ВКонтакте
Электронный литературный журнал. Выходит один раз в месяц. Основан в апреле 2014 г.
№ 224 декабрь 2024 г.
» » Елена Зейферт. Избранные fb-записи первой половины 2019

Елена Зейферт. Избранные fb-записи первой половины 2019

Редактор: Евгения Джен Баранова



 

ПОРУЧНИ 

Автор может быть в жизни гол как сокол, но его защищают и питают созданные им вещи. Просто тем, что они есть – облечённые или не облечённые в одежду книг, поруганные или принятые с почестями, они подмога, порука, если они настоящие.

 

КАК ДОБЫТЬ ВНУТРЕННИЙ ОГОНЬ 

Добыча внутреннего огня не может быть внешними руками. Чужой локоть, плечо мешают вашей целостности. В месте подпорки вы не растёте.

1 января 2019



ХРОНОТОП СЧАСТЬЯ

Какое время и пространство для меня хронотоп счастья? Минск и август. Этот хронотоп возник в начале нулевых, когда мы – благодаря Рильке – встретились с моим будущим мужем (Юра занимался мелодекламацией Рильке под гитару) и встретились именно 4 декабря, в день рождения РМР, провели вместе дни рождения Рильке и Тютчева и расстались, но начали общаться, живя в разных странах – в Казахстане и Белоруссии. Право, у этих стран теперь есть общие штольни, ведь мы часами создавали их в ежедневном диалоге. Несколько августов подряд я жила в Минске, бывала там и в другие месяцы. Но август целиком принадлежал нам. Карагандинцы спрашивали – зачем ты каждое лето ездишь в Минск, ведь в мире столько красивых мест? А для меня Минск был и есть красивейшим местом.

4 января 2019

 

ПАМЯТНИК НЕЗНАКОМОМУ ЧИТАТЕЛЮ «ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ»

Благодарна Господу за такой урожай: три письма от Плавильной лодочки и одно от Античных. Вернее, от их незнакомых мне читателей. Я в заснеженном Суздале, а мои вещи, судя по письмам, в Москве, Кемерово, Бонне. 2019 дарит мне читателей, я каждого из вас готова угостить чаем. В мире важно поставить памятник Незнакомому читателю «до востребования. Только друзья, поклонники – печальный круг чтения; они могут нести рюкзак с книгами незнакомому читателю, включать ему настольную лампу. Незнакомый читатель реагирует не на вас лично, а на ваши вещи. Он не кричит «Ах, Лена! Ах, молодца!», ибо он знаком не со мной, а с моим произведением. Жаль, когда такие «лайки жалости» ставят литературоведы, критики, поэты (эх, дурное произведение, но автор мне симпатичен, поддержу его пальцем зрителя Колизея). Сам автор сочтёт этот значок за комплимент произведению, ведь будь автор самокритичен, то не поставил бы «произведение» в Интернет, профессионал будет обескуражен, а некрепкий читатель обманут. Причём никто из таких лайкеров не будет дарить публичные знаки внимания приятелю-врачу, плохо пролечившему ребенка, или приятелю-водителю, нарушившему правила дорожного движения.

5 января 2019

 

* * *

Тысячелетний Суздаль, хоть задери голову в небо, хоть ляг на землю, весь исторический. Здесь всё высоко и одновременно лежит на земле – башни, купола, низенький памятник воинам, павшим в битве 1812 года, «чудо богатырям». Очень впечатлило, когда моя дочка варежками сметала с него снежок. Но самое большое впечатление – это длинные высокие белые стены и белые башни Покровского монастыря, сливающиеся с белым свежим снегом.

6 января 2019



ПРОСТАЯ ДИАЛЕКТИКА

Только люди, не признающие диалектичности мира, могут надеяться, что их добрые дела всегда ведут к благодарности за них.

11 января 2011



ЦЕРКОВНЫЙ ХОР

Слушаю знаменный распев, располагающий к предстоянию пред Богом, благочестию, возможности утишиться. Здесь редкое для молитвы соединение прозы (речитатива) и стиха (мелодии), стиха, не ставшего фундаментом русской православной традиции. Хор поёт «Акафист Иисусу сладчайшему» с его разнолексическими стихотворными тоническими рефренами, в том числе рифменными, и продолжительными мелодическими узорами. У хора братии Валаамского монастыря аутентичные древнерусские песнопения, они исполняются по старинному обычаю «антифонно» (попеременно) на два «лика» и одним общим хором вместе. Солирует глубинной духовной нежности мужской голос; на спокойном легковесье подобного голоса, мягкого, как слух, и зиждется мир.



СТЕРЖЕНЬ

Много дел и проблем ложатся на плечи, они окружают тебя, и ты гнёшься и ждёшь поддержки, ласки, но вдруг изнутри твоего существа забота-о-других поднимается и захлёстывает тебя сильнее всех твоих ожиданий, и она царит, властвует, она владеет тобой, она рядом теперь надолго, ты живёшь сильным, дающим, дарящим человеком, интересуешься делами других и помогаешь им.
На меня навалилось столько дел, что за утро быстро вырос внутренний стержень, и я начала по очереди разрешать эти задачи.

16 января 2019

 

ЗАРАНЕЕ ПОМОГЛА СЕБЕ

Вспомнила, что два года назад начала переводить стихотворение Гейма «Бог города», но тогда оно слишком быстро пошло, и я перевела первую строфу и остановилась, чтобы дождаться замедленного восприятия этого произведения. И вот наконец сегодня моё глазное яблоко начало медленно вращать перед собой урбанистические картины Гейма. Тогда я пожалела, что не помню первой строфы. Но найдя в компьютере в папке «Переводы. Немецкие авторы» файл «Бог города», увидела не только первую строфу, но и полностью расписанный словарь стихотворения, слова с гнёздами синонимов.
Сердечно благодарна Елене Калашниковой за желание провести мой вечер переводов. Буду рада встрече с читателями.

18 января 2019

 

ПАМЯТНИК ИССЛЕДУЕМОМУ ПОЭТУ 

Интуиция для исследования не менее важна, чем логика. Решив исследовать интеллигентность в поэзии, я сразу сказала себе: именно Вася Бородин, и книга «Пёс», именно «Пёс». Немного удивлялась себе, почему? В итоге: эта книга даёт мне для моей темы ВСЁ, мироощущение лирического героя феноменально. Более того, в книге есть стихотворение, обращённое к «интеллигенту».
Вася Бородин чётко и оперативно даёт ответы на мои немногочисленные вопросы по исследованию. Если когда-нибудь будут ставить памятник Исследуемому поэту, то прошу вас, создайте его с Василия Бородина.

21 января 2019

 

АНИНА БИБЛИОТЕЧКА

Муж время от времени берёт в руки книги, подаренные мне поэтами, и читает вслух. Дочка внимательно слушает и очень редко некоторые из книг отбирает и уносит на свою детскую книжную полку. В её библиотечке уже пять поэтов.



МНЕ ТРУДНО, НО ЛЕГКО 

Хорошо, когда всё хорошо. Когда ты никого не обидел, всех простил, в душе – благодарность, восхищение и уважение, у тебя есть интересная работа (и её много!), личное спрятано в кулачке, вот-вот уйдут в печать несколько статей, а новая поэма уже шлёт вести с полей. Мне трудно, но легко.

 

* * *

Четыре часа правила статью для зарубежного сборника по требованиям издателя, переписываясь с исследуемыми авторами, запрашивая у них номера страниц к цитатам. Затем два часа писала комментарии к вопросам французов, энтузиастам, переводящим мою Античную книгу. К концу второго часа устала, и глаза устали, и элементарно руки. Письмо французам отложила. Я, наверное, никогда не приучу себя начинать с дел по собственному творчеству. Ведь даже объявление для клуба делаю сразу, а стихи пишу потом. Зона мозга, отвечающая за очерёдность действий, у меня до безумия эмпатична, ни на какие диалоги («а давай мы сегодня сначала подумаем о себе?») не реагирует.

31 января 2019

 

* * *

От чего зависит моя гармония? Медитация, молитва, друзья, гимнастика, мемуары. Человек, который может принести мне стресс, в медитации и гимнастике – шуньята, в молитве – ближний, среди друзей его нет, в мемуарах – тот, кем сохранит его слово.

1 февраля 2019

 

* * *

Кто куда, а мы на детский анимационный фильм в кинотеатр. «Мама, папа, вы же любите громкий звук и яркие цвета? И одновременно?»  «Да, да», – смиренно закивали мы с мужем, интроверты в очках.

 

РИМ – МИР

Pax Romana – тотальный мир с римлянами в подчинении им – на щите Энея у Вергилия. Здесь и легендарная волчица с её сосцами, и победа над галлами, и похищение сабинянок, и битва Клеопатры/Антония и Августа. Всё в дом, всё в бродящую молодым соком республику. Щит Энея – нарратив, история Рима, он слепок, твёрдый знак наличия и величия Рима. Имперский эпический взгляд Вергилия режет боголепие, созданное египетской царицей и её культовым союзником. Последняя наследница Птолемеев, разбитая Августом, Клеопатра действительно стремилась владеть Римом. Ах, как эффектно она плыла на встречу с Антонием на корабле, в одеянии Афродиты, с красивыми мальчиками в свите, толпа по обе стороны реки сопровождала гордое движение судна. Сластолюбивый грубый прекрасный Антоний окружил себя вакханками и сатирами. Они ели с золотой посуды, глядя друг на друга. Полководец вскоре дерзко разведётся со старшей сестрой Августа, внучатой племянницей Цезаря, благородной Октавией. Вергилий здесь не может не быть ироничен, но сдерживает ухмылку. Вся эта сниженная, оскверняющая глаза и уши римлянина «мистерия» соскальзывает с щита Энея, она невидима. Героика рождает этот щит как цельное круглое мифологичное существо, модель развития Рима, его награду и защиту. 

 

* * *

Сайт по фитнесу предлагает варианты ответа с разными модусами отказа: «Хотите быть в курсе наших новостей? – «Да».  «Спасибо, нет». «Спасибо, но нет».

2 февраля 2019



* * *

Раньше я вела свои произведения, теперь следую за ними. Я оказываюсь там, куда их пригласили. Бывает и так, что они там желаннее меня.

3 февраля 2019

 

ГОЛОВА РИМА

Первая половина «Энеиды» (до войны с латинами) плотна, но благодаря странствиям легко событийна. Меня же больше увлекает вторая, батальная часть эпоса. Частности театра военных действий здесь одновременно космичны и локальны, ибо для Вергилия космос – это Рим. Говорить, что две части «Энеиды» – это римские «Одиссея» и «Илиада», – находка, имеющая под собой небольшое основание. Она поверхностна. Сам Вергилий отвечал критикам: «Легче было бы украсть палицу у Геракла, чем строчку у Гомера». Вергилий живёт позже и знает больше Гомера. Он знает о Пунических войнах и разрушении Карфагена. То, что для Гомера будущее, для Вергилия – прошлое. У Вергилия единый центр: все герои влекутся за Энеем, он пассионарий. И его нежная мать Венера, и злобная, беспокойная Юнона, и отринутая Дидона, и сын Иул, и троянский царь Ацест, и кормчий Энея Палинур, и оруженосец Ахат. Пирамида поэмы Вергилия, рождённая слоями малых эпосов – эпилиев, растущая вверх к Риму как легенде, как модели всего мира, и шар, огромный плотный живой шар гомеровской эпики, внутри которого максимально крупный мирообраз, – при пристальном рассмотрении не похожи ни формой, ни содержанием. Поэма мощна как раз не-вторичностью, самостью, драматическим началом, опровергающим Гомера: грек здесь на закорках обнимает робеющего римлянина, чтобы не упасть на землю; Рим, распухая, растёт вверх, и голова его уже в грозовом небе.



ЛАЙФХАК «КАК МНОГОЕ УСПЕВАТЬ»

Едва ли не каждую неделю получаю вопрос: «Как ты так много успеваешь?» Я не уверена, что много успеваю. Порой мне кажется, что я ничего не успеваю. 
Но попробую ответить. 
1. Важно балансировать между точечным, сконцентрированным выполнением одного дела и объёмной картиной комплекса своих дел. Включать систему переключения с одного занятия на другое, а также синхронной работы над несколькими творческими делами. Возможно, это свойственно мне и каким-то другим людям индивидуально и не включается у всех, но думаю, это можно наработать.
2. Постараться не тратить время на жалобы, попытки найти того, кто сделает дело за вас, на пустые разговоры. 
3. Трезво взвешивать свои возможности и способности. 
4. Смотреть на часы. 
5. Вычёркивать сделанное или этапы сделанного.

6 февраля 2019

 

* * *

На тротуаре вдоль 15-й Парковой мне сейчас встретился немолодой водитель самодельной веломашины, сделанной в основном из дерева. Он вальяжно крутил педали, сидя внутри своей конструкции, украшенной разноцветными тряпками и флагами нескольких государств. Не то что фотографировать, я и оглядываться не стала – уверена, что это меня он счёл странно выглядящей, с ним-то всё ок.

11 февраля 2019



* * *

Литературная мастерская 13 февраля в снегопад – авторы прибежали (в том числе 16-летняя школьница Настя с отцом, терпеливо ожидавшим в холле), с блокнотами и нетбуками, читали стихи, делились новыми произведениями, написанными после декабрьской мастерской (Аня Шапиленко), рассуждали о Бахтине (Аня чертила нам схемы понимания им хронотопа), Вагнере, платтдойч, скандинавах и даже издавали утробные голоса поэзии (Саша Хаген).

13 февраля 2019



ДВА ЩИТА

На щите Ахиллеса Гефест выковал два города. В одном городе здесь брачные пиршества, народные пляски, споры на торжище; другой город окружён ратями двух народов, вожди их – Арес и Афина в золотой одежде; мужи из засады нападают на стада, гонят овец, убивают пастухов; пашня и затем нива, жатва; на пастбище львы нападают на быка; хоровод селян. Щит выпуклый, символизирует Землю с серединным «пупом земли».
Щит Энея иной: здесь Мир – Рим. Этот щит тоже куёт Вулкан (равный Гефесту в римской мифологии). Здесь великая история Рима – от волчицы с сосцами, питающими Ромула и Рема через похищение сабинских жён, остановивших затем битву Ромула и Татия, квадриги, разрывающие изменника Меттия, просьбу этрусского царя Порсенны о возвращении в Рим Тарквиния, осаду этрусками Рима, гуся, выкованного из серебра, предупреждающего о нападающих галлах (с золотыми волосами и в золотых одеждах), море из червонного золота с серебряными дельфинами и подробно описанную с участием богов и людей морскую битву при Акциуме между флотами Октавиана Августа и Марка Антония и Клеопатры, последнюю гражданскую войну между римскими армиями, ростральный венок на сподвижнике Августа Агриппе – металлический венок победителя с изображением корабельных носов до завершающей сцены – изображения кесаря Августа, разбирающего дары от самых разных племён и народов.

15 февраля 2019



* * *

Середина февраля, его острая вершина, сугубо для меня – жерло времени. Высокая вероятность потерять людей. Потери их в прошлом.

17 февраля 2019



* * *

Задумалась.
«Сын мой! не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ними, не достигнешь, и, убегая, не уйдешь».
Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

24 февраля 2019



* * *

Письмо из хорошего журнала:
«Поскольку за два года после выхода Вашей подборки в нашем журнале Вы ни разу не написали мне с просьбой опубликовать Вас еще раз, я решила пригласить Вас опубликоваться у нас второй раз...».

27 февраля 2019



МЫ ШЛИ ПО РАСКОЛОТОЙ ВАЗЕ

В мои без двух дней 18 мне впервые подарили цветы. Перед днём рождения. Молодой человек, подаривший их, долго ждал меня у кинотеатра «Молодёжный», рукава на его рубашке были подвёрнуты, он нервно курил. Он знал, что не нравится мне. Но я пришла. И я приняла эти цветы, как драгоценность, ибо первое – это лучшее. Он проводил меня до дома, балансируя на бордюрах, на мне было бело-синее шёлковое платье с лентами. Наступало лето 1991. Я не знала, что мы шли по расколотой вазе страны, что мы будем болеть, мёрзнуть, искать, часть из нас погибнет. Цветы были столь прелестны, словно капля времени, совершенная в своей исчерпанности.

14 марта 2019



* * *

«Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали», – пишет Пушкин.
В «Пигмалионе» Бернарда Шоу и «Мартине Идене» Джека Лондона авторы растят новую, в первую очередь речевую ипостась человека.
У каждого из нас своё речевое тело и лицо.
В английском языке разительны сословные отличия речи. Но как русские богатыри поняли, что перед ними царевна? Ведь они ей отвечают тем же стилем, каким она говорит им.

 

ТЁТКА

В автобусе крупная «тётка» в коричневой длинной норковой шубе ткнула в плечо сидящую молодую девушку и потребовала уступить ей место. Девушка подняла на неё глаза и каким-то поскрипывающим голосом тихо сказала: «У меня нет одного легкого. Вместо него трубка. Мне трудно стоять». «Тётка» не унималась. Я потребовала от нее оставить девушку в покое. «Тетка» перекинулась на меня: «Ох, уж эти тридцатилетние! Как заступаются друг за друга! Да чтоб у вас у всех была инвалидность!». Девушка тихо сказала: «У меня уже есть. Вторая группа». «Так пусть у тебя первая будет!» – торжествующе пожелала «тётка» и вышла из автобуса.

18 марта 2019



* * *

Участвую в конференции «1980» (РГГУ), а сама предвкушаю, найдут ли студенты к вечерней паре произведение Драгомощенко, которое Гутенберг ещё не отдал Интернету. Оно издано в «Митином журнале», но не представлено в Интернете.

29 марта 2019



* * *

Со студентами анализировали пьесу Мартина Макдонаха «Человек-подушка». Удивительная, типичная для Макдонаха интенция – стирая границы между черным и белым, дать читателю и зрителю возможность от души посмеяться над тем, над чем смеяться зазорно. Застать себя держащимся за живот от смеха посреди страшного или святого.

1 апреля 2019



* * *

Однажды видела одного немолодого поэта в сланцах уже по осеннему холоду, и каким бы он не был задирой в Интернете, переполняюсь теплом и доброй жалостью к нему.

8 апреля 2019



* * *

Аня на каникулах спит, а я к её пробуждению жарю оладьи. На кухне в наушниках слушаю аудиокнигу на немецком, настраиваюсь на исследование Виктора Кляйна. 



* * *

Клоун начала XX века, служитель потехи, пожалуй, ниже раба-гладиатора в другой эпохе. Рыжий, коверный, Жакомино известен и сочетанием своих амплуа (сальто, дрессура, езда и др.), и не в последнюю очередь дружбой с Куприным, многолетней мужской дружбой. Будущего рыжего клоуна предал циркач, первый партнер по акробатическим трюкам, тоже итальянец. А вернул веру в дружбу писатель. Быть клоуном в то время постыдно, дружить с клоуном постыдно. А Жакомино выезжал на арену на ослике, словно всякий раз въезжал в Иерусалим, он делал переднее сальто с трамплина через трех слонов. Его образ рыжего клоуна красив и сложен, а не только смешон.



* * *

Семилетняя дочь спрашивает, кто стоит на балконе внизу на этом снимке. «Маяковский. Это его последнее фото. Он вскоре ушел из жизни». «Сам?» «Сам». «Ну а ты его не поддержала?» «Я?» «Да. Разве ты не могла помочь ему?»
И правда. Мы все могли помочь ему(

10 апреля 2019

 

СВЕРХЭССЕ

Есть произведения по стилю строже, чем эссе, но свободнее, чем научные статьи. Обычно их чураются и литературные (нужно поживее!) и академические («высушите» статью!) издания. Я не имею в виду те случаи, когда автора не слушается стиль, и научные статьи у него расшатанные, а эссеистика окаменевшая. Такой автор глуховат к дискурсу. Я имею в виду особый жанр, более информативный, чем научная статья и эссе, обогащённый, взявший лучшее от жанров-источников, имеющий собственную совокупность признаков. Передо мной стоит задача не только обозначить (назвать его, определить пути формирования, источники, структуру и содержание), но и защитить этот жанр, и в первую очередь от уподобления не удавшимся литературным формам (полуэссе-полустатьям).

23 апреля 2019



НОВОЯЗ

На мой робкий запрос "Как дела с нашей курсовой?" студент сначала написал:
Ыгш
Елена Ивановна, ф то онгр Громовар шщ.шдол 
Шжл 
день! 
.еду ш г.
Допоооэо
Я забеспокоилась, на какую планету ему теперь отвечать, и порадовалась, как хорошо он провёл майские праздники, как вдруг приходит продолжение:
Елена Ивановна, этот элемент авторского новояза описывает кипящие мысли о курсовой)) Елена Ивановна, я благодарен Вам за то, что Вы написали мне, хотя должно быть наоборот. Я понимаю, что студент 3-го курса должен обладать достаточной самодисциплиной, чтобы не подставить себя и научного руководителя. Поэтому готов сделать всё от меня зависящее, чтобы к концу мая предоставить Вам достойную работу.

10 мая 2019



ПРАЗДНИК

Сегодня день рождения моего мужа, композитора Юрия Вайханского. Слушаю его Рильке-проект – мелодекламации под гитару стихов Рильке на немецком языке и в переводе на русский. «Abschied» Рильке ещё раз доказывает его умение любить и понимать любящее сердце. Вайханский тоже здесь сам трепет, сам «взмах рукой», который уже не относится к уезжающему, само исчезновение «кукушки», торопливо покидающей неподвижное «сливовое дерево». Монотонность «Зимних стансов», назойливость их строфической формы подчёркнуты Вайханским. В этом стихотворении удивляет обилие побуждений у Рильке, но ведь это побуждение к жизни, к радости! Рильке предстаёт здесь, на беглый взгляд, светлейшим поэтом. Он пестует зимнюю душу (свою и другого), живущую в «коре противоречий»: утешься, прочувствуй заново «розы минувшего лета», вызови доброе настроение, начни всё сначала! «Трепещущее, могучее удовлетворение» жизнью – вот итог стансов, замыкающий гамму настроений тонкого читателя. Но каждая ли душа придёт к этому?.. Величественный лирический манифест Рильке – «Der Schauende» – поётся Вайханским, я бы сказала, заповедно и как заповедь. В финале нас и ждёт откровение, неожиданное правило: «глубоко побеждённый становится всё более великим…». Ветхозаветный Ангел, игравший на жилах противника, как на струнах, здесь не победитель. Суровость вокального тона сменяется лишь в середине последней строки – просветлением.

11 мая 2019

 

ВОЛОГДА

15 мая 2019 впервые побывала в Вологде. Я, видимо, долго притягивала к себе Вологду, с любовью занимаясь изучением Батюшкова, сопереживая ему, уважая вологжан за заботу о нём. Я ценила то, как Батюшков умалял себя, «резал» до «маленькой философии», – это единственный путь к развитию, росту. Тронута до глубины души, впечатлена гостеприимством вологжан и их историческим, светлым, ухоженным городом. Радушно встретили, водили по памятным местам, провели мне экскурсию, свозили на могилу Батюшкова в Спасо-Прилукский монастырь. Цель поездки в Вологду была счастливая – вручение мне литературной премии Союза российских писателей «Эхо» (конкурс критики) за статью «О природе графомании, или Случайный мальчик Свистонов». Сердечно благодарна талантливым Сергею Фаустову и Галине Щекиной, границы личностей которых значительно больше города, людям неустанного труда. Везу домой десять подаренных книг и вологодские сувениры.

15 мая 2019



ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Порой задумываешься, почему Господь не даровал мне с юности готовые плоды (помощь извне), и грустишь, а потом понимаешь, сколько плодов зато позволил вырастить самой и самой назвать их, и нет, не радуешься, а просто понимаешь тяжёлую цену этих даров, давящую на чашку весов, напротив которой – исчезновение. Осознаешь, что ты хрупка и нежна внешне, и грустишь, что именно на твоих плечах так много тяжести и боли, но вдруг понимаешь, что именно благодаря этому грузу, который по возможности с достоинством несёшь, ты остаешься юной.

25 мая 2019



* * *

Когда рентген читает текст на папирусе, который может рассыпаться, если его развернуть, – вот он, союз наук, вот оно, служение цивилизации культуре.

28 мая 2019



ОПТИКА

Не стоит думать о не-доброте. Подумайте об оптике. Те, кто оценивают ваши поступки отрицательно, всего лишь находятся с изнаночной стороны вашего поступка. А одобряющие смотрятся в его лицо. Доброта с изнанки кажется слабостью, гордость – высокомерием, красивая женщина видна как доступная, очень любящая мать выглядит тревожной или амбициозной, хороший семьянин – подкаблучником. Оптика, никаких оценок и обид. Там – это не здесь, но может стать «здесь».

6 июня 2019 



* * *

С юности заметила закон поддержки вещами друг друга, их взаимопомощи. Они бессловесны, поэтому часто помогают друг другу, ИСЧЕЗАЯ. Смотрю сегодня – исчез аккумулятор от фотоаппарата, один на месте, другого нет. А я очень бережна к вещам и стараюсь класть их на место. Стала искать. Дня два назад переживала, что куда-то запропастился пропуск от немецкой работы, лежал во внутреннем кармашке сумки, и исчез. В поисках аккумулятора стала ощупывать дно сумки, а там под подкладкой плоский твёрдый прямоугольник. Оказывается, во внутреннем кармане появилась прореха, пропуск туда и провалился. Я сразу поняла, что аккумулятор решил помочь пропуску. Что и говорить – когда я вернулась к компьютеру, то аккумулятор лежал себе перед монитором, а я просто искала его в отделениях сумки, где он обычно у меня и лежит. Он тут же нашёлся, выполнив свою миссию.

5 июня 2019

 

ВЫЗРЕВАНИЕ ПОДЛИННЫХ ВЕЩЕЙ

Я часто слышу жалобы – дети, работа, быт отвлекают от творчества. Но я скажу иначе: дети, работа, быт позволяют вещи, рождающейся в нас, зреть, дозревать, течь, как ей положено. Надо благодарить детей, работу и быт.

19 июня 2019

 

* * *

Любовь – чистое чувство. Нет, не только в значении «возвышенное». А и в значении «отделённое от других чувств». Любовь часто выступает в комплексе с другими чувствами – вместе с желанием заботиться, благодарностью, уважением. Но в подобном комплексе может и не быть любви. Когда ты любишь, ты не сомневаешься в этом, потому что любишь просто так, не за что-то, не в ответ на что-то. Перестанете делать для человека добрые дела, вкладывать в него деньги – он продолжит любить? Или он просто был благодарен или зависим? Любить – это чудесно. Дарить прекраснее, чем получать подарки. Но и быть любимым – прекрасное ощущение.

27 июня 2019

 

* * *

Сцена борьбы двух девушек с фотографом в «Фотоувеличении» Антониони, раздевание, сначала самораздевание, потом их насильное раздевание с его стороны, затем его с их – аллюзия на растерзанного вакханками Орфея. В процессе борьбы рушатся декорации. При большом скоплении густоволосых красавиц в фильме красота этих двух девушек не главное их качество. Важнее здесь их настойчивость, хищность, преследование человека искусства, погружённые в карикатуру. Героини смешны. Но они становятся привлекательны, когда, уже одетые, начинают бережно одевать фотографа – это попытка оживления, исцеления Орфея, предпринятая Антониони. Гитара, разбитая и растоптанная музыкантом в другой сцене, осколки которой достались фанатам, – аллюзия на лиру Орфея, но растерзывает её сам человек искусства. Антониони исцеляет Орфея, но лишает его лиры. Лира плывёт по человеческой реке. Игра, в том числе пантонима и клоунада, в итоге становится единственным говорящим инструментом.   

28 июня 2019



скачать dle 12.1




Поделиться публикацией:
1 222
Опубликовано 29 ноя 2019

Наверх ↑
ВХОД НА САЙТ