Редактор: Сергей БаталовПредисловие Сергея Баталова: стихи Элины Черневой — о любви. Не только о романтической, хотя и о ней тоже. Они — о самой разной любви, о любви, которая возникает между как близкими, так и едва знакомыми людьми, о любви, которую мы всегда безошибочно чувствуем. * * *
ты видел меня и в красивом, и в грустном
одетой в работу, в заботу о дальнем
в контексте чужого, но всё же искусства
горящую делом, застывшую камнем
но что ты не видел, так таянье снега
оно за глазами свершается тайно
тогда весноватость зелёным побегом
потянется к людям как будто случайным
и в них миловато уткнëтся цветеньем
тебя опыляли вниманьем нежëны...
пока расстоял от меня даже тенью
ты право утратил узреть обнажëнность
и нежную прежнесть
* * *
не все раны могут зарубцеваться
со временем:
в детстве в лагере мне было грустно
по пути в столовую я упала
и напоролась коленкой
на стекляшку изумрудного цвета
некогда было уже возвращаться
вожатый
взял меня на руки и понёс
пока не добыли зелёнку
на обратном пути
ещё и сандалик порвался
зацепившись за корни еловые на тропе
вожатый
взял меня на руки и понёс
ухмыльнувшись:
«любишь ты, чтобы тебя на руках носили»
у меня на том месте
и по сей день осталась
незаживающая улыбка
* * *
Маша открыла и...
тёплый дом
дышится легко
закалённое стекло
багряный закат
вспоминать с нежностью
слегка касаться
дождевые капли
переливаются на свету
Распределите по колонкам словосочетания с типом связи согласование, управление и примыкание....распределила
* * *
толковый словарь лжёт, что
лес — это множество деревьев
растущих на большом пространстве
с сомкнутыми кронами
и детский рисунок лукавит
отображая лес
вертикальными палочками
с кудрями кроны
и зигзагами хвои
я гуляю с собакой и вижу:
лес — это горизонтальные палочки
поваленных ветром деревьев:
раздетых ёлок
пепельных лип
и древесной трухи
лес не был бы лесом
без тех, поваленных временем:
мы прорастаем
через самих себя
и состоим
из памяти
и друг друга
* * *
только что
был вечер, и было утро
и ничего не происходило
и вот
я занимаюсь танцами
это так
удивительно:
незнакомый мужчина
разного возраста и характера
то ли мальчик, то ли старик, то ли сгущённый воздух
берёт меня в руки
и не роняет
и опять не роняет
и снова меня не роняет
сколько раз
нужно выйти целой и невредимой
из танца
чтобы во мне зародилось
горчичное зёрнышко веры?
* * *
первое, что я купила в свою двухкомнатную —
золотой светильник в виде веточек сакуры
с мягким и тёплым светом
заходя, ты сразу споткнулся о мои туфли
пробурчал:
— ну как ты живёшь в такой темени?
я удивилась и сделала свет посильнее
— хоть бы лампу купила! —
добавил ты, —
тут хватит и маленького торшера
и мне тоже стало темно
но люстра висела, светила
и вдруг уронила золотой лепесток
прямо мне на макушку
— так вот же, вот! — вскрикнула я уверенно
— нет у тебя никакой люстры, сакуры, света, золота, —
пробурчал ты,
и споткнулся о мои походные берцы
а когда дверь захлопнулась
стало светло и мягко
* * *
носок из стиралки вернулся один
казалось, обыденность, ну а вот
это был тот ещё водоворот
носок вернулся, герой былин
вытер со лба порошковый пот
и никому не расскажет, а где он, брат
* * *
когда я чапаю зимой на работу
всякий раз
трамвайные пути нужно перебегать
вороны каркают
под локоть бабульки пихаются
трамвай подкрадывается из-за капюшона
хорошо хоть дома ты положил
вечно тёплое слово «люблю»
в мой нагрудный карман
может, это и греет
может, это и пуховик меня греет
пры-
гаю
через рель-
сины
что-то звякнуло
обернусь:
бабулька в авоську
заталкивает «б, л, ю, ю»
и голую «Эль»
мне протягивает
с улыбкой
* * *
после танцев руки пахнут мужским одеколоном
после гитары — металлом
после работы руки пахнут мелом
после тебя руки ничем не пахнут
и ничем не отмыть
эту пустоту
* * *
люди не меняются
люди тебяются
никогоются
и богаются
* * *
на байдарке
нужно чувствовать воду
чтобы плыть
нужно уметь табанить
чтобы сгрестись
долго молчать бок о бок
так и снег просыпается мимо окон
возвращая ту тишину на речке
* * *
изабельно-сангриевый
зев заката
горбушкой асфальта
погрустывает слегка
. кажется, падают листья
— оказывается, дни пролетают
: пока весенние, полусладкие
. покатится переспелый пластик
бутылками газировок
, будто осыпавшиеся лепестки воды
; лужи блеснут стеклянным лукавством
лучше по ним босекать
, чем по осколкам памяти
пальцами
провести по струнам тонкого воздуха
— зазвучит
: «чин, чин
, празднуйте
, пока вмещаете в свой бокал
стойкие струйки воспоминаний
, стеклянные лужи
, пузырьки мусора
, пуховые надежды
, изжёванный асфальт
. зев вечернего неба»
* * *
...наконец возвращаю
твоё присутствие, самоё твоя мысль обо мне
вьющаяся чёрным вороном
и мыльный пузырь воспоминания
такой крепкий во сно-житии
и развешенные гирляндами истории о твоём прошлом
и руны шрамов на твоей коже
миг! — исчезают:
себе себя...
* * *
по дороге обратно
в окне мелькают:
моргну —
кресты за каменным забором
моргну —
надпись на доме «приди к Иисусу»
моргну —
вода
* * *
...в пустой комнате
когда закатные лучи
щекочут сугробы исписанного
и ни одна пылинка не прячется
на бесшторье
пронзительно-уязвимый воздух
вытесняется контурами предметов
и шепчет
древне-ветровую загадку: кого полюбить...
* * *
в темноте
наливать воду в кружку
и по звуку чувствовать
где предел
это и есть
понимать другого
_________________________________________
Об авторе:
ЭЛИНА ЧЕРНЕВАПоэт. Публиковалась в журналах «Дон» (2024), «Кольцо А» (№152, 2022), в «Литературной газете» («Клуб 12 стульев», 2022), приложении Ex-libris к «Независимой газете» (2016). Автор сборника поэтических миниатюр «Вдох».
Создатель концептуальной выставки стихов «Выдох рядом» (стихотворение как звук, образ, видеоряд, продолжение личности автора, отражение в других людях). Соавтор саунд-поэтического альбома «Демонстрация запястий» (2023). В 2021 году вошла в лонг-лист премии «Лицей», в 2022 году из него вышла. В 2024 году инкогнито принимала участие в Школе поэтов г. Сочи.
скачать dle 12.1