».

Айсена Тимофеева, ведущий редактор якутского издательства «АЙАР» рассказала, что издательство каждый год принимает участие в ярмарке, поскольку это позволяет не только найти новых читателей, но и выйти на закупщиков, представить свои книги в большем количестве магазинов. Кстати, книги этого издательства стали для меня одним из главных открытий выставки благодаря потрясающему качеству печати и иллюстраций.

Складывается впечатление, что ММКЯ нужна, в первую очередь, небольшим издательствам и их авторам, потому что иного пути к широкому кругу читателей у них практически нет. Для больших издательств же участие в ярмарке дает не так много, наверное, именно поэтому некоторые крупные игроки в этом году не представлены. Например, не было своих стендов у «АСТ» и «Рипол классик». 

Это печальная тенденция, потому что многие посетители ярмарки приходят в первую очередь ради новинок известных издательств и встреч с их авторами, а уже во вторую знакомятся и с изданиями  других участников. Важно, чтобы организаторы ярмарки искали новые форматы, работали над новыми стимулами для крупных игроков, чтобы их интерес к участию в ММКЯ не падал.

Несомненной удачей ярмарки в этом году стали мероприятия на стыке литературы и других сфер, например, круглый стол «Видеоигры – будущее литературы?», а  одиннадцатиклассницы Наталья и Ксения с которыми мы поговорили, рассказали, что их заинтересовала дискуссия «Музыка / речь». Думаю, что именно такие синтетические форматы способны привлечь на ярмарку не только верных поклонников литературы, но и тех, кто берется за книги лишь эпизодически.скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
765
Опубликовано 06 окт 2021

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ