ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 222 октябрь 2024 г.
» » Максим Кобзев. ЖУРНАЛИСТИКА: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Максим Кобзев. ЖУРНАЛИСТИКА: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ



Идеи всегда вне моды.
(Матвей Ганапольский)

Если бы у родителей имелась возможность выбирать, какими талантами должен обладать их будущий ребенок, только самые отчаянные и безрассудные смогли бы пожелать рождения в их семье журналиста или писателя.

Более того, ни одна профессия не стала пользоваться столь низким авторитетом в обществе за последние лет пять как журналист, а самих её представителей стали расценивать или как младших помощников пиарщика, отрабатывающих заказ (политический, коммерческий, дружеский), или же как бездельников-мечтателей, которые только и делают, что витают в облаках, не способные заняться «настоящим» делом. Для меня, человека хоть и молодого, но уже получившего высшее образование и с первых курсов поработавшего везде, где только можно, кажется диким слышать сейчас даже от близких друзей советы «иди работать в банк», «из тебя получится хороший бухгалтер», «займись делом, твоя писанина никому не нужна».

В кризис приходится непросто всем, но никто не пострадал так быстро и так тяжело, как сотрудники различных изданий и интернет-проектов. Молодые журналисты, имеющие свою авторскую позицию и умеющие создавать прекрасные статьи, несмотря на все свои достоинства, мало кому нужны. Тексты, которые они создают, в лучшем случае возьмут для бесплатной публикации. Все планы обогатиться за счет своих способностей к написанию хороших и правильных материалов стоит оставить в прошлом.

Разными путями приходят люди в журналистику, из разных сфер, областей, профессий. Статистика говорит, что только 30-40% выпускников журфаков работают по профессии. В своей жизни я встречал несколько людей, просто блистательно владеющих слогом и словом, но при этом ни один из них не был «сам в себе»: для того чтобы писать, надо постоянно находиться в движении, часто где-то быть, с кем-то встречаться, что-то читать и, захлебываясь от чувств, спешить рассказать об этом всем вокруг. Не спорю, может быть где-то на свете и существует талантливый нейрохирург-самоучка, по своему наитию способный удачно лечить болезни головного мозга, но я бы не хотел бы оказаться у него на приеме.

С трудом публициста то же самое. Мое поступление в Московский государственный университет им. Ломоносова на магистерскую программу факультета журналистики было решением почти спонтанным, но задолго до этой возможности обдуманным и продуманным. Не совершив это, я бы не посмел сейчас даже рассуждать о положении дел в современной журналистике, потому что её частью становишься только после того, как «поваришься» в её обители, изучишь базовые вещи, посетишь не один десяток мастер-классов знатоков своего дела, набьешь десяток шишек в этой профессии.

У многих людей достаточно превратное представление о журналистском труде. Как-то я разговорился со своей одноклассницей, чьи школьные сочинения всегда ставили в пример остальным, попросив её подготовить небольшую заметку об её увлечении здоровой пищей. Когда я услышал от нее: «Если будет вдохновение, то я попробую что-нибудь сделать», я понял, что у нее и у многих других никогда не появится отношения к журналистике как к работе. Почему-то никто не ждет вдохновения от шахтера, когда он приступает к своей тяжелой работе, но ровно так же никто не ждет наступления вдохновения у актрисы. Хочешь не хочешь, но спектакль стоит на 7 вечера, его нужно выйти и сыграть.

Я улыбаюсь, когда слышу, что журналистов называют людьми творчества. Жаль, но даже работа над темой, которую ты нежно любишь, все равно является трудом, ты не можешь расслабиться, подождать музу, прогуляться. Есть сроки, есть задание. В журналистику стоит идти людям, простите за прямоту, с «железным задом»: ты не имеешь права встать со стула, пока не сдашь свою дневную «выработку», словно заводской рабочий или труженик полей.

Но вернемся к профильному образованию, вещи крайне консервативной. Любая, даже самая свежая статистика по СМИ всегда отстает от реального положения дел как минимум на два года, чего уж говорить про учебники и про другую прикладную литературу. Для журналистского образования в сегодняшней ситуации это очень большая проблема, во время экономического кризиса множество изданий стараются сокращать свой штат, некоторые закрываются, некоторые переходят исключительно на цифровое распространение своих материалов. Типична ситуация, когда практикант или совсем свежий выпускник оказывается в любой медиакомпании и слышит: «Забудь все то, чему тебя учили много лет в вузе, у нас все не так». К сожалению, это почти всегда оказывается правдой.

Стоит признать, что классическая печатная журналистика доживает свои последние годы. Борьба автора с редактором за каждое лишнее слово (объем бумажного носителя ограничен) уходит из плоскости технической в плоскость «вкусовую», большое количество людей, вовлеченных в издание газет и журналов, оказываются в нелегком положении со своими навыками и компетенциями.

Говорят, что будущее за гражданской журналистикой. Странный термин, прикрывающий основную суть явления — это псевдожурналистские материалы, которые творят непрофессионалы. Называть их труд журналистикой, на мой взгляд, кажется таким же смешным, как и называть чьи-либо советы «гражданским консалтингом», а человека, давшего вам таблетку аспирина, «гражданским медиком». В лучшем случае подобных людей следует называть публицистами, а по факту — блогерами. Главнейшим отличием журналиста, работающего по специальности, от них являются даже не его знания, накопленный опыт и мастерство, а наличие профессиональной этики.

В одной из своих открытых лекций Владимир Познер рассказывал следующую историю. Американский журналист Фрэд Фрэндли преподавал в Колумбийской школе журналистики для студентов, которые уже имели опыт работы в медиасфере. Он спросил у них, как бы они поступили в случае, если бы случайным образом узнали, сами того не желая, некую секретную информацию. Например, если бы они брали интервью у министра обороны США, который вышел из своего кабинета на несколько минут, забыв, что оставил на столе важные документы.

Как настоящий журналист, каждый из них должен уметь читать вверх ногами. И вот они узнают из бумаги с заметной надписью «Совершенно секретно», что через неделю США собирается объявить войну другой стране. Вернувшийся в кабинет министр никаким образом об это не говорит, на намеки никак не реагирует. На размышление, как поступить, он дал аудитории одну минуту. Но и ее не понадобилось. Через 30 секунд слушатели сказали, что обязаны обнародовать эту информацию, потому их долг быть честными, правдивыми и беспристрастными. Они не служат ни министру обороны, ни президенту, ни какому-то другому хозяину. У них есть долг только перед аудиторией, а это она обязана узнать.

Владимир Владимирович задавал подобный вопрос российским студентам не один раз, но чаще всего он слышал ответ, что журналист об этом не расскажет, ведь он патриот. Не понимая, что патриотизм журналиста заключается в том, чтобы показывать действительность такой, какая она есть, несмотря на то, что это «плохо», «неправильно», или может не понравиться кому-то из власти. Если вы боитесь, то вам не стоит связывать свою профессию с журналистикой. Важнейшей проблемой отечественных журналистов является степень открытости и свободы в обществе. Мониторинг Общественной палаты показал: более 80 процентов всех СМИ, муниципальных и региональных, финансируются, а значит, и принадлежат государственной власти.

Но не стоит считать, что все окрашивается мрачными тонами: журналистика — зеркало общества, а на него, как известно, «не пеняют». Если бы эта статья писалась бы до Нового года, это выглядело бы «игрой в одни ворота». Сейчас, оказавшись на месте редактора в интернет-журнале, я столкнулся с ситуацией, когда мое первое образование, управленческое, столкнулось со вторым, журналистским, создав интересный симбиоз под названием «медиаменеджмент». Сейчас наблюдается интересный процесс замещения и в профессиональной, и в бытовой сферах привычной аббревиатуры СМИ или СМК (средства массовой коммуникации) на «медиа» и все производные от него. Медиа — это уже не просто средство передачи информации к массовому зрителю, читателю, слушателю, но и средство её производства.

Журналисты нового времени становятся более автономными, наблюдается тенденция децентрализованного управления и формата построения коллективных взаимоотношений. Иметь группу авторов или редакторов, проживающих в разных частях страны, а порой и в разных странах, абсолютно нормально. Всем известен пример журнала «Meduza», созданный бывшим главным редактором «Ленты.ру», которая сейчас базируется в Латвии, а в её коллектив образуют бывшие сотрудники «Ленты».

Журналистика в её классическом виде как искусство написания публицистического текста сейчас мало кому интересна. В медиасфере существуют две противоположные тенденции: потребность в минимальном количестве людей, способных создавать продукт и желание иметь уникальный, глубокий, интересный контент. Отсюда рождается и два типа журналистов: универсальные и специальные. Универсальный журналист — это специалист-многостаночник, готовый и способный писать как о спорте, так и о политике, искусстве,  образовании, обществе. Любая редакция с радостью захочет обладать таким человеком, тем более если уровень его текстов не вызывает претензий. Он безотказен, он всегда на месте, его всегда можно отправить делать репортаж с выставки-ярмарки, а потом попросить зайти на интервью в городскому главе.

Другой тип журналиста представляет собой специальный корреспондент. В своей работе он руководствуется своими знаниями, опытом, интересами. Зачастую в журналистику он приходит не сразу, имея какую-то профессию или опыт работы в другой сфере, в ином случае он получает специализированное журналистское образование. Он занимается какой-то одной темой, имея возможность тратить свое время на изучение какого-либо вопроса, находить информацию, не лежащую на поверхности.

По моему скромному мнению, будущее находится за специализированной журналистикой. Мы обрабатываем в день колоссальное количество информации, чаще всего с экранов своих ноутбуков или мобильных устройств. Люди быстро научились систематизировать информацию, интересную для них. Общие сведения, «размышления на тему» становятся не таким востребованным типом информации, как это было раньше. Журналисту, который только вступает в профессию, стоит определиться с тем, чего он хочет добиться и чему научиться. Человек, обладающий ярко выраженными интересами, например, увлекающийся современной отечественной литературой или кинофильмами, добьется гораздо больших высот, чем его коллега, готовый писать обо всем, о чем его попросят. Конечно, в этом есть доля условности и упрощения, но тенденция остается одной — качественные материалы всегда будут побеждать поверхностные.

Найти оплачиваемую работу молодому журналисту очень трудно. И наличие портфолио со статьями зачастую совершенно ничего не решает. Не раз и не два в жизни приходилось мне слышать от редакторов формулировки «Вы не умеете писать, пишите дальше, может быть когда-нибудь научитесь». Я улыбался, благодарил за уделенное время и, не без злости, садился за новую статью. Писал так, как мне не удавалось будучи в добром расположении духа, наслаждаясь темой. Все уроки, что преподносит начинающим авторам судьба, идут только на пользу.

В журналистику стоит идти только если человек ощущает в себе жажду поиска новой информации, получает удовольствие от работы с текстом, имеет определенный образ жизни и склад ума. Многие расценивают эту профессию как ступеньку на пути к политической, литературной, актерской и общественной работе. Кризис расставляет все по своим местам, подобные люди сами «очищают» места в редакциях, давая шанс найти работу фанатам своего дела.

Нельзя работать в полсилы. Никогда. Если на завтра журналисту поручено написать о крупной пробке на Садовом кольце, он должен подготовить ее так, словно это его лучшая работа, словно это текст, который он будет произносить получая Нобелевскую премию по литературе. Только с помощью такого нехитрого метода новички, пусть и талантливые, превращаются в профессионалов. Держитесь подальше от заказных статей. Держитесь подальше от любого сотрудничества, где вы получаете деньги не ваше мастерство или сам текст, а за то, что он посвящен кому-то или чему-то. «Ничто не вечно под луной». Журналист продается, но лишь единожды. Вы никогда не станете уважаемым в сообществе, если вы ради сиюминутной выгоды пойдете против чувства долга, поддадитесь слабости.

При выборе между выпускником МГУ/СПбГУ и человеком, закончившим факультет печати третьесортного вуза, руководителя заинтересует тот, кто будет способен быстро и оперативно работать с информацией, прекрасно владеть компьютерными навыками, знать иностранные языки и обладать интересными темами, идеями. Молодой журналист не должен бояться обращаться напрямую в редакцию, писать письма, приходить. Конкуренция в медиасфере — величина перманентная, зависимая от множества факторов. Если в приоритете находится жажда знаний и опыта, это всегда заметят, оценят, дадут что-то попробовать сделать, а потом, возможно, и примут в штат.

«Глаза боятся, а руки делают» — это про журналистику. Я привык брать темы «на сопротивление». Я стараюсь писать о том, что знаю, о тех, кого знаю. Вместе с тем, надо обязательно давать себе отчет, что круг интересов всегда должен расширяться, а разум подпитываться и наполняться новой информацией. Сила специализированной журналистики заключается не в том, что автор автомобильной рубрики способен хорошо разбираться в двигателях и ценах на топливо, а в том, что он знает, как связать свои знания с текущей ситуацией, выявить интересы и потребности автомобилистов за рамками машин и искусства вождения.

У меня исключительно положительный взгляд в сторону будущего журналистики и перспектив её «адептов». Самым лучшим профессиональным развитием для журналиста будет его энтузиазм, его готовность сутки напролет писать о том, что кажется ему важным. Или даже не кажется, но надо. Я давно не ложился спать раньше трех ночи, поверьте, я знаю, о чем я говорю. Когда вы перечитаете свою статью полугодовой давности, и вам станет за нее неловко — вы настоящий журналист, и все у вас получится. Трудные времена всегда заканчиваются. Ведь самое темное время всегда наблюдается перед рассветом, не так ли?скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
2 938
Опубликовано 23 фев 2015

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ