ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 216 март 2024 г.
» » Обзор книжных новинок от 15.04.2016

Обзор книжных новинок от 15.04.2016


Сергей Оробий

в е д у щ и й    к о л о н к и


Критик, литературовед. Кандидат филологических наук, доцент Благовещенского государственного педагогического университета. Автор ряда монографий. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Homo Legens», «Новое литературное обозрение» и многих других.

Иван Шипнигов. Нефть, метель и другие веселые боги. – М.: Рипол Классик, 2016.

«Смешная и одновременно очень романтическая проза Ивана Шипнигова напоминает прозу молодого Пелевина», сообщает аннотация и, увы, фактически открывает все карты. Да, похож: сюрреалистические сюжеты Шипнигова напоминают стилистику «Синего фонаря», может быть, чаще, чем следовало бы. Воскресший Ленин в Мавзолее ночами диктует статьи женщине, переодетой в Крупскую; под Красной Площадью нашли нефть, но потом она ушла – причем в прямом смысле; все жители Москвы добровольно отдали всю свою наличность, и эти деньги разбросали над страной... Книга состоит из таких историй на две трети, потом автор всё же меняет курс и медленно дрейфует от «литературы» к «жизни» («Репортаж из Крыма», «Сельская правда»). Такие искусственно выращенные на набоковско-пелевинской гидропонике тексты хороши поодиночке, в качестве «приправы». Стоит ли подавать их как основное блюдо?..


Захар Прилепин. Семь жизней. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016.

Пресытившись шипниговскими рассказами, переходите поскорее к Прилепину. После всех титулов и премий, после успеха «Обители» и книги о себе самом Прилепин мог бы вообще ничего не писать – однако же сочинил десять живых, пульсирующих, драйвовых историй: жизнь-смерть-любовь-война глазами человека, который не испытывает пресловутый «кризис сорокалетних»; какая там гидропоника – мать-сыра-земля. Эта книга проникнута радостью жизни, хотя есть в ней место и смерти, много там и войны. Пожалуй, самый точный ключ к новым прилепинским сюжетам – в последнем, заглавном рассказе: «Мы, взвод быстрого реагирования, стоим в гостинице на южной стороне города. Город бомбят с юго-запада и с востока... даже дорога в соседний посёлок с удивительным именем Радость – всё время забываю, как звучит "радость" на местном языке, – даже, говорю, эта дорога простреливается вдоль и наискосок». Езда к радости по простреливаемой дороге – вот каков маршрут этой книги.

 
Игорь Савельев. Без тормозов. – М.: Эксмо, 2016.

Игорь Савельев продолжает рассказывать о поколении, рожденном в середине 80-х, литературой еще толком не описанном, – тем и интересен. Его новая книга состоит из двух повестей. Первая называется «Бледный город» (про одну насыщенную событиями ночь автостопщика), с ней Савельев вышел в финал «Дебюта»-2004, – эту повесть не стыдно перепечатать и двенадцать лет спустя. Вторая – «Без тормозов», про незадачливого дальнобойщика-новичка, написана в 2014-м на ту же тему: дорога, романтика автостопа и юношеская романтика как таковая соединены автором в одну повествовательную формулу. Задумано, однако, лучше, чем исполнено: эти приключения Чайльд-Гарольда в кабине дальнобойного грузовика фактически ведут в никуда, и, добравшись до финала, вы скорее испытаете недоумение, чем те чувства, которые надеялся вызвать автор. Blurb Галины Юзефович на обложке гласит, что Игорь Савельев «пишет по-настоящему хорошо» (да и вообще это писатель со счастливой судьбой, вот и «Эксмо» издает его в персональной серии) – однако читатель также должен быть предупрежден о том, что не застрахован от переизбытка авторской рефлексии и сюжетных колдобин.

 
Эдуард Лимонов. Plus Ultra (За человеком). – М.: Издательство К.Тублина, 2016.

Очередная серия мистико-исторических догадок в духе «Ересей» и «Illuminationes». О чем? Вообразите, что академик Фоменко стал автором детской энциклопедии «Почемучка»: «В персонажах этой книги числятся пульсирующие черные дыры, пожирающие материю... Лекции об истории войн и оружия убийств соседствуют с гипотезой о том, что два великих изобретателя, Архимед и Леонардо да Винчи, якобы разделенные во времени на 1800 лет, на самом деле - одна историческая личность... Христос, оказывается, был греком, а его апостолы - парфянами, а не иудеями». Как к этому относиться – совершенно непонятно; впрочем, дело не в тематике, а в жанре, а жанр один – «Лимонов». Ему, как позднему Толстому, с определённого момента стало можно всё: хоть истину царям с улыбкой говорить, хоть Теорию Всего создавать.
скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 070
Опубликовано 19 апр 2016

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ