facebook ВКонтакте twitter Одноклассники Избранная современная литература в текстах, лицах и событиях.  
Помоги Лиterraтуре:   Экспресс-помощь  |  Блоггерам
» » Обзор литературной периодики от 01.01.17

Обзор литературной периодики от 01.01.17

Юлия Подлубнова

в е д у щ а я    к о л о н к и


Поэт, литературный критик, кандидат филологических наук, заведующая музеем "Литературная жизнь Урала ХХ века", доцент кафедры русского языка Уральского федерального университета. Публиковалась в журналах "Урал", "Октябрь", "Новый мир", "Новая реальность", "Новые облака" и других. Автор сборника стихов "Экспертиза" (Екатеринбург, 2007). Живёт и работает в Екатеринбурге.

Начнём с пары интересных и общественно актуальных интервью. На сайте «Открытая Россия» выложена (15 дек. 2016) беседа с Романом Сенчиным, представленным, как, возможно, главный социальный писатель в стране.  Речь идет о политической прозе, цензуре в литературе и писателях, ушедших в политику. «То, что я держусь в стороне… Я не считаю, что я в стороне. Но у меня до сих пор сохраняется уверенность, что произведением литературы можно что-то изменить в общественной, политической жизни». О литературе на злобу дня: «Я бы лично приветствовал талантливое произведение о присоединении Крыма, о Донбассе, даже о достижениях капитализма в современной России. Но таких произведений, кажется, нет». О 1990-х: «А в целом — не освоено почти ничего. Даже 90-е показаны настолько однобоко, что создать более или менее полную картину о них по произведениям литературы невозможно. И не стоит надеяться, что придёт через сорок лет новый Лев Толстой и напишет». В финале интервью узнаем, что в издательстве «Время» вышла новая книга Романа Сенчина «Конгревова ракета». Книга представляет собой сборник статей и эссе. Среди героев — Державин, Белинский, Лев Толстой, Леонид Андреев, Шолохов, Платонов, Распутин, Екимов, Михаил Тарковский, Анна Козлова, Сергей Шаргунов.

В «Аргументах и фактах» (22 дек.) появилось интервью с Андреем Битовым. «Я ушёл в литературу, чтобы надо мной не было никакого начальства». На самом деле это разговор о классике, современной литературе и состоянии российского общества. Несколько пассажей. «Но единственным профессионалом в русской литературе был и остаётся Достоевский. Он учился преимущественно у западных романистов, женился на стенографистке и свои романы просто надиктовывал. Вот это профессионал! Пусть даже его романы не сразу воспринимались публикой». «Пусть прозвучит банально, но свобода – это личные обязательства перед Богом, перед совестью, перед семьей, перед тем, что ты творишь в искусстве…» «Нам надо научиться наконец правильно д­елать пробку на бутылке кефира, чтобы не вредить самим себе».

«Российская газета» (11 дек.) вместе с Павлом Басинским подводит итоги премиального сезона 2016 года. Итак, «премии – живая штука. От них не ждут хрестоматийности и сильно раздражаются, если таковая там обнаруживается. Всем хочется, чтобы вспыхнула новая звезда, а не горели прошлогодние лампочки в старой люстре». Но «никаких сенсаций в 2016 году не было. Новых ярких имён ни одно премиальное жюри не открыло». «"Зимняя дорога" Леонида Юзефовича, получившая в этом году сразу две премии – "Нацбест" и "Большую книгу" – это вообще идеальный формат современного романа».

Несколько ранее (8 дек.) премиальный процесс прокомментировала Анна Наринская в «Коммерсанте». «В литературную академию "Большой книги", то есть, проще говоря, в жюри, которое голосует тайным голосованием, расставляя баллы в бюллетенях без всяких споров и обсуждений, входит больше 100 человек. Так что говорить о каком-то осознанном общем выборе жюри, демонстрирующем некоторое направление, в котором – они уверены – должна двигаться литература, невозможно. Скорее это голосование можно сравнить с социологическим опросом, говорящим о том, какой, по мнению интеллигенции – потому что кого же репрезентует такое жюри, как не её, – должна быть книга. (В этом смысле показательно, что "приз читательских симпатий" в этой премии часто совпадает с выбором жюри — и в этом году разошёлся лишь в одном пункте из трёх.)».

Литературные итоги года подводят несколько изданий. Сolta.ru (28 дек.) публикует ответы Анны Наринской, Ильи Данишевского, Кирилла Медведева, Евгении Вежлян, Александра Скидана, Андрея Василевского, Константина Шавловского, Ильи Кукулина, Натальи Ивановой. Евгения Вежлян о Галине Юзефович: «…в случае Юзефович «профессиональная» критика становится сетевым феноменом, а сама фигура критика возвращается в поле актуального чтения. Роль же критики при этом существенно переосмысливается: критик уже мыслится не как носитель некоторого недоступного специального знания, «спускающий» публике новые культурные образцы, а, скорее, как центр некоторой большой и значимой читательской группы, катализирующий групповые вкусовые пристрастия, готовый вступить в диалог со своей аудиторией». На «РБК» Наталья Ломыкина публикует опрос «Что в 2016 году читали лучшие российские писатели»: своими книжными впечатлениями делятся Алексей Иванов, Леонид Юзефович, Сухбат Афлатуни, Роман Сенчин, Марина Москвина, Александр Григоренко, Марина Степнова, Евгений Водолазкин, Василий Голованов, Людмила Сараскина, Гузель Яхина, Евгений Чижов, Алиса Ганиева. «Открытая Россия» (27 дек.) подводит книжные итоги года в рубриках «О результатах больших литературных премий», «О Нобелевской премии по литературе Бобу Дилану», «О запомнившихся в этом году книгах», «Что почитать на новогодних каникулах», «О главных литературных открытиях года», «Что происходит с государственной политикой в области чтения». Павел Подкосов, генеральный директор издательства «Альпина нон-фикшн»: «Структурированной, осознанной, проработанной государственной политики в области чтения я как не видел в прошлые годы, так и не увидел в этом. Есть какие-то шарахания по полюсам. С одной стороны порадовало, что книжный фестиваль на Красной площади, видимо, становится событием постоянным. С другой, продолжают приниматься законы, осложняющие жизнь, и издателям, и книжным магазинам, и читателям. С каждым годом их все больше и они все удивительнее…» «Афиша» (29 дек.) представляет выбор лучших 50-ти детских книг 2016 года от Дарьи Варденбург. На «Gorky.media» (29 дек.) Лев Оборин представляет обзор 16-ти поэтических книг года: Михаила Айзенберга, Василия Бородина, Аркадия Драгомощенко, Геннадия Каневского, Дмитрия Александровича Пригова, Сергея Соловьёва и др. Об антологии «Уйти. Остаться. Жить»: «Собрание это, конечно, неровное: если в стихах тех, кто ушел в более молодом возрасте, слышно скорее обещание чего-то выдающегося, то среди тех, кто пережил третий десяток, есть поэты по-настоящему значительные – например, Хорват, Колчев, Василий Кондратьев (отдельное издание его стихов только что вышло в «Порядке слов»). Стоит отметить еще один момент: неясно, то ли составители сознательно выбирают те стихи, которые настойчиво говорят о смерти, будто предсказывают ее, — то ли действительно мы имеем дело с силой предчувствия». Также «Горький» публикует «Тенденции-2016» о лучших телеграм-каналах, книгах о спекулятивном реализме, обзор литературных премий года от Елены Макеенко. (См. также первую часть опроса о литературных итогах года в настоящем номере «Лиterraтуры». – Прим. ред.)

Сегодня решила проигнорировать «Журнальный зал» и обращаю внимание на портал «Журнальный мир», который ещё не разу не фигурировал в наших обзорах.

Журнал «Сибирские огни» (2016, № 12) публикует окончание повести Геннадия Прашкевича «Русский хор»: «И дальше Ипатич повторял одно: ну нельзя, ну никак нельзя отправлять писем в Россию. Из сбивчивых слов Ипатича Зубов-младший так понял, что строгий кригс-комиссар господин Благов еще в Петербурхе настрого указал тайно от Зубова-младшего указывать все долгие остановки. Сперва Ипатич такие знаки посылал со встреченными русскими, грамоты у него хватало, но с моравских земель перестал».

Станислав Михайлов:

А пока облака кучевые...
Неподвижные, как острова.
Чуть живые слова, чуть живые...
Бесконечно чужие слова.


В «Литературном архиве» окончание романа Всеволода Иванова «Проспект Ильича».

Тульские «Приокские зори» (2016, № 3) перепечатывают вновь актуальную статью Дмитрия Мережковского «Грядущий хам». «Глобалиссимо!» – главы из романа Алексея Яшина: «Море сникло, волны спали, пароход медленно потащило по атлантическому течению. К концу дня они увидели землю. После десятка выстрелов из ракетницы боцмана  из видневшегося порта навстречу им выбежали патрульный катер и буксир». Окончание повести «Связной» Ольги Несмеяновой: «Зрелище свободной Ладоги было настолько прекрасным и величественным, что какое-то время ехали молча, наслаждаясь открывшимся видом». Много рассказов, поэтических подборок, есть литературно-критический отдел.

Воронежский «Подъём» (2016, № 9) предлагает рассказ Бориса Екимова «Живые помощи»: «Телефонный звонок пришел из мира иного, нынешнего, и потому не сразу был услышан и понят. Звонил сын, как обычно, с работы вернувшись». Статьи Андрея Румянцева и Эдуарда Анашкина, посвящённые Валентину Распутину. Рецензия на роман Юрия Полякова «Любовь в эпоху перемен».

Московский альманах «Золотое руно» (2016, № 3) открывается подборкой стихотворений Кирилла Ковальджи:

Садилось кровавое солнце,
лучи посылая вкось.
Пастух в тулупе овчинном
задумчиво ел баранину,
и преданный пес лениво
глодал баранью кость…


Андрей Щербак-Жуков:

Жил среди льдин
Тюлень один.
И тот тюлень
Варил пельмень.
Спросил тюленя ламантин:
– А почему пельмень – один?
– Воскресный день –
готовить лень...
Один тюлень –
Один пельмень.


Повесть Леонида Подольского «Дурмашина»: «Шепелев же был зверь покрупнее. Говорили, рейдер. Законы выучил, наизнанку выворачивал. Хотя, банкротил ли сам, рейдерствовал, или только на подхвате при настоящих акулах, этого Поздеев не знал. Правда, говорили, какую-то фабрику швейную приватизировал, и даже не одну. Кинул каких-то бельгийцев. Но все больше действовал как юрист. Прокурор бывший. Со связями. Иные сами ему приносили». 
Лев Аннинский о романе Бориса Минаева «Батист», Лев Альтмарк – об «Исааке и Аврааме» Иосифа Бродского.

Замыкают обзор мельбурнские «Витражи» (2016, № 10). Поэтические подборки Григория Амбурга, Алены Бабанской, Алексея Борычева, Юрия Вайсмана, Ирины Валериной, Игоря Вельгача, Дмитрия Волжского и др. Поэтический конкурс «Калибр 45»: стихи Алены Асенчик, Яна Бруштейна, Сергея Пагына. Проза Екатерины Дановой, Виктория Еланцевой, Александра Крамера, Натальи Крофтс и др. Рецензия Александра Кутенкова на роман « В Сырах» Эдуарда Лимонова. Картины «Индустрия», «Дождь», «Ликвидированный» поэта Сергея Слепухина.




Наверх ↑
Поделиться публикацией:
770
Опубликовано 02 янв 2017

ВХОД НА САЙТ